« Организация коррекционно-развивающей работы и её роль в усвоении учащимися 1 «г» класса программного материала»
материал по теме

Таран Татьяна Анатольевна

 

          Коррекционная работа с учащимися, на мой взгляд – трудоемкое но, в конце концов, результативное занятие. Эта работа опирается на дифференцированный подход к учащимся. Поэтому я, прежде всего, выясняю индивидуальные способности и психологические особенности каждого ученика, его мотивацию и направленность, работоспособность, усидчивость, темп работы, а затем уже приступаю к разработке различных вариантов индивидуальной и коллективной работы на уроке. При этом обязательно учитываю уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося. Коррекционно-развивающее обучение осуществляется на всех уроках. Система коррекционной работы предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Цель коррекционно-развивающей работы - повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizaciya_korrekcionnoc_raboty.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

ГКС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-  

                интернат  № 25 VI вида» села Красногвардейского

 

                                  Выступление на ПМПС

                                                                              Тема:

   « Организация коррекционно-развивающей работы и её роль в усвоении учащимися 1 «г» класса программного материала»

                                                                           Учитель: Таран Т.А.

                                                               2013 г.

          Коррекционная работа с учащимися, на мой взгляд – трудоемкое но, в конце концов, результативное занятие. Эта работа опирается на дифференцированный подход к учащимся. Поэтому я, прежде всего, выясняю индивидуальные способности и психологические особенности каждого ученика, его мотивацию и направленность, работоспособность, усидчивость, темп работы, а затем уже приступаю к разработке различных вариантов индивидуальной и коллективной работы на уроке. При этом обязательно учитываю уровень знаний, умений и навыков каждого учащегося. Коррекционно-развивающее обучение осуществляется на всех уроках. Система коррекционной работы предусматривает проведение с обучающимися индивидуальных и групповых коррекционных занятий общеразвивающей и предметной направленности. Цель коррекционно-развивающей работы - повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ:

 

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

 - развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

 - развитие навыков каллиграфии;

 - развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

 - развитие зрительного восприятия и узнавания;

 - развитие зрительной памяти и внимания;

 - формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

 - развитие пространственных представлений ориентации;

 - развитие представлений о времени;

 - развитие слухового внимания и памяти;

 - развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

- навыков соотносительного анализа;

 - навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

 - умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

 - умения планировать деятельность;

 - развитие комбинаторных способностей.

 4. Развитие различных видов мышления:

 - развитие наглядно-образного мышления;

 - развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6.  Развитие речи, овладение техникой речи.

 7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

 8.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

   

     Существенной чертой коррекционно-развивающего учебно-воспитательного педагогического процесса является индивидуально-групповая работа, направленная на коррекцию индивидуальных недостатков развития учащихся. Такие занятия могут иметь общеразвивающие цели, к примеру, повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных и оптикопространственных нарушений, общей и мелкой моторики, но могут быть и предметной направленности; подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т.д.

Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за продвижением каждого учащегося.

           Для самостоятельной работы учащихся я использую дидактический материал, карточки-задания, содержащие различные варианты, с тем, чтобы каждый учащийся выполнял свое индивидуальное задание. Карточки-задания для коррекционной работы использую на уроках математики и письма. Каждому ребенку оказывается дозированная помощь в соответствии с учетом индивидуальных особенностей. Большое внимание уделяется формированию умений планировать деятельность, рационально действовать, контролировать и оценивать. Коррекционная работа на уроках дает свои положительные результаты: повышается не только уровень мотивации к предмету, но и растет качество знаний и уровень обученности.  На уроках  я использую  развивающие задания с целью развития мышления, внимания, речи учащихся и интереса к предмету  ( «Нарисуй и расскажи», « Поиграй с буквами и числами»). Одним из эффективных средств, способствующих развитию учебной мотивации, является проблемность обучения. Для этого я использую загадки или небольшие проблемные ситуации, для решения которых нужно выявить определенный "подвох" ( "Найди отличия", « Что лушнее?»). Для проверки речемыслительной деятельности сравнению могут подлежать не только картинки, но и слова. При этом ребенку предлагается выявить отличия между словами и сказать, например, какое слово короче, в каких словах одинаковое количество букв, какие слова отличаются одной, двумя или более буквами.  При выполнении таких заданий важно дать понять ребенку, что сравнению подлежат именно сами слова, а не те понятия, которые они обозначают. Для  сравнение предлагаю  такие слова, как:

- кот и кит (отличаются одной буквой (о-и);

- каша и киса (отличаются двумя буквами (а-и, ш-с).

 Для коррекции внимания и наблюдательности может стать выполнение такого упражнения, как "отвернись и назови". Дети с удовольствием выполняют это упражнение.

       Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недостаточно или неправильно сформировавшихся отдельных навыков и умений, например коррекции каллиграфии (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять), правильности списывания, чтения ( знание букв, умение читать по слогам и целыми словами), умения  пересказывать и т.п. Ситуация успеха в значимой для ребенка деятельности - важнейшее психологическое условие, своеобразная точка опоры, позволяющая изменить всю систему отношений ребенка, пробудить веру в себя, в успех своих учебных усилий.

 При проведении коррекционно-развивающей работы использую игровой момент « Мы учителя», для этого  делю   класс по схожести допущенных ошибок.  Учащимся предлагаются задания, в зависимости от характера допущенных ошибок, при решении заданий учащиеся пользуются опорным раздаточным материалом, консультациями учителя, осуществляют взаимопомощь. По окончании задания учащиеся самостоятельно проверяют работы друг друга. Такой вид работы, как  взаимное исправление недочетов в заданиях, оказал положительное влияние на развитие интереса к предмету,  овладение учащимися определённым объёмом знаний, умений и навыков.

    Развитие у детей речевого общения — необходимое условие расширения социальных связей. Известно, что само по себе накопление новых слов не ведет к улучшению активной речи. Даже владея нужными словами или несложной фразой, в собственной речи дети не пользуются ими. Это обусловлено их пассивностью, низким уровнем побуждений к высказываниям, слабым интересом к окружающему. Чтобы вызвать речь детей, я ставлю их в такие условия, когда они должны спросить или попросить что-либо, задать определенные вопросы. Этому как раз и содействуют создаваемые на уроках и в ходе экскурсии ситуации, в процессе которых дети учатся общению.

В своей работе использую следующие методы коррекционной работы:

Метод логотерапия - это разговор с учащимся, направленный на вербализацию эмоциональных состояний, словесное описание эмоциональных переживаний.

Музыкотерапия – использование в работе музыкальных произведений и музыкальных инструментов.

Имаготерапия - использование в целях терапии игры образами.  Здесь применяются самые разнообразные конкретные приемы: пересказ литературного произведения в заранее заданной ситуации, пересказ и драматизация народной сказки, театрализация рассказа

Сказкотерапия,   привлекательность сказкотерапии как метода коррекционной работы  учителя заключается в том, что это универсальный способ работы с психологическими проблемами. В процессе совместной работы с детьми происходит открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

Анализ результатов коррекционной работы выявил  положительную динамику в следующем:

1) в развитии пространственного восприятия;

 2)в формировании математических действий сложения и вычитания, сравнения  чисел;

 3)в усвоении навыков слогового чтения, повысился интерес и к самостоятельному чтению

4) имеются успехи в развитии графо-моторных функций;

 5) учащиеся освоили оттенки основных цветов, основные формы, приёмы сравнения предметов, фигур по различным признакам.

  Однако, не смотря на положительную динамику, по-прежнему остаются актуальными задачи по развитию зрительно-пространственного гнозиса, графо-моторных функций, произвольной деятельности, наглядно-образного и словесно-логического мышления, речевого опосредования мыслительных процессов, техники чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация коррекционно-развивающей работы в условиях школьного логопункта

Данная раздел раскрывает особенности логопедической работы в общеобразовательной школе. Для правильного отображения презентации необходимо установить файл шрифта "Пропись"....

Справка о результатах проведения городского семинара по теме «Специфика организации коррекционно-развивающей работы в общеобразовательном учреждении»

В соответствии с планом работы школы на 2012-2013 учебный год, на основании приказа директора № 06-О/3 от 10 января 2013 года, 25 педагогов МБОУ «СОШ №1 г. Анадыря»  приняли участие  в город...

Практико-ориентированный семинар "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения"

Материалы семинары рекомендованы учителям-логопедам, воспитателям, учителям ОУ, ДОУ, работающих с детьми с нарушением зрения....

организация коррекционно-развивающей работы с гиперактивными младшими школьниками

Методические рекомендации по работе с гиперактивными детьми младшего школьного возраста...

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение в формировании и развитии психических функций и навыков ребенка, отставание и отхождение от нормы психического развития в целом или каких-либо...

Статья: Организация взаимодействия учителя и специалистов сопровождения по организации коррекционно-развивающей работы с обучающимися ОВЗ в МБС(К)ОУ «С(К)НШ-ДС№10»

В общую коррекционную работу специалисты сопровождения включают совместное сотрудничество с педагогами в различных формах. Содержание коррекционно-педагогической работы выстраивается на основе комплек...