урок литературного чтения "Мир Авторской сказки"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Великорст Людмила Федоровна

презентация и разработка урока по литературному чтению в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИР АВТОРСКОЙ СКАЗКИ С. КОЗЛОВА «ТЕПЛЫМ ТИХИМ УТРОМ ПОСРЕДИ ЗИМЫ»

Страницы учебника: 170-173.

Цель:   выявить философский  смысл  сказки  С.  Козлова «Теплым тихим утром посреди зимы».

Оборудование: выставка книг писателя С. Козлова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение и обсуждение мини-сочинений.

III. Объявление темы урока.

За каждой рекой, за каждой горою Есть кто-то, еще не увиденный мною. И очень мне хочется встретиться с ним: Знакомым. Товарищем. Другом моим.

А. Кондратьев

- Кто этот друг, вы догадаетесь сами. (Выставка книг.) Этот человек знаком всем любителям мультфильмов. А поскольку мультфильмы любят все, это - наш общий знакомый.

Первые его книжки - «раскраски» и «раскладушки» - были напечатаны в начале 70-х годов. Потом появились сказки, в ко-т0рых действуют, как правило, постоянные любимые герои писателя - Ежик, Ослик, Медвежонок. С ними вы, конечно, тоже хорошо знакомы.

Он пишет не только прозу, но и стихи для детей и для взрослых. Многие его произведения стали мультфильмами: «Катерок», «В порту», «Как Львенок и Черепаха пели песенку», «Ежик в тумане»...

- Вспомнили нашего общего знакомого? (Сергей Козлов.) Тема нашего урока: «Мир авторской сказки Сергея Козлова

«Теплым тихим утром посреди зимы».

IV. Работа по теме урока.

- Прочитайте название сказки. Подумайте над смыслом названия. (Название сказки несет в себе тихую радость, умиротворенность среди суровой вьюжной зимы.)

1. Чтение сказки по ролям.

2. Анализ сказки.

-  Какая часть сказки напоминает вам по композиции такие народные сказки, как «Теремок» или «Колобок»? (Где звери цепочкой присоединяются к Ежику и Медвежонку, чтобы позавтракать у реки, образуя кумулятивную цепочку.)

- Прочитайте этот отрывок.

«И они сложили в корзину грибы, мёд, чайник, чашки и пошли к реке.

- Куда вы это идёте? - спросила Белка.

- К реке, - сказал Ёжик. - Завтракать.

- Возьмите меня с собой!

- Айда!

И Белка взяла орешков и чашку и поспешила следом. Встретился им Заяц.

- Тепло, хорошо, - сказал Заяц. - Вы куда идёте? - К реке, -сказала Белка. - Завтракать.

- И я с вами, ага?

- Идём, - сказал Медвежонок. Выбежал из травы Хомячок.

- А я уж заснул, - сказал он. - А тут - вода! Куда это вы?

- Завтракать, к реке, - сказал Заяц. - Идём с нами!

- У меня еда с собой, - сказал Хомячок и постучал лапой по раздувшемуся мешку за щекой, - только чашки нету, - и пошел следом.

Пришли к реке, развели костёр, сели завтракать.»

Вывод. Таким образом, получается кумулятивная цепочка

(Ежик - Медвежонок - Белка - Заяц - Хомячок), все персонажи

накапливаются в одном месте - на берегу реки.

-  Перечитайте размышления Медвежонка в первой части сказки. Возможно ли встретить нечто подобное в народной сказке? (Нет, первая часть сказки Козлова представляет собой размышления Медвежонка наедине с самим собой, написанные в форме второго лица единственного числа. Народная сказка не знает никаких философских рассуждений и риторических вопросов, а именно все это и составляет содержание того отрывочка, о котором идет речь. Народной сказке не свойственна такая взволнованная интонация, такая повышенная эмоциональность и такие знаки препинания, - маленький отрывок изобилует вопросительными и восклицательными знаками.)

-  Только ли Медвежонок наделен своим неповторимым характером, есть ли личностные черты у других героев сказки? (Да, Медвежонок - чуткий, думающий, Ежик - самый эстетически развитый из всех героев, романтичный, Заяц и Хомячок очень внимательны и восприимчивы к красоте.)

- Перечитайте отрывок сказки, где герои завтракают на реке, по ролям. Постарайтесь передать общее настроение и ощущение зверюшек.

- Подумайте, сказочный лес является героем сказки С. Козлова или он безучастен и равнодушен ко всему, как обычный зимний лес? (В сказке лес - герой произведения. Ежик говорит о нем, как о живом существе. Именно лес сделал возможным встречу героев на берегу реки.)

-  В какой части сказки содержится ее главный, самый сокровенный смысл? (В самом финале сказки.)

- Прочитайте главные слова сказки. (Главные слова сказки: «Если б не все они, зачем бы понадобилось тепло этому зимнему лесу?!»)

- Как вы понимаете слова Ежика? (Дружба, душевное тепло -это самое важное в жизни.)

V. Итог урока.

- В чем заключен смысл сказки? (Смысл сказки в том, чтобы напомнить: главная ценность в жизни - это общение; самое важное - это когда все вместе. Дождь в лесу, тепло в лесу -это лишь повод для того, чтобы опять повидаться и побыть друг с другом.)

Домашнее задание: вы, конечно, захотите встретиться с героями С. Козлова еще не один раз. Найдите и прочитайте другие произведения этого писателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного чтения по сказке братьев Гримм "Заяц и еж"

Урок построен по технологии развития критического мышления...

Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Урок литературного  чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...

Урок литературного чтения по сказке А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Цели урока:·         углубить литературное образование;·         обобщить знание о жизни и творчестве А.С.Пушкина;·...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок литературного чтения по сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Литературное чтение, 2 класс, Система Л.В.Занкова, учебник - литературное чтение – Свиридовой В.Ю., Работа над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»Цели урока: формирование умен...

Урок литературного чтения. Волшебные сказки А. С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Работа со сказкой А. С. Пушкина “ Сказка о рыбаке и рыбке”.Цели:обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина;выявить, насколько они знакомы со сказками великого русского поэта;формиро...