Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса (ПНШ)
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Рабочая программа   по литературному чтению для 2 класса

 

Составила: Фатихова Фарида Харисовна, учитель начальных классов высшей кв.

 

УМК  «Перспективная начальная школа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2kl_liter_chtenie_pnsh.doc259 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -  « Кунгерская средняя общеобразовательная школа»

 Атнинского муниципального района

  «Рассмотрено»                                                   «Согласовано»                                                                    «Утверждено»

Руководитель ШМО                                             Заместитель                                                                         Директор школы

____/Галиева С.М./                                            руководителя по УВР                                                    ____/Габидуллин Н.Г./

Протокол №1       от                                               _____/Залалиева Р.Р.                                                  Приказ №  54       от                                          

         27. 08. 2012 г.                                                   27.08.2012 г.                                                                            28.08.2012  г.

Рабочая программа   по литературному чтению для 2 класса

 

Составила: Фатихова Фарида Харисовна, учитель начальных классов высшей кв.

УМК  «Перспективная начальная школа»

                 

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по литературному чтению и УМК «Перспективная начальная школа» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Курс литературного чтения для 1 – 4 классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребенок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство   создания   образов,   заменяют   ему   краски,   как   у художника, и звуки, как у композитора-музыканта; как, почему, казалось бы за обычными словами, возникает целый мир (реальный или фантастический, волшебный), который начинает волновать читателя, будить воображение, заставляет его размышлять.

Рабочая программа по «литературному чтению» разработана на основе:

 -   Законы РФ и РТ «Об образовании»;

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом минобрнауки России от 6 октября 2009г.№373, зарегистрирован 22 декабря 2009года, регистрационный номер 17785);
  2. Письма министерства образования и науки РТ от 29.08.2011 №9282/11  “Об учебных планах для 1-2 классов школ РТ, реализующих в 2011-2012 учебном году основные образовательные программы начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО” 4 модель;  

  -   Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Стандарты второго поколения. М.: Просвещение, 2011.;

  -   Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. (Приказ №65-о/д  31.08.2011)

   -   Федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, от 24декабря, 2010 №2080, номер19776 ;

  -концепции «Перспективная начальная школа», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционным принципом  прочности усвоения знаний;

 -  программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение», рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Учебник: Литературное чтение Н.А Чуракова  Москва Академкнига учебник 2012

    Цель курса «Литературное чтение»

  1. Сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы.
  2. Познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом.
  3. На материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве.
  4. овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников;
  5. воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы;
  1.  Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
  2. развивать у детей способность полноценно воспринимать  художественное  произведение,   сопереживать  героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  3. учить  детей  чувствовать  и  понимать  образный  язык художественного   произведения,   выразительные   средства, создающие    художественный    образ,    развивать    образное мышление учащихся;
  4. формировать   умение   воссоздавать   художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее  воображение учащихся,  и  особенно  ассоциативное мышление;
  5. развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  6. формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  7. обогащать чувственный  опыт  ребенка,  его  реальные представления об окружающем мире и природе;
  8. формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  9. обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  10. расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать  нравственно-эстетический  и   познавательный   опыт ребенка;
  11. обеспечивать  развитие  речи  школьников   и  активно формировать навык чтения и речевые умения;
  12. работать с различными типами текстов;
  13. создавать условия для  формирования  потребности  в самостоятельном    чтении    художественных    произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание начинающего читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.

Рабочая программа по литературному чтению  составлена  из расчета 2 часа в неделю, в год 70 ч,  на основе 4 модели Базисного учебного плана, на основании письма  №6871/10 от 18.08.2010г «О введении ФГОС НОО», утвержденного Министерством образования и науки РТ.

Содержание тем учебного курса

Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных . Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.

Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).

Авторская литература

Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.

Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский).

Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающим обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: о красоте окружающего мира, о дружбе, о любви. Представление о том, что для Поэта природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнениезвукописьконтраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения. Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук — любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).

Формирование библиографической культуры.

Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики журнала, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.

Формирование умений и навыков чтения, слушания и говорения.

Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:

а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;

б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.

Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.

Формирование умения чтения «про себя»:

а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;

б) на основе перечитывания текста в ходе его анализа.

Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения.

Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме.

Круг чтения

Русские и зарубежные народные и авторские сказки

«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»*; «Петушок — золотой гребешок»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». «Барсук — любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке».

А. Пушкин: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»*;

Дж. Родари: «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;

Дж. Харрис: «Братец Лис и Братец Кролик»; «Почему у Братца Опоссума голый хвост».

Классики русской литературы

Поэзия

Д. Кедрин: «Скинуло кафтан…»;

М. Лермонтов: «Осень», «Утес»;

А. Пушкин: «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»;

Ф. Тютчев: «Зима недаром злится».

Проза

М. Пришвин: «Разговор деревьев», «Золотой луг»;

Л. Толстой: «Прыжок», «Акула»;

И. Тургенев«Воробей».

Современные русские и зарубежные писатели и поэты

Поэзия

Я. Аким: «Яблоко»*;

А. Ахундова: «Окно»;

Т. Белозеров: «Хомяк», «Самое доброе слово»*;

В. Берестов: «Картинки в лужах»;

М. Бородицкая: «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котенок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*;

А. Гиваргизов: «Что ты, Сережа…», «Мой бедный Шарик…»;

А. Екимцев: «Осень»;

Е. Есеновский: «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»;

Б. Заходер: «Собачкины огорчения»;

С. Козлов: «Желудь»;

Ю. Коринец: «Тишина»;

А. Кушнер: «Что я узнал!»;

Г. Лагздынь: «Утренняя кричалка»;

В. Лунин: «Кукла», «Что я вижу»;

Н. Матвеева: «Было тихо…»*;

С. Махотин: «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»;

С. Михалков: «А что у вас?»;

Ю. Мориц: «Хвостики», «Букет…»;

Э. Мошковская: «А травинка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»*;

И. Пивоварова: «Картина», «Жила-была собака», «Мост и сом»;

Г. Сапгир: «У прохожих на виду…»;

Р. Сеф: «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»;

П. Синявский: «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»;

М. Тахистова: «Редкий тип»;

А. Усачев: «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»;

Д. Хармс: «Врун»*;

Е. Чеповецкий: «В тихой речке у причала»;

С. Черный: «Что кому нравится»*;

К. Чуковский: «Федотка»;

Г. Юдин: «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»;

М. Яснов: «Самое доброе слово», «Ути-ути»;

Л. Яхнин: «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*.

Басе, Бусон, Исса, Иссе, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тие, Хиросиге: японские трехстишия (хокку);

О. Дриз: «Игра», «Стеклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Теленок», «Доктор», «Обида», «Сто веселых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»;

М. Карем: «Ослик», «Повезло!»;

Л. Квитко: «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»;

П. Коран: «По дорожке босиком»;

Во Куанг: «Заходите»;

Т. Кубяк: «О гноме-рыбаке»*;

Л. Станчев:«Осенняя гамма».

Проза

В. Берестов: «Как найти дорожку»*;

В. Вересаев: «Братишка»;

С. Воронин: «Лесик-разноголосик»*;

В. Драгунский: «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное горло»*;

Ю. Коваль: «Три сойки»;

С. Козлов: «Ежик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Теплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*;

О. Кургузов: «Сухопутный или морской?»;

Н. Носов: «Фантазеры»;

Б. Окуджава: «Прелестные приключения»;

С. Седов: «Сказки про Змея Горыныча»;

А. Усачев: «Обои»; «Тигр в клеточку»*;

Г. Цыферов: «Жил на свете слоненок»;

Е. Чарушин: «Томка испугался», «Томкины сны».

Д. Биссет: «Хочешь. Хочешь, хочешь…», «Ух!»;

А. Линдгрен: «Малыш и Карлсон»*;

Дж. Родари: «Бриф! Бруф! Браф!».

по курсу «Литературное чтение» к концу второго года обучения.

Учащиеся научатся:

  1. имена 2—3 классиков русской и зарубежной литературы,
  2. имена 2—3 современных писателей (поэтов); название и содержание их произведений, прочитанных в классе;
  3. названия и содержание нескольких произведений любимого автора.

Ученик получит возможность научиться:

  1. читать целыми словами вслух и про себя, учитывая индивидуальный темп чтения;
  2. читать выразительно поэтический текст в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
  3. эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой;
  4. устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
  5. читать наизусть 6—8 стихотворений разных авторов (по выбору);
  6. пересказывать текст небольшого объема;
  7. различать сказку о животных и волшебную сказку;
  8. определять особенности волшебной сказки;
  9. определять тему и выделять главную мысль произведения;
  10. оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки;
  11. узнавать изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, звукопись, контраст), уметь находить их в произведении;
  12. пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения содержания книги по ее элементам;
  2. самостоятельного чтения книг;
  3. работы со словарями.

                                                         

                                           

Учебно-тематический план

                                     

Наименование разделов и тем

Всего часов


1

В гостях у Учёного Кота

11

2

В гостях у Незнайки

5

3

В гостях у Барсука

14

4

В гостях у Ёжика и Медвежонка

7

5

Точка зрения

16

6

Детские журналы

2

7

Природа для поэта – любимая и живая

7

8

  Почему нам бывает смешно                                                                                                                              

8

70

                                                             

                                 

Тематическое планирование

Тема урока

Кол-во ча

сов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся

или виды учебной деятельности

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Д/з

Дата проведения

План

Факт.

Часть 1.              Глава 1. В гостях у Учёного Кота (11 ч)

1

Знакомство с библиотекой Учёного кота

1

Комбинированный

Народные и авторские сказки

Чтение вслух, беседа

Учащиеся научатся:

 названия и авторов литера-турных произведений.

Ученик получит возможность научиться: работать с дополнительной литературой

Прочитать стих.-е А.С.Пушкина на с. 8-9

1.09

2

Вступление к поэмеА.С.Пуш-кина «Руслан и Людмила»

1

Произведения выдающихся представителей русской литературы. Ритм стихотворения

Учащиеся научатся:

 имена русских классиков; произведения А.С.Пушкина; понятие «иллюстрация».

Ученик получит возможность научиться:

ориентироваться по содержанию учебника

Самост.перечит.

поэму.

4.09

3-4

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

2

Народные и авторские сказки. Особенности волшебной сказки.

Ученик получит возможность научиться:находить концовку в произведении; объяснять авторские обороты; читать текст художественного произведения про себя

Самост.прочит.

сказку.


 Нарис. свою золотую рыбку: не простую, а волшебную.


8.09

11.09

5

Русская народ-ная сказка «Петушок-зо-лотой гребе-шок»

1

Сравнительный анализ народных сказок и зарубежных сказок о животных

Учащиеся научатся:

народные сказки о животных.

Ученик получит возможность научиться:анализировать по-строение русской народной сказки; соотносить данную сказку со сказкой-цепочкой; читать вслух и про себя; различать сказки авторские и народные

Пересказать сказку с опорой на иллюстрации

15.09


6

Зарубежные сказки о живот-ных. Джоэль Харрис «Братец Лис и братец Кролик»

1

Сравнительный анализ героев сказок о животных русских народных и зарубежных авторских

Чтение вслух, беседа

Ученик получит возможность научиться:: различать сказки народные и авторские; давать характеристику главным героям по названию произведения

Перечитать сказку (с. 31-35) и подобрать к иллюстр. под-писи из текста.

18.09

7

Джоэль Харрис «Почему у братца Опос-сума голый хвост»

1

Комбинированный

Главный герой произведения

Чтение вслух, беседа

Учащиеся научатся:

что в сказках о животных хитрец и проказник – часто самый главный герой.

Ученик получит возможность научиться:подтверждать своё мнение строчками из текста; делить текст на части

С. 31-35 читать

22.09

8

Китайская вол-шебная сказка «Как собака с кошкой враж-довать стали»

1

Признаки волшебной сказки

Выразительное чтение

Ученик получит возможность научиться:находить в произведении приметы волшебной сказки: волшебные помощники, чудеса, волшебные предметы; устно выражать своё отношение к содержанию сказки

С. 41-44 читать

25.09

9

Главные герои волшебной сказки «Волшебное кольцо»в пере-сказе А.Афана-сьева

1

Сходство и отличие русских и китайских волшебных народных сказок

Чтение вслух, беседа

Ученик получит возможность научиться:выделять общие сюжеты в русской и китайской сказках, своеобразие этого момента в каждой сказке

Нарисовать вол-

шебные пред-меты, к-ые встречаются в разных волшеб-ных сказках.

29.09

10

Современные поэтические тексты. И.Пивоварова. Стихотворения

1

Связь поэтических текстов с народным творчеством

Учащиеся научатся:

понятие  «поэт».

Ученик получит возможность научиться:определять жанр литературного произведения; подтверждать своё мнение строчками из текста

Выразительно читать стих-я на

с.60-62.

2.10

11

Устное народ-ное творчество Г.Лагздынь. «Утренняя кри-чалка» Поход в «Музейный дом». Иллюстрации к сказке «Репка»

1

Ритм стихотворения. Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения

Чтение наизусть, беседа

Ученик получит возможность научиться:определять жанр лит-го пр-я; анализировать иллюстрации к русской народной сказке «Репка».

Иметь представление о разных взглядах художников на сказку «Репка»

Придумать свой вариант сказки «Репка» как небылицы.

6.10

Глава 2. В гостях у Незнайки (5 ч)

12

Фантазии в литературе и жизни. Н.Носов «Фантазёры»

1

Комбинированный

Герой произведения

Чтение вслух, беседа

Ученик получит возможность научиться:пересказывать текст; различать жанры; приводить примеры лит-х произведений различных авторов на одну тему

С. 66-69 пересказ

9.10

13

 Характер глав-ного героя. Дж.Родари «Бриф! Бруф! Браф!»

1

Произведения зарубежной литературы

Учащиеся научатся:

что смысл пр-я выражается не только в словах, но и в ритме, интонации, атмосфере общения героев.

Ученик получит возможность научиться:передавать характер героя при чтении с помощью интонации, высоты голоса.

1. Перечитать

в учебнике текст на с. 75-77.

2.Придумать фразу на фантастическом языке.

13.10

14

Способность поэзии выра-жать важные переживания.

Э.Мошковская. Стихотворения

1

Комбинированный

Современные юмористические произведения

Чтение вслух, беседа

Ученик получит возможность научиться:анализировать поступки главного героя; подтверждать своё мнение строчками из текста; читать стих-я наизусть

Выучить наи-зусть по выбору одно из стихот-ворений Э.Мош-ковской.

16.10

15

Современная авторская про-грамма.

Б.Окуджава «Прелестные приключения»

1

Современные авторские сказки для детей. Различение жанров произведения

Ученик получит возможность научиться:пользоваться толковым словарём для объяснения значения слов; проводить сравнительный анализ построения современной авторской сказки и построения русской народной сказки; соотносить иллюстрации к прочитанному тексту

Нарисовать одного из героев так, как вы сами его представ-ляете, и соста-вить его сло-весный портрет

20.10

16

Фантазия в литературе. Дональд Биссет «Хочешь, хо-чешь, хо-чешь…»

1

Произведения зарубежной литературы. Герой произведения

Учащиеся научатся:

понятия «фантазёр» и «выдумщик».

Ученик получит возможность научиться:составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст

С. 37-40 читать

23.10

Глава 3. В гостях у Барсука ( 14 ч)

17

Секреты Чай-ного домика.

Хокку поэта Исса

1

Комбинированный

Произведения зарубежной литературы. Высказывание оценочных суждений

Чтение вслух, беседа

Ученик получит возможность научиться:представлять картины природы.

Иметь представление о «секрете любования»

Читать текст в учебнике (с. 93-96)

27.10

18

С.Козлов «Ёжик в тума-не»

1

Герои произведения. Восприятие и понимание их переживаний.

Ученик получит возможность научиться: подтверждать своё мнение строчками из текста; читать осознанно текст лит-го пр-я; определять тему и главную мысль

С. 97-98 Читать текст

30.10

19

С.Козлов «Ёжик в тумане». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Т.Мавриной «Полумесяц»

1

Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения

Ученик получит возможность научиться:соотносить иллюстрацию с худ-м произведением; определять идею иллюстрации

Выполнить за-дание на стр.99

3.11

20

Поэтическое мировосприя-тие в прозе. Японская сказ-ка «Барсук – любитель сти-хов»

1

Произведения зарубежной литературы. Различение жанров произведений

Пересказ, беседа

Ученик получит возможность научиться:определять мотивы поведения героев; высказывать своё отношение к главному герою сказки

С. 99-102

пересказ

13.11

21

Японская сказка «Луна на ветке»

1

Произведения зарубежной лит-ры. Сравнение героев японских сказок

Ученик получит возможность научиться:сравнивать характеры героев различных пр-й; работать с иллюстрацией в книге и определять её роль в раскрытии содержания пр-я

Читать сказку в учебнике на с.103-106.

17.11

22

Секреты япон-ского свитка. Поход в «Музейный дом». Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка»

1

Комбинированный

Иллюстрация в книге и её роль в понимании произведения. Высказывание оценочных суждений.

Сочине

ние-описание

Ученик получит возможность научиться:работать с иллюстрациями; анализировать фрагмент свитка с помощью лупы; находить фигурки животных в работе художника

Составить рас-сказ по рисунку на с.108.

20.11

23

С.Козлов «Красота». Поход в «Му-зейный дом». А.Дюрер «Травы»

Иллюстрация к книге и её роль в понимании пр-я. Пересказ текста, деление текста на части

Чтение вслух, беседа

Ученик получит возможность научиться:видеть красивое в обычном; узнавать изобразительно-выразительные средства лит-го языка; находить их в произведении

1.Прочитать произведение С.Козлова «Кра-сота»

2.По пути домой в окружающей природе поста-рться найти что-нибудь необыч-ное.

24.11

24

Секреты корот-ких стихот-ворений. Поход в «Музейный дом». А.Венецианов

«Жнецы»

1

Произведения зарубежной лит-ры. Иллюстрация в книге и её роль в понимании пр-я

Пересказ, беседа

Иметь представление о том, как записываются японское хокку.

Ученик получит возможность научиться: видеть прекрасное в простом; устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного

Выучить одно из хокку по выбору.

27.11

25

Японское хокку тиё, Оницура. Поход в «Музейный дом». Ван Гог «Комната в Арле»

1

Чтение вслух, беседа

Ученик получит возможность научиться: анализировать состояние души автора текста; подтверждать своё мнение строчками из текста; работать с иллюстрацией

Найти сборник японских трех-стиший и вы-учить одно.

1.12

26

В.Драгунский «Что я люблю»

1

Герои пр-я. Восприятие и понимание их переживаний

Учащиеся научатся: произведения В.Драгунского соотносить пове-дения героя пр-я с поведением своих друзей

По аналогии с рассказом В.Драгунского составить рассказ на тему «Что я  люблю».

4.12

27

Герой стихот-ворения С.Махотина «Воскресенье»

1

Тест

(5 мин)

Ученик получит возможность научиться:сравнивать героев В.Драгунского и С.Махотина; читать стих-е наизусть

По желанию выучить стихот-ворение наи-зусть.

8.12

28

Герой проза-ического произ-ведения.

В.Драгунский «Что любит Мишка»

1

Комбинированный

Герои пр-я. Восприятие и понимание их переживаний

Чтение вслух, беседа

Ученик получит возможность научиться:выполнять сравнительный анализ героев двух прозаических и одного поэтического текста; ориентироваться в тексте; просматривать его и находить нужное место для ответа на вопрос

Прочитать рас-сказ «Что любит Мишка» и от-ветить на вопро-сы на с.132.

11.12

29

М.Бородицкая.

«Ракушки», «Уехал млад-ший брат»

1

Чтение наизусть

Ученик получит возможность научиться:выполнять анализ постепенной смены настроения героя стих-я; ориентироваться в тексте; читать стих-я наизусть

1.Подготовить выразительное чтение одного из стихотво-рений.

2.Найти посло-вицы о дружбе.

15.12

30

Дж.Родари «Приезжает дядюшка белый медведь»

1

Произведения зарубежной лит-ры

Ученик получит возможность научиться:пользоваться толковым словарём для выяснения значения слов; определять тему и выделять главную мысль произведения

Пересказать третью часть сказки (с.142-143)

18.12

Глава4.     В гостях у Ёжика и Медвежонка ( 7 ч)

31

Тема текста и его название.

И.Тургенев «Воробей». И.Карем «Ослик»

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста. Различие позиций автора и героев стих-я

Чтение вслух, беседа

Ученик получит возможность научиться:анализировать названия пр-я; различать позиции автора и героя стих-я; пользоваться толковым словарём для выяснения значения слов

Выразительно

читать стих-е на

с.148

22.12

32

М.Бородицкая «Котёнок». Э.Мошковская «Кому хорошо»

1

Позиция автора и героев стих-я

Ученик получит возможность научиться:анализировать позиции автора и героев стих-я; понимать и чувствовать смысл интонации, эмоционального тона стих-я; искать конкретный текст, ориентируясь на страницу «Содержание»; ориентироваться в тексте, просматривать его и находить нужное место 

Выучить на-изусть песню о

Дружбе.

25.12

33

В.Драгунский «Друг детства»

1

Герои пр-я. Восприятие и понимание их переживаний

Ученик получит возможность научиться:устанавливать связь между названием и содержанием пр-я; определять, от какого лица идёт повествование

1.Перечитать отрывок из рассказа(с.153-155)

2.Принести свою любимую игрушку на следующий урок. Составить устный рассказ о ней.

29.12

34

В.Лунин «Кукла». Р.Сеф «Я сделал крылья и ле-тал»

1

Тема и главная мысль

пр-я

Ученик получит возможность научиться:подтверждать своё мнение строчками из текста; узнавать приём олицетворения; проводить грань между выдумкой и обманом

Выразительно читать стих-я В.Лунина и Р.Сефа

12.01

35

Л.Толстой «Прыжок»

1

Произведения выдающихся представителей рус. лит-ры. Герои пр-я. Восприятие и понимание их переживаний. Жанры пр-й

Чтение наизусть. Чтение вслух. беседа

Учащиеся научатся:

понятия «сказка», «рассказ», «быль».

Ученик получит возможность научиться:выполнить структурно-содержательное деление текста; определять кульминацию; ориентироваться в тексте, внимательно просматривать его и находить нужное место; примерять высказывание к характеру героя

Представить, что вы нахо-дились на ко-рабле и видели всё, что про-изошло с маль-чиком. Пересказать эту историю от сво-его лица.

15.01

36

Л.Толстой «Акула»

1

Комбинированный

События, составляющие основу пр-я

Чтение вслух. беседа

Ученик получит возможность научиться:выделять главного героя; осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев лит-го пр-я; делить текст на смысловые части

Прочитать рас-сказ «Акула» и

озаглавить каж-дую часть.

19.01

37

Поэтический взгляд на мир. Э.Мошковская «Если такой закат».Поход в «Музейный дом». П.Брейгель «Охотники на снегу»

1

Иллюстрация в книге и её роль в понимании пр-я

Чтение наизусть. Мини-сочинение. Письмо в клуб «Ключ и заря»

Ученик получит возможность научиться:анализировать характер героя-рассказчика; работать с иллюстрациями; изучать фрагменты картины с помощью лупы

Выразительно читать стих-е на с.172. По выбо-ру выучить одно стих-е наизусть.

22.01

Часть 2. Точка зрения (16ч)

38

Поэтический текст. А.Кушнер «Что я узнал!» Поход в «Музейный дом». Портреты итальянского художника Арчимбольдо

1

Комбинированный

Иллюстрация к книге и её роль в понимании пр-я. Герои пр-я

Чтение вслух, беседа

Ученик получит возможность научиться:пользоваться толковым словарём; работать с иллюстрациями

Выразительно читать стих-е А.Кушнера «Что я узнал!»

26.01

39

С.Махотин «Фотограф». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В.Гога «Церковь в Овере»

1

Иллюстрация к книге и её роль в понимании пр-я.

Ученик получит возможность научиться: читать стих-я наизусть; применять на практике знания о различных жанрах живописи; работать с иллюстрациями

С. 132-137

Наизусть по выбору

29.01

40

И.Пивоварова «Картина». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный»

1

Чтение наизусть

Ученик получит возможность научиться:определять тему лит-го пр-я; работать с иллюстрациями.

Иметь представление о способах видеть мир по-новому.

Выразительно читать стих-е «Картина», на-рисовать ри-сунок к ней.

2.02

41

О.Дриз. Стихотворения.

1

Комбинированный

Герои пр-я. Восприятие и понимание их переживаний.

Чтение вслух, беседа

Ученик получит возможность научиться:читать стих-е по цепочке; анализировать состояния главного героя

Выразительно читать стих-я. По выбо-ру выучить одно стих-е наизусть.

5.02

42

С.Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»

1

Учащиеся научатся:

понятие «воображение».

Ученик получит возможность научиться:представлять картины лит-го пр-я.

Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения

Читать сказку С.Козлова на с.15-18 и нарисовать ри-сунок к ней.

9.02

43

М.Бородицкая, в.Берестов, А.Ахундова. Стих-я

1

Понимание содержания лит-го пр-я: тема, главная мысль, события, их последовательность

Чтение наизусть

Ученик получит возможность научиться:пользоваться толковым словарём.

Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения

С.20-21 наизусть

12.02

44

А.Усачёв «Бинокль»

1

Ученик получит возможность научиться:делить текст на части.

Нарисовать ил-люстрации к стих-ю Э.Мош-ковской

«Смо-три!»(с.4-5)

16.02

45

Т.Белозёрова «Хомяк», М.Яснов «Хомячок»

1

Тема, идея пр-я

Чтение вслух, беседа

Ученик получит возможность научиться:пользоваться толковым словарём; анализировать характер героя; подтверждать своё мнение строчками из текста; определять, от какого лица идёт повествование

Прочитать сти-я, нарис. к ним рисунок.

19.02

46

Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок»

1

Понимание содержания лит-го пр-я. Участие в диалоге о прочитанном пр-и

Чтение наизусть

Ученик получит возможность научиться:делить текст на смысловые части; пересказывать пр-е; анализировать причину смены настроения

26.02

47

Стихотворения современных авторов

(стр. 32-39)

1

Чтение вслух, беседа

Ученик получит возможность научиться:пользоваться понятием «точка зрения»; определять, от какого лица идёт повествование

2.03

48

О.Кургузов «Сухопутный или морской?». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Н.Крылова «Зимний пейзаж»

1

Иллюстрация в книге и её роль в понимании пр-я

Ученик получит возможность научиться:работать с иллюстрациями; выбирать название к фрагменту иллюстрации из данных в учебнике; изучать фрагмент с помощью рамки; сравнивать начало и концовку лит-го пр-я; определять «точку зрения» героев

5.03

49

О.Дриз. Стих-я. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация М.Добужинского «Кукла».Иллюстрация М.Шагала «Синий дом»

1

Ученик получит возможность научиться:выделять общее у всех зашифрованных живых и неживых предметов-героев пр-в; работать с иллюстрациями; сравнивать тему и переживания героев стих-я и иллюстрации

Выразительно читать стих-е в учебнике на с.44.

9.03

50

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало». М.Лермонтов «Осень»

1

Комбинированный

Произведения выдающихся представителей русской лит-ры

Чтение вслух, беседа. Чтение наизусть

Ученик получит возможность научиться:анализировать и выделять общее в стих-х А.Пушкина и М.Лермонтова об осени; ситать стих-я наизусть

1.Выучить стих-я наизусть по желанию.

2.Найти и прочитать дру-гие стихи Пушкина про осень.

12.03

 51

Стихотворения современных авторов

 (стр. 56-69)

1

Герой пр-я. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора пр-я. Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам

Ученик получит возможность научиться:ориентироваться в тексте; находить повторяющиеся строчки; анализировать характер героя; читать стих-е наизусть

1. Выразительно читать стих-я в учебнике на с.58-60.

16.03

52

А.Усачёв «Обои»

1

Связь названия с темой текста, мысль текста

Ученик получит возможность научиться:составлять высказывания с опорой на текст; анализировать характер и мотивы поведения героев

С. 24-27 читать

С. 28-29

Наизусть.

19.03

53

В. Лунин, Ю.Мориц. Стих-я. Поход в «Музейный дом». Иллюстрация Д.Арчимбольдо «Лето», «Осень»

1

Герой пр-я. Эмоционально-нравственные переживания героев и автора пр-я. Иллюстрация в книге и её роль в понимании пр-я

Чтение вслух, беседа

Иметь представление о силе воображения. 

Ученик получит возможность научиться:определять тему и выделять главную мысль пр-я

Прочитать стих-я и ответить на вопросы в учебнике на с.77.

23.03

54-55

Детские журналы

2

Основные темы детского чтения: родина, природа, труд, добро и зло, взаимоотношения людей, приключения в детских журналах.

Иметь представление о детской периодике.

Ученик получит возможность научиться:пользоваться толковым словарём для выяснения значения слов; анализировать новости, рассказанные ребятами-героями стих-я

1.Найти и принести в класс номер детского жур-нала, подго-товить подборку свежих новос-тей.

2.Подобрать ма-териалы для создания ру-брики «Голово-ломки, ребусы, крос-сворды»

26.03

30.03

                                                                                  Природа для поэта – любимая и живая ( 7ч)

56

Стихотворения современных авторов

 (стр. 104-105,110-111)

1

Комбинированный

Связь названия с темой текста, мысль текста

Чтение вслух, беседа

Ученик получит возможность научиться:выполнять сравнительный анализ темы и названия стих-я; ориентироваться в тексте

13.04

57

Ю.Коваль «Три сойки». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация А.Дюрер «Заяц»

1

Иллюстрация в книге и её роль в понимании пр-я

Ученик получит возможность научиться:ориентироваться в тексте; выделять средства худ-ой выразительности; находить сравнения и выражения, которыми пользуется писатель, чтобы рассказать о пении птиц; работать с иллюстрациями; изучать фрагмент с помощью лупы

1.Пересказать первые четыре абзаца рассказа.

16.04

58

Е.Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны» Г.Юдин «Вытри лапы и входи» Проверочная работа.

1

Понимание сод-я лит-го пр-я: тема, главная мысль, события, их последовательность

Ученик получит возможность научиться:делить текст на части по смыслу; сравнивать между собой два мнения не одну проблему

Написать рас-сказ о своём четвероногом друге.

20.04

59

М.Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг». Поход в «Музейный дом». Иллюстрация В.Гога «Подсолнухи»

1

Связь названия с темой текста, мысль текста

Ученик получит возможность научиться:определять, что выражает название рассказа: его тему и основную мысль; узнавание средств худ-й выразительности; пересказывать близко к тексту

1. Выразительно читать рассказ

М.Пришвина «Золотой луг» и нарисовать к нему рисунок.

23.04

60

Поэты о природе

(до стр 130)

1

Чтение вслух, беседа. Чтение наизусть

Ученик получит возможность научиться:читать стих-е наизусть.

Иметь представление о средствах худ-ой выразительности

Выразительно читать стих-я (по желанию- наизусть)

27.04

61

Д.Биссет «Ух!»

1

Произведения зарубежной лит-ры

Чтение вслух, беседа

Ученик получит возможность научиться:пользоваться толковым словарём; определять тему текста.

Иметь представление о том, что у поэтов не только особое зрение, но и особый слух

Перечитать

сказку и оза-главить каждую часть.

30.04

62

А.Екимцев «Осень», Ю.Коринец «Тишина»

1

Участие в диалоге о прочитанном

Ученик получит возможность научиться:выполнять сравнительный анализ стих-я с песней; определять настроение повторяющихся строк текста; узнавать средства худ-й выразительности

С 135-137

читать

4.05

                                                                                                                                       Почему нам бывает смешно ( 8 ч)

63

Юмористические пр-я для детей

1

Комбинированный

Современные юмористические пр-я про детей

Чтение вслух, беседа

Ученик получит возможность научиться:определять причину смеха.

Иметь представление о секрете «смешного» в лит-х пр-ях

1.Выучить одно стих-е на выбор.

2.Нарисовать рисунок к одному из стих-ий.

7.05

64

В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»

1

Приёмы смешного в лит-х пр-ях. Развитие сюжета пр-я. Выразительное чтение

Учащиеся научатся:

пр-я В.Драгунского; понятие «контраст».

Ученик получит возможность научиться:пользоваться толковым словарём; анализировать разные точки зрения героев на одну проблему; перечитывать текст и находить в нём нужные фрагменты.

С 141-149 читать пересказ

11.05

65

Юмористические пр-я для детей

(стр 149-153)

1

Пересказ

Ученик получит возможность научиться:устно выражать своё отношение к содержанию прочитанного

1. Выразительно читать стих-я в учебнике на с.149-153.

14.05

66

С.Седов «Сказки про Змея Горыныча»

1

Лит-я сказка. Понимание содержания лит-го пр-я: тема, главная мысль, события, их послед-ть

Чтение вслух, беседа

Ученик получит возможность научиться:пользоваться толковым словарём; сравнивать разные точки зрения на одну проблему; проводить грань между выдумкой и обманом

Пересказать сказку по цепочке.

18.05

67

Юмористические пр-я для детей

1

Приёмы смешного в лит-х пр-ях

Учащиеся научатся:

разную роль повторов в лит-м пр-и.

Ученик получит возможность научиться:определять приёмы смешного в тексте

21.05

68

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

Проверочная работа.

1

Урок-викторина

Участие в диалоге о прочитанном

Учащиеся научатся:

имена 2-3 классиков русской и зарубежной лит-ры; имена 2-3 современных писателей (поэтов); название и содержание из пр-й, прочитанных в классе; названия и содержания нескольких пр-й любимого автора; устно выражать своё отношение к сод-ю прочитанного.

24.05








Перечень учебно-методического обеспечения:

Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия/ Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2012

Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...