Оптимизация форм контроля на уроках литературного чтения.
статья по чтению (4 класс) по теме

Хвостова Татьяна Вениаминовна

Материал для начинающего учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon optimizaciya_form_kontrolya_na.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

ОПТИМИЗАЦИЯ ФОРМ КОНТРОЛЯ НА  

УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.

   Литература как учебный предмет должна воспитывать у ученика эстетический вкус, нравственную взыскательность, способствовать овладению искусством слова, вызывать потребность обращения к художественным произведениям.

   Что же может помочь учителю сделать урок литературы более интересным, разнообразить задания, вызвать устойчивый интерес у детей к своему предмету?

   Главное на уроке – звучащий текст художественного чтения. Но всем известно, что за последние десятилетия у населения нашей страны пропал интерес к чтению. Изучение же художественного произведения основывается на знании текста. Как осуществить контроль за процессом чтения программных произведений детьми? Вопросы и задания – возможные помощники учителя. В хрестоматиях содержатся подобные задания, но их недостаточное количество. Одной из форм работы является также использование рабочих тетрадей на печатной основе. Подобные тетради можно использовать в начальной школе, начиная со 2 - 3 класса, а также и в среднем звене.

    Создаются такие тетради в соответствии с федеральными учебниками и содержат дидактические задания и упражнения, работы по развитию речи и творческого воображения учащихся.

     Тетради включают в себя задания разного характера:

  1. Вопросы по содержанию;
  2. Задания, составляющие основу анализа художественного произведения;
  3. Работу со словом: от понимания смысла слова до умения сформулировать собственную мысль, выразить своё мнение, подобрать синонимы, антонимы.

Существуют такие тетради, в которых даются конспективные теоретические сведения (ознакомление с отдельными литературными понятиями), причём в нескольких вариантах, так как определения берутся из разных словарей. Предполагается и работа детей со словарями. Также предполагаются задания на закрепление этих знаний.

  1. Задания, создающие предпосылки для логического мышления, в которых необходимо сделать выводы из прочитанного;
  2. Вопросы, основанные на связи изучаемого произведения с другими видами искусства;
  3. Задания сравнительного характера, основанные на сопоставлении произведений, нахождении их сходства и особенностей, в том числе и задания, в которых необходимо сравнить героев;
  4. Вопросы по теории литературы.
  5. Задания творческого характера, направленные на развитие речи учащихся (мини-сочинения, мини-изложения…)

Тетради, как правило, хорошо иллюстрированы, удобны в использовании. Работа детей в тетрадях на уроках и дома позволит учителю оптимизировать контроль усвоения программного материала.

 

   Можно также предложить учителю использование различного рода тестовых и проверочных работ на уроках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы обучения на уроках литературного чтения

В данной статье рассмотрены разнообразные формы обучения по литературному чтению, приведен план работы по данной теме....

Групповые формы работы –способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Как используется групповая форма работы на уроке литературного чтения

Одной из эффективных форм работы в начаьной школе явлется групповая. Во время групповой работы дети работают активно, каждый ученик с большим интересом выполняет задание. При выполнении заданий в груп...

Нестандартная форма контроля на уроке литературного чтения

Творческая игра по теме «Герои произведений» для урока литературного чтения в 3 классеУМК «Школа России»Цель: выявление степени усвоения материала по сказкам и басням, изу...

Нестандартная форма контроля по разделу литературного чтения «Люблю природу русскую. Весна»

Игра - путешествие по разделу литературного чтения «Люблю природу русскую. Весна», предусмотрена для актуализации знаний детей и их подготовки к контрольной работе по разделу....

Нестандартная форма контроля на уроке литературного чтения

Викторина представляет собой нестандартную форму контроля знаний учащихся по литературному произведению А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях". Данный вид проверки ...

Нестандартная форма контроля (викторина) по литературному чтению на тему:"По страницам басен И.А. Крылова"

Приглашаем юных читателей отправиться в увлекательное путешествие по миру мудрых и поучительных басен Ивана Андреевича Крылова!Цель викторины — закрепление знаний учащихся  о баснях И....

Нестандартная форма контроля по разделу литературного чтения "Сказки. Загадки. Небылицы." 1 класс

Нестандартная форма контроля в виде игры по категориям по разделу литературного чтения "Сказки. Загадки. Небылицы." предусмотрена для обобщения и закрепления материала по разделу....