Виды пересказа на уроках литературного чтения.
статья по чтению по теме

Хвостова Татьяна Вениаминовна

Материал в помощь начинающему учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_pereskaza.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение на тему: «ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА НА УРОКАХ
                                      ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

Подготовила: Хвостова Т. В.

   Развитие речи учащихся – одна из главных задач учебного предмета «Литературное чтение».В школе нет ни одного урока, где бы дети не говорили и не слушали. Безусловно, учителя всех предметов следят за речью учащихся, объясняют значение новых слов, нередко оценивают последовательность ответа, его выразительность и т. д. Однако только на уроках русского языка и чтения задача развития речи решается целенаправленно в определенной системе с опорой на лингвистические знания и осмысление речевого опыта школьников.

   Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения вносит существенный вклад в формирование общей культуры, эта работа развивает мышление учащихся, их наблюдательность, вдумчивое и бережное отношение к родному слову.

   Пересказ – вид работы учащегося, средство развития речи на основе образа. Проводится этот вид работы во всех классах, начиная с первого, практикуется на всех уроках. Состоит в передаче учеником содержания прочитанного текста – как художественного, так и научного, в усвоении его логики, композиции, средств языка – лексики, синтаксиса, образных средств. В младших классах для облегчения пересказа используются вопросы, со второго класса вводится план. Чтобы пересказ не был простым воспроизведением, в него вводятся элементы анализа, а также творческие дополнения.

   Различаются виды пересказа: близкий к тексту, образца, подробный пересказ, сжатый, краткий пересказ, выборочный пересказ, пересказ с творческими дополнениями и изменениями…

 

   Работу по формированию умения чётко излагать свои мысли надо начинать с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Чтобы научить детей последовательному пересказу, на первых этапах необходимо после прочтения рассказа задавать детям вопросы по содержанию, которые отражают последовательность событий в том порядке, как они следуют в авторском тексте. Можно давать задание ребятам нарисовать словесные картинки к прочитанному рассказу. Можно предложить учащимся назвать по порядку слова-действия, а затем восстановить текст с опорой на последовательность глаголов. При обучении пересказу с опорой на картинки учитель просит детей расставить картинки  в последовательности рассказа, при этом выясняются причинно-следственные связи. Затем можно задание усложнять: перевернуть картинки и предложить детям что было изображено на каждой из них и пересказать текст.  Позднее детей необходимо учить определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. Можно разнообразить задания, попросив детей придумать и назвать подходящие к плану картинки, а затем пересказать рассказ по плану и воображаемым картинкам.

   Развивая у детей фантазию, творческое мышление, на уроках литературного чтения  учителю надо включать в задание пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине, концу рассказа). Например, предложить ученикам прослушать начало рассказа, затем придумать конец, дать название рассказу и пересказать его целиком.

   После того, как учащиеся научились последовательно передавать содержание услышанного, постепенно необходимо переходить к последовательной передаче содержания услышанного, учить их составлять выборочный пересказ. Наиболее сложным для детей является краткий пересказ.

  Краткий пересказ – вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного, конспективного содержания основного текста, лишённого деталей, подробностей. Степень сжатия может быть различной, вплоть до выражения основной мысли излагаемого рассказа, текста в одном тезисе. Сокращение, сжатие требует умения отобрать в исходном тексте лишь существенное, основное содержание, обобщить его, найти обобщающие языковые средства и построить новый, собственный сжатый текст. Если при подробном, полном изложении, пересказе учащийся стремится сохранить стилистические особенности исходного текста, то в сжатом пересказе это не соблюдается. Обычно сжатый пересказ приближается к стилю деловой информации. Способы сжатия текста:

  1. Исключение подробностей, деталей.
  2. Обобщение конкретных, единичных явлений.
  3. Сочетание деталей исключения и обобщения.

Краткий пересказ формирует умения:

  1. Вычленять главное.
  2. Умение при сжатии текста ориентироваться на ситуацию общения.
  3. Умение сокращать текст.

   Выборочный пересказ – вид устного пересказа, как приёма развития речи. В выборочном пересказе воспроизводится какая-либо одна из микротем излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей текста, например пересказать всё, что относится к характеристике действующего лица в рассказе; всё, что характеризует картины природы в тексте. Выборочные пересказы могут быть связаны с картинкой-иллюстрацией, с вопросом или заданием учителя. Проводятся такие пересказы, как правило, не ранее второго класса, служат основой для подготовки к сочинениям типа характеристики героев литературного произведения, а в вариантах научного текста – основой обучения конспектированию и тезированию.

   В дальнейшем учим детей творческому пересказу.

   Творческий пересказ – вид устного пересказа или письменного изложения, характеризующийся изменениями и дополнениями в тексте. Возможные творческие изменения и дополнения: изменение лица рассказчика ( от изменения личной формы глагола до пересказа от лица одного из персонажей); продолжение сюжета, продолжение судьбы героя; введение новых эпизодов, пейзажных зарисовок и пр. ; перестройка сюжетного произведения в составление диафильма, киносценария, составление рассказа по аналогии с прочитанным. Можно в 3-4 классах предлагать детям такой вид творческого пересказа, как пересказ – сравнительная характеристика с изменением лица.

   Подробный пересказ – вид письменного изложения или устного пересказа прочитанного художественного, публицистического или научного текста, в котором не стоит задача сокращения, выборки, творческой перестройки. Задача подобного, близкого к тексту пересказа – не только передать образец по содержанию, но и сохранить по возможности композицию, логику текста, синтаксис, лексику образца. Подробные пересказы проводятся во всех классах школы и служат средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка, ознакомления со стилями и жанрами, обучения логике и композиции текста.

   В ходе подобной работы у учащихся обогащается словарный запас и грамматический строй речи, дети овладевают нормами литературного языка, что не менее важно, чем усвоение норм правописания. Количественное расширение запаса слов у учащихся выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых слов. Качественное совершенствование словарного запаса заключается в уточнении лексического значения и сферы употребления известных детям слов, в замене нелитератуных слов в словаре детей литературными.      

ВИДЫ

ПЕРЕ-

СКА-ЗА

Близ-кий к текс-ту

Образца

Подроб-ный

пересказ всего текста, подроб-ный пересказ эпизодов

Сжа-тый, крат-кий

Выбороч- ный

Творчес-

кий пере-

сказ от име

ни литер.

персонажа

Пере-сказ с опорой на вопро-сы

С опорой на предметные картинки

Пере-

сказ с опорой на дейст-вия

Переска

зы по отдель-ным фрагментам (началу, середине, концу)

С опорой на план

Словесное рисова

ние карти-ны по расска-

зу

По-

следова-тель-ный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Виды работ на уроках литературного чтения"

В статье Вы найдете анализ произведения,что учитывать при анализе художественного произведения.Даны описания что такое жанр, композиция, сюжет. Дан перечень выдов работы  над текстом н...

«ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения вносит существенный вклад в формирование общей культуры, эта работа развивает мышление учащихся, их наблюдательность, в...

Статья "Виды упражнений на уроках литературного чтения с использованием модели "1 ученик - 1 компьютер"

Навык чтения – это и то, чему учат, и   посредством чего ученик сам учится. Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нём уникально сплелись элементы и св...

Статья на тему : "Применение различных видов искусства на уроках литературного чтения"

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.                          ...

Виды работ на уроках литературного чтения

В данном материале предлагаются разнообразные виды работ на уроках литературного чтения...

Виды кластеров на уроках литературного чтения в начальной школе.

Виды кластеров на уроках литературного чтения в начальной школе....

Виды упражнений на уроках литературного чтения

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Никитовой Татьяны Михайловны на уровне МБОУ Устьевская основная общеобразовательная школа Виды упражнений на уроках литературного чтения...