Виды упражнений на уроках литературного чтения
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Никитова Татьяна Михайловна

 Обобщение опыта работы учителя начальных классов Никитовой Татьяны Михайловны на уровне МБОУ Устьевская основная общеобразовательная школа

 

Виды упражнений на уроках литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Никитовой Татьяны Михайловны на уровне МБОУ Устьевская основная общеобразовательная школа

«Виды упражнений на уроках литературного чтения»

На уроках литературного чтения в начальных классах можно использовать различные по целям и формам организации упражнения:

- на развитие четкости произношения;

- вырабатывающие внимание к слову и его частям;

- развивающие оперативное поле чтения и память;

- развивающие скорость чтения вслух, умение угадывать последующий текст.

Развитие чёткости произношения

На самом первом этапе обучения чтению используются упражнения, развивающие артикуляционный аппарат:

—        четкое произношение скороговорок, чистоговорок (вначале проговаривание беззвучное, затем шепотом, потом только вслух, сначала в медленном темпе, потом в быстром темпе);

—        четкое произнесение скороговорок пять раз и более) (Шла Саша по шоссе и сосала сушки.  Архип осип, Осип охрип. От топота копыт пыль по полю летит.)

—        заучивание стихов, детских потешек, считалок, прозы;

—   подведение итогов, вручение победителям призов;

— чтение перевертышей (справа налево) (А роза упала на лапу Азора.)

— обязательное использование занимаемого материала при знакомстве с новым звуком и буквой;

—  работа над загадками (загадки приучают детей пристально вглядываться в каждое  слово и вдумываться в смысл);

— чтение в темпе скороговорки (не более 30 секунд); затем учитель останавливает учеников и предлагает читать медленнее, красиво, выразительно.

Также использую такие виды работ, как:

  • чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов;
  • ролевое чтение с инсценировкой;
  • синхронное чтение «буксиром», когда один ученик читает хорошо, а другой чуть похуже, второй слышит «образец чтения» и старается успевать за хорошо читающим учеником;
  • «игра в прятки»: ведущий читает с любого места, называя только страничку, остальные должны найти и подстроиться под чтение ведущего;
  • «мнимое слово»: учитель в ходе  чтения произносит неправильное слово, ученики должны услышать, прервать чтение и прочитать слово правильно. Этот вид чтения привлекателен для детей тем, они имеют возможность поправлять самого  учителя, что поднимает их авторитет и придаёт уверенность в своих силах;
  • «чтение за диктором»: диктором может быть учитель, хорошо читающий ученик, грамзапись изведения;
  • хоровое чтение: здесь на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно.

Начиная с I класса, я завожу с учениками тетради по чтению, где они выполняют творческие задания по изученным произведениям и делают рисунки к ним. В I классе выполняется штриховка, схемы предложений, ученики печатают слова.

Развитие оперативного поля чтения и памяти

По методике профессора И.Т.Федоренко во III—IV классах я провожу зрительные диктанты для совершенствования техники чтения.

При такой ежедневной работе развивается оперативная память, школьники усваивают смысл предложений, читать им становится интересно.

Особенность такова: если первое предложение содержит всего 2 слова (Тает снег), 8 букв, то последнее предложение состоит уже из 46 букв.

Наращивание длины предложений происходит постепенно, по 1-2 букве. Время работы со всеми 18 наборами составляет примерно два месяца. Таким образом, оперативная память ученика развивается настолько, что он может запомнить предложение, состоящее из 46 букв, т.е. из 8-9 слов.

Технология проведения зрительных диктантов:

На слайде презентации появляется  первое предложение, и учащиеся в течение определенного времени  читают его про себя, стараясь запомнить. Время экспозиции небольшое (от 4 до 7 секунд). По истечении времени запись исчезает, учитель предлагает записать предложение.

После этого следует экспозиция второго предложения и т.д. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно.

Если учащиеся не запоминают, что писали, этот набор следует повторить. Основные правила проведения этой работы:

  • Ежедневность. При этом скорость чтения развивается до 44 слов в минуту.
  • Чтение предложения происходит молча.
  • Записи ведутся на листочках.
  • Записи собираются, и не возвращаются.
  • Каждый набор пишется до тех пор, пока все уч-ся напишут без ошибок, потом переходим к следующему набору предложений.

Если ежемесячная прибавка скорости чтения меньше 8 слов в минуту, рекомендуется использовать для стимулирования самозамеры, чтение перед сном или просмотр диафильмов.
Если падает осмысленность чтения, то следует усилить упражнения по пересказу.

Если ученик устойчиво не увеличивает скорость чтения в течение двух месяцев, следует помочь ему преодолеть этот резонансный барьер, использовать многократное чтение и стимулирование.

 В своей работе я пользуюсь технологией обучения В. Н. Зайцева. Им даны рекомендации по выработке беглого чтения и виды упражнений, которые могут работать в любых условиях.

Виды упражнений:

  • Многократность чтения  с определенными заданиями.

 При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени.

Технология работы:

  • Первый раз текст читает учитель. После того как начало нового произведения прочитано учителем и осознано, осмыслено учениками, предлагается начать чтение всем одновременно.
  • Второй раз ученики читают в течение 1 минуты, каждый из учеников отмечает, до какого места успел прочитать.
  • Третий раз читают вновь, и каждый отмечает, сколько слов прочёл.

Увеличение количества прочитанного текста вызывает положительные эмоции ученика. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок.

В практике часто используется и такой прием: указывается слово, до которого дети должны дочитать, и поднять руку. Чтобы проконтролировать чтение, задаются вопросы по содержанию прочитанного.

  • Метод стимулирования.

1.        Самозамеры.

3-4 минуты «жужжащего» чтения, затем подсчет результата.

2.        Чтение перед сном.

Спросить, что читали вчера, как звали героев, что они делали, снились ли?

3.        Просмотр на ночь диафильмов.

  • Методы повышения осмысления чтения.

Достигается упражнениями: пересказ, ответы на вопросы, составление вопросов к тексту.    

  • Жужжащее чтение.

Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью. Желательно отводить для чтения не более 5 минут урока.

  • Ежеурочные пятиминутки чтения. («жужжащее» чтение).

В начале каждого урока (математики, русского языка, рисования, труда) дети читают свою любимую книгу. Это дает положительный эффект.

Во 2 классе время сокращается до 2-3 минут. Эффективность обусловлена частотой тренировок.

  • Чтение перед сном. 

Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью. Учителю следует найти время, чтобы спросить, что перед сном вместе с родителями читал вчера ребенок.

  • Режим щадящего чтения.

Если ребенок не любит читать, то после чтения нескольких строк (одну-две) ученик получает кратковременный отдых. Хорошо, когда он будет читать с родителями «по цепочке».

Также я  применяю  и другие упражнения по совершенствованию техники чтения:

  • Чтение за диктором.

способствует развитию артикуляции и выработке навыка слитного прочтения слов.

  • Чтение в паре.

тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся.

  • Многократное чтение.

 способствует ежедневному накоплению в памяти ученика зрительных образов слов, учит правильному, быстрому и выразительному чтению. Многократное прочтение одного предложения осуществляется в таком порядке:

1 – раз – медленное чтение с учителем, чёткое проговаривание слогов;

2 – раз – повторное прочтение без учителя;

3 – раз – плавное, слитное чтение слов;

4 – раз – чтение в темпе разговорной речи;

5,6,7 – раз – предложение перечитывается с поочерёдной постановкой логического ударения на каждом знаменательном слове;

8,9,10 – раз – темп чтения доводится до уровня скороговорки.

  • Чтение в темпе скороговорки:

- При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности чтения здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончаний слов. Они не должны проглатываться учениками, а должны четко проговариваться.

- Отрывок текста следует читать скороговоркой в течение нескольких минут, читать четко, проговаривая окончания.

  • «Успевай следить за учителем!»

 Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения, школьники следят и стараются успеть читать за ним про себя. Проверка: внезапная остановка чтения учителем.

  • Чередование чтения вслух и про себя.

          Проверка: чтение перед классом.

  • Чтение вслух по цепочке»  (так дети читают с большим интересом).

  • Комментированное чтение  (читают хорошо подготовленные ученики).

  • Выразительное чтение  с переходом на незнакомую часть текста.

  • Медленное чтение  используется на начальной стадии формирования умения читать.

  • Групповое чтение.
  • Чтение молча.    Это чтение «глазами», без внешних речедвижений. При работе по азбуке проводятся упражнения в чтении «глазами» отдельных слов и предложений. Со II класса вводится чтение молча. Но увлекаться данным чтением нельзя — можно разучить детей читать вслух. Обучение чтению молча должно идти параллельно с обучением чтению вслух.

В 1 классе использую сборник текстов и упражнений по развитию навыков техники чтения «Чтение. 1 класс», автор Кондранина Т.И. 

Сборник состоит из 53 уроков.  Каждый урок включает в себя обязательные   упражнения, способствующие развитию скорости и качества чтения. Многие упражнения я применяю на практике уже много лет.

  1. Первый этап каждого урока - это «круговое чтение», а именно

 чтение по кругу целыми словами столбиков и строчек слов, повторяя после каждого слова все предыдущие слова максимально быстро:

ДОМ, ДОМ-ЗУБ, ДОМ-ЗУБ-НОС, ДОМ-ЗУБ-НОС-ЛЕС, ДОМ-ЗУБ-НОС-ЛЕС-СЫР…

  1. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к которому ои относятся. Например,  в лесу, по реке,   и сказала.
  2. Читай скороговорку от начала до конца  по кругу, постепенно увеличивая скорость чтения, показывая пальцем читаемое слово. Устройте соревнование с секундомером.
  3. Выбери 2-3 предложения, прочитай первое слово, а затем, быстро повторив первое слово ещё раз, прочитай второе; повтори быстро первые два слова, читай третье и так до конца. Например, «СЕЛИ». «СЕЛИ ГУСИ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ ВЕЧЕРОМ». Старайся каждый раз читать предыдущие слова всё быстрее и, дойдя до конца предложения, ещё раз прочитай его целиком.
  4. Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова.)
  5. Прочитай, расставляя логические ударения:

а) БА БЯ БЬЯ?          БА БЯ БЬЯ?          БА БЯ БЬЯ?    

б) Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:

Это кошка Маруська?          Это кошка Маруська.

Это кошка Маруська?          Это кошка Маруська.

Это кошка Маруська?          Это кошка Маруська.  

в) Прочитай, определи логическое ударение в вопросе в соответствии с ответом:

Они были вчера в кино? – Да, они.

Они были вчера в кино? – Да, были.

Они были вчера в кино? – Нет, позавчера.

Они были вчера в кино? – Нет, они были в театре.

г) Прочитай фразу: «Купи, пожалуйста, мороженое.» по-разному: ласково, мягко попроси; попроси, досадуя; резко прикажи.

  1. Выполни упражнения, регулирующие темпы чтения.

Темпы чтения: МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно.

СРЕДНЕ – норма чтения по всем правилам выразительности.

БЫСТРО – скороговорка.

  1. Совместное хоровое чтение небольших отрывков. Дети, читающие по слогам, работая с читающими бегло, значительно увеличивают темп чтения и начинают читать целыми словами.
  2. Чтение отрывков в разных темпах.

а) Чтение с изменением силы звучания голоса: ТИХО-ОБЫЧНО-ГРОМКО; ГРОМКО-ТИХО-ОБЫЧНО.

б) Комбинация силы звучания голоса и темпа чтения:

МЕДЛЕННО-ГРОМКО;  БЫСТРО-ТИХО.

  1. Читай только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и постарайся передать своё отношение к прочитанному.

а) Ребёнок выбирает 2-3 предложения. Первый раз читает их вслух медленно, записывает время. Второй раз читает чуть быстрее, третий ещё быстрее и т.д. Довести скорость чтения до предела возможностей.

б) Ребёнок выбирает 2-3 предложения и читает их по очереди со взрослым, записывая время:

взрослый: 23с, 21с, 19с, 17с

ребёнок: 1 мин 16с, 1 мин, 50с, 46с.

Данные упражнения способствуют развитию навыка чтения, но без насилия над ребёнком, а на основе развития интереса к чтению.

 

     В результате проделанной работы имеем следующие показатели:

  • У детей появился интерес к урокам чтения.
  • Дети больше читают дома и делятся своими впечатлениями о прочитанных книгах. Читают не потому, что заставляет учитель, а читают для души – это самое главное!
  • Уменьшилось количество ошибок при чтении.
  • Дети читают выразительно.
  • Повышается техника чтения.

Все ученики в классе являются активными художественной самодеятельности в школе, с удовольствием посещают театральный кружок «Родничок», участвуют в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах. Ученица 3 класса Маша Н. стала обладателем диплома лауреата III степени Открытого детско-юношеского конкурса чтецов национальной поэзии на русском языке «Наследники великих традиций – 2022»

 (г. Владимир).

 На выпуске ученики начальной школы, в основном, уже овладевают культурой чтения, а это послужит основой для успешного обучения в среднем и старшем звене. Они смогут более полно и точно познать язык литературного произведения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Зрительные диктанты по системе профессора И.Т. Федоренко Автор презентации Коломенская В. Г. учитель начальных классов МБОУ СОШ № 15 г.Владикавказ РСО-А июнь, 2012

Слайд 2

Вариант 1 Вариант 2 выход Вариант 3

Слайд 3

Набор №1 Набор №2 Набор №3 Набор №4 Набор №5 Набор №6 Набор №7 Набор №8 Набор №9 Набор №10 Набор №11 Набор №12 Набор №13 Набор №14 Набор №15 Набор №16 Набор №17 Набор №18 назад 1

Слайд 4

1 2 3 4 5 6 Та е т сне г . Идёт до ждь . Неб о хмур ое . Коля заб о лел. Запели птицы. Поле о пустел о . Набор №1 назад 1

Слайд 5

1 2 3 4 5 6 Тр е щ а т м о розы. Я ищ у з е мл я нику. В л е су р о сла ель. Наступила ос е нь. Дни стали к о роч е . В л е су мног о б е рё з . Набор №2 назад 1

Слайд 6

1 2 3 4 5 6 Прил е тели пти чк и. Ярк о свет и т со л нц е . Ма й я выт е рла доску. Вес е л о б е гут руч ьи . П о дул ре з кий вет е р. Зоя прилежн о учи тся . Набор №3 назад 1

Слайд 7

1 2 3 4 5 6 Дят е л д о лбит дер е во. Я х о ч у п о с а дить цв е ты. Ин е й запуш и л дерев ь я. Без в о ды цв е ты з а вянут. Прол е тел о жарк о е лет о . Возл е дома п о с а дили ель. Набор №4 назад 1

Слайд 8

1 2 3 4 5 6 Солнышк о светит и гре е т. Ил ь я р е шал задач у у д о ски. Заг о релась в небе зорька. На дерев ь ях св е ркал ин е й. Г оро д Киев ст о ит на Днепре. В л е су с о б и рают з е мл я нику. Набор №5 назад 1

Слайд 9

1 2 3 4 5 6 Зимой р е ка покрылась л ь дом. Мальчик под а рил маме цв е ты. Пёстрый дят е л – л е сной докт о р. К о лхозники р а ботают на лугу. На о г о род забрались ц ы плята. Мы ж и ли возл е б е рёзов о й рощи. Набор №6 назад 1

Слайд 10

1 2 3 4 5 6 Небо покрыл о сь серыми туч а ми. Дети п о с а дили во дв о ре акац и ю. Бабушка купила внуку букварь. Землю с о грел о тёплое солнышко. Моя с е стра работает на фабр и ке. Ласков о грело весе нн ее со л нце. Набор №7 назад 1

Слайд 11

1 2 3 4 5 6 Идёт до ж дик. Я люблю наш г оро д. Весел о зв е нят руч ь и. У Андрея чистая т е традь. П о м о гай св о ему т о варищ у . На камнях грею тся ящ е рицы. Набор №8 назад 1

Слайд 12

1 2 3 4 5 6 Воды м о рей с о лёные на вкус. Наша страна бор ется за мир. Х оро ша рощ а в зимн е м н а ряде. Н а ч а лась б о льшая перемена. Дети х о дили в лес за грибами. Кр а сивы ул и цы наше го г оро да. Набор №9 назад 1

Слайд 13

1 2 3 4 5 6 М о сква – ст о лица нашей Род и ны. Школьники пол и вают саж е нцы. Д е путаты с ъ ехались на с ъ езд. Над о быть чес т ным и правдивым. Звёзды с и яют на башнях Кр е мля. Лет о м наша сем ь я ж и ла на Волге. Набор №10 назад 1

Слайд 14

1 2 3 4 5 6 Весел о к оло си тся густая рож ь . П о ля зап оро ш и ло белым снег о м. Мы читали инт е ресный ра сс каз. Реб я та мног о и упорн о работают. Новые д о ма р а стут оч е нь быстр о . Из маш и ны выш е л наш пр е зидент. Набор №11 назад 1

Слайд 15

1 2 3 4 5 6 Мальчики с о б и рали сухие суч ь я. В поле п о сп е вают рож ь и пш е ница. Лет о м р е бята отдыхали в д е ревне. Дети всех стран х о тят ж и ть в мире. Свеж и й в е т е рок п о веял прохладой. Св е ркнула молния, и загр е мел гром. Набор №12 назад 1

Слайд 16

1 2 3 4 5 6 Давн о ск о сили и убрали п о ля и луга. Белка вз о бралась на верхнюю ветку. Со л нце св е тило ярк о , и дети купались. Весь н а род г о рди тся г е роями косм о са. Дедушка Фили пп п а сёт к о лх о зное стадо. Люблю я в поле встр е ч а ть в о сход со л нца. Набор №13 назад 1

Слайд 17

1 2 3 4 5 6 Подн я лась за р е кой б о льшая серая туч а . Зазв е нели в л е су звонкие птич ь и песни. Разве д чики отправились в о пасный путь. В в е рхов ь ях р е ки водится ре д кая ф о рель. Дружная сем ь я и землю пр е вратит в з о л о то. Мим о прол е тела в е сёлая стайка стрижей. Набор №14 назад 1

Слайд 18

1 2 3 4 5 6 Зацв е тёт, заз е л е неет наш в е сёлый о г о род. Меж р е деющих в е рхушек пок а залась син е ва. М е дведи, лисы и к а баны ж и вут в горных л е сах. Б е гут по о врагам х оло дные весе нн ие руч ь и. На смел ого с о бака ла е т, а труслив ого куса е т . В оро б ь и и с оро ки у тром прил е тают к к о рмушк е . Набор №15 назад 1

Слайд 19

1 2 3 4 5 6 В т а йге водя тся хи щн ые ж и вотные: волки, лисы. Скво з ь в о лнистые туманы проб и рается луна. Школьники г о товя тся к нов о му учебн о му году. Ра нн ей в е сной мног о работы в к о лхозн о м саду. На б е р е гу моря ра с кинулся пи о нерский лаг е рь. Небо покрыл о сь ч ё рными ту чк ами, и пош ё л дождь. Набор №16 назад 1

Слайд 20

1 2 3 4 5 6 Л а вины и камн е пады о пасны для п о к о рителей гор. Пр о билась из-под з е мли в о да, и р о дился р о днич о к. От г оро да в т а йгу стр о ители прол о жили д оро гу. Цв е ты были н е знакомые, п о хож и е на к оло кольчики. Пр о хладная в о да х оро шо о св е ж и ла уставш и х р е бят. Вдоль тр о пинок разр о слись л и ловые к оло кольчики. Набор №17 назад 1

Слайд 21

1 2 3 4 5 6 Над горными в е рш и нами с и яла о динокая звёзд очк а. Каждый день тысяч и людей в ъ е з жают в новые кв а ртиры. Школ ь ники выр а щивают л и моны, мандарины и ап е льсины. По л е сной заросш е й тр о пе о ст о р о жн о идёт п о граничник. Мальчик п о д о ш ё л к о кну и увид е л выс о ко в небе жур а влей. Со л нце скрылось, и на землю тих о о пустилась летняя ноч ь . Набор №18 назад 1

Слайд 22

Набор №1 Набор №2 Набор №3 Набор №4 Набор №5 Набор №6 Набор №7 Набор №8 Набор №9 Набор №10 Набор №11 Набор №12 Набор №13 Набор №14 Набор №15 Набор №16 Набор №17 Набор №18 назад 2

Слайд 23

1 2 3 4 5 6 Утр о мудр о . Бу д ь зд оро в. Делай д о бро. Б е да ум р о дит. День - трудень . С дел о м не шути. Набор №1 назад 2

Слайд 24

1 2 3 4 5 6 Был о да сплыл о . Бед е н, да чест е н. Ош и бка не обман. Умный уступа е т. Свой хле б сытнее. Первый блин ком о м. Набор №2 назад 2

Слайд 25

1 2 3 4 5 6 Век ж и ви, век учись. Один в пол е не во и н. С е крет не для дв о их. Без труда нет д о бра. Время д оро же з оло та. Шути, да о глядывайся. Набор №3 назад 2

Слайд 26

1 2 3 4 5 6 Без ума г оло ва - к о тёл. Вольн ого б ь ют больн о . Кто л е нив, тот и с о нлив. Людей сбл и жает улы б ка. В злоб е т е ряе тся разум. Н е п о седа портит б е седу. Набор №4 назад 2

Слайд 27

1 2 3 4 5 6 Без т е рпен ь я нет умен ь я. Без старш и х не прож и вёш ь . Бумага терпит, п е ро пиш е т. Д о бро помни, а зло забывай. Спрос не грех, о тка з не б е да. Г о в о ри меньш е – умнее буд е ш ь . Набор №5 назад 2

Слайд 28

1 2 3 4 5 6 Г о в о рит бело, а делает ч е рно. Мать плач е т, что р е ка л ь ё тся . За добр ого ч е л о века сто рук. В г о стях х оро шо, а дома лу чше . Бр а нись, а рукам воли не д а вай. П о меньш е слов, п о больш е дела. Набор №6 назад 2

Слайд 29

1 2 3 4 5 6 Ум без д о га д ки и гр о ша не ст о ит. Глаза стр а ша тся , а руки делают. Других не суди – на себя п о гл я ди. Посл е драки кул а ками не машут. Чес т ный ч е л о век добр о помнит. С миру по нитке – г о л о му рубашка. Набор №7 назад 2

Слайд 30

1 2 3 4 5 6 Ср о бел - пропал. Каша – рад о сть наша. Сс ора – о руж и е глупца. А птека не прибавит века. Без б е ды друга не узна ешь . Т о му т я ж е ло, кто помнит зло. Набор №8 назад 2

Слайд 31

1 2 3 4 5 6 Посл е дела и гулять х оро шо. Как ты к з е мле, так и она к т е бе. Без хл е ба куска в е зде т о ска. Ч а стые гости – в доме п о ряд о к. Добр о му слову – добрый о твет. Больш е слушай – меньш е г о в о ри. Набор №9 назад 2

Слайд 32

1 2 3 4 5 6 Доброе слово – эт о доброе дело. Л ег ко то г о учить, кто слушает. Бр а нись, а рукам воли не давай. С п о клону г оло ва не о твали тся . Силу прим е нить ле г ч е , чем разум. Б е рут зави д ки на ч у ж и е п о ж и тки. Набор №10 назад 2

Слайд 33

1 2 3 4 5 6 Сл о ва что сне г , а д е ла что сажа. Азбука – к мудр о сти ступенька. Бархатный весь, а жальц е есть. Слова как мё д , а д е ла как п о лынь. Болен – л е чись, а зд оро в - б е р е гись. Св о е го не бр о сай, ч у жо го не б е ри. Набор №11 назад 2

Слайд 34

1 2 3 4 5 6 О ш и бся, что уш и бся – вп е рёд наука. Будет и на нашей ул и це праз д ник. Со л нце как пе чк а – всех согр е вает. На всяк о е х о тен ь е есть т е рпен ь е. Кто быстр о помог, тот дважды помог. Красив тот, кто красив о п о ступает. Набор №12 назад 2

Слайд 35

1 2 3 4 5 6 Без дела ж и ть – тольк о небо к о птить. Дитя плач е т, а у мат е ри сер д це б о лит. Бабушк е один тольк о дедушка не внук. Не сиди сл о жа руки, так и не буд е т скуки. Не п е няй на с о седа, когда спиш ь до о беда. Правду как ни спряч ь , она наружу вы й дет. Набор №13 назад 2

Слайд 36

1 2 3 4 5 6 Не б е да о ш и би т ь ся , б е да не исправи т ь ся . Умный себя в и нит, а вот глупый - т о вари ща . Не для то г о г оло ва, чтобы шап очк у н о сить. Г о в о рить не думая – что стр е лять не целясь. Б о лтуна в и дать по сл о ву, а рыбака по улову. Скуч е н день до веч е ра, коли делать нече г о. Набор №14 назад 2

Слайд 37

1 2 3 4 5 6 Не затем руки даны, чтобы даром б о лта ться . Ч е л о век должен быть д о волен св о им трудом. Если хоч е ш ь иметь друзей, будь друг о м сам. Не хвали себя сам, пусть тебя н а род п о хвалит. См о три дер е во по пл о дам, а ч е л о века по д е лам. Со л нце, как р о дная матушка, ник о гда не о бидит. Набор №15 назад 2

Слайд 38

1 2 3 4 5 6 От лих ого ч е л о века – хоть полу отреж ь , да уйди. На смел ого с о бака лает, а труслив ого кусает. Бит ого , пролит ого да прожит ого не в оро тиш ь . Каша – матушка наша, хл е бец ржаной – о тец р о дной. Буд е ш ь учи ться добр о му, пл о хое на ум не пойдёт. К о гда хочеш ь себе д о бра, то н и кому не делай зла. Набор №16 назад 2

Слайд 39

1 2 3 4 5 6 Кто за своё д е рё тся , тому и сила дв о йная даё тся . Молния – з оло тая орлица, наземь п о жаром сади тся . Гостя по о дёжке встр е ч а ют, а по разуму пров о жают. Не г о нись за двумя зайцами – ни одно г о не поймаеш ь . С о нлив ого не добуд е ш ь ся , а ленив ого не дошлёш ь ся . Б е седа – д оро гу ск оро тает, а песня и работу сокр а тит. Набор №17 назад 2

Слайд 40

1 2 3 4 5 6 За правое дело своей г оло вы не жалей и ч у жой не д оро ж и . Ск оро сказка сказывае тся , да не ск оро дело делае тся . Заразительны не тольк о дурные примеры, но и х оро ш и е. Сл о вами что лист ь ями стел е т, а делами что иглами кол е т. Б е да за б е ду ц е пля ется , как в ц е почке к о льцо за к о льцо. Конь вырве тся – догониш ь , а слова сказа нн ог о не в оро тиш ь . Набор №18 назад 2

Слайд 41

Набор №1 Набор №2 Набор №3 Набор №4 Набор №5 Набор №6 Набор №7 Набор №8 Набор №9 Набор №10 Набор №11 Набор №12 Набор №13 Набор №14 Набор №15 Набор №16 Набор №17 Набор №18 назад 3

Слайд 42

1 2 3 4 5 6 Вот и утр о . Небо син ее . Горы выс о ки. В г о рах сне г . Кавка з в е лик. К а збек высок. Набор №1 назад 3

Слайд 43

1 2 3 4 5 6 На ре чк е туман. Д е рев ь я шумели. Щ е бе чу т пти чк и. На п о лянах цв е ты. В г о рах жи вёт эх о . В тр а ве шуршат е жи . Набор №2 назад 3

Слайд 44

1 2 3 4 5 6 Звонк о п о ют птицы. Туристы идут в горы. Над о зёрами камы ши . Дима п о ймал к а рася. Всю ноч ь л ь ёт до ждь . Весел о зв е нят руч ь и. Набор №3 назад 3

Слайд 45

1 2 3 4 5 6 Х оро шо в л е су в е сной. В ущел ь я пришла ос е н ь . На тр а ве бл е стит р о са. Над цв е тами мн ого пчёл. Ча бан п а сёт о тару о вец. На ул и цах г о рели ф о нари. Набор №4 назад 3

Слайд 46

1 2 3 4 5 6 Над п о ляной гудят шмели. В тр а ве тр е щ а т кузнечики. От цв е тов сла д кий ар о мат. Над р е кою п о висла радуга. В оро б ь и скл е вали сем ечк и. В л е сах жи вут о лени и зубры. Набор №5 назад 3

Слайд 47

1 2 3 4 5 6 Р е бята с делали скв о ре чн ик. Сойка з а пасает ж ё луди на зиму. В дубовых ро ща х жи вут к а баны. Ма ши на под ъ ехала к под ъ езду. На п а утинках др о жат р о синки. У Ната ши лы жи , у Кири лл а санки. Набор №6 назад 3

Слайд 48

1 2 3 4 5 6 Под дерев ь ями р а стут ланды ши . От цв е тов идёт сла д кий ар о мат. Ду ши стые розы ра с цв е ли в с а ду. В ь юнок заплёл кусты ши повника. Прыгает по к а мням горная ре чк а. В верхов ь ях р е ки водится ф о рель. Набор №7 назад 3

Слайд 49

1 2 3 4 5 6 У Оли к о ньки. К о тята р е звя тся . На ст о ле п и роги и ча й. Туристы развели к о стёр. Под окнами зв е нит к а пель. С кры ши св и сают с о сульки. Набор №8 назад 3

Слайд 50

1 2 3 4 5 6 В б е рлоге спит медведица. На камнях гре ю тся ящ е рицы. П е стреют цв е ты на лужайках. Белый сне г укрыл п о ля и луга. Ча совщик чинит наши ча сики. Р е бята любят играть в футбол. Набор №9 назад 3

Слайд 51

1 2 3 4 5 6 Пёстрый дят е л – л е сной докт о р. Дед Фили пп Куз ь мич - пасе чн ик. На пас е ке оди нн адцать ул ь ев. Ду ши ст ое сен о убрали в ст о га. Д оро га п е тляла по краю о брыва. Молния ударила в сухое дерево. Набор №10 назад 3

Слайд 52

1 2 3 4 5 6 Ро сс ия и О сетия – навеки вмест е . Через перевал л е тят стаи птиц. В гн е зде в оро б ь я п и щ а т пт е нцы. О сина др о ж и т на х оло дном в е тру. На пруду плавают ч ё рные леб е ди. Прыгает по камням горная ре чк а. Набор №11 назад 3

Слайд 53

1 2 3 4 5 6 Зацв е ла ду ши стая белая ака ция . На б е р е гу руч ь я р а стут р о машки. О сетия г о рди тся св о ими г е роями. Филин и с о ва – н о чн ые хи щн ые птицы. Изучайте эк оло гию р о дн ого края. На б оло те р а стут клюква и м оро шка. Набор №12 назад 3

Слайд 54

1 2 3 4 5 6 У с оро ки гн е здо, а у аиста - гн е здище . Содер жи в поря д ке книги и тетра д ки. Горный воздух п о лезен для зд оро в ь я. О сетия г о рди тся своим зап о ведником. Кеклики – это неб о л ь ш и е горные кур очк и. В з а п о ведных л е сах мног о зв е рей и птиц. Набор №13 назад 3

Слайд 55

1 2 3 4 5 6 Серны и туры о б и тают на горных склонах. Л е тят в д а лёкие тёплые кр а я птич ь и стаи. По утрам над р е кой слышна трел ь с оло в ь я. Красивы в е сной и лет о м ал ь пи й ские луга. На г оро дской пло ща ди жи вут сизые голуби. Альпинисты вз б и раю тся вв ерх по скалам. Набор №14 назад 3

Слайд 56

1 2 3 4 5 6 Б оро вик р а стёт в е ловом пр о хладном л е су. Ры жи е белки в парке б е рут корм из рук д е тей. Ник о гда не раз жи гай к о стры под д е рев ь ями. О рёл б оро дач зан е сён в К расную книгу О сетии. Самый крупный звер ь в зап о ведном л е су - зубр. Над горными вер ши нами п а рят о громные о рлы. Набор №15 назад 3

Слайд 57

1 2 3 4 5 6 Ал ь пинисты разбили лаг е рь у поднож ь я г о ры. В пут е ш е ствие по р е ке туристы взяли комп а с. Поб е жали по горным кру ча м г о в о рливые руч ь и. Р е ка Тер е к н е сёт свои воды в К аспийское море. Т я ж ё лые гр о з о вые тучи скрыли горные в е р ши ны. Св е ркают на со л нце в е ковые л е дяные шапки гор. Набор №16 назад 3

Слайд 58

1 2 3 4 5 6 Клёст- е л о вик выводит св о их пт е нцов в ф е врале. Лавины и камн е пады о пасны для п о к о рит е лей гор. Зимой горный пере вал засыпан глубоким снегом. На б е р е гу лесн ого руч е йка они заметили о ляпку. В жи в о писных ущел ь ях построили удобные турбазы. Скво зь горный хр е бет стр о ители прол о жи ли д оро гу. Набор №17 назад 3

Слайд 59

1 2 3 4 5 6 Утре нн яя зорька выкрасила вер ши ны в роз о вый цвет. В г о рах К авказа проходит г о сударстве нн ая гр а ница. По горным тр о пинкам о ст оро жн о шагают погр а ни чн ики. В о дяной в оро бей о ляпка жи вёт на б е р е гах горной ре чк и. Св е ркает в солн е чн ых лу ча х л е дяная верхушка К азбека. Вдоль ск а листых склонов п е тляет уз е н ь кая тр о пин очк а . Набор №18 назад 3

Слайд 60

Журналы «Начальная школа» № 8 за 1990 год (статья «Резервы обучения чтению» - тексты 1-го варианта), № 6 за 1994 год (статья «Использование зрительных диктантов…» - тексты 2-го варианта). Наборы предложений 3-го варианта – авторские, подобраны с учётом регионального компонента. выход Используемая литература Иллюстративные источники http:// forum.materinstvo.ru - спасибо за отрисовки учительницы и детишек http:// smajliki.ru/ - часы Вы скачали презентацию на сайте pedsovet.su


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды пересказа на уроках литературного чтения.

Материал в помощь начинающему учителю....

"Виды работ на уроках литературного чтения"

В статье Вы найдете анализ произведения,что учитывать при анализе художественного произведения.Даны описания что такое жанр, композиция, сюжет. Дан перечень выдов работы  над текстом н...

«ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ»

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка и литературного чтения вносит существенный вклад в формирование общей культуры, эта работа развивает мышление учащихся, их наблюдательность, в...

Развивающие упражнения на уроках литературного чтения

Упражнения для младших школьников на уроках литературного чтения...

Статья "Виды упражнений на уроках литературного чтения с использованием модели "1 ученик - 1 компьютер"

Навык чтения – это и то, чему учат, и   посредством чего ученик сам учится. Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нём уникально сплелись элементы и св...

Статья на тему : "Применение различных видов искусства на уроках литературного чтения"

Искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном.                          ...

Сборник игр и упражнений для уроков литературного чтения, для учащихся 1-4 классов УМК «Школа России»

Литературное чтение - один из основных предметов в системе начальной школы. Одновременно с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и духовно-нравственному ...