Развивающие упражнения на уроках литературного чтения
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Куруленко Ирина Николаевна

Упражнения для младших школьников на уроках литературного чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающие упражнения на уроках

литературного чтения.

     Значение чтения и книги как средства образования, воспитания и развития человека общеизвестно. Поэтому так важно с детских лет прививать ребенку любовь к чтению, интерес к книге и показать не только ее роль в жизни человека, но и вооружить ребенка умением читать.

     Наипервейшей задачей является обучение младших школьников выразительному чтению. Работа над выразительным чтением основывается на принципе искренности переживания.

     Чтобы чтец говорил «с чувством», он должен стремиться к словесному действию. К сожалению, нередко школьники механически проговаривают слова. С этим нельзя мириться. Нужно, чтобы говорящий(читающий) целеустремленно общался со слушателями. Для этого он должен точно знать, что именно (тема) и с какой целью (идея) он хочет донести до слушателей. Постановка конкретной задачи общения (хочу поделиться мыслями, убедить, разжалобить, рассмешить и т.д.) позволяет повысить действенность речи. Мобилизовать внимание слушателей можно лишь в том случае, когда читающий стремится направить на аудиторию волевой посыл а не проговаривать текст.

Существенную роль в выразительном чтении играет интонация.

     Интонация-это совокупность совместно действующих звуковых элементов речи (устной), которая определяется содержанием и целями высказывания.

В ней выявляются следующие элементы: сила голоса (громкость и логическое ударение), пауза (логическая и психологическая), темп и режим, мелодика, эмоциональный тон, тембр.

     С помощью интонации предложениям придается значение вопроса, побуждения, просьбы, сообщения… Интонация позволяет передать эмоционально-смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость), его отношение к описываемому (ирония, уважение, гордость, нежность и т.д.).  

     Рассмотрим такой компонент интонации, как логическое ударение.

Логическое ударение-это выделение голосом главных по смысловой нагрузке слов.

Причиной ошибок в расстановке логических ударений является недопонимание смысла читаемого или недостаточно хорошее видение того, о чем идет речь. Таким образом, расстановка логических ударений требует предварительного анализа текста.

Провожу следующие тренировочные упражнения

       1. Расставь логические ударения, обоснуй их наличие и место в фразах, прочитай       выразительно.

                  Лисица видит сыр, Лисицу сыр пленил.

                                                            (И. А. Крылов)

                   По улицам Слона водили…

                                                            (И. А. Крылов)

       2. Прочитай стихотворение, вдумываясь в его содержание. Подчеркни слова, на которые падает логическое ударение.

                   Вот уж снег последний в поле тает,

                   Теплый пар восходит от земли,

                   И кувшинчик синий расцветает,

                   И зовут друг друга журавли.

                                                            (А. К. Толстой)

     Послушай, как читает это стихотворение один из ваших товарищей, исправь его ошибки.

       3. Прочитай любое стихотворение, обозначь логические ударения, запиши свое чтение на магнитофонную ленту. Прослушай запись. Оцени свое чтение.

       4. Познакомьтесь с некоторыми правилами постановки логических ударений. К 3-4 из них подбери примеры из детской литературы.

            Ударение принимают:

                1.Сравнивающиеся предметы, явления (то как зверь)

                2.Противопоставляющиеся слова-понятия (ты грустный а он  веселый)

                3.Яркие, выразительные языковые средства (звуковые повторы,    

метафоры…)

                4.Новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится

                   впервые (Бородино)

                 5.Обобщающие слова.

                 6.Слова обозначающие перечисления или счет (лиловый, золотой,

                    багряный листопад)

                 7.Обращение, стоящее в начале фразы (Голубушка, как хороша)

                 8.Слова, передающие вопрос (кто стучится в дверь ко мне…)

                                                                                                  (С.Я.Маршак)

       5. Определите, какой вариант расстановки логических ударений является верным и почему.

                  а) Уж небо осенью дышало,

                      Уж реже солнышко блистало,

                       Короче становился день

                   б) Уж небо осенью дышало,

                       Уж реже солнышко блистало,

                       Короче становился день…

                                            (А.С.Пушкин)

        6. На первом этапе необходимо проследить насколько ударение на слове меняет смысл фразы, для этого сравниваем ударные слова в одном предложении. Можно организовать знакомство школьников со смыслоразличительной функцией логического ударения следующим образом. Например можно сказать:

                             Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

                             Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

                             Я памятник себе воздвиг нерукотворный.

                                                                           (А.С.Пушкин)

           И в каждом случае смысл будет разный, в зависимости от того, какое слово мы сделаем ударным. Ударное слово-центр внимания. В нем живет весь смысл фразы.

«Чтобы поставить ударение логическое, нужно понять, что является главным в отрывке (найти важные по смыслу слова), произнести вслух, выделив голосом главные слова, чтобы проверить, верно ли выражен смысл».

         7. Распределяю по порядку, от легкого к трудному виды работы над логическим ударением:

                       -Чтение текста с выделением логических ударений;

                       -Самостоятельное нахождение слов, которые нужно читать,

                         выделяя голосом;

                      -Анализ образца (например: чтение учителя) с точки зрения

                       правильности постановки логических ударений.

       8.Упражнения на первом этапе. Определить конкретную методическую цель каждого задания, распределить их по степени трудности.

                 1) На доске пишется одно или несколько предложений, в которых я обозначила логическое ударение. Прочитай, определи смысл предложения.

                                               «Я люблю свой город»

(Человек говорит о любви к родной земле, месту, где он родился, к Родине). Значит, какое слово выделим логически?  

                 2) На доске предложение.

                                              Ветер сильно качал березы.

                                              Ветер сильно качал березы.

Прочитай предложение так, чтобы слушатели поняли, что происходит в природе и как происходит действие.

                  3) На доске: В лесу растут хвойные деревья.

     Вызываются двое учащихся. Первый получает задание: поставить к предложению несколько вопросов так, чтобы логическое ударение падало по очереди на разные слова. Например: Какие деревья растут в лесу?...

   Второй отвечает на вопросы, правильно определяя слова, на которые падает ударение.

   Следующий важный компонент интонации-паузы (логические и психологические), остановки, перерывы в звучании. Их наличие и длительность определяются смыслом. Чем теснее связаны между собой речевые звенья, тем короче пауза. Чем связь меньше, тем длиннее пауза.

   Прежде всего, следует проследить, как связаны паузы и знаки препинания.

Например: На доске записан текст из произведения Соколова-Микитова «Осень в лесу» с размеченными паузами:

    «Пришел сентябрь.// После знойного лета, / после августовских теплых дней / наступила золотая осень //.»

  1. Дети читают текст  про себя.
  2. Учитель спрашивает: «Всегда ли паузы совпадают со знаками препинания? Какая пауза не совпадает?»
  3. Обсуждается длительность пауз.
  4. Проводятся пробы чтения.
  5. Вывод: паузы надо делать независимо от читаемого текста. Они могут и не совпадать со знаками препинания.
  6. Закрепление сведений на новом материале с неразмеченными паузами.  

       9.Упражнение: Найди ошибки в расстановке пауз, внеси коррективы. Прочитай.

                  а) День пригреет - возле дома //

                      Пахнет позднею травой… //      

                      Отошли грибы, / орехи, /

                      Смотришь, утром со двора //

                      Скот не вышел. //

                                          (Твардовский)

                  б) Все прошло: с зимой холодной //

                       Нужда, голод настает… //    

                                 (И.А.Крылов)

     В чтении этих текстов кроется дополнительная трудность, обусловленная необходимостью сохранить ритм стиха путем соблюдения построчных (ритмических) пауз, иногда вовсе не совпадающих с логическими.

                            Пришла, рассыпалась; клоками

                            Повисла на суках дубов…

                                             (А.С.Пушкин)

 - Какие ошибки могут возникнуть при чтении этих строк?

 - Нужна ли построчная пауза? Для чего?

Вывод: построчные (ритмические) паузы обязательно должны быть, но соблюдать их нужно не механически, а с учетом смысла. Именно смыслом будет продиктована длительность паузы, ее характер.

     Нельзя требовать расстановки пауз только в соответствии со знаками препинания. Это ошибка; такое чтение превратит стихи в прозу.

Например: Ложился на поля туман,

                   Гусей крикливых караван

                    Тянулся к югу.

                                         (А.С.Пушкин)

(Здесь после слова «караван» нужна пауза, но, во-первых, короткая, а во-вторых, наполненная содержанием определенным, предполагающим продолжение).

   Наряду с логической паузой существует психологическая пауза. Это остановка, которая усиливает психологическое значение высказываемой мысли. Психологическая пауза всегда богата внутренним содержанием, красноречива, так как в ней отражено отношение чтеца к тому, что он говорит. Например: из «Руслана и Людмилы» А.Пушкина:

                         …смотрит храбрый князь-

                         И чудо видит пред собою. //

                         Найду ли краски и слова? //

                         Пред ним // живая голова.

   Уже произнося слово «чудо», исполнитель видит «внутренним зрением» потрясающую картину, которая способна вызвать состояние и удивления, и ужаса, что отразиться в мимике чтеца и будет подчеркнуто паузой (на 2 счета) после местоимения «ним».(мимика-чуть приоткрытый в растерянности рот).

   Задание. Указать место и назначение психологической паузы в отрывке:

                              …Лошадку ведет под уздцы мужичок

                              В больших сапогах, в полушубке овчинном,

                              В больших рукавицах…а сам с ноготок.

                                                                          (Некрасов)

  Задание: выяснить, почему в рассказе Паустовского «Барсучий нос» после слов «он обожжется» в предложении «Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, // но я опоздал – барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос…» нужна длительная остановка.

(Здесь важно задержать внимание детей на фразе «он обожжется», чтобы им понятно стало желание автора отвести беду, его волнение за зверька, приближающегося к раскаленной сковороде. И это достигается с помощью долгой, длительной паузы).

      Для полного восприятия художественной литературы ребенок должен овладеть рядом умений: замечать и распознавать художественные средства выразительности, и прежде всего – языка произведения, определять жанровые особенности произведения (отличать прозу от стиха, сказку от рассказа), видеть компоненты произведения (образ, поступок), образное изображение природы (пейзаж), их функциональное назначение в тексте; уметь воссоздать в своем воображении читаемое, проникнуть в эмоциональную направленность произведения, видеть позицию автора и определять свою позицию, воспринимать произведение адекватно авторскому замыслу.

     С целью развития этих умений использую разнообразные задания на разных этапах урока.

     До начала работы с текстом даю тренировочные упражнения на технику чтения (чтение трудных слов отдельно и в словосочетаниях, чтение скороговорок, чистоговорок).

     Задание.

            Собери и прочитай скороговорку.

                                летит       по       копыт       полю        от

                                пыль      топота

      Задание:

            Научись читать скороговорку.

                                         Полосатые паласы

                                         Полоскала дочка Власа.

                                         Полоскала, полоскала –

                                         Полосатой речка стала.

       Задание:

              Прочитай предложение.

         

                      Скоросказкасказываетсяданескороделоделкется.

     В ходе работы с текстом предлагаю найти толкование слов по словарю или выбрать нужное толкование лексического значения слов из ряда данных.

   Задание:

          Соедини устаревшее слово – архаизм с его современной «парой».                  

                              соглядать                         глаза

                              сызнова                            город

                              очи                                    говорить, рассказывать

                              (стольный) град               увидеть

                              сказывать                          снова, опять

                                                                             (П.Ершов «Конек-Горбунок»)

     Задание:

            Подбери к устаревшим словам современную «пару».

                                 Дарован-…

                                 Надобно-…

                                 Испить-…

                                 Схоронился-…

                                 Стольный град-…

                                                                     (Былины про Илью Муромца)

     Предлагаю систему заданий, обучающих озаглавливанию частей текста и составлению плана. Сначала предлагаю выбрать наиболее удачное заглавие из ряда данных.

   

  Задание.

             Выбери наиболее точное заглавие для всего отрывка.

                        Незнайка учится писать стихи.

                        Горе – поэт.

                        Друзья не оценили талант Незнайки.

  Затем предлагаю восстановить последовательность частей.

     Задание.

            Восстанови последовательность частей в отрывке. Пронумеруй части.

                 Торопыжка и Авоська возмущаются.

                 Незнайка решил, что поэтом быть легко.

                 Незнайка решил не ссориться с друзьями.

                 Знайке не понравились стихи про него.

                                                              (Н.Носов. Приключения Незнайки)

    Затем даю задания вида:

         Допиши план текста по образцу.

  1. Туча и заяц.
  2. Туча и …
  3. Туча и …
  4. Туча и …
  5. Потому-то ноябрь и пегий.

                                               (Н.Сладков. Почему ноябрь пегий?)

     Задание:

             Закончи цитатный план сказки.

  1. «Жили две девочки – Рукодельница да Ленивица».
  2. «Будешь умна, тебе же лучше; будешь ленива, тебе же хуже».
  3. _____________________________________________________
  4. ______________________________________________________
  5. ______________________________________________________

                                                                           (Одоевский. Мороз Иванович)

    После этого даю задания по самостоятельному составлению плана.

     В ходе работы над текстом даю задания, обучающие давать характеристику героям произведений, сравнивать их характеры.

    Задание:

            Как ты думаешь, что общего в характерах  Никиты и папы? Соедини.

                                                                                    веселые

                                                                                    любят животных

                                          Никита и папа                 серьезные

                                                                                    наблюдательные

                                                                                    фантазеры

                                                                          (Е.Чарушин. Томкины сны)

            Задание:

                   Сравни Рукодельницу и Ленивицу: их отношение к работе, их характеры.  Заполни таблицу.

Рукодельница (какова?)

Ленивица (какова?)

трудолюбива

неуважительна, груба

послушна

                                                                 (Одоевский. Мороз Иванович.)

     Задание:

            Составить цитатную характеристику дедушки Мазая.

  1. «Старый Мазай любит до страсти свой низменный край»
  2. «Вдов он, бездетен, имеет лишь внука».
  3. _______________________________________________________
  4. _______________________________________________________
  5. «Дня не проводит Мазай без охоты».
  6. _______________________________________________________
  7. _______________________________________________________
  8. «Знает он много рассказов забавных».

   Определи одним словом характер Мазая.

                                                        (Н.Некрасов. Дедушка Мазай и зайцы)

      Задание:

              Подготовь устный рассказ об одном из героев произведения по плану.

План рассказа.

  1. Где живет герой, чем занимается.
  2. Какие поступки совершает, почему.
  3. Какой характер у этого героя.
  4. Что думает о нем автор.
  5. Как ты относишься к этому герою.

   

     Следующая система заданий направлена на обучение умению формулировать тему и основную мысль текста.

      Задание:

              Определи тему рассказа. Обведи самую точную формулировку.

                Рассказ «Лесной голосок» о том, как

                 а) рассказчик наблюдает за птицами;

                 б) рассказчик подражает голосу кукушки;

                 в) рассказчику впервые удалось увидеть, как выглядит кукушка.

       Задание:

               Какую самую главную мысль ты прочитал «между строк» в этом рассказе? Обведи наиболее точный ответ.

                 а) Если быть настойчивым, обязательно добьешься своей цели.

                 б) Любознательному и настойчивому человеку природа обязательно  откроет свои тайны.

                                                           (Г.Скребицкий. Лесной голосок)

       Задание:

               Что хотел сказать автор этой сказкой? Выбери наиболее точную формулировку.

  1. Как здорово поймать волшебную золотую рыбку!
  2. Как плохо быть сварливым и жадным.
  3. Если ты сварливый и жадный, ты потеряешь свое счастье.

                                            (А.Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.)

    Задание:

           Прочитай пословицы. Объясни их смысл и связь со смыслом сказки.

                  а) Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

                  б) Цыплят по осени считают.

                  в) Хорошей хозяйкой дом стоит.

                  г) У ленивой пряхи нет для себя рубахи.

    Уроки литературного чтения играют большую роль в развитии творческого мышления учащихся. Одним из эффективных методов в его развитии является постановка проблемного вопроса.

     Задаю вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли…)

Например:

    1. Сказка Ш.Перро «Кот в сапогах». А если бы людоед не захотел превратиться в мышку, как бы Кот оказался победителем? Как иначе можно было бы избавиться от Людоеда.

Учащиеся начинают искать свои варианты, т.е. решать поставленную проблему.

    2. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»-сказка.

      - А если бы слуга не пошел за козленочком? Что еще можно было бы придумать, чтобы спасти Аленушку?

    3. Сказка « Гуси – лебеди»:

  - А если бы ни печка, ни яблонька, ни речка не стали бы помогать девочке?

    Мои учащиеся любят такой вид работы, который мы называем «Сказки с новым концом». С большим интересом придумывали новый конец сказке «Девочка Снегурочка».  Снегурочка у нас превратилась и в ромашки на лугу у дома бабушки и дедушки; и в дождик, и ручейком возвращалась домой. Конец нанайской сказки «Айога» мы тоже сделали счастливым. Жалко стало девочку, несмотря на то, что она была жестокой и самовлюблённой.

            При работе   с   малыми   жанрами   фольклора   используем   приём « пантомима»:

   - изобразите, т.е. покажите жестами и мимикой пословицы:

    Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

    Не всё золото, что блестит.

    Мал золотник да дорог.

     

     Работая над поэтическими произведениями, я часто предлагаю учащимся упражнения в словесном творчестве.

     Например, А.Толстой. «Осень, обсыпается весь наш бедный сад».

      - Выбери «осенние» слова. Составь с ними «осеннюю сказку».

   Аналогичные творческие работы я проводила и по стихотворению С. Есенина «Зима» и Тютчева «Зима недаром злится…» Вот какую «Зимнюю сказку» написала Ларионова Ксения.

Путешествие маленькой снежинки

«Летит пушистая,

            снежинка смелая.

                                                                     Какая чистая,

                                                                           какая белая!»

                                                                                      (К.Бальмонт)

     Маленькая пушистая снежинка Звездочка легко летела из дома – Хрустального дворца. Она летела много дней и ночей, была капелькой в море, частичкой облака. Звездочка видела леса, города, людей, дома. Но больше всего ей везде нравились дети, которые играли, катались на коньках и на санках. А один раз она видела, как какая то девочка летела со снежной горы. Снежинка приземлилась ей на шапочку и скатилась вместе с девочкой с огромной горы. Это ей так понравилось, что пока девочка каталась, Звездочка лежала на ее шапке и, как только девочка начинала ехать, замирала от удовольствия. Но, наконец снежинку подхватил ветер, и она полетела дальше.

     Звездочка прилетела к Новому Году в огромный город – Москву. Там на улицах и в домах горели гирлянды, свечи, лампы. В некоторых окнах было очень много света. Там уже дарили подарки, поздравляли друг друга. Дети бегали по квартирам с игрушками, книгами и другими подарками.

     В общем, было так весело, что Звездочка не выдержала и опустилась на один подоконник. В этой квартире царило особое веселье. Был ужасный беспорядок. Дети перевернули весь дом в поисках подарков. Которые родители специально спрятали подальше. Но, наконец – то подарки нашлись. Это были: чудесная кукла, которая говорила: «Мама», огромный дракон и большая игра. Дети так обрадовались подаркам, что сразу стали с ними играть.

     А под конец все вышли на улицу и стали пускать фейерверки. После Нового года Звездочка опустилась на землю и лежала так до конца зимы.

     

     Нравится детям такое упражнение «Изменение ситуации в знакомых сказках»

        1. «Лев и собачка» Л.Н.Толстой.

            -собачка не заболела.

        2. «Сказка о рыбаке и рыбке». А.Пушкин.

            - Старуха сама пришла к морю…

        3. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.Пушкин.

            - Сочини сказку: о наливном яблочке,

                                          о могучем ветре,

                                          о ясном месяце.

   

     Систематическое применение перечисленных видов упражнений и заданий позволяет мне развивать мышление учащихся с помощью слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Флипчарт "Гроза" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Флипчарт "За грибами" к урокам литературного чтения (по книге С. А. Сущевской "Тексты с дырками", развивающие задания для совершенствования навыка чтения)

Данные флипчарты созданы на основе книги С. А. Сущевской "Тексты с дырками". Можно использовать на уроках чтения, во внеклассной деятельности....

Статья "Виды упражнений на уроках литературного чтения с использованием модели "1 ученик - 1 компьютер"

Навык чтения – это и то, чему учат, и   посредством чего ученик сам учится. Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нём уникально сплелись элементы и св...

Коррекционно-развивающая работа на уроках литературного чтения при работе с детьми имеющих ЗПР

Анализ школьных учебников показал, что программный материал выстроен таким образом, что не обеспечивает научение ребенка быстрому чтению. В нем недостаточно тренировочного текстового материала, и темп...

Развитие речи с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.

Речь человека является отражением его культуры и образованности. По ней можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также уровень его развития.Развивая в школе речь ребенка, мы развиваем его...

Виды упражнений на уроках литературного чтения

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Никитовой Татьяны Михайловны на уровне МБОУ Устьевская основная общеобразовательная школа Виды упражнений на уроках литературного чтения...

Статья (из опыта работы) «Развитие речи младших школьников с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.»

Статья  (из опыта работы)  «Развитие речи младших школьников с элементами развивающего обучения на уроках литературного чтения и русского языка.»...