Конспект урока по литературному чтению Ш.Перро "Рике с хохолком"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Майорова Ольга Валерьевна

Урок литературного  чтения в 3-м классе по программе Л.В.Занкова. На уроке учащиеся знакомятся с содержанием сказки Шарля Перро «Рике с хохолком» с использованием приёмов развития критического мышления и цифровой образовательный ресурс, разработанный на уроках информатика и ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                          Майорова Ольга Валерьевна

Конспект урока по литературному чтению   3 класс

Тема. Шарль Перро «Рике с хохолком».

Форма урока:традиционная

Тип урока: изучение нового материала

Цель: познакомить со сказкой Шарля Перро «Рике с хохолком»

Задачи:

I.Предметные

  1. развивать способность полноценно воспринимать текст;
  2. закрепить  умение  детей классифицировать сказки по содержанию и авторской принадлежности;
  3. развивать умение определять тему, главную мысль сказки (анализировать).

II. Метапредметные

1.Познавательные УУД

а) Общеучебные УУД

  1. самостоятельное выделение и формулировка учебной цели;
  2. произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно);
  3. поиск и выделение необходимой информации;
  4. смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
  5. извлечение необходимой информации из прочитанного  текста;
  6. понимание  и адекватная оценка языка средств массовой информации.

б) Логические УУД

  1. установление причинно-следственных связей;
  2. построение логической цепи рассуждения;
  3. выдвижение гипотез, их обоснование, доказательство.

2.Коммуникативные УУД

  1. формирование умение работать в группах;
  2. развитие  умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;
  3. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определение цели, функций участников, способы взаимодействия);
  4. инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  5. умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли.

3. Регулятивные УУД

  1. целеполагание: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
  2. планирование-определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
  3. прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения;
  4. оценка:  выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
  5. волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, эмоциональная устойчивость к стрессам.

 4. Личностные УУД

Смыслообразование:

  1. установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, жизненных интересов;
  2. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  3. нравственно-этическая ориентация;
  4. выделение морально-этического содержания событий и действий;
  5. нравственно-этическое оценивание событий;
  1. формирование  чувство сопереживания героям
  2. формирование  умения  адекватно оценивать свою работу

Оборудование  и материалы:

  1. мультимедийная презентация;
  2. фильм о творчестве Ш.Перро;
  3. компьютер;
  4. экран для демонстрации презентации;
  5. мультимедийный проектор;
  6. учебник «Литературное чтение», автор Н. А. Чуракова, 3класс 2 часть;
  7. поурочные планы по учебнику Н.А. Чураковой;
  8. толковые словари русского языка С.И. Ожегова, Т.Ф. Ефремовой;
  9. заготовленные бланки телеграмм.

Ход урока

I. Мотивация учащихся.

Учитель: - Ребята, я вам предлагаю сыграть в игру «Вспомни и назови». Вы отрываете лепесток, читаете отрывок и отгадываете произведение.

1.Осталась она сиротой маленькой, взяли её люди, но работой заморили. А дочери хозяйки: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка - только у ворот сидели, на улицу глядели……».  («Крошечка-Хаврошечка» народная сказка)

2.«Их нашли насилу там.

Тут во всём они признались

Повинились, разрыдались….» (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане….»)

3.« Девочка спит и пока что не знает,

Что в этой сказке её ожидает:

Жаба под утро её украдёт,

В нору упрячет бессовестный крот (Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»)

4.В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо маленьких детей. Жили братья так дружно, что любо было на них смотреть (Л. П. Толстой «Два брата»)

5.Жили старик со старухой, и с ними внучка Дуня жила. И не такая уж Дуня была   красивая, как в сказке сказывается, только умная она была. («Умная внучка» русская народная сказка)

Учитель: - Ребята, а что объединяет эти все произведения. (Это всё сказки)

- Как вы думаете, что такое сказка? (Ответы детей)

-Найдите в толковых словарях, какое определение дают Т.Ф. Ефремова и  С.И. Ожегов.

(слайд2)

Сказка (по Т.Ф. Ефремовой) - повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных лицах и событиях.

Сказка (по С.И.Ожегову) – повествовательное, народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

-  Какие сказки бывают по содержанию? (О животных, бытовые, волшебные.)

- Кто же их создаёт, сочиняет, сказывает?  (Народом они создаются, народные.)

- Однако есть сказки, которые сочиняются писателями. Что это за сказки? (Это авторские сказки, литературные.)

- Назовите признаки сказки?  (Есть зачин (начало), концовка, троекратный повтор, волшебные события, волшебные герои, добро побеждает зло, мудрость.)

- Давайте посмотрим на слайды и попробуем отгадать сказки?     (слайды3 - 8)

- Кто автор всех этих сказок? (Ш. Перро)    (слайд9)

- А какую сказку вы не смогли отгадать? (Последнюю сказку)

- Последняя сказка  называется  «Рике с хохолком».

- Как вы думаете, какая цель нашего урока? (Знакомство со сказкой Ш.Перро «Рике с хохолком».)

II. Знакомство с творчеством Шарля Перро.

Учитель: - Сегодня мы познакомимся с прекрасным миром сказок Шарля Перро.  Но прежде давайте посмотрим фильм о творчестве Ш. Перро.

Фильм о Ш. Перро. (для запуска фильма желтая кнопка)

Беседа по фильму.

III. Знакомство со сказкой.

а) Подготовка к чтению.

- Но прежде чем читать, выполним дыхательную и интонационную гимнастику.

1) Задуваем свечку: один большой выдох, два маленьких.

2) Сдуваем с ладошки листочек.

3) Повернитесь друг к другу и произнесите «сказка»

                            - с удивлением

                           -  загадочно

                            - с радостью

                            - с грустью

б) Чтение с остановками и работа по содержанию.

Учитель: - Как вы думаете, кого из сестёр полюбит Рике с хохолком? Обоснуйте свой ответ.

- Можно ли считать, что тот ум, который появился у старшей дочери, её собственный ум?

- Объясните смысл фразы: «Ничто, сударыня, не служит столь верным признаком ума, как мысль об его отсутствии, и такова уж его природа, что чем больше его имеешь, тем больше его недостаёт».

Учитель:- Сама мысль человека о том, что у него недостаёт ума – это признак того, что  этот человек умный. Природа ума заключается в следующем:  чем умнее человек, тем больше он понимает, что ума у него недостаточно, ему хочется решать всё более и более сложные проблемы, хочется быть интересным для всё более и более умных людей.

- Как вы считаете, должна ли старшая дочь из чувств благодарности выйти замуж за Рике или она имеет право выйти замуж по любви?

- Предположите, как будут развиваться события дальше. 

Физкультминутка   Игра «Если нравится тебе».

Ребята поют песню  и показывают движения.

Если нравится тебе, то делай так (2 щелчка пальцами над головой).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка в ладоши).

Если нравится тебе, то делай так (2 хлопка под коленкой).

Если нравится тебе, то делай так (2 притопа ногами).

Если нравится тебе,

То и другим ты покажи.

Если нравится тебе,

То делай всё.

Учитель:- Что же повлияло на решение принцессы: страх снова стать глупой? Чары умных речей Рике? Расчёт: Рике ей – ум, она ему – красоту? Подтвердите своё мнение строчками из текста.

- Правда ли, что можно не замечать каких-то физических недостатков человека, если он необыкновенно умный? Правда ли, что умный  человек при любой внешности может казаться красивым? (Ответы ребят)

- В чём же секрет красоты? (Ответы ребят)

Учитель: - Ребята, прочитайте слова известного французского  писателя А. Сент-Экзюпери. (слайд10)

                                              «Зорко одно лишь сердце.

                                               Самое главное глазами не увидишь».

- Можно ли эти слова взять эпиграфом к нашему  уроку? Докажите.  (Ответы ребят)

V.Стадия рефлексии: (cлайды11-12)

•        Составление по желанию синквейна о Рике с хохолком (групповая работа)

•        Напишите телеграмму другу или соседу по парте, которая начиналась бы так… (бланки телеграмм лежат заранее на столах учащихся)

 - Было интересно ….

 - Сегодня на уроке я узнал, что …

 - Я хотел узнать ещё о сказках…

 - Больше всего мне понравилось…

 - Новым для меня стало….

VI. Домашнее задание: (слайд13)

а) обязательное задание: выразительное чтение сказки на стр. 156 – 166;

б) задание по выбору учащихся:

  1. нарисовать рисунок;
  2. придумать продолжение сказки;
  3. подобрать пословицы к сказке.

Приложение1 (презентация)

Приложение2 (бланк телеграммы)

Приложение3 (фильм)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...