Урок литературного чтения по программе «Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» по теме: «Капризное настроение» (2 класс)
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Бирюкова Светлана Юрьевна
Урок литературного чтения по программе «Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» по теме: «Капризное настроение» (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kapriznoe_nastroenie.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения  по программе

«Развивающее обучение Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова»

                          по теме: «Капризное настроение»(2 класс),

учитель школы №6 «Парус» г. Дзержинский

Бирюкова Светлана Юрьевна.

Тема урока: «Капризное настроение».

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-наблюдение.

Цели урока.

Познавательный аспект:

      1. Формировать понятие «капризное настроение».

      2. Смоделировать образ «капризное настроение».

Развивающий аспект:

      1. Способствовать развитию речи:

  1. обогащение и усложнение ее словарного запаса;
  2. усиление коммуникативных свойств речи;
  3. овладение учащимися художественными образами.
  1. Способствовать развитию мышления: продолжить формирование умения сравнивать.
  2. Способствовать развитию сенсорной сферы: продолжить развитие точности и тонкости различения цвета, звуков, оттенков речи.

Воспитывающий аспект:

                 Продолжить воспитание эмоционально-эстетического

                 восприятия     художественного произведения.

Методы обучения:

  1. исследовательский;
  2. частично-поисковый;
  3. сравнительный.

Форма работы: фронтальная, индивидуально-обособленная.

Техническое  обеспечение урока:

  1. интерактивная доска;
  2. ноутбук;
  3. мультимедийный проектор;
  4. программное обеспечение (Ms Office, Power Point,  SMART);

Методическое обеспечение урока:

  1. раздаточный материал (карточки «Словарь настроений», карточки «Ответ», «Цветик-семицветик»);
  2. слайды;
  3. гипертекст;
  4. аудиозапись (фрагменты детских песен);
  5. учебник по литературе для 2 класса, авторы Т. И. Кудина, З.И. Новлянская.

Ход урока:

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Я хочу начать наш урок словами одного очень мудрого человека Жана Жака Руссо, однажды он сказал: «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» Давайте начнем удивляться своим способностям прямо сейчас, на уроке литературного чтения.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы будем работать с вами с помощью «умной» доски (звучит волшебная музыка, на экране появляется слайд«Цветик-семицветик 1»).

- Ой, что это?

Цветок, цветик-семицветик.

- А вы помните, из какой сказки этот цветок? Кто автор этого произведения?

Сказка «Цветик-семицветик, автор Валентин Катаев.

- Давайте представим, что наш цветочек живой, у него есть душа, а значит он все слышит и все видит (Слайд «Цветик-семицветик 2», РР).

- Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о настроении. Скажите, какое у него сейчас настроение?

Радостное, веселое, грустное, печальное…

- А как вы догадались, что у него такое разное настроение?

С помощью цвета.

 - Интересное открытие. Значит,  у настроения есть свой цвет? Давайте сопоставим (то ест  поставим рядом) карточки со словами настроений и цвет на лепестке (самостоятельная работа с раздаточным материалом).

- А теперь проверим на нашей «умной доске». Светлым краскам соответствует какое настроение? Как одним словом можно это назвать?

Радостное.

- А темным краскам какое?

Грустное.

- Посмотрите внимательно на наш цветочек, у него одного цвета несколько оттенков, вот и настроений бывает несколько (слайд «Словарь настроений1», РР). Прочитаем, с какими понятиями вы уже знакомы.

 3. Создание проблемной ситуации.

 (неожиданно раздается плач ребенка, учитель проникновенно, выразительно читает наизусть стихотворение А.Л.Барто «Девочка-ревушка»)

- Только что я вам прочитала стихотворение Агнии Львовны и Павла Николаевича Барто, называется оно – как вы думаете, как?

Различные предположения детей.

 - Это стихотворение называется  «Девочка- ревушка». С творчеством Агнии Львовны Барто вы  хорошо знакомы с детских лет (слайд «А.Л.Барто», СМ).Ее знаменитые стихи «Игрушки» до сих пор любимы и детьми, и взрослыми: «Идет бычок качается, вздыхает на ходу…», «Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик…», « Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко…»

 - Откройте тексты в ваших учебниках на странице .... Прочитайте это стихотворение теперь самостоятельно, про себя, можете пожужжать немножко. Найдите в тексте непонятные слова (слайд «Текст стихотворения», СМ)

Плесень, вой, Ганя.

- Истолкование слова плесень есть в учебнике, внизу страницы, прочитайте его. Вой-протяжный крик некоторых животных. Ганя – имя девочки.

 - Скажите, от чьего имени ведется повествование в этом стихотворении?

От имени рассказчика.

- Кто главный герой произведения?

Девочка Ганя.

- Как девочка Ганя себя ведет?

Плачет, недовольна чем-то, ничего не хочет.

- Докажите мне это подтверждением текста.

«Плачет, заливается, платьем утирается», «…Никуда я не пойду, мне не нравится в саду»,

 «…Ой, пойду обратно, дома неприятно», « …Эта кружка велика! В этой не могу я! Дайте мне другую!», «Рева топнула ногой. В этой не желаю! Лучше дайте чаю!», «Плачет ревушка опять. Ой, не буду спать! Ой, наденьте платье!»

- Скажите, а какой знак препинания стоит в конце всех предложений, которые вы зачитали?

Восклицательный.

- О чем говорит этот знак?

Девочка чего-то требует.

- А теперь скажите, какое настроении у этой девочки-ревушки? Найдите это слово в своих карточках, если оно есть ( создание проблемной ситуации, самостоятельная работа с раздаточным материалом).

Грустное, печальное…капризное.

- Мнения разделились, возникла непонятная ситуация (вопросительный знак пишу на доске). Поднимите руки, кто считает, что это грустное настроение? Печальное? Капризное? Попробуем разобраться вместе, какое же настроение у девочки-ревушки?

- Почему оно грустное, печальное? У девочки что-то случилось, что-то ее расстроило?

Нет.

- Чего хочет эта девочка? Почему она все время плачет?

Сама не знает чего, просто ей так хочется.Она капризничает.

- Правильно. Значит и настроение у нее какое?

Капризное (слайд «Словарь настроений 3», РР)

- А хорошо это или плохо – капризничать?

Плохо.

- Как к капризам девочки относится рассказчик?

Он смеется над девочкой-ревушкой.

 - Он смеется над ней зло или добродушно?

Добродушно.

- А какое у него настроение при этом?

Веселое.

-Оно совпадает с настроением Гани?

Нет.

- А есть еще герои в этом произведении?

Да, есть, это народ.

- Как народ относится к девочке, которая капризничает? Докажите текстом.

«Видят девочка стоит, очень странная на вид…Что ты плачешь, ревушка, ревушка-коровушка? На тебе от сырости плесень может вырасти».

- Итак, в нашем словаре настроений появилось новое понятие «КАПРИЗНОЕ настроение» (слайд «Словарь настроений-3, РР) Давайте подумаем, а какой цвет будет соответствовать этому настроению? (слайд «Цветочек –капризное настроение»,РР, по щелчку происходит заливка цветом)

Различные предположения детей.

- Художники считают, что капризное настроение можно передать с помощью фиолетового, бардового, коричневого цвета, так как это цвета тяжелые, агрессивные, выражающие протест против чего-либо.

4. Моделирование образа «капризное настроение».

(слайд «Цветочек-капризное настроение, зашевелился», РР)

-  Ребята, что-то и нашему цветочку неуютно стало на уроке, он тоже закапризничал. Чем он недоволен, как вы думаете?

Различные предположения детей.

- Давайте, мы придумаем ему «личико», создадим образ, отражающий капризное настроение. Сначала вы придумайте свое изображение, а потом создадим это на нашей «умной» доске. Можно обсудить рисунок с соседом по парте, как говорится «одна голова – хорошо, а две –лучше» (работа в парах -1 мин, учитель ходит и наблюдает за работой, в конце берет лучшие работы и вывешивает на доску)

- А теперь давайте создадим на «умной» доске такое же личико (слайд «Модель капризного настроения», СМ).Кто хочет попробовать?

(работа со Смарт-доской ученика и учителя)

- Чтобы ему не было одиноко, позовем к нему наших добрых знакомых «Радость» и «Грусть» (слайд «Радость, Грусть, Каприз», СМ)

  1. Чтение стихотворения «Девочка-ревушка» по ролям, с обсуждением, удалось ли передать настроение героев.

- Сейчас мы с вами  прочитаем  стихотворение «Девочка- ревушка» по ролям, как в театре,  и попытаемся передать настроение героев. Уточним, еще раз, кто нам нужен для инсценирования? Как мы можем их назвать, если бы были в театре?

 Рассказчик, Ганя, народ.

- Как мы можем их назвать, если бы были в театре?

Актеры.

-А кто будут у нас все остальные?

Зрители.

(распределение ролей по группам (2-3), слайд «Театр», СМ, чтение по ролям)

- Выступление какой-группы артистов понравилось вам больше других и почему?

Высказывания детей.

- Сейчас вы выступали в роли критиков, вы высказывали свое мнение, опираясь на чувственное восприятие услышанного. Удалось ли передать настроение капризной девочки ревушки и веселого рассказчика?

Высказывания детей.

8.Закрепление.

 - Мы с вами познакомились сегодня на уроке с понятием «капризное настроение» с точки зрения слова, цвета. А можно еще изобразить это настроение в музыке. Попробуйте определить, в каком музыкальном фрагменте звучат капризные нотки. Для этого в таблице напротив  услышанного фрагмента поставьте галочку (слайд «Таблица –музыка», РР, звучат песни из м/ф, дети определяют эти фрагменты по настроению, фиксируют в таблице)

- А теперь сверим ваши наблюдения и наблюдения «умной» доски.

9. Итог урока.

- Дорогие ребята, в начале урока я вам сказала, что у вас все в жизни получится, если вы будете добиваться поставленных целей. Сегодня на уроке вы замечательно работали, я считаю, что цель нашего урока мы с вами достигли. Какие открытия вы для себя сегодня сделали?

Ответы учащихся.

-Что удивило вас сегодня на уроке?

Ответы учащихся.

- Спасибо вам за радость общения, в подарок я вам приготовила «Цветики –семицветики

2  А класса гимназии № 4» (фотоколлаж учеников класса).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачёты по русскому языку 2 класс по программе развивающего обучения Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова

На основе данных зачётов можно проверить насколько дети усвоили учебный материал. Все зачёты представлены по мере изучения тем....

Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....

Календарно- тематическое планирование по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Данное календарно- тематическое планирование разработано  на основе ФГОС.  Описаны планируемые результаты изучения каждой темы и характеристика деятельности учащихся...

Разработка урока по математике 2 класс по системе развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова по теме: "Числовая прямая"

Урок составлен в рамках программы развивающего обучения Д. Б. Эльконина - В.В. Давыдова. На заданном уроке  дети работают с числовой прямой. Работа направлена на всестороннее её изучения....

Урок математики 2 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова. Тема урока: "Сложение многозначных чисел"

Урок математики проводится в 3 четверти. Урок на экологическую тему. Урок основан на системно-деятельностном подходе к обучению....

Презентация к уроку литературного чтения 1 класс. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова .Тема урока Что значит читать по-взрослому?

Презентация к уроку литературного чтения в первом классе содержит цель и толкование терминов, рассматриваемых на уроке....