Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) по теме

Ханмаа Долаана Тас-ооловна

Развернутая рабочая программа к учебнику литературное чтение, авторов Г.М.Селиверстовой и Ф.Т.Манзановой. 4 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение 4 класс.

Авторы: Г.М.Селиверстова, Ф.Т.Манзанова.

Пояснительная записка

    Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной  школы  разработана  на  основе  программы стандарта начального общего образования для 1-4 классов национальной школы с родным языком обучения и программы по русскому  языку для 1-4 классов тувинской школы Г.М.Селиверстовой и Ф.Т.Манзановой.

          Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки  младшего  школьника.  Наряду  с  русским  языком  он  формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. В результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать, строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. Формой итоговой аттестации  обучающихся  4  класса  предполагается  проверка  навыка  чтения.

Для реализации программного содержания используются:

Литературное  чтение. 4 класс : учеб. для 4 класса тувинских школ : в 2 ч. / сост. Г.М.Селиверстова, Ф.Т.Манзанова. – Кызыл-2011.

Количество часов в год – 68.

Количество часов в неделю – 2.

Количество часов в   I четверти – 18.

Количество часов во II четверти – 16.

Количество часов в   III четверти – 20.

Количество часов в   IV четверти – 14.

 Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной  литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.  Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

    Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.

    Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

    Художественно - эстетический принцип определяет  стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается  к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

     Литературоведческий принцип в его  преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его  реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральный слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к выявлению эпитетов, сравнений и других средств художественной  выразительности.  В начальной школе анализ образных  средств языка долен, проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни.

     Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших  школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.

      Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого  как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

      Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова, на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя, на третьем году обучения - наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

     Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решают разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении. Разбирая произведения, дети обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.

    При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров.

Отличительной особенностью программы литературоведческого чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

          Таким образом, курс литературного чтения нацелен  на решение следующих основных задач:

  1. Развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться  на прочитанное;
  2. Учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  3. Развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  4. Формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
  5. Обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  6. Обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  7. Работать с различными видами текстов.

   

                         

                                     Требования к развитию речевых умений и навыков

при работе с текстом к концу 4 класса

Обучающиеся должны: 

  1. владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в мин;
  2. понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.

Обучающиеся должны уметь: 

  1. устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;
  2. составлять план к прочитанному - полный, краткий, картинный;
  3. вводить в пересказы элементы описания, рассуждения и цитирования;
  4. составлять пересказ (краткий, полный, выборочный, творческий) прочитанного текста (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей), придумать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
  5. выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
  6. самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
  7. оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.

Обучающиеся должны знать: 

  1. наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
  2. названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
  3. не менее 6-7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно кстати употребить их).



Предварительный просмотр:

Тема урока

Учебные действия учащихся

Словарная работа

Цели урока

Средства обучения

Кол-во часов

Дата проведения

I четверть

план

факт

I

Учись учиться.

1.

Первое сентября – День знаний.

«Доброго учебного года тебе». Из газеты «Жили-были». с.3-5

Учись говорить о том, почему первого сентября детям хочется в школу.

Вдохнуть привыкаешь

следует

Повторить правила обращения с книгой, ознакомить с новым учебником. Отрабатывать навыки правильного, беглого, быстрого произношения, отрабатывать навыки осмысленного чтения, развивать память, внимание, логическое мышление.

Мульти-медиа

II.

Ко всем наукам ключ.

2.

Л. Воронкова «Этот «простой» русский язык». с.6-10

Учись говорить о том, почему ты учишь(хочешь изучать русский язык)

Лепечут

Было бы туго

Насчёт

Слишком

неприятность

Развивать умения выразительно читать текст, умение интонацией передавать настроение, учить делить текст на части, выделять главную мысль; обогащать словарный запас детей.

Карточки

3.

Текст. Тема текста. Главная мысль текста. В.Драгунский «Первое сентября». с.11-13

Учись  определять тему и главную мысль текста

Слова-скрепы

Научить определять тему и главную мысль текста. В каждом тексте о чем-то или о ком-то говорится, сообщается, повествуется.

Таблицы

4.

Почему я знаю мало? К. Мурзалиев «Почему?» Ф. Кривин «Откуда пришли тучи?» с.13-15

Учись задавать вопрос «почему» и искать на него ответ

Барханы

стремится

Научить детей пользоваться цитатами из стихотворений для образного описания картин и реальных событий; воспитывать любовь к русской словесности.

Мульти-медиа

5.

Мостин из настоящего в будущее. И. Друцэ «Мостик» с.15-17

Учись добывать знания

Свадьба

самостоятельно

Научит определить тему и главную мысль текста, учить самостоятельности, что в учебе нужно делать самому и самому научиться добывать знания.

Карточки

6.

 «Пойми живой язык природы…»

С.Иванов «Урок в лесу». с.18-19

Учись определять тему  и главную мысль текста

О прожитом

Планета

Корявый

Копьё

смола

Научить определять тему и главную мысль текста. Бережное отношение к живой природе и что природа ждет от тебя помощи.

Сюжетные картинки

III.

«Что мы сажаем, сажая лес?»

7.

С. Маршак «Праздник леса» с.20-21

Учись употреблять в своей речи слова и выражения из прочитанных текстов

Барсук

Скрывает

влага

 Учить понимать и правильно читать стихи: прививать любовь к природе, поэзии; развивать память, речь, мышление.

Предметные картинки

8.

Урок развития речи. Сочинение по картине «Школьная аллея». Работа над ошибками. с.21-22

Составь рассказ по картине №2 стр 21

Развивать устную и письменную речь учащихся.

Картинка «Школьная аллея»

VI.

В жизни все связано между собой

9.

Г. Юдин «Цепочка событий».  с.22-24

Учись выстраивать цепочку событий и предугадывать результат

Влияют

Начисто

Прядут

Заваривания

нестись

Карточки

V.

К истокам слова.

Внеклассное чтение.

Дневник, линейка, карандаш… С.А. Кузнецов «Карандаш»

Работа со словарём С.И. Ожегова.

Вести  дневник

Предметные картинки

VI.

Золотое царство листопада

10.

Осенний цвет. Осенний свет. С. Быстров «Золотое царство листопада» с.26-29

Учись видеть природу «глазами и сердцем»

Лучистый

Журавлиный

Клин

Даль

туманный

Ознакомить детей с творчеством поэта; отрабатывать навыки беглого, выразительного чтения; развивать память, речь, мышление; работать над логическим ударением.

Карточки

VII.

Праздник природы и человека

11.

В. Песков «Осень» с.29-32

Учись понимать, что земля, природа и человек-это одно целое.

Пронзительно-жёлтый

Умножается

Именинник

теньканье

Научить понимать, что земля, природа и человек-это одно целое; ознакомление детей с текстом; обучать правильному выразительному чтению; пополнять словарный запас; учить анализировать природу осени  и правильно отвечать на вопросы; учить делить текст на части, озаглавить каждую часть.

Мульти-медиа

VIII.

Четыре осени

12.

В. Грошев «Осень по календарю российского земледельца».  с.32-35

Учись узнавать народные приметы и запоминай их

Земледелец

Стрижи

Кулики

Румянец

багрянцем

Научить узнавать народные приметы и запоминать их, обучать правильному чтению; развивать память, речь.

Картинки осени

IX.

Зашумел в лесу золотой дождь…

13.

Сравнение Н. Сладков «Золотой дождь» с.36-37

Учись находить в текстах сравнения и употреблять их в своей речи.

Подставляли

Налились

пропитались

Научить находить в текстах сравнения и употреблять их в своей речи.

Карточки

X.

« И так-то бывает грустно, и так хорошо…»

14.

Олицетворение М. Пришвин «Осеннее утро» с.38-39

Учись находить в тексте олицетворение.

Парашютиком мотыльком

мало-помалу,

пробуждается

Научить детей художественным приемам, при котором действие и признаки живого существа переносятся на явления природы, ввести понятие олицетворения; развивать умение видеть прекрасное, выражать свои мысли и чувства словами, делиться впечатлениями; развитие речи.

Карточки

XI.

«Скоро осень проснется и заплачет спросонья…»

15.

К. Бальмонт «Осень» с.40-41

Учись понимать настроение автора

Прочь

Блистают

В уборе

Благовонья

спросонья

Работа над логическим ударением; познакомить детей со стихами об осени; научить анализировать стихи; воспринимать и понимать чувства и настроения эмоциональное отношение к произведениям искусства, образное и логическое мышление и внимание; воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Мульти-медиа

XII.

Праздник цвета и тишины

16.

Викторина по страницам прочитанных произведений.

Учись видеть картины природы глазами художника

Учить видеть картины природы глазами художника; учить употреблять в своей речи и выражения из прочитанных текстов для образного описания картин и реальных событий.

Таблицы

17.

Урок развития речи. Сочинение-описание по картине «Золотая осень» И.И. Левитана с.43-44

Учись видеть картины природы глазами художника

Учить выбирать цитаты для сочинений; развивать речь учащихся; развивать образное мышление и внимание к слову; воспитывать любовь к природе и русской словесности.

Картина «Золотая осень»

XIII.

К истокам слова

18.

Красный-багряный-алый

с.43-45

Научись узнавать эти оттенки красного цвета

Багровое зарево, багряный закат

Карточки

XIV.

Спасибо лету красному

19.

«Нас греет лето красное»

Н. Берендгоф «Спасибо лету красному!» Эпитеты с.46-49

Учись видеть и понимать в тексте прямое и переносное значение слов.

Июльской теплотой

Дыханьем

Янтарь

Смолы

С лукошками

С кошёлками

Научить понимать чувства и настроение автора; прививать любовь к чтению; развивать образное и ассоциативное мышление, тренировать навык осмысленного и выразительного чтения.

Мульти-медиа

XV.

Хорошее время лето!

20.

Л. Воронкова «Ягода-земляника" с.50-53

Учись видеть и понимать отношение автора к своим героям

Журавельник

лютик

на бугорках

серьги

расторопный

Продолжать учить составлять различные виды плана, делить текст на части; развивать логическое мышление, внимание.

Предметные картинки

XVI.

У  каждого есть «своя речка»

21.

В. Песков «Речка моего детства» с. 53-36

Учись рассказывать о своей речке

поддается учету, подол рубахи, подводят,

вынешь корзину

Научить рассказывать освой речке по плану.

Сюжетные картинки, мульти-медиа

22.

Урок развития речи. Сочинение «Моя речка» упр.№5 с.56

Учись рассказывать о своей речке

Картинка «Моя речка»

XVII

«Это вам на счастье. Это вам на радость. Это вам на веселье.

23.

И. Соколов-Микитов «Домик в лесу» с.57-60

Учись видеть то, что автор видит в картинах родной природы.

в зарослях

продираться

осыпаны

Научить видеть то, что автор видит в картинах родной природы; работать над эпитетами и олицетворением; научить узнавать погоду по народным приметам.

Мульти-медиа

XVIII

Праздник на летнем лугу.

24.

И. Соколов-Микитов «Сенокос»

Е. Русаков «Сенокос»

Учись видеть вместе с авторами красоту природы и радость труда.

Кивает головками,

Подорожник

Пахучая

Научить детей вместе с авторами видеть красоту природы и радость труда; тренироваться в составлении и анализе различных видов плана, словесном рисовании, деление текста на части.

Сюжетные картинки

XIX

Так держать!

25.

Л. Чадамба «На сенокосе» с.63-64

Учись видеть радость в коллективном труде

Заготавливать,

пот бежал,

загребать,

вовсю

Развивать творческие  способности детей, учить их  различать  автора и героя, развивать логическое мышление, внимание; умение концентрироваться.

Мульти-медиа

XX.

Летний праздник на лугу.

26.

Викторина по прочитанным произведениям. Работа по картине А.А. Пластова «Сенокос» с. 64-67

Учись видеть картины природы глазами художника

Прививать любовь к чтению; развивать речь, умение на слух  воспринимать информацию, развивать слуховую память, отрабатывать  навыки  чтения.

Таблица

XXI

К истокам слова

27.

 Внеклассное чтение. Земляника, клубника облепиха, голубика, черника. Ю. Насимович «Облепиха» с.67

Учись объяснять значения слова

Учить приёму прогнозирования текста; развивать творческие  воз-можности  детей.

Предметные картинки

XXII

«Ничего сильнее хлеба нету на земле»

28.

Хлеб – основа всей  жизни.

По С. Максимову «Хлеб  да соль». С.68-70

Учись законам гостеприимства

Закон гостеприимства,

Желанный гость,

Батюшка,

кормилец

Развивать навык чтения  по ролям; развивать умения работать с текстом, делить его на части; воспитывать к трудолюбию и уважение к труду человека, родной земле, способствовать развитию навыков чтения, культуры речи, фонетического слуха.

Мульти-медиа

XXIII

«…а на хлебном колосочке держится земля»

29.

В.Орлов «Колосок» с.70-72

Учись говорить о хлебе, в котором хранится сила родной земли.

бессмертный

Работать над  произношением; научить говорить о хлебе, в котором хранится  сила родной  земли.

Карточки

30.

Секреты «батонной няни»

Г. Юрмин «Пекарь»,

«Батонная няня»

     С.72-75.

Учись рассказывать

о  том, как батоны на  свет

появляются

Не напрасно,

Развивать навыки выразительного  и  беглого  чтения; воспитывать любовь

 к труду; развивать способность  анали-зировать поступки героев; развивать  память, внимание, мышление.

Предметные картинки

31.

Как батоны на свет появляются. Урок развития речи. Сочинение «Путь хлеба» с.75-76

Учись рассказывать о том, как делается хлеб на хлебозаводе…

тестомесилка

XXIV

Теплый хлеб! Душистый хлеб! Вкусный хлеб!

32.

М.Борисова «Теплый хлеб» с.76-78

Учись видеть, что объединяет людей

Пластиковый,

Бухана,

Разодрали,

Полный рот,

Бульон

швырнёт

Помочь детям обобщить знания, развивать логическое мышление, память, внимание; развивать связную правильную  речь детей.

Карточки

XXV.

К истокам слова.

Внеклассное чтение.

Хлеб-хлебы, хлеба.с.80-82.

Учись объяснять значение слова.

Сюжетные картинки

XXVI

Здравствуй, матушка-зима!

Мульти-медиа

33.

«Зима спешит, хлопочет. О. Высотская «Мастерица зима» Олицетворение(пов) с.80-82

Учись увидеть действия живого и неживого существа

Хлопочет

Укутала

Накинуть

Надёжно

Скрепила лёд

Развивать навык выразительного чтения; учить сравнивать и сопоставлять; научить анализировать стихи; воспринимать и понимать чувства и настроение стихов и картин.

XXVII

«В зимнем лесу кругом комья, пласты и снежные кружева»

Карточки

34.

А.Тумбасов «В шубах и шапках» Сравнение (пов) с.82-84

Учись сравнивать предметы и употреблять в сравнениях слова будто, как, как будто, словно, похожий (похоже)

Не разберешь

Укутанная

Расселись

За пазухой

Снежная арка

Научить определять тему и главную мысль текста; развивать речь учащихся, развивать эмоциональное отношения к произведению искусства, образное и логическое мышление.

XXVIII

«Кажется все замерзло в этой ступи…»

Мульти-медиа

35.

Г.Скребицкий «В зимнюю стужу» с.85-87

Учись рассказывать об удивительных птицах-клестах

Скопились

северяне,

цепкие коготки, из-под чешуек, в лютую стужу

Научить рассказывать об удивительных птицах-клёстах; развивать речь, умение работать по плану; развивать слуховую память.

XXIX

Праздник снега и тишины

Таблица викторины

36.

Викторина по прочитанному произведению. Работа по картине К.Ф.Юона русская зима» с.88-90

Научить видеть картины природы глазами художника; научить употреблять в описании картин зимы слова и выражения из прочитанных текстов.

XXX.

У каждого есть «трудный овражек»

Карточки

37.

Л. Воронкова «Трудный овражек» В. Береетов «Кто-то в горку влезает ползком» с.91-96

Учись понимать, что в жизни есть трудности и их нужно преодолевать

Сообщила

Примостилась

Между прочим

Лыжня

Поморщилась

Проскочу

взобралел

Развивать навыки беглого выразительного чтения; развивать умения слушать и запо-минать информацию на слух.

XXXI

«Мы будем украшать эту

ёлочку каждый год»

Мульти-медиа

38.

С. Михаилов «Ёлочка» (быль) с.101.

Учись понимать, что «дыхание жизни» присуще не только людям и животным, но и растениям.

Туда-сюда

Одинокой

Раскачиваться

Прошептала

Потеряла покой,

Развивать интерес к самостоятельному  чтению; учить оценивать свою работу и работу одноклассников.

Мульти-медиа

39.

М. Монгуш «Природа живет и дышит»

Г. Курбатский Душа…» с.101

Учись пересказывать текст по плану

Под тяжестью, засыпало

Учить понимать окружающую природу и беречь её.

Мульти-медиа

XXXII

К истокам слова.

Внеклассное чтение.

Декабрь, январь, февраль.

тешит

Развивать  интерес к чтению; ознакомить с новыми словами.

Карточки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...