Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (2 класс) по теме:
    Открытый урок по литературному чтению во 2-м классе "Русская народная сказка "Хаврошечка"

    Конспект урока

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_chteniya_kroshechka.doc70 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по литературному чтению во 2-м классе по теме "Русская народная сказка "Хаврошечка"


    Цели: 

     Обучающие: учить правильному, выразительному, осознанному чтению; работать с текстом.

    Равивающие : развивать воображение,логическое и образное мышление ,       .      расширять читательский опыт детей через знакомство с русскими народными сказками ;

    Воспитательные:

    формировать нравственные понятия о семье, о человеческих отношениях, о сути добра и зла;воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку

    Ход урока

    1. Психологическая установка

          Прозвенел уже звонок

          И мы с радостью начнём урок.

           Сегодня у нас необычный урок.

    2. Подготовительный этап к изучению нового материала

    А)

    Учитель

    Много жанров есть на свете
    Басня, повесть и рассказ,
    Но с рожденья любят дети
    Волшебство и мир прекрас.

    – О каком жанре устного народного творчества спрашивается? (Сказка)

    – Сегодня на уроке продолжим сказочное путешествие.

    - А какая сказка нам в этом поможет?

    - На уроке мы будем не только читать, и работать с текстом.но и постараемся мыслить.делать логические выводы.

    Б) Образование однокоренных слов

    - 1 образуйте однокоренное сущ ( сказочка)

    Как называется человек который рассказывает сказки ( сказочник)

    -2 образуйте однокоренной глагол прошедшего времени (сказал)

    3 образуйте однокоренной  глагол будущего  времени (рассказывать)

    4    образуйте глагол сказывать !!!!

    Н\Д  РАССКАЗЫВАТЬ , СКАЗКА, СКАЗАЛ,СКАЗЫ, СКАЗОЧКА,СКАЗЫВАТЬ..

    В)    

     Однокоренные слова к слову «сказка» (д.з. из всех слов выбираю два)

     (дети должны уловить разницу в однокоренных словах «сказывать и рассказывать»)


    - Сказывать – передавать устно.

    -Рассказывать- передавать и устно, и при помощи письма.

     - Какие сказки передавали из уст в уста. А  какие сказки   записывают?

       Дети делают вывод:

    -Передавали издавна из уст в уста народные сказки.

    -Литературные сказки записывали и записывают, их иначе называют авторскими


    Г) Вывод:  о сказке.


    Н\Д

    1. жанр литературного повествования
    2.  слово «сказка» произошло от слова «каза́ть», «сказывать»
    3.  имело значение: перечень, список, точное описание
    4. Информация передаваемая из уст в уста

    Д)

    – Чем этот жанр отличается от других?

    – По авторству: на какие группы делятся сказки?

    Н/Д    (Народная; авторская)


    – По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак, который отличает эти сказки.


    Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

    Сказки про животных – главные герои – животные.

    Бытовые – описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды

                          Сказки

    Авторские Народные

    волшебные

    бытовые

    о животных




    –Е) Сейчас я проверю, сможете ли вы отличить авторскую сказку от народной. А помогут мне в этом Ваши друзья (группа подготовленных детей читает загадки).

    ( карточки)

    1-й ученик.

    Летела стрела и попала в болото.
    А в этом болоте поймал ее кто-то.
    Кто, распростившись с зеленою кожей
    Сделался мигом красивой, пригожей.
    (
    Царевна – лягушка. Народная сказка.) 

    2-й ученик.

    Появилась девочка, чуть больше ноготка.
    И жила та девочка в чашечке цветка.
    В ореховой скорлупке та девочка спала
    И маленькую ласточку от холода спасла.
    (
    Х.К. Андерсен. Дюймовочка. Авторская сказка)

    3-й ученик.

    Козлятушки, детушки,
    Отопритеся, отомкнитеся.
    Ваша мать пришла,
    Молока принесла.
    Бежит молочко по вымечку,
    Из вымечка на копытечко,
    С копытечка на сыру землю.
    (
    Волк и семеро козлят. Народная сказка.)

    – Молодцы! Я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и умеете их различать

    Ж)

    Попробуем предположить тему урока:

    - К какой группе принадлежит наша сказка? Почему?

    -Такой вид сказок сказывали. (Помогаю…)

    -Значит, сказка будет народная,- предполагают дети.

    И) Звуковая разминка

    -а е о ы у

    мачеха, отец, девочка , сестры ,человек, матушка

    - На какие две группы можно разделить эти слова? (главный герой , действующие лица)

    Наша задача сегодня на уроке создать словесные портреты героев

    3 Работа над текстом

    А )  

    Прежде чем перейти к работе над текстом, проверим д\з

    Сколько заглавий получилось? Почему?

    Как озаглавили 1-3 часть?

    Н\д     1  Жизнь сиротки

               2 секрет  Хаврошечки.

                3 Яблонька счастья.

    1 часть

    Расшифруйте и выберите начало сказки

    Н\ д

    Жилибылистариксостарухой

    Водномцарстве

    Естьнасветелюдихорошие

    Жилибылидедибаба


    – Вот это начало сказки. Как оно называется? (Зачин.)

    _ Зачитайте начало сказки

    -Кого вам напоминает главная героиня?

    -Золушку из сказки Ш.Перро и Рукодельницу из сказки В.Одоевского.

    Найти отрывок и прочитать это место…(находят легко)

    -О какой черте характера это говорит?( трудолюбивая)

    Как относились люди к  Хаврошечке ? ( зачитайте) ( злость, ненависть)

    _ Сейчас найдем еще некоторые предложения. которые помогут нам продолжить составление характеристик .

    - Я называю первое слово предложения,вы находите и читаете

        А   Дочери……( лень   -  терпение)

        Б  Выйдет ….( нежность .доброта )

        В  Меня…. (жестокость)

    Как вы думаете, почему девочка называет коровушку Матушкой (звучат предположения)

    Г  Влезет…..

    -К какому миру принадлежит этот сказочный персонаж?

     -В чем ее волшебная сила?

    - Зачем Крошечка-Хаврошечка в одно ушко влезает, в другое вылезает?

    (дети вспоминают материал по сказкам,  изученным  на уроках литературного чтения)  

    -Именно в этом эпизоде отразилась вера в животное покровителя племени, которое оказывало помощь человеку. И не нужно отправляться в тридесятое царство за волшебным предметом, который поможет. Можно просто влезть в одно ухо, а вылезти из другого.

    - Благодаря Коровушке-Матушке Крошечка-Хаврошечка выполняет работу ей порученную.( отзывчивость, забота)

    Д Та……( жадность)

    - Чем же закончиласть 1 часть


    2 часть


    А сейчас мы выполним интересное задание,с прмощью которого я проверю внимательно ли вы читали текст ( работа в парах по карточкам с деформированным текстом)

    - Ваша задача сразу по ходу чтения вставлять пропущенные слова.

    ( Одноглазка,стироте, прядет, катает, Хаврошечкой, на солнышке,травушке,наткала,побелила , Двуглазка).

    - Как повела себя вторая сестра? (безответственность)

    – Какая же из сестер разгадала тайну Хаврошечки? (Триглазка.)


    (Инсценирование 3 части сказки.) Физкультминутка

    У дороги яблоня стоит, (Подняли руки вверх, потянулись).
    На ветке яблочко висит, (Покачали вверху руками).
    Сильно ветку я потряс- (Руки через стороны вниз, стряхивая кистями рук).
    Вот уж яблочко у нас. (Прыжок вверх. Хлопки в ладоши над головой).
    В сладко яблоко вопьюсь, (Вернулись в исходное положение).
    Ах, какой приятный вкус!


    -Узнала ли старуха секрет девочки? В какой части идет об этом речь?

    – Что же задумала злая мачеха? Вы узнаете, когда посмотрите выступление ребят.

    – Как же отблагодарила Коровушка Хаврошечку за ее доброту?

    – Предлагаю вам восстановить события по иллюстрациям и попробовать найти предложения ,которые им соответствуют

    Гимнастика для глаз.


    1. Анализ сказки

    – Какие черты характера соответствуют Хаврошечке, сестрам?

    Хаврошечка
    Сестры

    трудолюбивая
    ленивые
    злые
    добрая

    – Как различаются эти слова? (Эти слова противоположные по смыслу.)

    – Как называются слова противоположные по смыслу? (Слова противоположные по смыслу называются антонимы.)1

    – Прочитаем (хором)  последнее предложение. (В добре поживать, лиха не знать.)

    – Это концовка сказки.

    – Как вы понимаете смысл пословицы.

    1. Работа с пословицами.

    -А теперь посмотрим какая же у нас получилась главная героиня?( чтение слов)

    - А когда человек обладает этими качествами характера ,какой он?(счастливый)

    Что мы можем сказать о старухе и о сесетрах? Можно ли их назвать несчастными?

    1. Жизнь дана на добрые дела.
    2. Жизнь пройти — не поле перейти.
    3. По добру - добро, а по худу — худо.
    4. Мир не без добрых людей.

    - Какая пословица предупреждает, что зло не приносит счастья?

    Давайте и мы научимся жить в мире и согласии. Совершать только добрые поступки.

    1. Итог урока.
    1. Какую сказку мы читали на уроке?
    2. Какая это сказка?
    3. Чему учит эта сказка? (Доброте).
    4. -Мне было очень приятно с вами работать ,вы молодцы .

    Домашнее задание:

    Найти и подготовить 5 пословиц о добре

    Нарисовать рисунок к той части (абзацу) .котороя вам понравилась


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по литературному чтению во 2 классе.Русская народная сказка "Снегурочка"

    На уроке дети знакомятся с русской народной сказкой, развивают навыки беглого выразительного чтения, обогащают словарный запас, развивают творческие способности ( артистизм, умение перевоплащаться ), ...

    Разработка открытого урока по литературному чтению во 2 классе по системе Гармония.Русская народная сказка "Лисичка со скалочкой"

    Конспект урока по литературному чтению по теме РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ЛИСИЧКА СО СКАЛОЧКОЙ» составлен в соответствии с ФГОС....

    Конспект открытого урока по литературному чтению во 2-м классе на тему: "Я и мои друзья"

    Является разработкой открытого обобщающего урока и включает в себя цели и задачи, направленные на достижение личностных результатов и метапредметных результатов обучения (УУД)...

    Урок по литературному чтению во 2-м классе на тему: С.В.Михалков «Новогодняя быль»

    -продолжить работу по совершенствованию осознанного, выразительного, беглого  чтения;-учить находить и понимать идейный смысл произведения;-развивать образное и логическое мышление, устную ...

    Урок по литературному чтению во 2-м классе.

    Д.Хармс, С. Маршак «Весёлые чижи»....

    Урок – проект по литературному чтению во 2-м классе «Зимушка-зима»

    Урок – проект по литературному чтениюво 2-м  классе«Зимушка-зима»...

    Урок по литературному чтению во 2-м классе (1–4) по теме: "Детские журналы (периодика). С.В.Михалков "А что у вас?"

    Практическая значимость работы. Урок разработан в свете требований новых ФГОС И ФГТ. Рассмотрены вопросы развития универсальных учебных действий на уроке литературного чтения во 2 классе....