методическая разработка по литературному чтению 4 класс, О.В. Джежелей.Тема: "М.Ю. Лермонтов «Бородино»"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

методическая разработка по литературному чтению 4 класс, О.В. Джежелей.Тема: "М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Цели урока:

- познакомить с детскими юношескими годами М.Ю.Лермонтова, условиями, в которых формировался его характер; познакомить с содержанием и композицией стихотворения “Бородино”; дать первоначальное понятие слов: монолог, диалог, идея и тема произведения.

- воспитывать любовь и уважения к великому прошлому России; вызвать патриотические чувства на основе произведения.

Оборудование: презентация, монитор, учебник «Литературное чтение» 4 класс, О.В. Джежелей.

Литература: интернет-ресурсы, , учебник «Литературное чтение» 4 класс, О.В. Джежелей.

Ход урока

Ι Организация класса

ΙΙ Сообщение темы и целей урока

- Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о великом русском поэте 19 века М.Ю.Лермонтове, о его произведении “Бородино” и о том, что послужило толчком к написанию этого стихотворения.

ΙΙΙ Знакомство с произведением

Рассказ биографии М.Ю. Лермонтова.

- М.Ю.Лермонтов родился в Москве, в семье отставного капитана Юрия Лермонтова. Невеселым было детство будущего поэта. Смутно он помнил ласковые руки матери, которая умерла, когда ребенку не исполнилось еще и трех лет. Детство его прошло среди холмистых полей и березовых рощ - в пензенском имении его бабушки, в Тарханах. После смерти матери воспитанием внука занялась Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отца маленький Миша видел редко - бабушка не любила зятя.

Я сын страданья. Мой отец

 Не знал покоя под конец.

 В слезах угасла мать моя.

 От них остался только я.

Елизавета Алексеевна была замечательной бабушкой. Она большое внимание уделяла воспитанию и образованию внука. Заниматься поэзией он начал еще в детстве. Первую поэму “Черкесы” он написал в 14 лет. В 1828 году Лермонтова зачисляют в 4 класс Московского Пансиона. Пятый и шестой классы он заканчивает одним из лучших. В1830 году поступает в Московский университет, где проучился два года. Но его манит военная служба, и он поступает в Петербургскую Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Через два года Лермонтов высочайшим приказом переведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка.

17 января 1837 года состоялась дуэль А.С.Пушкина и Дантеса. Гибель поэта потрясла Лермонтова. На непоправимую потерю он отозвался стихотворением “Смерть поэта”. Уже 18 февраля Лермонтов был арестован за это стихотворение, а через месяц отправлен в ссылку на Кавказ на год, но через некоторое время ссылка повторилась. С Кавказа поэт уже не вернулся, в 1841 году он был убит на дуэли.

- Природа щедро одарила Лермонтова многими талантами. Он был прекрасным художником. Сохранилось большое количество его картин, посвященных Кавказу. Он был одним из первых художников, начавших писать Кавказ. Известно, что только за время пребывания в Гроднинском полку Лермонтов выполнил 12 картин на Кавказские темы. (На партах находятся репродукции картин “Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби”, и “Военно-Грузинская дорога близ Мцхета”, которые рассматриваются учениками).

 - Лермонтов любил и тонко чувствовал музыку, считал, что она может точнее и глубже, чем слово, выразить сокровенные чувства. Он хорошо играл на скрипке и фортепиано. Легко решал сложные математические задачи, отлично играл в шахматы, был великолепным рассказчиком, владел несколькими иностранными языками. Все давалось ему легко. И все же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом: он мечтал вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими. И это он достиг, хотя прожил всего 27 лет.

- За свою короткую жизнь Лермонтов создал немало замечательных произведений, сделавших его имя одним из первых в русской литературе. К числу самых знаменитых его стихотворений относится “Бородино”.

ΙV Историческая справка

- Прежде чем говорить об этом стихотворении, давайте окунемся в те исторические события, которые описываются в нем.

Итак, начало 19 века, а точнее 1812 год. Чем знаменит этот год? Почему он вошел в историю? (Ответы учащихся)

- Ответим на этот вопрос подробнее. Наполеон вторгся в Россию без объявления войны. - Русские войска были разделены на три армии. Наполеон решил воспользоваться этим и разгромить их, зажав каждую по отдельности в тиски. Русские планировали заманить французскую армию в ловушку и уничтожить ее. Но ни французскому, ни русскому планам не суждено было сбыться.

- Во главе русской армии становится генерал Кутузов. Его первый приказ был “Отступать!” в 125 км. От Москвы, близ села Бородино, Кутузов решил дать французам генеральное сражение, которое началось 26 августа. Бородинская битва - одна из величайших в истории битв, самый важный момент в ходе Отечественной войны 1812 года. В этом сражении с наивысшей силой проявился патриотический подъем русской армии и всего русского народа. Бородино - великое поражение Наполеона, начало его заката и гибели его “непобедимой” армии, к тому времени захватившей почти всю Западную Европу. Огромный размах приобрело в России партизанское движение. Отступавшие французские войска подвергались нападению партизан, которые уничтожали врагов, брали их в плен. - - Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву, но это не обозначает поражение, это своеобразная хитрость. С военной точки зрения оборона Москвы была невозможна. Это понимал только М. И. Кутузов.

-Теперь мы с вами знаем об исторических событиях, которые легли в основу произведения Лермонтова “Бородино”. События 1812 года имели важное значение в формировании национального самосознания Лермонтова. Он рос и воспитывался в атмосфере “священных преданий” об отечественной войне 1812 года. С детских лет он впитывал в себя рассказы об Отечественной войне и от своих родных и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников великого Бородинского сражения. Сам отец поэта Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой военной эпопее. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинском сражении. В результате этого Лермонтов никак не мог оказаться равнодушным и в честь 25-тилетия Отечественной войны 1812 года он создал свое замечательное стихотворение “Бородино”.

V Работа над содержанием стихотворения

Словарная работа:

бивак - стоянка войска в поле для ночлега или отдыха.

добраться до картечи - начать обстреливать врага картечью.

картечь - артиллерийский снаряд.

драгун - солдат или офицер кавалерии.

улан - солдат или офицер легкой конницы, Особенностью обмундирования этого рода войск была “уланка” - головной убор с квадратным верхом.

кивер - высокий головной убор у военных.

лафет - станок, на который укрепляется пушка.

редут - полевое укрепление, обнесенное валом.

Чтение стихотворения учителем.

- Вспомните из истории, сколько лет служили в армии солдаты в 19 веке? (25 лет).

 - Давайте посмотрим, как построено стихотворение?

(Первая и вторая строфа стихотворения представляет собой диалог. Молодой солдат-новобранец задает вопрос старому солдату).

- Верно, сейчас 1837 год, он служит последний год, а следовательно начинал свою службу как раз в 1812 году. Далее следует рассказ этого солдата. Посмотрите на картину П. Е. Заболоцкого “Старый солдат”. Именно таким увидел художник этого солдата. Что вы можете сказать об этом солдате? Каков он?

- Какой вопрос волнует молодого солдата? (Его волнуют события Бородинского сражения, но вместе с тем он не понимает, почему была сдана Москва)

- Нелегко слышать скрытый упрек ветерану. С чего начинает солдат свой ответ? Как эти слова связаны с дальнейшим повествованием? (Он гордостью говорит о славных людях - богатырях, участниках Бородинского сражения и сравнивает их с “нынешним племенем”). Чтобы подтвердить свой ответ он обращается к картинам прошлого.

- Молодой солдат уверен, что сдача Москвы не является следствием поражения русской армии. Какими словами это выражается? (“ведь не даром”, “ведь были схватки боевые, да говорят, еще какие”)

- Во второй строфе заключается ответ ветерана. Теперь это монолог. Старый солдат погружен в воспоминания. Как это можно отразить интонационно? (Речь становится замедленной)

- Какова основная мысль этой строфы? (“Да, были люди в наше время”)

- Чему посвящена третья строфа стихотворения? (Кратко излагается ход Отечественной войны и дана исторически верная характеристика настроений русской армии во время отступления).

- Четвертая строфа начинается со слов: “И вот нашли большое поле.” Где оно? (Это Бородинское поле, близ села Бородино)

- Что рисует фраза “Есть разгуляться где на воле” (широту русской души и мощь русской армии).

- “Забил снаряд я в пушку туго...”- впервые солдат-рассказчик упоминает о себе. До этих слов и дальше он не отделяет себя от народной массы.

- Кем служил молодой солдат, судя по его словам? (Артиллеристом).

- А каких ребят брали в артиллерию? (Невысоких, кряжистых, сильных). Верно, ведь это очень тяжелая работа.

- В седьмой строфе Лермонтов рисует два лагеря накануне главного сражения - русский и французский. Давайте их сравним: ликование у французов, т.к. они привыкли к легким победам и считали себя уже победителями. А в лагере русской армии царит тишина. Солдаты сосредоточены, серьезны, заняты подготовкой к предстоящему сражению. В этой строфе большую роль играют прилагательные “бивак открытый”, “кивер избитый” и др.

- А вот следующая строфа, здесь уже чувствуется движение проснувшегося и готовящегося к бою лагеря. Потому что здесь используются глаголы совершенного вида. Обратите внимание, с какой теплотой солдат-ветеран вспоминает своего командира. Как вы понимаете слова: “рожден был хватом”? (Это человек ловкий, умный, удалой).

- Всего одним выражением раскрывается сила влияния командира на солдат, которые на призыв своего командира- “отца” отвечают клятвенным обещанием умереть под Москвой, защищая подступы к сердцу Родины. Найдите в тексте строки, подтверждающие это.

- И вот бой начался. Как отражена динамичность боя? (Автор использует большое количество глаголов). Давайте их перечислим. Чем еще увеличивается впечатление динамичности? (фотографическим перечислением предметов и действий)

- Как передана ожесточенность боя, какими выражениями (“гора кровавых тел”, “рука бойцов колоть устала”; нагромождением образов, созданное перечислением (“смешались в кучу кони, люди”), звуки орудий).

- Как вы думаете, с какой интонацией мы должны это читать? (Усиление голоса, нагнетающая интонация)

- Обратите внимание на восклицательные предложения, которыми рассказчик прерывает свое сообщение. Прочитайте их: “Ну ж был денек!”, “Вам не видать таких сражений”, “Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый, наш рукопашный бой!”

- Зачем автор использует такой прием?

- С одной стороны, создается впечатление диалога, а с другой -показывает, что участник Бородина заново переживает бой. (Рассматриваем иллюстрации к стихотворению.) Рассказ заканчивается словами, рисующими настроение армии после боя, ее уверенность в одержанной победе и готовность возобновить бой. Какими словами это выражено?

- Как вы понимаете выражение “до конца стоять”? В последних строках этой строфы вновь меняется интонация. Мы как бы слышим тяжелый вздох ветерана. Пауза. Понурив голову, старый солдат грустно произносит: “Тогда считать мы стали раны, товарищей считать”.

- Текст последней строфы заставляет нас увидеть, как выпрямляется спина рассказчика, поднимается голова, и твердым голосом, с полной ответственностью за свои слова, бодро, сильно он произносит: “Да, были люди в наше время, могучее лихое племя”.

VΙ Итог урока

-Каким чувством проникнуто это стихотворение?

(Любовью к своим товарищам, любовью к Родине. Бой во имя Родины, России. Отступать нельзя, лучше умереть. Гордость за русскую армию).

-А почему все-таки отступили от Москвы? (Это было сделано во имя спасения России)

Давайте подумаем, что является темой и идеей этого стихотворения? Для этого вспомним, что такое тема? (это то, о чем рассказывает писатель - события, факты, жизненные явления) Значит тема стихотворения - Бородинское сражение.

Идея стихотворения- горячий патриотизм, любовь к Родине.

В каких словах заключена идея (“Да, были люди в наше время”)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения "Обобщение по разделу устное народное творчество", 3 класс Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Мероприятие проведено в День "Юбилея Панаевской школы-интерната". Приглашены родители-выпускники школы для совместной работы на уроке с учащимися. Урок проведён в дружеской обстановке....

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка по литературному чтению «Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках чтения в первом классе.«.

Школьники сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей современного общества.Ре...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...