Открытый урок Ироническое отношение автора к герою. Портрет литературного героя. С. Михалков «Про мимозу»
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Демина Светлана Михайловна

Урок во 2 классе ( система Занкова )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx32.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Ироническое отношение автора к герою. Портрет литературного героя. С. Михалков «Про мимозу»

2 класс (система Занкова)

Цель: обеспечить совершенствование чтения через работу с литературного текста.

Задачи урока: 

  1. Образовательные:  создание  условий для расширения знаний о творчестве  С.В.Михалкова
  2. Развивающие:
  1. создание  условия для представление о герое, о природе художественного образа
  2. создание условия для формирования  целостное восприятие прочитанного
  1. Воспитательные: создание условий для воспитания  культуры учебной деятельности

Тип урока:  урок усвоения новых знаний

Оборудование: 

  1. компьютер;
  2. мультимедийный проектор;
  3. презентация к уроку;
  4. портативная камера
  5. учебник «Литературное чтение» 2 класс,  Свиридова В.Ю., 2011 г.
  6. портрет С.В.Михалкова;
  7. выставка книг С.В.Михалкова;
  8. репродукции картин П.А.Федотова "Портрет Н.П.Жданович" , Н.П.Богданова - Бельского "Мальчик со скрипкой";
  9. карточки с дифференцированными заданиями (для домашнего творческого задания).

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

Планируемые результаты

1.

Организационный момент.

Цель: создание условий для положительного психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на уроке.

(1 мин)

Приветствует обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.

Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

Сегодня у нас необычный урок,

Стихи почитаем, и пойдет это впрок.

Ведь авторы эти стихи сочиняют,

И  быть нам хорошими помогают

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2.

Актуализация знаний

Цель: создание условий для активизации знаний через проверку творческого домашнего задания

(2 мин)

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

- Посмотрим, что у ребят получилось?

-Чему учат нас авторы стихотворений?

Учащиеся рассматривают свои работы и объясняют свой выбор, делают вывод, что авторы высмеивают жадность, назойливость.

Демонстрация рисунков на доске

Коммуникативные УУД:

умение  отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.

 Предметные УУД:

формулировать несложные выводы;

создавать иллюстрации к литературному произведению.

3.

Постановка учебной задачи 

Цель: создание условий для  постановки учебной задачи через проблемный диалог, с опорой на предыдущие знания учащихся о творчестве С.В.Михалкова

 (3 мин)

В начале урока даётся отрывок из стихотворения  автора с которым будут работать на уроке.
  Учитель выдвигает проблему

- Кто автор отрывков?

1) В доме 8, дробь 1

 У застав Ильича

 Жил высокий гражданин

 По прозванью Каланча.

 По фамилии Степанов

 И по имени Степан,

 Из районных великанов –

 Самый главный великан  

С. Михалков « Дядя Стёпа ».

2)  Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел.

Толя пел, Борис молчал

Николай ногой качал ….                

  С. Михалков « А что у вас?»

- Что вы знаете об этом человеке?

- Какие произведения  читали?

- А что бы хотели узнать на уроке?

Уточнить понимание учащимися поставленных целей урока.

Называют автора отрывков

Участвуют в обсуждении вопросов, формулируют собственное мнение.

Тему и цели урока формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Портрет С. В.

Михалкова на доске

Запись на доске

  1. Биография
  2. Произведения
  3. Герои  и их характеры.

Предметные УУД:

называть заглавия произведений Михалкова

Регулятивные УУД:

Целеполагание, планирование

4.

«Открытие нового знания»

Цель: создание условий для

знакомства с произведением

С. В. Михалкова

(3 мин)

Групповая работа

(2 мин)

(4 мин)

  1.  Начнем с биографии

Первое стихотворение С. В. Михалкова  «Дорога» было напечатано еще в школе. Но известным стал только после стихотворения «Дядя Степа». Ему очень нравилось писать для детей. Некоторые из произведений С. В. Михалкова можно увидеть на выставке.

    Разгадайте ребус.

   2) Работа над текстом.

- Мы будем работать с произведением С. В. Михалкова «Про мимозу».

-Что такое «мимоза»?

- Точное значение слова нам помогут узнать словари.

- Посмотрите, как это происходит.

- О чем это стихотворение?

Чтение стихотворения учителем.

- Понравилось стихотворение?

- Кто  герой этого стихотворения?

Включить учащихся
в обсуждение

-Соответствует ли название содержанию текста?

Участвуют  в разгадывании ребуса.

Ответы учащихся

Объединяются в группы, озвучивают  прочитанное. Мимоза - недотрога Мимоза – акация серебристая Мимоза - очень нежное и изящное растение. Эта неженка складывает листочки при малейшем прикосновении, а затем, в

течение следующих 10-15 минут, расправляет их неуловимо глазу.  Складывает она их и на ночь, как только солнце начинает садиться.

Дополняют ответы.

Прогнозируют содержание стихотворения.

Слушают стихотворение и определяют и корректируют свои предположения.

Презентация  (слайд 1)

Ребус

Презентация

(Слайд 2,3)

( видео)

Аудиозапись


Личностные УУД:

интерес к содержанию доступных художественных произведений.

Коммуникативные УУД:

проявлять интерес содержание и групповой работе.

Познавательные УУД:

пользоваться словарями

Предметные УУД:

Читать текст вслух и про себя, понимать содержание текста

Познавательные УУД:

осознавать роль названия произведения.

Осознанное восприятие содержания текста оценка его характера.

4.

Физкультминутка

Цель: создание условий для снятие утомляемости  учащихся их релаксации

(1 мин)

- Представьте, что вы нежные изящные цветы мимозы.

Давайте, покажем, как распускаются и закрываются листочки у нее.

Выполняют движения

Музыка

5.

Первичное закрепление

Цель: создание условий для анализ текста, его героев, через работу с учебником, справочной литературой.

(12 мин)

Физкультминутка

Цель: создание условий для снятие утомляемости  учащихся их релаксации

(1 мин)

     Организовать лексическую работу (индивидуальное чтение)

плюшки

небоскон

галоши

ботанический сад 

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Выборочное чтение 

Работа над выразительнымы средствами языка.

- Найти явное преувелечение в тексте?

-Как относится автор  к своему герою?

-Как бы вы поступили на его месте?

Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку!
Мы сейчас все дружно встанем,
Отдохнем мы на привале.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки вбок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим вприпрыжку,
Молодцы вы, ребятишки!
Замедляем, дети, шаг,
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно.

- У автора фамилия Вити  была Мамин-Папин. Как вы думаете. Почему?

А какая еще может быть фамилия у Вити?

- Как вы думаете, правильно ли поступали взрослые (мама, папа)?

- А среди вас есть такие ребята?

- Почему автор так назвал свое стихотворение?

 Подводит обучающихся к выводу .

Чтение  произведения с заданием

Объясняют смысл слов, используемых в произведении

Объяснить выбор слов, используемых  в произведении для создания настроения ( гнев, тревога, ирония)

Выборочное чтение текста, обосновывая использование разной интонации, пауз, темпа, логического ударения.

Высказывают свое мнение

Зачитывают отрывки

Отвечают на вопросы по содержанию литературного текста

Выполняют движения

Определяют главную мысль произведения

 Работа с учебником

Предметные УУД:

выделять основную тему произведения, грамотно использовать понятия "герои", "персонажи", "образ";

читать текст вслух и про себя, понимать содержание текста

Познавательные  УУД:

Понимать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения.

Предметные УУД:

 подбирать точное и выразительное слово в соответствии с задачей высказывания; формулировать несложные выводы;

находить по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

Личностные УУД:

умение сопоставлять поступки людей, в том числе и свои, с поступками героев литературных произведений.

Познавательные УУД: проводить аналогии между изученным материалом и собственным опытом.

6.

Работа с репродукциями

Цель: создание условий для формирования умений передавать образ героя через язык живописи, музыки, литературы.

(5 мин)

- Можете ли вы назвать другие растения, которые символизируют определенные качества или черты характера?

Мы познакомились с тем как поэты, и писатели описывают характер человека.

А  как  композиторы могут передать образ героя , его характер?

- Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. ( в учебнике)

Удалось ли художнику передать черты характера Вити? Докажите.

- Рассмотрите репродукции двух картин  знаменитых художников Павла Андреевича Федотова «Портрет Надежды Павловны Жданович» и Николая Петровича Богданова-Бельского «Мальчик со скрипкой».

 - Как художники передают черты характера героев?

По музыкальному отрывку определяют образ героя

(показать)

Работа с иллюстрациями и репродукциями.

Выполнение задания.

Групповая работа

( отрывки из муз. произведений)

Коммуникативные УУД:

проявлять интерес содержание и групповой работе.

Предметные УУД:

соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения.

Познавательные УУД:

8

Рефлексия деятельности

(итог урока):

Цель:  создание условий для рефлексии.

 (4мин)

-С произведением какого  поэта познакомились на уроке?

Закончить предложение

Сегодня я узнал…

Было интересно….

Я могу похвалить себя за…

Урок дал мне для жизни…..

Выставка книг

Регулятивные УУД:

Оценка, самооценка

7

Домашнее задание

Цель: создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание.

(2 мин)

Предлагает дифференцированное задание

Учащиеся выбирают задание из предложенных с учётом индивидуальных возможностей

Три уровня домашнего задания:
1) Стандартный минимум (выразительно читать стр.70-72)
2) Повышенный (иллюстрацию к отрывку, для создания диафильма)
3) Творческий (инсценировка стихотворения)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по музыке «Мультфильмы, сказки и их музыкальные герои» (1 класс)

Открытый урок по музыке в 1 классе по теме "Мультфильмы, сказки и их музыкальные герои" с применением игр, викторин....

Открытый урок .Тема «..Ещё я долго буду петь…» Литературный журнал к 120 летию рождения С.А.Есенина.

Данный урок внеклассного чтения расширяет и углубляет знания детей о Есенине, а главное -систематизирует знания и фокусирует навыки-действия учащихся, полученные ими ранее при работе над есенинскими и...

Технологическая карта открытого урока ИЗО 2 класс по теме: "Портрет".

Технологическая карта открытого урока ИЗО 2 класс по теме: "Портрет"....