В гостях у дедушки Крылова
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Ключинская Светлана Васильевна

 

Данное мероприятие развивает и совершенствует навыки и умения выразительного чтения, инсценирования, обобщает знания учащихся по теме “Басня”; должно вызвать интерес к басням, желание читать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krylov.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

(литературное чтение, технология, изо, музыка)

Тема « В гостях у дедушки Крылова»

4 класс

Ключинская С. В.

учитель начальных классов

Цели:

Совершенствование знаний о И.А.Крылове; о басне, как жанре литературного чтения.

Задачи:

  1. Совершенствование умений определять произведение по строчкам; умение узнавать героев басен, находить ошибки в афоризмах И.А. Крылова; заучивать басни наизусть и их инсценировать;
  2. Обогащение словарного запаса учащихся;
  3. Развитие качество чтения; умение анализировать и сравнивать; развитие логического мышления, внимания, памяти; эстетических навыков у учащихся;
  4. Воспитание дисциплинированности, уважения к одноклассникам при групповой работе; интереса и любви к литературному чтению и к художественной литературе в целом.

Дидактические приёмы:

  1. тренинг актёрского мастерства;
  2. игровые технологии;
  3. метод проектов;
  4. работа в группах и парах сменного состава;
  5. ИКТ.

Оборудование:

  1. рисунки-сюжеты, аппликации, портрет Крылова И.А.;
  2. мультимедийная установка;
  3. высказывание Крылова И.А., Белинского В. Г.;
  4. электронная презентация.

Данный урок развивает и совершенствует навыки и умения выразительного чтения, инсценирования, обобщает знания учащихся по теме “Басня”; должен вызвать интерес к басням, желание читать их.

На уроках технологии и изо учащиеся в группах и парах сменного состава выполняли иллюстрации и аппликации к басням И.А.Крылова.

На уроках музыки ученики разучивали басни в музыкальном исполнении.

Ход урока.

Люблю, где случай есть, пороки пощипать.

И.А.Крылов.

 «Кто может изучить русский язык вполне,

 тот должен познакомиться с Крыловым».  

 В.Г.Белинский.

У ч и т е л ь: Мы очень рады, что Вы пришли к нам на литературную встречу. За окном зима, метёт метель, воет вьюга, а я приглашаю вас на прогулку в Летний сад.                                          

СЛАЙД

-О чём вы вспоминаете, какие картины представляете, когда слышите слова «Летний сад»?

-Представьте, мы идём по тенистой аллее Летнего сада и видим, как вдалеке сидит на скамейке какой-то человек. Он долго гулял, устал и присел отдохнуть. В руках у него раскрытая книга, но он не читаете. Задумавшись о чём-то, он смотрит вдаль. Кто этот человек?  

                                                               СЛАЙД

Д е т и: Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году 13 февраля в семье бедного армейского офицера. Вскоре его отец был переведён на новое место службы. Он был помощником коменданта Яицкой крепости. Во время Пугачёвского восстания казаки осадили крепость. Малолетний Крылов и его родители едва не погибли. Тайком мать увезла сына в ближайший город. Чтобы спрятать мальчика, его посадили  в большой горшок. Так он и ехал всю дорогу.  СЛАЙД        

                  В 1775 году отец Крылова оставил военную службу и перебрался в Тверь, где вскоре умер. Старшему сыну остался от него в наследство полуразвалившийся сундук с книгами, которые Крылов-отец собирал всю жизнь. Никаких других ценностей в бедном доме Крыловых не было.  

 СЛАЙД

                     Мальчик много читал. А в богатом и просвещённом семействе помещиков Львовых он вместе с господскими детьми учился наукам и французскому языку. Учили его даром, из милости. Зато иной раз, вечерами, когда Львов ласково говорил: ”Ванюша, подай в гостиную поднос с чаем, ”-  приходилось надевать лакейскую ливрею.    

СЛАЙД.                                                                                                

                     В 1782 году, когда Крылову было 13 лет, он уехал в Петербург. Некоторое время мальчик жил в доме Николая Александровича Львова – известного петербургского архитектора, поэта, музыканта.     СЛАЙД

                       Уже в молодые годы Иван Андреевич стал одним из самых образованных людей своего времени: прекрасно знал европейскую литературу, был хорошим математиком и музыкантом.      

СЛАЙД

                      В юности Крылов написал несколько комедий для театра, но ни одна из них не была исполнена на сцене. Вскоре он начинает сотрудничать в журналах “Лекарство от скуки и забот” и “Утренние часы ” и там в 1788 году публикует первые свои басни.      

СЛАЙД

                      Начиная с 1805 года, Крылов входит в большую литературу как создатель русской классической басни. Он понимает, что к басне труднее придраться, она сама кусает, а её-то не укусишь, за аллегориями можно порой надёжно укрыться. А за звериными масками баснописец скрывает глупых, хитрых, трусливых, хвастливых, жадных людей. СЛАЙД.                                                                                            

                       К концу жизни Крылова его басни были переведены на многие языки мира.12 мая 1855 года в Летнем саду был открыт сооруженный на народные деньги памятник Крылову – первый в Петербурге памятник писателю.    СЛАЙД

                     13 февраля 2009 года исполнится 240 лет со дня рождения Крылова.

ПЕСНЯ

               У его ног сидят верные друзья: лисица, ворона, мартышка, медведь, петух, лев и многие другие. И если мы прислушаемся, то можем услышать, о чём они говорят. СЛАЙД

Ученики инсценируют БАСНИ: Волк и Ягнёнок, Мартышка и Очки, Стрекоза и Муравей, Лягушка и Вол, Лягушка и Юпитер          

СЛАЙДЫ

1. Узнай героев басен    

СЛАЙД

Она “наелась желудей досыта, до отвала”. (свинья)

Он “виноват уж тем”, что кому-то “хочется кушать”. (ягнёнок)

Она “без души лето целое всё пела”. (стрекоза)

Она попала “в большие забияки”. (Моська)

Она пыталась руководить квартетом. (Мартышка)

Его “захлопнула злодейка-западня”. (Чиж)

У неё есть 5-6 кривляк-кумушек. (Обезьяна)

Её служба – ходить на задних лапах перед хозяевами. (болонка Жужу)

Он кормил своими плодами неблагодарную свинью. (Дуб)

Он был перекормлен рыбным супом. (Фока)

Назвать как можно больше басен,

 героями которых являются лиса, волк и т.д.

Лиса.

1. Ворона и Лисица.

2. Лисица и Виноград.

3. Добрая Лисица.

4. Лисица и Сурок.

5. Лев и Лисица.

6. Лев, Серна и Лиса.

7. Лисица и Осел.

8. Лиса-строитель.

9. Лиса.

10. Волк и Лисица.

Волк

1. Волк и Ягненок.

2. Волк на псарне.

3. Волк и Волчонок.

4. Волк и Кот.

5. Лев и Волк.

6. Волк и овцы.

7. Волк и Лисица.

8. Волк и Мышонок.

9. Волк и пастухи.

Ученики инсценируют БАСНИ: Две собаки, Демьянова уха, Зеркало и Обезьяна, Лисица и виноград, Чиж и Голубь, Ларчик, Ворона и Лисица, Свинья под Дубом                                  

СЛАЙДЫ

2. Из какой басни строка?

СЛАЙД

А Васька слушает да ест. (Кот и Повар)

Как под каждым ей листком был готов и стол и дом. (Стрекоза и Муравей)

Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет? (Лебедь, Рак и Щука)

 Наделала Синица славы, а море не зажгла. (Синица)

А ларчик просто открывался.  (Ларчик)

Ты всё пела? Это дело. Так поди же, попляши. (Стрекоза и Муравей)

А он украдкою кивает на Петра. (Зеркало и обезьяна)

А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. (Квартет)

 Сильнее кошки зверя нет!   (Мышь и Крыса)

Ученики инсценируют БАСНИ: Волк и Кот, Мышь и Крыса, Слон и Моська, Кукушка и

Петух

СЛАЙД

3. Афоризмы Крылова

СЛАЙД

У ч и т е л ь: Иван Андреевич Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит, и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. Многие слова и выражения из его произведений стали крылатыми, то есть со страниц книги перешли в нашу речь. Это произошло еще и потому, что Крылов обладал великим даром: он умел в одной строчке передать основную мысль басни, ее мораль.

  1. А ларчик просто закрывался. (открывался)
  2. Хоть видит око, да глаз неймёт. (зуб)
  3. От радости в груди дыханье спёрло.  (зобу)
  4. А Васька слушает да пьёт.  (ест)
  5. Да только сани и ныне там.  (воз)
  6. Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он подружку.  (кукушку)
  1. Демьянова каша.  (уха)
  2. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на слона, кума, оборотиться?

(себя)

  1. У сильного всегда всесильный виноват.  (бессильный)
  2. Что ты посеял, то и ешь.  (жни)

У ч и т е л ь:  Летний сад закрывается… До свидания, Иван Андреевич. До новой встречи.             СЛАЙД                    

ПЕСНЯ

У ч и т е л ь:

«Кто может изучить русский язык вполне, тот должен познакомиться с Крыловым»,-

сказал В.Г.Белинский.

Дедушка Крылов по-прежнему царствует над басенным миром. Его басни как будто сегодня написаны. И человек, и зверь живут у писателя в одном прекрасном мире сказки, разговаривают на одном языке, великолепно понимают друг друга,  одинаково думают, хитрят, обманывают, вызывая наше негодование, сочувствие, жалость, смех.

Перечитывайте его басни, которые написаны замечательным русским языком.

Наша литературная встреча подошла к концу. А сейчас мы поприветствуем наших актёров

и поблагодарим их за прекрасное выступление. Ваши аплодисменты будут лучшей

наградой за выступление. Большое спасибо всем, кто помогал в подготовке этого

праздника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у дедушки Крылова

Открытое занятие кружков «Грамотей» и «Затейники» по теме: «Вспомним басни И.А. Крылова»...

Урок литературного чтения во 2-м классе. (1-4 кл.) "В гостях у дедушки Крылова"

Литературное чтение во 2-м классе (1-4) по теме «В гостях у дедушки Крылова».  Данный урок- урок усвоения новых знаний. Дети учатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам. На у...

Открытый урок №1 "В гостях у дедушки Крылова"

Тема:  В гостях у дедушки Крылова  Цели:  •обеспечить в ходе урока закрепление следующих понятий: басня, иносказание, мораль, "крылатые" слова;•совершенствовать известные данные, р...

Обобщающий урок-праздник "В гостях у дедушки Крылова".

Урок построен в игровой форме с презентацией. Во время занятия ученики "посетят"  литературный клуб, картинную галерею, клуб весёлых и находчивых, а также театр ученического творчества....

В гостях у дедушки Крылова

Данное мероприятие разработано с учетом возрастных особенностей учащихся.Частая смена деятельности позволяет повысить активность учеников.Во время смотра знаний, дети показывают, чему научились ...

В гостях у дедушки Крылова

Обобщение знаний учащихся о творчестве И.А. Крылова. Краткий биографический очерк о баснописце Крылове. В учебном материале использованы литературная викторина, загадки, кавардак из басен Крылова....

Литературная гостинная к юбилею И.А. Крылова "В гостях у дедушки Крылова".

Обобщение знаний воспитанников о жизни и творчестве И.А. Крылова. Знакомство с интересными фактами его биографии и творчества. Занимательная викторина, которая может использоваться, как материал для и...