Уроки - 2 класс - чтение
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Бурцева Анжела Александровна

 

Методические разработки уроков по "Литературному чтению" - 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtenie_2_klass_-_uroki.docx74.65 КБ

Предварительный просмотр:

Методические разработки уроков

Работа с рубрикой «Наш театр»

Данный урок определяет систему работы с рубрикой «Наш театр».

Тема урока

Инсценирование русской народной сказки «Лиса и журавль».

Специфическими особенностями подобных уроков являются следующие:

работа в группе, распределение ролей в группе;

инсценирование (отбор выразительных средств);

подготовка реквизита для спектакля.

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Личностные результаты:

проявлять интерес к чтению высокохудожественных произведений;

сотрудничать со взрослыми, сверстниками, находить выход из трудной ситуации при распределении обязанностей в группе.

Метапредметные результаты:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности под руководством учителя;

планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;

анализировать слова и выражения в тексте, определять интонацию, с которой необходимо их произносить;

овладевать навыком смыслового чтения;

искать и  находить нужную информацию  в соответствии с заданием учителя, методического аппарата учебника.

Предметные результаты:

уметь распределять роли  при подготовке к инсценированию (драматизации);

отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);

уметь выражать собственное отношение к герою  в процессе  чтения  по ролям или инсценирования  (драматизации).

Ход урока

Вступительная часть урока

  1. Проверка домашнего задания.

Методический комментарий

В качестве домашнего  задания  для учащихся высоких учебных возможностей можно предложить ответить на вопрос «Какая мысль объединяет ненецкую сказку «Кукушка» и нанайскую сказку «Айога»?».

Учащимся, испытывающим трудности в обучении, можно предложить нарисовать иллюстрацию, или рассказать, что может быть изображено на ней.

  1. Постановка учебной задачи.
  1.  Прочитайте название рубрики.
  2.  Сформулируйте основную задачу урока (разыграть спектакль по сказке «Лиса и журавль»).

Методический комментарий

В случае, если учащиеся испытывают трудности в обучении, то основную задачу урока формулирует учитель.

Основная часть урока

  1. Решение поставленной задачи  на  уроке.
  1.  Составьте план выполнения поставленной задачи.

Методический комментарий

В случае, если учащиеся испытывают трудности в обучении,  учитель предлагает поработать с деформированным планом, либо он полностью представляет план на доске, а учащиеся его комментируют. Например:

  1.  Восстановите деформированный план, записанный на доске:

Чтение  сказки «Лиса и журавль».

Пробное инсценирование произведения.

Определение  героев  произведения.

Выбор героев для инсценирования.

Распределение  ролей в группе.

Определение ошибок при разыгрывании спектакля.

Выбор интонации,   мимики,  жестов для инсценирования.

  1.  Работа с методическим аппаратом учебника (2 класс, 1 часть, с. 84 – 85).
  1.  Прочитайте сказку самостоятельно.
  2.  Перечислите героев произведения. Определите их характер с помощью таблицы.
  3.  Установите соответствия. Свой ответ аргументируйте.

Лиса

Хитрый  

Журавль

Умный

Коварный

Злой

Весёлый

  1.  Перечитайте сказку. Самостоятельно определите, какие поступки совершают герои. Как к ним относится автор? Как вы относитесь к поступкам героев?
  2.  Сделайте разметку текста и определите реплики лисы.

Методический комментарий

Для разметки текста учащиеся определяют в тексте паузы (длинные и короткие). Длинная пауза  (на счёт 1―2―3) ― конец предложения. Короткая пауза (на счёт 1) ― знак препинания в середине предложения.

Приходи,  куманёк,  приходи,  дорогой!  Уж я тебя угощу! 

Покушай, голубчик куманёк,   сама стряпала. 

Не обессудь,  куманёк,  больше потчевать нечем! 

  1.  Подумайте, с какой интонацией надо читать слова лисы? (Быстро, заискивающе, глядя в глаза, весело, грустно, удивленно.)
  2.  Прочитайте реплики лисы, сохраняя выбранную интонацию.
  3.  Обсудите в паре, удалось ли сохранить выбранную интонацию. Что нужно изменить при чтении? Какую мимику и жесты использовать? Должна ли лиса стоять на месте? Или она все время должна быть в движении?
  4.  Сделайте разметку текста и определите реплики журавля.

Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

  1.  Есть ли похожие интонации в речи  журавля и лисы?  Одинаковые ли будут  жесты у журавля и лисы?
  2.  Прочитайте реплики журавля, сохраняя выбранную интонацию.
  3.  Обсудите в паре, удалось сохранить выбранную интонацию. Что нужно изменить при чтении? Какую мимику и жесты использовали? Должен ли журавль стоять на месте? Или он всё время должен быть в движении?
  4.  Кто ещё будет участвовать в спектакле?
  5.  Как должен читать свои слова автор?
  6.  Обсудите в паре, с какой интонацией надо читать слова автора: спокойно, размеренно, негромко?

Подведение итогов урока

Методический комментарий

Основным результатом данного урока является инсценирование сказки. Можно сначала инсценировать сказку в группе, чтобы большее количество учащихся могло участвовать в этой работе. Также в процессе инсценирования в группе необходимо будет внести коррективы в исполнение роли лисы и журавля.

  1. Инсценирование сказки в группе. Обсуждение с друзьями.
  1. Удалось ли разыграть сказку в соответствии с выбранной интонацией?
  1. Выбор лучшего актера из группы.

Методический комментарий

Учащиеся в группе должны выбрать лучшего исполнителя роли, предварительно оговорив критерии оценки. Например, речь исполнителя соответствует выбранной интонации, используются верные жесты и мимику.

  1. Инсценирование сказки лучшими актерами, которых выбрали в  группах. Обсуждение в классе.
  1. Удалось ли разыграть сказку в соответствии с выбранной интонацией?

Рекомендации к выполнению домашнего задания

  1. Сделать маски, костюмы к спектаклю.
  2. Познакомиться с любой  театральной программкой. Подумать, какая информация в неё включена. Сделать программку самостоятельно или с друзьями.
  3. Найти в словаре значение слова афиша.
  1. Познакомься с  другими театральными афишами.
  2. Подумай, какая информация отражена на афише?
  1. Сделать афишу самостоятельно или с друзьями.

Анализ лирических произведений

Этот урок определяет систему работы с текстом лирических произведений. В данном случае учащиеся будут работать с текстами художественных произведений в прозаической и поэтической форме.

Тема урока

В душу просится весна. Лирические произведения А.Чехова, А. Фета, А. Барто. (Образ весны в лирических произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто.)

Специфическими особенностями подобных уроков являются следующие:

определение опорных (ключевых) слов, которые помогают передать настроение при чтении, представить изображенные картины.

подготовка к выразительному чтению и выразительное чтение.

сравнение произведений по теме, настроению.

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Личностные результаты:

проявлять интерес к чтению высокохудожественных произведений;

эмоционально отзываться на прочитанное произведение;

принимать социальную роль учащегося; осмысливать мотивы учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

находить слова в произведении, которые помогают представить увиденные картины;

определять слова, которые помогут передать настроение произведения и чувства автора;

сравнивать произведения разных авторов на одну и ту же тему.

Предметные результаты:

знать особенности жанра лирических произведений;

представлять картины, описываемые в произведении;

выразительно читать лирические произведения.

Ход урока

Вступительная часть урока

  1. Проверка домашнего задания.

Методический комментарий

Одним из вариантов домашнего задания может быть заучивание наизусть стихотворений, которые изучались на предыдущем уроке.

В качестве проверки домашнего задания можно предложить детям прочитать  наизусть стихи и прозу о весне И. Никитина, Т. Белозерова, А. Плещеева, И. Шмелева. Необходимо определить критерии оценки  чтения наизусть. Например, правильно ли отражено настроение; сохранена ли интонации в соответствии со знаками препинания, соответствует ли авторскому тексту?

После чтения учащийся сначала оценивает себя самостоятельно, затем оценку делают  товарищи по классу или учитель.

  1. Постановка учебной задачи.
  1. Знакомство с темой урока  «В душу уже просится весна». (Образ весны в лирических произведениях А. Чехова, А. Фета, А. Барто).
  1.  Прочитайте тему урока. Найдите главные (ключевые) слова темы. (Учитель выписывает эти слова на доске). Например, весна, душа.
  1.  Продолжите ассоциативный ряд слов.  Например, весна, радость, счастье, пробуждение; душа, сердце, весна.
  2.  Составьте палитру красок, которые передают настроение.

Методический комментарий

Цвет определяет настроение: например, красный  радостное, чёрный  грустное и т.д.  Эту работу учащиеся могут сделать как индивидуально, так и в паре, группе.

  1.  Какое настроение вызывают слова?
  2.  О чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте основные вопросы  урока на основе представленной темы.

Методический комментарий

Если учащиеся испытывают трудности в обучении, то необходимо дать варианты вопросов, на которые необходимо ответить на уроке.

  1.  Можно ли сказать, что задача урока состоит в том, чтобы определить настроение изучаемых произведений?
  2.  Совпадает ли  наше настроение  с настроением авторов прочитанных произведений?
  3.  Можно ли сказать, что речь на уроке пойдёт о приближении  весны, об изменениях в природе, о весеннем настроении?

Основная часть урока

  1. Знакомство с изучаемыми произведениями. Работа на с. 54 – 55 учебника.

Методический комментарий

Варианты работы на уроке. Можно читать произведения, которые необходимо изучить на данном уроке, в определённом порядке. Сначала лирическую зарисовку А. Чехова «Весной» и анализируют её, затем стихотворения А. Фета «Уж верба вся пушистая…», потом стихотворение А. Барто «Апрель» и обсуждают эти произведения.  

Учащиеся могут читать сразу три произведения (А. Чехов, А. Фет, А. Барто), они определяют жанр, тему, главную мысль произведений, анализируют в сравнении.

Другой вариант, предложить учащимся прочитать стихотворения по группам. В этом случае каждая группа читает одно произведение и отвечает на вопросы из методического аппарата учебника.

  1.   Рассмотрите с. учебника 54 – 55 (2 класс, 2 часть). Прочитайте названия изучаемых произведений. Кто их авторы? В прозаической или поэтической форме они написаны?
  2.  Можно ли все эти произведения объединить названием «В душу просится весна». Аргументируйте свой ответ.

Методический комментарий

Если ученики в классе испытывают трудности в обучении, то необходимо им предложить составить план действий.

Прочитать название каждого изучаемого произведения.

Подобрать слова-ассоциации к названиям произведениям.

Определить общую тему или настроение.

Сделать самостоятельный вывод.

  1.   Можно ли сразу ответить на вопрос: «Совпадает ли наше настроение с настроением авторов изучаемых произведений»?  
  2.  Составим план урока, который поможет нам ответить на предыдущие вопросы.

Методический комментарий

Если учащиеся испытывают трудности в обучении, то план работы предлагает учитель. Это может быть деформированный план.

План работы с лирическим произведением:

  1.  Читаем произведение самостоятельно.
  2.  Наблюдаем картины, изображенные в произведении. Определяем ключевые (опорные) слова, которые помогают увидеть эти картины. Правильно называем  средства художественной выразительности: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора.
  1.  Слушаем звуки природы, которые автор сумел передать в стихотворении. Определяем слова, которые помогают их услышать. Как называется этот приём? (Звукопись.)
  1.  Определяем  настроение, которое отражено в этом стихотворении.
  2.  Делаем разметку произведений. Читаем выразительно в соответствии с подготовленной разметкой.
  3.  Сравниваем все прочитанные произведения.

План сравнения лирических произведений:

  1.  Одинаковы названия произведений?
  2.  Кто авторы прочитанных произведений? Что мы знаем о них?
  3.  Одинакова ли тема?
  4.  Какое настроение создают прочитанные произведения?
  5.  Какова идея (главная мысль) прочитанных произведений?

  1.  Подводим  итог урока. Можно ли все эти произведения объединить названием «В душу просится весна»?

  1. Чтение лирической зарисовки А. Чехова «Весной».
  1.  Перечитайте текст и определите, какие объекты природы описывает автор. Используйте приём выборочного чтения.

Методический комментарий

Для расширения поля чтения необходимо использовать различные приёмы: чтение первых слов на строчке, последних слов на строчке, чтение с заложенной посередине строки закладкой и т.д.

  1.  Какие слова из текста вы запомнили?

Методический комментарий

После чтения текста дети называют слова, которые они запомнили. Если учащиеся в классе испытывают трудности в обучении, то можно предложить им прочитать слова на доске и дополнить словами из текста. Например: земля, воздух, солнце, речка, деревья.

  1.  Перечитайте про себя произведение. Найдите слова, которые помогают представить  то, о чём идёт речь.
  2.  Какие картины вы увидели?
  3.  Можете ли вы согласиться с тем, что создаётся неприглядная картина?
  4.  Перечитайте первое предложение произведения. Что значит,  в душу просится весна? Представьте картины, изображенные автором. Аргументируйте свой ответ.
  5.  Но почему тогда на душе весело и легко?
  6.  Как мы будем читать произведение. Сделайте разметку для выразительного чтения произведения.

  1. Самостоятельное чтение и перечитывание стихотворения А. Фета «Уж верба вся пушистая…», А. Барто «Апрель».
  1.  Какие картины вы увидели  в стихотворениях А. Фета и А. Барто? Нравится ли они вам? Какие слова помогают их представить?
  2.  Какое настроение стараются передать авторы в своих лирических произведениях?

Подведение итогов урока

  1. Сравнение стихотворения А. Барто, А. Фета с лирической зарисовкой А. Чехова.
  1.  Можно ли сказать, что все эти произведения на одну тему?
  2. Одинаковое ли настроение всех произведений. Есть ли повторяющиеся слова?
  3.  Можно ли объединить все эти произведения строчками из произведения А. Чехова «Весной»? Аргументируйте свой ответ.
  4.  Обратимся к составленному плану урока. Все пункты плана удалось выполнить? Какие трудности возникли?
  5.  Предложите свой вариант домашнего задания.

Методический комментарий

Если учащиеся не могут самостоятельно предложить вариант домашнего задания, то это делает учитель.

Рекомендации  к выполнению домашнего задания

  1. Сделать иллюстрации к понравившимся стихам.
  2. Создать выставку произведений о весне.
  3. Выучить понравившееся стихотворение наизусть.

Анализ литературной сказки

Этот урок определяет систему работы с текстом литературной сказки во 2 классе.

Тема урока

Д. Мамин–Сибиряк.  Книга-сборник. Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост. Особенности литературной сказки!  

Специфическими  особенностями подобных уроков  являются следующие:

определение отличительных особенностей народной сказки и литературной;

характеристика героев литературной сказки;

сравнение характеров героев литературной сказки с героями народной сказки.

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Личностные результаты:

оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;

проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Метапредметные результаты:

классифицировать, группировать книги по разным основаниям (жанр, тема, автор);

сравнивать сказки по различным основаниям;

работать в группе, в паре.

Предметные результаты:

знать специфические  особенности жанра литературной сказки;

выделять главную мысль произведения под руководством учителя;

характеризовать героя произведения на основе его намерений и поступков.

Ход урока

Вступительная часть урока

  1. Проверка домашнего задания.

Методический комментарий

На предыдущих уроках учащиеся уже познакомились с литературной сказкой А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». В качестве домашнего задания для учеников высоких учебных возможностей можно предложить рассказать об основных событиях сказки по плану, составленному на уроке.  

Для учащихся, испытывающих трудности в обучении, в качестве домашнего задания можно предложить составить план, используя иллюстрации к сказке из учебника.

  1. Постановка учебной задачи. Работа с выставкой книг по теме «Литературные сказки». На выставке представлены  русские народные сказки и авторские (литературные) сказки.

Методический комментарий

Книги могут быть принесены учащимися или специально подобраны учителем.

  1.  Какие книги представлены на выставке? Перечислите их названия.
  2.  Знакомы они вам? Какие книги вы читали? Кто их герои? Какие события в них описываются?  
  3.  Можно ли сказать, что все представленные книги на выставке – сказки? Аргументируйте  свой ответ.
  4.  Есть ли среди представленных книг  сборник? Что такое сборник?
  5.  Как определить, является ли книга сборником.
  6.  Определите порядок своих действий при работе с этим вопросом?  

Методический комментарий

В случае если ученики высоких учебных возможностей, то план действий они определяют самостоятельно.

Если в классе ученики испытывают сложности в обучении, то можно предложить им воспользоваться деформированным планом, либо план составляет учитель, а учащиеся его комментируют.

  1.  Восстановите деформированный план действий по определению типа книги.

Рассмотрите обложку книги. Есть ли на ней фамилии автора? Прочитайте название.

Сделайте вывод: если в книге представлено несколько произведений, то это сборник.

Откройте содержание (оглавление) книги. Посчитайте, сколько произведений в этой книге.

  1.  Проведите исследование представленных на выставке книг. Назовите книгу – сборник.  (Д. Мамин – Сибиряк. Алёнушкины сказки.)
  1. Внимательное рассматривание книги Д. Мамина – Сибиряка «Алёнушкины сказки».
  1.  Обратитесь к содержанию. Какие произведения включены в эту книгу? Знакомы они вам? Предположите, о чём рассказывается в них? Какие произведения вы читали?
  2.  Откройте учебник. Посмотрите, с каким произведением Д. Мамина-Сибиряка мы  познакомимся сегодня. Найдите его в книге-сборнике.

Методический комментарий

Учитель может обратиться к биографии писателя. А может ограничиться вопросами: Знаком ли автор? Какие его книги вы читали?

Рассказывая младшим школьникам о писателе и его творчестве, советуем обратить внимание детей на тот факт, что «Алёнушкины сказки» писались Дмитрием Наркисовичем Маминым–Сибиряком для маленькой дочери Елены. Отцу предстояло подготовить свою Алёнушку к жизни, а главное, научить ребёнка любить эту жизнь. Герои сказок (муха, козявочка, комар, заяц, игрушки, цветы) очень малы, слабы. Они незаметны среди окружающих больших и сильных существ. Но всё же в сказках Д. Мамина-Сибиряка слабые одерживают победу над сильными, незаметные обретают своё место в жизни. Вместе с тем автор тактично подмечает, что слабые существа нередко заражаются мелочным эгоизмом, желают, чтобы весь мир им принадлежал, и, не в состоянии достичь этого, обижаются, делаются несчастными. «Невозможно переделать мир в угоду себе, но можно изменить отношение к миру, можно изменить себя»,  подмечает автор сказок. Особый интерес представляет присказка. Своей напевностью она напоминает колыбельную песню.

Если в классе ученики высоких учебных возможностей и хорошо подготовлены, то можно попросить их вспомнить, что им известно об авторе–писателе.

Может быть, использован следующий приём (технология создания текста на основе мастерской творческого письма):

Прочитайте ещё раз фамилию автора.

Какие слова-ассоциации у вас связаны с этим именем. Запишите их.

Подчеркните одно слово (ключевое слово), которое может стать заголовком, создаваемого текста.

Напишите текст. Прочитайте его другу. Внесите коррективы при необходимости.

Прочитайте текст в группе, классе.

  1.  Можно ли сказать, что сегодня на уроке мы будем изучать сказку Д. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца…». 
  2.  На какой главный вопрос мы должны будем ответить сегодня на уроке?
  3.  Составим план действий.

Методический комментарий

Если в классе ученики испытывают трудности в обучении, то можно предложить им поработать с деформированным планом.

Восстановите план изучение произведения.

Характеристика героя произведения.

Чтение произведения.

Определение жанра произведения.

Перечитывание с целью определения основных событий сказки.

  1. Чтение присказки к сказке Д. Мамина–Сибиряка  «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».
  1.  Что такое присказка? Это уже начало сказочного повествования?
  2.  К кому обращены слова присказки? Как их надо читать? (Напевно, тихо, медленно, громко?) Выберите нужный тон и темп чтения.
  3.  Кто мог сказывать сказку? Представьте себе сказительницу? Как она выглядит? Во что одета? Как произносит слова? Попробуйте прочитать так, как сказительница.  Какая будет мимика, интонации и жесты?
  1. Чтение сказки  Д. Мамина – Сибиряка  «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост».

Методический комментарий

Так как сказка достаточно объёмная, то можно использовать комбинированное чтение (читает учитель, читает ученик, хоровое чтение реплик, коротких предложений).

  1.  Можно ли сказать, что эта сказка о зайце? о волке? о том, что нужно быть смелым?
  1. Перечитывание сказки с целью выявления основных событий сказке.
  1.  Перечитайте текст самостоятельно. Определите основные события сказки.
  2.  Перечислите основные события.
  3.  Каким изображён заяц в начала сказки? Прочитайте, как он хвастался? Какие слова необходимо выделить голосом, чтобы показать как расхрабрился заяц?
  4.  В какой момент мы понимаем, что заяц вовсе не такой храбрый? Прочитайте. С какой интонацией надо читать этот текст? Какие слова выделить голосом? Что значит выражение язык примера? Придумайте близкое по смыслу выражение.
  5.  Что случилось с зайцем дальше? Как он стал выглядеть в глазах окружающих? а в своих собственных глазах?
  1. Характеристика главного героя  зайца. Работа в группе.
  1.  Прочитайте слова, описывающие зайца.
  2.  Определите, какие из них относятся к главному герою – зайцу. Свой ответ аргументируйте. Смелый, решительный, трусливый, может постоять за себя, храбрый, бешеный, бесстрашный, очень боится, кажется, что храбрый….
  3.  Каких характеристик не хватает? Дополните.

Методический комментарий

Во 2 классе в процессе работы с текстом рассказа или сказки  формируется умение давать характеристику главному герою произведения, подтверждая свой ответ аргументами из текста.  В 1 классе дети лишь выбирали нужную характеристику героя произведения.

  1. Сравнение главного героя сказки Д. Мамина–Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»  с героями других сказок. Работа в паре.
  1.  Вспомните сказки, в которых заяц является главным героем. Можно ли сказать, что  по характеру зайцы глупые, несчастные, смешные, бесстрашные, умные, хитрые?
  2.  Как изображён заяц в русских народных сказках?
  1. Определение особенностей литературной сказки.
  1.  Можно ли сказать, что заяц – частый герой литературной сказки?
  2. Чем отличается характер зайца из литературной сказки от характера зайца из народной сказки?
  3.  Прочитайте слова Д. Мамина-Сибиряка, которые помогают понять как он относится к своему герою?

Подведение итогов урока

  1.  Перечитайте план урока.  Всё ли мы выполнили?
  2.  Какой этап урока оказался самым сложным? Все ли  у нас получилось?
  3.  Сформулируйте возможный вариант домашнего задания.  

Методический комментарий

Учитель может предложить свой вариант домашнего задания.

Рекомендации к домашнему чтению

  1. Игра «Собери сказки о зайце». Данное задание может быть проектным и выполняться в течение недели или месяца. Для этого учащимся необходимо:

Найти в домашней, школьной или районной библиотеке книги, в которых главным героем является заяц.

Найти в произведении фрагменты, рассказывающие о зайце.

Дать характеристику поступку зайца или зайцев.

Назвать черты характера зайцев.

Подумать, какие эпизоды можно подготовить для инсценирования. Определить жесты, мимику.

Отрепетировать дома перед зеркалом или показать старшим.

Инсценировать выбранный фрагмент в классе. Пусть ребята попробуют отгадать, из какой сказки представленный заяц.

  1. Создание газеты «Герой русских сказок  заяц».  Данное задание может быть проектным и выполняться в течение недели, месяца.

Найти в библиотеке произведение, в котором главным героем будет заяц.

Найти текст, в котором рассказывается о зайце.

Дать характеристику поступкам зайца или зайцев.

Назвать черты их характера.

Подумать, в каком костюме и в какой позе можно изобразить зайца.

Придумать  интересное название газеты.

Обсудить с друзьями, какие иллюстрациями можно сделать к тексту о зайце.

Как можно подписать  иллюстрации? Может это будут пословицы и поговорки, русские народные песенки, стихи, фрагменты сказок или рассказов о зайцах?

Урок внеклассного чтения

Цель таких уроков заключается в формировании умения работать с книгой, библиотечными каталогами, библиографией.

Тема урока

Мы идём в библиотеку. (Сборники стихотворений и рассказов о природе.)

Специфическими особенностями подобных уроков являются следующие:

характеристика книги по её обложке;

прогнозирование содержания книги по иллюстрации на обложке и по названию;

классификация (группировка) книг по разным основаниям;

поиск книгу по тематическому или авторскому каталогу.

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Личностные результаты:

самостоятельно выполнять задания учителя;

проявлять интерес к чтению различных книг и самому процессу чтения.

Метапредметные результаты:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности под руководством учителя;

планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;

владеть  логическими действиями анализа, сравнения, обобщения;

искать и находить  нужную  информацию в соответствии с заявленной темой;

проявлять интерес к беседе о книгах, авторах и иллюстраторах.

Предметные результаты:

находить книгу по тематическому каталогу;

классифицировать (группировать) книги по разным основаниям;

находить необходимую информацию в книге самостоятельно или по заданию учителя.

Ход урока

Вступительная часть урока

  1. Проверка домашнего задания.

Методический комментарий

В качестве домашнего задания для учащихся с высокими учебными возможностями можно предложить составить небольшой рассказ на тему «Почему ёжика прозвали Пыхом?»; найти в Энциклопедии и рассказать в классе о жизни ежей.

Если в классе учащиеся испытывают трудности в обучении, то им можно предложить найти в белорусской сказке «Пых» описание ёжика и подготовить выразительное чтение этого фрагмента.

  1. Постановка учебной задачи.
  1.  Откройте страницу учебника (2 класс, часть 1, с. 70).
  2.  Какова тема урока?  (Мы идём в библиотеку).
  3.  Сформулируйте основную задачу урока. Можно ли сказать, что основная задача урока  научиться работать с разными видами произведений.

Методический комментарий

Если ученики в классе испытывают трудности в обучении, то им можно предложить определить в теме урока главное слово (библиотека). Основную задачу урока учитель формулирует сам.

  1.  Определите учебные задачи, которые будут решены сегодня на уроке:

Методический комментарий

Аналогично, работаем с задачами, которые необходимо решить в процессе урока. Либо предлагаем сформулировать их самостоятельно (при работе в классе с учениками высоких учебных возможностей), либо используя учащиеся используют выражения и называют задачи, которые необходимо решить:

характеризовать книги на выставке на основе обложки;

представлять книгу на основе внетекстовой информации;

классифицировать книги по разным основаниям;

находить книгу на основе тематического каталога;

проявлять интерес к книгам, представленным на выставке.

Основная часть урока

  1. Решение поставленных задач на уроке.
  1.  Определите вопросы, на которые вы ответите самостоятельно.
  2.  Определите вопросы, найти ответы которых вам помогут товарищи и учитель.  
  1. Работа со с. 70 учебника.
  1.  Рассмотрите книги, представленные  на выставке. Перечислите названия книг.

А. С. Пушкин. Сказки. И я там был, мёд, пиво пил….

А. С. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.

А. С. Пушкин. Сказки.

  1.  Дайте название выставке книг.

Методический комментарий

В случае если ученики класса испытывают трудности в обучении, то учителю можно предложить варианты названия выставки. Учащиеся обсуждают, какое из названий будет в большей степени соответствовать представленным на выставке книгам.

  1.  Можно ли выставку книг  назвать «Сказки А.С. Пушкина», «И я там был, мёд, пиво пил». Аргументируйте свой ответ.
  2.  Какая ещё книга представлена на выставке?

Ю. Дружков. Приключения Карандаша и Самоделкина.

  1.  Что объединяет эти книги и чем они различаются?  Можно сказать, что представлена книга Ю. Дружкова «Приключения Карандаша и Самоделкина» с иллюстрациями разных художников.

Методический комментарий

При ответе на этот вопрос, предлагается провести предварительную подготовку.

Для этого необходимо составить алгоритм выполнения действий:

Определите, что объединяет представленные на выставке книги (жанр, тема, автор, иллюстратор).

Определите, чем различаются представленные на выставке книги (жанр, тема, автор, иллюстратор).

Общий вывод. Например, книги, представленные на выставке (сказки, волшебные сказки, автор разный, художник иллюстрировал и книги А. С. Пушкина, и книга Ю. Дружкова).  

  1. Работа в группе.

Методический комментарий

Организация работы в группе требует распределения  ролей  (командир группы, члены группы), определения этапов работы. Необходимо также вспомнить правила совместной работы:

Не перебивать друг друга.

Договариваться о единой позиции группы.

Принимать мнение другого.

  1.  Расскажите о выбранной книге по плану:

Как называется книга?

Кто автор книги?

Является ли эта книга сборником?

Кто герои книги?

Какие события с ними произошли?

Интересно ли будет прочитать эту книгу?

  1.  Как найти эти книги, пользуясь тематическим каталогом? Можно воспользоваться деформированным планом.

Найти нужную книгу.

Определить на обложке автора книги.

Найти его в тематическом каталоге.

На каталожной карточке найти указания для поиска книги на полке.

Найти книгу самостоятельно по данным или обратиться за помощью к библиотекарю.

  1.  Самостоятельное чтение книг.
  2.  Какие книги представлены в разделе «Советуем прочитать»? Что объединяет эти книги и чем они различаются?
  3.  Догадайтесь по описанию, о какой книге пойдёт сегодня речь (книга сказок, в которой происходят чудеса, превращения, её герои пользуются волшебными предметами, у них есть волшебные помощники). Как догадались?  Свой ответ аргументируйте. (Русские волшебные сказки).
  4.  Определите, кто из перечисленных героев будет героем русской волшебной сказки: Золушка, Красная Шапочка, Марья Царевна, Василиса Прекрасная, Иван Царевич, Серый волк, Царь, Король, Мальчик–с–Пальчик, Дюймовочка, Калиф Аист, Гуси-Лебеди, Баба Яга, Кощей Бессмертный.
  1.  Чтение русской волшебной сказки учителем (по выбору учителя).
  2.  Рассмотрите книгу. Соотнесите иллюстрации с текстом сказки. Расскажите, кто изображен на иллюстрациях, каков характер героев, какие события с ними происходят?
  3.  Докажите, что прочитали волшебную сказку. Свой ответ аргументируйте.
  4.  Кто герои сказки? Докажите, что это герои русской волшебной сказки.

Подведение итогов урока

  1.  Заполните самостоятельно анкету.

Я могу назвать книги, с которыми сегодня познакомился на уроке.

Я могу назвать авторов литературных сказок.

Я могу представить книгу своим товарищам по плану.

Я могу найти нужную книгу по тематическому каталогу.

  1.  Оцените каждый себя самостоятельно. Подумайте, чем каждый из вас будет заниматься на последующих уроках.
  2.  Какие книги, рассматриваемые сегодня на уроке, вы прочитаете дома?

Рекомендации к выполнению домашнего задания

  1.  Прочитать название книг для самостоятельного чтения, рекомендуемых авторов.

Умный работник. Русская народная сказка.

Лисичка со скалочкой. Русская народная сказка.

  1. Прочитать дома одну из представленных сказок или любую другую русскую сказку.
  2. Придумать и нарисовать обложку одной из книг или устно рассказать, что будет изображено на обложке.
  3. Написать аннотацию на прочитанную книгу.

Урок контроля и оценки знаний. Обобщающий урок

Этот урок определяет систему работы по обобщению прочитанных произведений в рамках одного раздела.

Тема урока

Маленькие и большие секреты страны Литературии. (Обобщающий урок по теме: «Весна, весна! И все ей радо!»)

Специфическими особенностями подобных уроков являются следующие:

обобщение знаний по изученной теме;

определение вопросов, на которые ученики могут ответить самостоятельно, и вопросов, которые вызывают трудности при ответе:

определение системы вопросов, которая будет рассматриваться на данном конкретном уроке;

проведение письменной или устной контрольной работы (тестовая работа, письменный ответ на вопрос) по изученному материалу.

Целевые установки урока (планируемые результаты)

Личностные результаты:

уметь проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

Метапредметные результаты:

принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности под руководством учителя;

планировать свою работу в соответствии с заявленной темой;

анализировать слова и выражения, включенные в авторский текст (логические действия);

искать и находить необходимую информацию в изучаемом тексте в соответствии с заданием учителя, учебника.

Предметные результаты:

определять  специфические особенности лирического текста (отражает настроение, содержит художественные средства выразительности);

находить средства художественной выразительности в лирическом тексте;

находить слова в изучаемом тексте для включения в свой собственный текст;

создавать  текст  на  основе прочитанного лирического текста.

Ход урока

Вступительная часть урока

  1. Проверка домашнего задания.

Методический комментарий.

В качестве домашнего задания для учащихся с высокими учебными возможностями можно предложить подготовиться к исполнению роли в спектакле по произведению С. Маршака «Двенадцать месяцев». Каждый участник выбирает одну роль. Для подготовки к инсценированию он определяет интонацию, тон, темп, с которыми герой произносит реплики; выбирает мимику, жесты.

Если учащиеся испытывают трудности в обучении, то можно предложить им найти и принести книги С. Маршака.

  1. Постановка учебной задачи.
  1.  Откройте страницу учебника (2 класс, часть 2, с. 66 – 67). Прочитайте тему урока?
  2.  Можно ли сказать, что основная задача урока  проверить  ваши достижения  по данному разделу.
  3.  Определите задачи, которые будут решаться на уроке:

называть произведения русских поэтов и писателей  о природе весной;

читать произведения А. С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова о весне и весенней природе;

написать сочинение на тему: «В душу просится весна…»;

составлять произведения о весне на основе опорных слов;

находить в лирических произведениях слова, которые помогают увидеть картины весенней природы;

сочинять самостоятельно по аналогии произведения о весне.

Основная часть урока

  1. Решение поставленной задачи на уроке.
  1.  Прочитайте задания учебника.
  2.  Определите вопросы, на которые вы можете ответить самостоятельно.
  3.  Определите вопросы, для ответов на которые вам понадобится помощь товарищей, учителей.
  1. Работа по заданиям учебника (по выбору учащихся или учителя). Возможно, на уроке будут рассматривать следующие вопросы:
  1.  Стихи, каких поэтов созвучны твоему настроению?
  1.  Определите ключевые слова задания?
  2.  Составьте план выполнения этого задания или воспользуйтесь деформированным планом на доске:

Назовите  произведения, созвучные твоему стихотворению.

Перечитайте произведения данного раздела.

Определите настроение каждого произведения на основе опорных слов.

  1.  Решите, какие этапы для выполнения данного задания были самыми трудными для вас?
  2.  Какие задания необходимо будет выполнять в дальнейшем, чтобы избежать трудностей?
  3.  Оцени себя в  соответствии с критериями, например, прочитал стихотворение, отражая настроение автора ; нашёл слова, которые помогают почувствовать настроение автора.

  1.  Обсуди с другом и вместе с ним составь рассказ на тему «Весна». Выбери слова и словосочетания, которые помогут при его создании: дождь, солнце, гроза, сосулька, метель, тучи, листопад, почки, лучи, зелёная травка, весёлые ручейки, жаворонки.
  1.  Начните так: «Весна  моё самое любимое время года…»
  1.  Выпишите  слова, которые обязательно будут употребляться в вашем сочинении. Например, дождь, сосулька, почки, весёлые ручейки, жаворонки.
  2.  Допишите определения к данным словам.  Подумайте, какие слова ты можешь использовать из прочитанных ранее произведений? Дождь весенний радостный; сосулька тающая; почки распускающиеся, зелёные; ручейки веселые, звонкие, весенние; жаворонки звонкие.
  1.  Распространите данные словосочетания до предложений.

Маленькими капельками первый весенний дождик обмывает первые,  вкусно пахнущие листочки.

Сосульки быстро тают на весеннем солнцепеке.

Из почек появляются маленькие зелёненькие листочки.

Звонко ведут свои переговоры весенние ручейки.

Радостно распевают песни жаворонки.

  1.  Запишите начало предложения.

Весна  моё самое любимое время года.

Маленькими капельками первый весенний дождик обмывает первые,  вкусно пахнущие листочки.

Сосульки быстро тают на весеннем солнцепеке.

Из почек появляются маленькие зелёненькие листочки.

Звонко ведут свои переговоры весенние ручейки.

Радостно распевают песни жаворонки.

  1.  Отредактируйте текст. Измените последовательность предложений в соответствии с логикой текста.

Весна  моё самое любимое время года.

Сосульки быстро тают на весеннем солнцепеке. Звонко ведут свои переговоры весенние ручейки.

Из почек появляются маленькие зелёненькие листочки. Маленькими капельками первый весенний дождик обмывает эти вкусно пахнущие листики.

Радостно распевают песни жаворонки.

  1.  Закончите текст. Допишите последнее предложение.

Весна  моё самое любимое время года.

Сосульки быстро тают на весеннем солнцепеке. Звонко ведут свои переговоры весенние ручейки.

Из почек появляются маленькие зелёненькие листочки. Маленькими капельками первый весенний дождик обмывает эти вкусно пахнущие листики.

Радостно распевают песни жаворонки.

И у меня радостно на душе, всё поёт внутри.

  1.  Прочитайте свои работы.

Методический комментарий

Учащиеся могут сделать сборник своих авторских работ, придумать ему название, оформить обложку.

  1.  Найди в стихотворениях, которые ты прочитал строчки, в которых поэт одушевлял неживые предметы или явления.
  1.  Определи план своих действий для выполнения данного задания или восстанови деформированный план:

Определи, какие слова говорят о неживых предметах или явлениях, как о живых.  

Перечитай стихотворение.

Найди в стихотворении слова, которые помогают более ярко представить изображённые картины.

  1.  Как называется такой приём? Попробуй объяснить своими словами, как ты понимаешь слово олицетворение?
  1.  Определите главные слова в задании.
  2.  Сформулируйте  вопрос по-другому?
  3.  Придумайте  свои слова-олицетворения.
  4.  Прочитайте высказывание профессора Самоварова. О каком приёме идёт речь в его высказывании?
  5.  Объясните своими словами, что такое олицетворение.
  6.  Попробуй сам сочинить маленькое стихотворение о весне.

Методический комментарий

Предлагая сочинить стихотворение на уроке, учитель может воспользоваться приёмом создания синквейна (технология критического мышления).

«Синквейн  это стихотворение, представляющее синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний»[1]. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке заявляется тема или предмет, о котором пойдёт речь далее в стихотворении. Это слово будет являться существительным. Во второй  даётся описание предмета: два прилагательных. Третья строка состоит из трёх глаголов, характеризующих действия предмета. В четвёртой строке приводится предложение, состоящее из четырёх значимых слов, выражающих отношение автора к изображаемому предмету. В пятой строке   синоним, обобщающий или расширяющий смыл предмета (одно слово). Данную работу можно провести в паре.

  1.  Прочитайте стихотворения, которые у вас получились?

Методический комментарий

Учащиеся могут сделать сборник своих авторских работ, придумать ему название, оформить обложку.

Подведение итогов урока

  1.  Заполните самостоятельно  анкету.

Я могу назвать авторов стихотворений о весне.

Я знаю, что такое олицетворение.

Я могу привести примеры олицетворений.

Я могу назвать стихотворения, которые отражают радостное настроение.

Я могу назвать стихотворения, которые отражают грустное настроение.

  1.  Оцените свои ответы самостоятельно. Какие задачи каждый из вас будет решать на следующем уроке? Сформулируйте их.


[1] Викентьева И. Ода синквейну// Перемена. – 2002. - № 3. – с.37.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...