обучение грамоте 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Таланова-Шелейко Юлия Геннадьевна

работа над текстом Е.Чарушина "Как мальчик Женя научился говорить букву"Р"  Систематизация знаний о сонорных звуках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon обучение грамоте( чтение)42.02 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 585 Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект урока по обучению грамоте ( чтение) 1 класс

Тема: «Буквы Л,М,Н,Р,Й – ВСЕГДА ЗВОНКИЕ СОГЛАСНЫЕ»

Учитель: Таланова-Шелейко Юлия Геннадьевна

Цель урока: формировать навыки сознательного, всегда правильного, выразительного, плавного чтения;закрепить знания учащихся об изученных буквах; роверить умение детей понимать основной смысл текста.

Задачи.

Учебные : Обогащение словарного запаса, расширение кругозора, развитие познавательных способностей (логического мышления, устойчивого внимания, произвольной памяти).

Формирование потребности и мотивации чтения.

Воспитательные: воспитание сознания чутко воспринимающего мир: развитие способности получать эстетическое удовольствие от литературных текстов; обучение эмоциональной передаче характера произведения.

Развивающие: расширение кругозора, развитие познавательных способностей (логического мышления, устойчивого внимания, произвольной памяти).

Оборудование:

1.Азбука 1 класс.Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/Сост.Горецкий В.Г. и др. – М. –Просвещение,2011

2.Счётные палочки

3. Карточки со словами

4.Схемы

5. Веера цифр.

6. Картинки предметов.

7. Карточки с пословицами.

8. Муз.запись.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

  1. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний

Игра “Конструирование букв”.

(О - П - Н - Е - Ь – Б)

- Возьмите шесть счётных палочек и составьте из них букву О.

- Переместите 1 палочку, чтобы получилась буква Н.

- Переместите 2 палочки так, чтобы получилась буква Е.

- Переместите 1 палочку, чтобы получить букву Ь.

- Положите ещё 1 палочку, чтобы получилась буква Б.

-Сколько букв мы изучили?

-Что вы можете о них сказать? (они бывают гласные и согласные, твёрдые и мягкие, буквы, не обозначающие звука)

3. Повторение ( закрепление) опорных знаний.

-Кто из вас может рассказать алфавит?

Стихи читают заранее подготовленные дети:

-А,Б,В,Г,Д,Е- буквы нам нужны везде.

-Ё, Ж,З,И,К,Л- побеждает тот, кто смел.

-М,Н,О,П,Р,С,Т- будь всегда на высоте!

-У,Ф,Х,Ц,Ч,Ш,Щ-потрудись! Ведь без труда не поймаешь ты леща.

-Ъзнак и Ь знак  не звучат они никак,но без них, мои друзья, обойтись никак нельзя!

-Между ними буква Ы – не теряйте головы.

-Э,Ю,Я – конец науки.Превритились буквы в звуки.

 Упражнение в расположении слов в алфавитном порядке.

- Расположите слова, обозначающие предметы, которые вы видите на слайде, в алфавитном порядке.

Вывод 1: чтобы расположить слова в алфавитном порядке, надо выделить в них первую букву.

- Разгадайте ребусы. Расположите полученные слова в алфавитном порядке. (Валя, Вера, Вова)

- С какой проблемой вы столкнулись? Как её разрешить?

Вывод 2: если в словах первая буква одинаковая, то необходимо выделить следующие буквы, чтобы расположить данные слова в алфавитном порядке. 

Игра: подбери пару

Загар                             золотистый

Звонок                         занимательный

Забор                             звонкий

Задача                          зрелая

Земляника                     зелёный

( Дети стрелками соединяют подходящие пары: загар-золотистый, звонок-звонкий…)

4. Постановка проблемы; формулирование темы урока.

-Сейчас 3 ваших одноклассника разыграют сценку, а вы попробуете определить, о чём пойдёт речь.

1-ый ученик: -Я  теперь уже читаю,цифры знаю, буквы знаю.

2-ой ученик: -Эту тоже? ( показывает карточку «Р»)

1-ый ученик: -Ну, а как же! Скажет каждый во дворе: перед вами буква «рэ»!

Буква «Р»: - Я не «рэ», не «рэ», не «рэ», хоть пишусь я во «дворе».

Ты найдёшь меня в «горах», «речке», «тундре», «берегах», рокочу я громким громом

И реву звериным рёвом- вот тигриным, НАПРИМЕР. Моё имя- буква «эр»!

1-ый ученик : -Извините, я не знал….

2-ой ученик: -Но он правильно читал!

-Как вы назовёте тему урока?

-Что мы знаем о букве «Р»?

-Какие ещё звуки бывают только звонкими?

-Каким другим словом их можно назвать? ( дети произносят звуки, слушают их)

-Такие звуки называют СОНОРНЫМИ.

5. Физкульминутка (под музыку)

6.Работа по теме урока.

Загадки.Слого-звуковой анализ слов-отгадок.( схемы слов у детей, на доске проверка, на веерах показывают количество слогов)

Эта маленькая крошка                                             Давно уверен утконос,что в жизни всех
Рада даже хлебной крошке,                                      важнее …..(нос)
Потому что дотемна
В норке прячется она.(мышь)  

                                                                                  Вот лекарство. Ты не бойся:

                                                                                     Для здоровья и красы

                                                                                     Детям мажут им коленки,

                                                                                   Локти, щёки и носы. (Йод)

 

Рыжая плутовка                                                 Под корягой, там, где мрак, жил в реке
Спряталась под ёлкой.                                        Драчливый …(рак)
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..

Ответ: Лиса

7.«Угадай слово»

Угадайте фамилию писателя, рассказ которого мы будем читать сегодня.

Дети используют первые буквы названий предметов, изображённых на картинках.

(чашка, аист, роза, утюг, шишка, игла, нож)

Фамилия- Чарушин. Чтение текста « Как мальчик Женя  научился говорить букву « Р».

-Чтение «по цепочке».

Вопросы( работа над текстом):

-Какую букву не умел говорить Женя?

-Как он произносил слова «пароход»,таракан, рыба?

-Почему ребята дразнили Женю?

-Куда он залез от обиды на них?

-Что произошло дальше?

 Учимся рассуждать: -Какие черты характера мальчика вы могли бы назвать?

-Как вы думаете, Женя хотел быть победителем или проигравшим?

-Почему вы так думаете, докажите примером из текста?

-В жизни человеку приходиться и выигрывать,  и проигрывать. Но важно, чтобы он не терял надежду и веру  в собственные силы, в победу ( обратить внимание на восклицательные предложения в тексте)

-Как  бы вы озаглавили этот рассказ?

-Выберите пословицу, которая больше всего подходит к этому рассказу:

Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.

Корень учения горек, да плод сладок.

Терпение и труд всё перетрут.

8. Подведение итогов. Рефлексия.

-Я знаю, что….

-Мне запомнилось….

-Мне понравилось,,..

- Мне было трудно….

                    Список литературы

  1. Гризик Т.И. Познаю мир.- М.1998
  2. Жукова Н.С. Я пишу правильно. – Ростов-на-Дону 2009
  3. Журнал Начальная школа2010 г. №2.
  4. Красникова И.В. “Весёлая азбука”.
  5. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо.- М.Вако 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...