Урок литературное чтение
методическая разработка (чтение, 1 класс) по теме

Литературное чтение 1 класс. ПНШ. "Сказки-цепочки".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения

1 класс

«Сказки-цепочки»

Учитель МОУ ГСОШ Назарова Л. Ю.

Цели и задачи урока: познакомить школьников с композиционными особенностями кумулятивной сказки ( построенной по принципу накопления персонажей или эпизодов) , называя её сказкой-цепочкой.

Создать эмоциональный настрой на изучение произведений устного народного творчества.

Продолжить формировать интерес к чтению, развивать воображение, наблюдательность, умение доказывать свою точку зрения.

Воспитывать уважение к истокам культуры своего народа, чувство ответственности, умение принимать решения.

Оборудование: мультимедийная презентация, рисунки героев сказок, «сказочные предметы», карточки с заданиями.

Ход урока

  1. Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться,

Будем  думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

  1. Сегодня на уроке вместе с нашими героями Машей и Мишей мы совершим очередное увлекательное путешествие, … а куда, узнаете, разгадав загадку:

Что наш маленький народ

В мир волшебный унесёт.

Полный смеха, света, краски!

А зовётся чудо-…сказка!

  1. Итак, мы отправляемся в сказку. Но прежде, чем мы отправимся в путь, ответьте на вопрос: «Кто, по вашему мнению, есть самый важный, Нужный человек на сегодняшнем уроке?» У меня есть один сказочный предмет: вот эта волшебная шкатулка. Каждый из вас, заглянув в неё, сможет увидеть самого важного и нужного человека на нашем  уроке, а может быть и в мире. Но пока этот секрет раскрыться не может. Шкатулка заколдована злыми силами.

-   Как и в любой доброй сказке у нас будет герой-помощник. Отгадайте, кто это?

2 .     Загадка

Этот зверь живёт лишь дома.

С этим зверем все знакомы.

У него усы, как спицы,

Он, мурлыча, песнь поёт,

Только мышь его боится…

Угадали? Это …(кот)

-   Конечно, это наш любимый Учёный кот.

  1. Учебник, с. 35. Интрига. Читает учитель.

-   Какую же сказку он пытается нам напомнить? (« Колобок») Слайд 1.

-  Как вы догадались? Какие герои вам помогли? Вспомните сказку. Расскажите. А помогут вам в этом слайды.

  1. Пересказ сказки «Колобок» с опорой на слайды.

-  Почему же Кот назвал сказку « Колобок» сказкой-цепочкой?

( отдельные эпизоды ,  частички текста, нанизываются, словно похожие одна на другую бусинки, меняются только персонажи - звери, которых встречает на пути Колобок, а всё остальное остаётся без изменений. Можно сравнить сходные частички текста со звеньями цепочки. )  

-        Сейчас мы прочитаем одну очень известную русскую народную сказку.

-   Догадайтесь, какую?                                       Слайд «Репка».

-   Но прежде потренируем свой артикуляционный аппарат.

повтоРИТ- повтоРЯет- повтоРЯется

Ясно - яСНЕе- объяСНИТ

РОС - роСЛА- Выросла

Тянут - поТЯнут-Вытянут

КЛИК – КЛИкнул – КЛИкнула

-   МОЛОДЦЫ!  Открыли учебники.

  1. Работа с учебником. Стр. 36. Чтение сказки цепочкой с учётом цветовых схем.

-   Как вы думаете, почему эту сказку можно назвать сказкой – цепочкой? – спросил Кот.

  1. Работа с иллюстрацией с. 36.
  2. Учебник. Стр.37. Читает учитель.
  3. Просмотр сказки «Теремок».                              Слайд «Теремок».

-   Так можно ли сказку «Теремок» назвать сказкой-цепочкой? Почему? Что изменялось всякий раз?

3.      Физ. Минутка.  Только в лес мы вошли, появились комары.
(Руки вверх, хлопок над головой,
Руки вниз – хлопок другой).
Дальше по лесу шагаем и медведя мы встречаем.
(Руки за голову кладём и вразвалочку идём).
Снова дальше мы идём, перед нами водоём.
(Раз-два, раз-два – позади теперь вода).
Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим, на носочках пробежим.
Марш на месте, не спеша, как погода хороша!

  1. Инсценировка. Сказка «Заюшкина  избушка».

П.    – Что ты, зайчик, плачешь?

З.    -  Как же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна. У неё избушка-то и растаяла. Попросилась она ко мне погреться, да меня из избушки-то и выгнала.

П.   -   Пойдём, я её выгоню!

З.   -   Нет, не выгонишь. Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал – не выгнал.

П.   -   А я выгоню. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лесу посечи! Ступай, лиса, вон!

Л.   -   Как выпрыгну, как выскочу, пойдут клочки по закоулочкам.

П.   -   Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!

Л.   -   Одеваюсь!...

П.   -   Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!

Л.   -   Шубу одеваю!

П.   -   Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плече, хочу лису посечи! Ступай, лиса, вон!

Л. Выскакивает и убегает.

-     Ребята, а это герои какой сказки? И почему они оказались сегодня здесь, на нашем уроке?

-     Как можно назвать эту сказку? Почему? Кто гнал лисицу из избы?

  1. МОЛОДЦЫ! Учёный кот очень доволен вами, но он расстроен тем, что не сможет помочь вам в одном из заданий, потому что вы сами поможете друг другу, работая в парах.
  2. Договорись с соседом.  Он прочитает тебе одну часть сказки, а ты ему другую.
  3. Работа в парах. Чтение сказок, определение названия. Дифференциация по рядам.
  4. Проверка.

-    1 ряд, как называется ваша сказка?

-    2 ряд, как называется ваша сказка? И т. д.

-   Какие из названных сказок можно назвать сказками-цепочками? Докажите.

-   Кот спросил: «Сказки-цепочки похожи на докучные сказки?»

-   Похожи, - ответил Миша. – В них тоже многое повторяется.

-   А ты как думаешь?

-   Какая сказка - сказка-цепочка или докучная- ходит по кругу?

-   А какая сказка идёт по прямой линии?

  1. Кот считает,  что вы успешно справитесь и со следующим заданием.
  2. ТПО стр. 25. Взаимопроверка.

  1. Кот сказал : « Для того, чтобы открылась шкатулочка нужно выполнить последнее, решающее задание. Будьте внимательны.»
  2. Учебник. Стр. 38. Чтение текста  учителем. ( « Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Иван-царевич и Серый Волк», «Баба Яга» и др.)

4. Итог.

-   Молодцы! Понравилось вам путешествовать по сказкам-цепочкам вместе с Машей и Мише, Мишей и Учёным Котом?

  1. Теперь мы можем заглянуть в шкатулочку и посмотреть, кто же был самым важным и нужным на нашем уроке. ( Внутри шкатулки зеркало.)

-   Вы удивлены? Без каждого из вас наш урок не состоялся бы! Вы согласны с тем, что каждый из вас был важным и нужным?

5. Домашнее задание.

Учебник. Стр. 36-37.ТПО стр. 24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...