Николай Рыленков. Стихи.
учебно-методический материал по чтению (3 класс) по теме

Александрова Диана Николаевна

Урок по творчеству Н. Рыленкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentacionnyy_list.docx15.69 КБ
Файл doc1.docx29.28 КБ
Файл doc2.docx602.32 КБ
Microsoft Office document icon rylenkov.doc33 КБ
Файл prezentacionnyy_list_no2.docx15.12 КБ

Предварительный просмотр:

Презентационный лист «Открытого урока на чужой аудитории» по предмету Литературное чтение в з классе ГБОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга в рамках участия в районном конкурсе педагогических достижений в номинации «Лучший учитель 2012-2013»

18.12.2012

Учитель: Александрова Диана Николаевна учитель начальных классов ГБОУ лицей № 144 Калининского района Санкт-Петербурга

Тема урока: Почему, какой бы ни была природа родного края, она  любима художниками, поэтами и писателями? Стихотворения Н. Рыленкова.

Содержание

Методы и приёмы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здоровьесберегающий аспект

Организационный момент

Представление себя.

Стимулирование творческой активности.

Настрой на успешную работу.

Создание благоприятного микроклимата, снятие эмоционального напряжения.

1 мин

Постановка проблемы и выдвижение гипотез

Вовлечение детей в проблемный диалог. Коррекция в формулировании   цели урока.

Учащиеся определяют для себя  проблему. Выдвигают гипотезы. Ставят для себя  цель урока.

Стимулирование мотивации через нестандартные приёмы работы на уроке чтения.

8 мин

Открытие нового знания

Определяет этапы анализа стихотворения. Знакомит с художественными  средствами выразительности.

Анализируют стихотворение.

Динамическая физкультминутка.

7 мин

Активное осознанное усвоение нового

Корректирует ответы учащихся.

Находят в стихотворении художественные выразительные средства языка.

Смена деятельности.

8 мин

Заполняет рабочий лист урока.

Разноуровневая самостоятельная работа.

7 мин

Закрепление и проверка понимания учебного материала

Помогает учащимся сравнивать  картины и поэзию.

Выполняют задание, анализируя картины

Известных художников.

Понимание учащимися практической значимости материала путём работы с картиной. Для большей комфортности работа ведётся в парах.

7 мин

Подведение итогов

Предлагает закончить предложения.

Заканчивают предложенные учителем предложения

Создание ситуации успеха

2 мин

.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

               



Предварительный просмотр:

               Всё в тающей дымке…

                                           

                                Всё в тающей дымке:

                         Холмы, перелески…

                        Здесь краски не ярки

                       И звуки не резки.

   Здесь медленней реки,

  Туманней озёра,

 И всё ускользает

От беглого взора.

                          Здесь мало увидеть,

                         Здесь надо всмотреться,

                        Чтоб ясной любовью

                       Наполнилось сердце.

   Здесь мало услышать,

  Здесь вслушаться нужно,

 Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

                         Чтоб вдруг отразили

                        Бездонные воды

                       Всю прелесть застенчивой

                      Русской природы.  

                                                         Н. Рыленков

             

                 Нестандартный урок развития речи                                  

  Тема: « Учимся читать книгу природы. Времена года

Цель урока: работая с художественным словом, научиться видеть в природе источник поэтического вдохновения, почувствовать в поэтическом пейзаже не только картину природы, но и восприятие этой природы человеком.

   Работа в творческих группах  

                                                 Ход урока

Слово учителя

«Природа – мир, тайник Вселенной», - сказал великий поэт России Борис Пастернак. Действительно, в природе есть всё: красота и уродство, живое и мёртвое, мудрость и безумие, зрячесть и слепота, отзывчивость и равнодушие к человеку, стремление проникнуть в её тайны и наполниться её красотой необходимо каждому из нас, так как человек слит с миром природы и является частью этого мира.

Чтение стихотворения Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке…» под музыку

                          Всё в тающей дымке:

                         Холмы, перелески…

                        Здесь краски не ярки

                       И звуки не резки.

   Здесь медленней реки,

  Туманней озёра,

 И всё ускользает

От беглого взора.

                          Здесь мало увидеть,

                         Здесь надо всмотреться,

                        Чтоб ясной любовью

                       Наполнилось сердце.

   Здесь мало услышать,

  Здесь вслушаться нужно,

 Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

                         Чтоб вдруг отразили

                        Бездонные воды

                       Всю прелесть застенчивой

                      Русской природы.

Вопросы и задания

  1. С каким чувством, настроением вы слушали стихотворение? 1 группа, пожалуйста, поделитесь своими впечатлениями. 2 группа, 3 группа, 4 группа. Группа гостей, ваши впечатления. Всем – спасибо
  2. Какие картины природы, образы рождает оно (стихотворение) у вас?  (Группы отвечают)
  3. Возможна ли иллюстрация к этому стихотворению? Если да, какой вы её себе представляете. Если нет, то объясните почему. (Группы отвечают)

  1. Перед вами листы с текстом. На столах есть карандаши. Подумайте, посоветуйтесь в группах и  раскрасьте каждую строфу  стихотворения  в подходящий цвет. Группы работают под музыку Поля Мориа

Покажите свою работу, объясните, почему именно так.

  1. Попробуйте озаглавить, назвать  стихотворение по-своему. (Группы отвечают)
  2. Как вы думаете, почему Н. Рыленков называет природу «застенчивой»? Подберите к этому слову синонимы. (Группы отвечают)
  3. А какая природа для вас: задумчивая, изменчивая или …? Подумайте, посоветуйтесь в группах и напишите на листе, который лежит у каждой группы на столе, несколько слов-определений, какая природа для вас. (Группы отвечают)
  4.  В чём различие глаголов «увидеть – всмотреться», «услышать – вслушаться»?

Если вы испытываете трудности, то можно воспользоваться материалами  «Для справок», которые есть у каждой группы.

  1. Для дальнейшей работы каждой группе предложены иллюстрации природы по временам года. Разложите перед собой то, что вам дано. Найдите и соедините нужное, чтобы получилась цельная картина природы.
  2.  Запишите слова, сочетания слов, которые позволят увидеть, уловить движение вашего времени года, услышать его шорохи, звуки, краски. В группах все предлагают что-то, отбирают нужное, а один быстро записывает на лист. (Группы отвечают)
  3. А сейчас подберите к иллюстрациям стихотворения, которые предложены вам.  Учтите, что не всё, что дано, подходит для вашего времени года. Прочтите выразительно тот отрывок, который, на ваш взгляд, удачно отражает вашу тему. У группы «Зима» нет подходящих отрывков. (Группы отвечают)
  4. Объясните, что же «увидели» и «услышали» художники слова - поэты, в природе вашего времени года. Посоветуйтесь в группах, выберете, кто будет говорить. (Группы отвечают)
  5. Какими чувствами пронизано каждое прозвучавшее сейчас стихотворение?
  6. У какой группы не нашлось подходящих отрывков из стихотворений? Может, сами прочитаете по памяти стихи о зиме? Пожалуйста.
  7. Из области мечтаний, грёз я предлагаю всем вернуться в наш сегодняшний день. Февраль. Зима. 4 группа, вот ваши отрывки из произведений о зиме. (Даю материал) Прочитайте на выбор один из предложенных отрывков. Объясните, что же «увидели» и «услышали» художники слова - поэты, в природе вашего времени года.
  8. Внимание на экран. Прослушайте музыку А. Вивальди из цикла «Времена года» - «Зима», посмотрите на фотографии зимнего пейзажа.

Скажите, созвучна ли музыка вашему настроению. Поделитесь впечатлениями от увиденного. Какие чувства испытали, глядя на фотографии и слушая музыку?

     16. Отличается ли пейзаж в художественных текстах от картин   природы, которую вы наблюдали на экране? А в чём разница, как вы думаете? Вы затрудняетесь ответить? Может быть, нам помогут гости?

 (В искусстве художественного слова природа обогащена, «озвучена» человеческим чувством. Мы не только как бы видим картину природы, мы видим, понимаем, как воспринимает эту картину человек).  

И последнее задание всем группам: напишите миниатюру о своём времени года – 3 -5 предложений. Начало у всех будет одинаковое, например: «Зима – лучшее время года»

Написание творческой работы под музыку Г. Свиридова. Чтение миниатюр.

Слово учителя: «Природа – мир, тайник Вселенной», - сказал великий поэт России Борис Пастернак. И мы сделали ещё одну попытку проникнуть в мир природы.

Поделитесь настроением от урока.  Продолжите одну из предложенных вам фраз:

Я узнал (а)…

Я понял (а)...

Мне было…

Как здорово…

Я почувствовал(а)…

Нарисуйте на листах со своими миниатюрами смайлик, который отражает ваше настроение на уроке и после него. Оцените свою работу на уроке, поставьте себе оценку.

Всем – спасибо. До новых встреч.



Предварительный просмотр:

Презентационный лист № 2 «Открытого урока на чужой аудитории» по предмету Литературное чтение в з классе

ГБОУ СОШ № 619 Калининского района Санкт-Петербурга в рамках участия в районном конкурсе педагогических достижений в номинации «Лучший учитель 2012-2013»

                                                                                                               18.12.2012

Учитель: Александрова Диана Николаевна учитель начальных классов ГБОУ лицей № 144

 Калининского района Санкт-Петербурга

Класс

Тема

Цель

Планируемые результаты

Содержательные линии

3 «А»

Почему, какой бы ни была природа родного края, она  любима художниками, поэтами и писателями?

Н. Рыленков. Стихи

Помочь учащимся в осознании ценности природы, которое достигается художественными средствами выразительности поэтической речи.

Предметные - продолжить формирование умений анализировать стихотворную речь, выдвигать гипотезы, ставить цель.

Метапредметные – развивать навыки эмоционального чтения, чуткость к поэтическому слову;

Личностные – подвести учащихся к пониманию ценности русской природы ; воспитывать у учащихся чувство гордости за свой край, воспитывать стремление высказывать собственное мнение и тактично отстаивать свою точку зрения  

- повторение стихотворений Лермонтова и Фета;

- представление основных художественных средств выразительности поэтической речи эпитет, сравнение, метафора, олицетворение  и нахождение их  в поэзии;

- формирование понимания о чести жить в содружестве с природой родного края;

- практическое применение знаний в процессе осуществления познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рылеев "Дума"

Разработка к уроку по теме "Рылеев. Дума"....

К.Ф.Рылеев "Иван Сусанин".

Организация урока патриотической направленности на примере урока по произведению К.Ф.Рылеева "Иван Сусанин"...

Конспект урока по литературному чтению по теме: Поэтические картины о Родине. Н.И. Рыленков "К Родине"

                           Открытый урок литературного чтения в 4 классепо теме: Поэтические картины о Родине.  Никола...

Конспект урока "К.Ф. Рылеев "Иван Сусанин" (УМК "Планета знаний")

Конспект урока "К.Ф. Рылеев "Иван Сусанин" (УМК "Планета знаний")...

Сценарий ко Дню Святого Николая "В день Святого Николая много радости желаем!"

Цели и задачи:познакомить обучающихся с особенностями  почитания нашим народом Святителя Николая;формировать впечатления о зимних изменениях в природе;создавать условия и вызвать желание тво...

Технологическая карта урока литературного чтения "«Николай Рыленков «Всё в тающей дымке»" (УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс)

Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1) познакомить с биографическими сведениями об авторе и содержанием произведения;2)  освоить навыки выразительного чтения.Предметные:зн...