Предмет "Обучение грамоте". Тема урока: Звук [ж], буква Ж,ж.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Нуртдинова Елена Рафкатовна

Урок составлен в соответствии ФГОС. Учащиеся самостоятельно выходят на проблему урока. Сравнивают по эталону. Оценивают свою работу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nurtdinova_1_klass.doc92.5 КБ
Office presentation icon prezentaciya1.ppt608 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук [ж], буква Ж,ж.

Цели: - Формировать умение выделять звук [ж] в речи, умение слышать и слушать

            -Развивать фонематический слух, технику чтения при работе со словами  с буквой «ж»

            -Воспитывать культуру поведения при работе в парах

Задача: Познакомить с буквой «ж», со звуком [ж], с его особенностями, с ролью звука и буквы  в русском языке

Планируемый результат:

Предметные умения:

  1. Формировать умения соотносить согласный звук и букву
  2. Формировать умения различать глухость  и звонкость  согласного

УУД:

Личностные: формирование индивидуального стиля деятельности;

Регулятивные: 

  1. освоение согласного звука и фонетического анализа звука;
  2. формирование умения высказывать своё предположение на основе работы с текстом учебника

Познавательные: 

  1. формируем умение извлекать информацию из схем
  2. формируем умение представлять информацию в виде схемы;
  3. формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.

Коммуникативные: 

  1. формирование умений слушать и слышать;
  2. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
  3. формируем умение работать в паре.

Этапы урока:

I. Оргмомент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

- Если я произнесу слово, начинающееся с гласного звука, сядут девочки. С согласного – мальчики.

- Умницы!

- Молодцы!

- Желаю вам отлично поработать!

II. Создание проблемной ситуации, формулирование учебной проблемы

1. постановка проблемы

На слайде  неоформленная схема-человечек (звуковик)  СЛАЙД

                                                    !

- Посмотрите, с кем мы сегодня будем работать. Как вы думаете, какой у нас сегодня урок: повторения изученного или урок «открытия» новых знаний? Почему? ( Урок «открытия» новых знаний, ничего о нём не знаем)

- Что же мы сегодня будем «открывать»? (Новый звук и новую букву)

- Что необычного заметили у звуковика? (восклицательный знак, обратить внимание  на слайд)

-Ребята, этим знаком звуковик хочет вас предупредить, что он представляет особенный, необычный звук, который отличается от других, изученных вами звуков. Хотите узнать, почему он особенный. Это нам предстоит сегодня узнать.

2. проведение звуковой разминки

- Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки. (Слайд)

- Кто это?

- Произнесите, как жужжит шмель?

- Кто видел шмеля? Расскажите, что вы знаете об этом насекомом. Шмели — близкие родственники пчел. Отличаются от них, прежде всего величиной и густыми длинными волосками, покрывающими тело.

- Ещё раз произнесите звук [ж].

3. формулирование  темы

- Сформулируем  тему нашего урока.  (Должны познакомиться со  звуком [ж])

- Звук [ж] какой? (согласный). Почему? (когда произносим звук воздух встречает преграду)  

-Что мы должны узнать об этом звуке?

(кружочки разного цвета на доске на каждую задачу урока),

-Обобщим должны уметь характеризовать звук, какой буквой обозначается, уметь читать слова с этой буквой)

III. Выдвижение версий

-Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

- Тогда давайте решать эту проблему.

-Чтобы ответить на эти вопросы, что должны выполнить? (звуковой анализ слова)

V. Поиск решения проблемы - открытие нового знания.

-   Для этого нужно отгадать ребусы. Посмотрите на экран. (Ужи, жаба)  (СЛАЙД)

         

     

 (учащиеся выполняют индивидуально, используя пеналы-схемы)

-Произнесём ж-ж-ж-жаба. Выложим звуковую схему слова жаба.

- Проверка по эталону.  (На доске ответы, учащиеся  проверяют) Аналогичная работа со словом ужи

- Оцените себя. В тетради на полях поставьте +, если выполнили верно, - допустили ошибки.

- Вспомните первый шаг. ( Звонкий или глухой?)

- Произнесём звук. Сделайте вывод.  (На звуковике  появляется жёлтая шляпа) СЛАЙД

-Решили мы с вами первую задачу?

(Убираю один кружок)

- Какой второй шаг? (твёрдый – мягкий)

- Посмотрите на звуковой анализ  слов. Какой вывод можно сделать?

- Может быть,  в других словах этот звук произносится мягко?  

-Придумайте слова со звуком [ж]. Какой он?

- Сделаем вывод  звук [ж] твёрдый.

- Закрашивает  один башмачок у звуковика  синим цветом.  СЛАЙД

-Ответили на второй вопрос?  (Убираю второй кружок)

 

Физкультминутка

Жили-были три пингвина                     руки на поясе, наклоны туловища

                                                                                           вправо-влево

Пик, Пак, Пок                                         хлопать в ладоши;

Хорошо и дружно жили                        ладошка  поглаживает ладошку;

Пик, Пак, Пок                                         хлопать в ладоши;

Чтобы  жить все время дружно             руки на поясе, наклоны туловища

                                                                                           вправо-влево.

Уступать друг другу нужно                  ладошка  поглаживает ладошку

5. знакомство с буквой

 – Какой следующий шаг?

 - Какой буквой обозначим звук   [ж]? (На звуковика  прикрепляется буква Ж) СЛАЙД

- Выложим из пуговиц букву Ж.

- Проверьте по образцу.

Работа в тетради

- Напечатаем 5 раз.

- Проверьте по образцу. Оцените себя. (+, -)  (слайд)

-Что напоминает вам эта буква? (Это –Ж, А-это-К Целый жук И полжука.)

Работа с кассой букв

- Выложим под звуковым анализом слово жаба. Проверяем по эталону. Затем слово УЖИ. Проверяем по эталону. Посмотрите на доску. Я вижу, вы допустили ошибки. Обратимся к звуковику. СЛАЙД У него один башмачок синего цвета.  В русском языке не принято твёрдость согласного обозначать два раза, поэтому буква Ж никогда не дружит с буквой Ы. (слайд) В слове ужи на конце пишется буква И. ЖИ всегда пиши с буквой И. Проговаривают хором.

Прочитывают слоги с буквой ж.

5.организация работы по чтению

- Какую следующую задачу вы ставили перед собой? (Уметь читать слова с новой изученной буквой)

- Рассказ «Живой уголок».

- Как думаете о чём этот рассказ?

- Прочитаем слова, которые встретятся в тексте. (Слайд: Же|ня, ё|жик, мор|ков|ку, в тем|но|те)

- Что такое «живой уголок». Для чего их создают люди?

-Чтение рассказа. (По предложению).

-Какие животные живут у  Жени? Прочтите.

- Какие овощи принёс Женя?

-Зачитайте слова, в которых встретили изученную букву.

- Работа в парах. Прочитайте друг другу. Оцените соседа. (+, -)

- Справились с последней задачей? (убираю круг)

6.Подведение итогов

- Вспомните тему нашего урока. Ответили, в чем особенность звука  [ж] ?

- У кого были затруднения? Какие?

- Дайте эмоциональную оценку своей работе на уроке.

.

             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

!

Слайд 3

У , , ,

Слайд 4

[ Ж ] !

Слайд 5

Жж

Слайд 6

Ж

Слайд 7

[ Ж ] !

Слайд 8

а е у и ы ж

Слайд 9

В живом уголке.

Слайд 10

Же | ня ё | жик мор | ков | ку в тем | но | те

Слайд 12

Сколько слов спряталось? а к о т ж л е н т е о н ш п х э г ж е ж у д ж ё з н н и с а к е б и ц т г о л у а к р а ж ж м ж к п и о р о д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте.Тема:СОГЛАСНЫЙ ЗВУК [Ш], БУКВА «Ш». СТРОЧНАЯ БУКВА «Ш»

Интегрированный урок №51 согласный Звук [ш], буква «ш». Строчная  буква «ш» («Букварь», с. 82, Прописи№3, с. 26–27)Цели: познакомить с буквой «ш», звуком [ш], с его особенностью, формиро...

Урок обучения грамоте 1 класс УМК "Планета знаний" Тема урока: "Звук "Ч", буквы Ч, ч "

Цели урока:Соотносить звук "Ч" и буквы Ч,Ч.Уметь характеризовать данные звуки как всегда мягкие, глухие, шипящие; слышать их в слове, ; подбирать слова с данными звуками.Расширять , активизировать сло...

УМК « Планета знаний » Предмет « Обучение грамоте». Тема урока: « Звук [Щ\' ]. Буквы Щ, щ ».

УМК « Планета знаний » Предмет « Обучение грамоте».1 классТип урока: комбинированный.Тема урока: « Звук [Щ\' ]. Буквы Щ, щ ».Особенности данного урока:Урок относится к букварному периоду. Он был п...

Интегрированный урок (обучение грамоте и письму). Тема урока: «Звук ч’. Буквы Ч, ч».

познакомить детей с согласным глухим звуком ч’; учить чтению слогов, слов, пословиц; сформировать в памяти первоклассни-ков четкий зрительный образ строчной буквы ч;научить писать её и соединять с дру...

Урок литературного чтения в период обучения грамоте. Тема урока: Звуки [н], [н,] и буквы Н, н.

Урок составлен к учебнику Л.Ф.Климанова, С.Г.Макеева «Азбука»  УМК «Перспектива»...

Урок обучения грамоте. Тема урока: "Звук [и]. БУКВЫ И, и. Обозначение мягкости согласных на письме буквой И".

Урок-сказка разработан для 1 класса по ФГОС. Программа "Планета Знаний". Конспект урока содержит разнообразный занимательный материал, что повышает познавательный интерес обучающихся к изучаемому мате...

Урок обучения грамоте. Тема урока «Звук [ч,] , буквы Ч, ч»

Урок обучения грамоте в 1 классе общеобразовательной школы. УМК "Школа России"....