"Что такое язык? Многозначность слов" Разработка урока чтения в 1 классе по системе Л.В. Занкова
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Гургурова Светлана Леонидовна

Урок проведен с опорой на материал "Азбуки" Белорусец и презентацию. На уроке первоклассники "встретились" с жителем планеты Плутон. Вместе с ним они постигали секреты родного языка при работе с многозначными словами и фразеологизмами. Урок насыщен приемами, направленными на развитие умения осуществлять поиск информации у первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon chto_takoe_yazyk._mnogoznachnost_slov._chtenie_1_klass.zip1.54 МБ

Предварительный просмотр:

Гургурова Светлана Леонидовна, МАОУ Туртасская СОШ

Урок чтения в 1 классе (по системе Л.В. Занкова)

Тема:  Что такое язык? Многозначность слов.

Задачи:

предметные:

  1. Расширять представление о языке как средстве общения.
  2. Формировать представление о многозначности слов.
  3. Совершенствовать навык сознательного чтения целыми словами и по слогам. 

метапредметные:

1.       Развивать коммуникативные умения - строить монологические высказывания; овладевать навыком работы в паре, участвовать в диалоге.

2.       Развивать навык поиска информации, используя разные источники.

3.      Развивать умение сравнивать и делать    выводы.

Оборудование: проектор; презентация к уроку; таблички с надписями  «многозначные слова», «фразеологизмы»; карточки розового и голубого цветов для чтения скороговорок «Проворонила ворона вороненка», «Дед Аркаша варит кашу»; «шапочка» лисы; бумажные звездочки желтого и синего цветов у каждого ученика; карточки с текстами  для чтения диалога; конспект урока.

I. Организационный момент.

(Слайд 1) -  Ребята! Улыбнёмся друг другу. Настроение у всех хорошее?

II. Дыхательные упражнения. Разминка.

 (Слайд 2) - Приготовимся к работе. Представим свечу на ладони. Задуем свечу.

Сейчас перед нами факел. Мы наберем больше воздуха в грудь. Выдохнем. Факел погас.

А теперь вкусный именинный торт. На нем много свечек. Задуваем прерывистым выдохом. Молодцы!

(Слайд 3) - Повторяем за мной.

Ра-ра-ра!

 У горы нора!

Ру-ру-ру!

Обойду гору!

Ры-ры-ры!

А продолжение придумайте сами.

III. Введение в тему урока. Определение темы и задач урока.

 Ребята, я вчера услышала один интересный разговор. Послушайте и вы.

Помогут мне Алеша и Света. (Дети читают диалог с листа)

-Я уже умею на иностранном языке разговаривать.

-На английском?

-Нет.

- На французском?

- Нет.

-На каком же тогда?

- Ну,  просто на иностранном.

- Почему ответ этого мальчика у вас вызвал улыбку? В какой стране говорят на иностранном языке?

 О чем же мы узнаем на уроке? (о языке)

Проверим вашу версию.

(Слайд 4) - Кызя (ответ: язык) 

- Да мы узнаем, что такое язык. Откроем некоторые тайны русского языка. Какими надо быть, чтобы новые тайны открыть? (внимательными, дружными, веселыми…)

 IV. Актуализация ранее изученного. Понятие «родственные слова».

1. (Слайд 5) - Внимание! Тема нашего урока очень заинтересовала жителей других планет. К нам был отправлен на расследование плутончик.

-Плутончик нас приветствует. Читаем хором.

Привит, рибити!

- Догадались, что он сказал? Найдите «секрет» языка плутончика (Есть только один гласный – и)

-Поприветствуем плутончика на его языке! (Привит, плитинчик!)

2. - А с какой планеты прилетел плутончик? (Он прилетел с планеты Плутон). 

- Как догадались? (Слово «плутончик» напоминает слово «Плутон»)

(Слайд 6) - Как называются такие слова в русском языке? (родственные). Напомните, какие слова мы называем родственными, или однокоренными. (Ответы детей). Выделим корень этих слов.

3. - Как называется житель планеты Земля? Подберем однокоренное слово.

(Примечание * Дети предлагают ответы "землянчик" и т.п. Среди них звучит ответ "земляк").

- Кто считает, что жителя планеты Земля называют земляк? (Множество рук). А если мы сомневаемся, то всегда можем уточнить в словаре. (Учитель предлагает хорошо читающему ученику зачитать из Толкового словаря С.Ожегова, Шведовой «Земляк- уроженец одной с кем- нибудь местности. Например, Мы с ним земляки")

- Подходит ли слово "земляк"? (Нет!)(Далее ответ: "Я считаю, что житель Земли - это человек")

- Верно, но мне кажется, что слово "человек" нарушает условие задания. Какое? (Это не однокоренное слово)

4. Работа в парах. "Расшифруй"

- Есть еще варианты? (Нет).Поработаем в парах. Советуйтесь друг с другом. Даю подсказку. В тетради по чтению запишите: "Название третьей планеты Солнечной системы плюс Имя завуча и вашего учителя физкультуры минус Первая буква алфавита". Что получили? ("Землянин!")

5. Определим корень этих слов. (Ответ корень «земля»).

 -Давайте проверим. Изменим слово «Земля» - Продолжите предложение «Землянин - это житель ...(Земли)».

 - Какое сделали наблюдение?

 («Я» заменилось на «и», значит, корень будет «земл»)

- Молодцы!

-Приведите примеры слов с корнем «земл». (ответы детей)

IV. Этап «Открытия» детьми нового знания. Общее представление о диалектах. Работа над понятием языка.

(на материале учебника. (Азбука, с 83)

1. - А  при помощи чего мы, земляне, общаемся друг с другом? (-Знаки, жесты, рисунки, слова, речь, язык)

- Что вы знаете о языке? (Дети обобщают «старые» знания. Среди ответов есть и такой, что язык –это средство общения людей)

- Как мы узнаем что-то новое? (Когда разговариваем с друзьями,  с взрослыми, смотрим телевизор, пользуемся Интернетом, читаем книги)

(Слайд 7) - Обратимся к книге. Прочитаем текст на с.83  «Азбуки». А плутончик послушает. 

(Чтение текста хорошо читающими ребятами)

2. Осмысление прочитанного

- Какой можем сделать вывод? (Дети делают вывод, что люди в разной местности говорят на русском языке по- разному)

- Верно! «Но несмотря на это все жители нашей страны могут понять друг друга, потому что…" Продолжите  мысль... («потому что это один язык - русский»)

3. Практическое закрепление новых знаний.

- Как говорят русские на  юге России? Найдем в тексте. (быстро-быстро)

(Слайд 8) -Девочки, прочитаем на розовой карточке хором. («Проворонила ворона воронёнка»)

(Слайд 9) - Научим нашего гостя говорить как жители севера России? Как будем читать? (медленно, плавно) Читают на синей карточке только мальчики. ("Дед Аркаша варит кашу") Получилось? Молодцы?

-А как называются люди, которые родились  в одной местности?

V. Физкультминутка

(Слайд 10) Ребята, а вам хотелось бы побывать в космосе? А вы знаете, что такое невесомость? Давайте представим себя в невесомости. Мы не чувствуем  тяжести в руках и ногах. Тело легкое- легкое, все движения выполняем плавно и с удовольствием. Одновременно глазами следим за движением небесных тел за бортом космического корабля.

VI. Элементы драматизации. Работа над выразительностью чтения.

(Слайд 11) - – Мне кажется, плутончик должен обязательно понять, насколько русский язык выразительный и красочный. Доказать поможет задание в центре страницы учебника. Посмотрите на иллюстрацию.

-  Из какой это сказки? (Русская народная сказка "Кот, лиса и петух") Какой герой этой сказки вам нравится больше и почему?

-  Вы догадались, какое задание нам предстоит? Почему так решили? Проверим наши предположения и прочитаем задание учебника. (Задание читает хорошо читающий ученик)

- Спой песенку на свой мотив голосом лисы, которая хочет уговорить петушка. Прочитаем шепотом, не забывая о выразительности и задании учебника. ("Жужжащее" чтение)

 - Кто хочет исполнить роль  лисички, которая живет в Вологде? (Ребенок надевает шапочку лисы и "окая" читает отрывок из сказки)

 - Кто исполнит песенку как лисичка – москвичка?  (Другой ученик читает "акая")

VII. Работа над многозначностью слов.

 (Слайд 12) 1.Работа по учебнику (Азбука, с.83)

 - Плутончик увидел в учебнике интересное задание: «Дорисовать языки». Он думает, что это неправильный перевод. Объясните ему, о каких языках речь.  (Язык у колокола, у человека, у пламени) 

- Дорисуем картинки. (Самостоятельная работа в учебнике).

-Как называются слова, имеющие несколько значений?  (многозначные слова) (Карточка со словом «многозначные слова» вывешивается на доску)

 - Приведите примеры многозначных слов. (Дети называют знакомые многозначные слова)

(Слайд 13)- 2. Игра "Узнай многозначные слова".

 (Слайд 14) - Скрипичный, дверной… (ключ)            

(Слайд 15) - Военный, космический … (корабль)

(Слайд 16) - Полярная, морская, кремлевская … (звезда)

VIII.  Физкультминутка. (под тихую музыку)

А хотите сами достать звезду? Встанем. Посмотрим на небо. Увидели звездочку? Дотянемся до своей звезды! Выше, выше! Достали! Ух, какая она горячая! Чувствуете? Пальчики не жжет? Подуем на нее. А теперь подарим звездочку другу!

IX.  Игра "Когда мы так говорим?"

(Слайд 17) -Много интересных выражений придумал русский народ о языке. Объясним Плутончику значение этих выражений. Такие выражения еще называют фразеологизмами. (Карточка со словом «фразеологизм» вывешивается на доску. Слово проговаривается хором)

          - Когда мы так говорим?

           (Слайд 18)  Держи язык за зубами!

           (Слайд 19)  Как корова языком слизала.

           (Слайд 20)  Язык до Киева доведет.

           (Слайд 21) Найти общий язык.

   

X. Итог урока.

(Слайд 22) - Ребята, плутончику пора лететь на свою планету. Что он должен рассказать о русском языке своим сородичам?

 (С помощью языка люди общаются. Есть много языков. Язык очень красив и выразителен. В нем есть многозначные слова – слова, имеющие несколько значений. В русском языке есть интересные выражения, которые называются фразеологизмы.)

XI. Рефлексия.

- Плутончику далеко лететь. Пусть путь кораблю освещают звезды. Кому было интересно на уроке, зажгите желтую звездочку, кому было не очень интересно -  синюю. (Дети выходят к доске, прикрепляют звездочки)

(Слайд 23) - Попрощаемся с Плутончиком на его родном языке.

Ди свидинии!

(Слайд 24) Спасибо за урок. Все были молодцы!

Список используемой литературы и Интернет- ресурсов

  1. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: Учебникпо обучению грамоте и чтению, Смара, «Учебная литература», изд.дом «Федоров», 2012
  2. Белова Г.Н. «Поурочные планы по учебнику «Азбука», Волгоград, «Учитель», 2007
  3. http://nivagold.ru/raznoe/rasnoe.html
  4. http://counter.nn.ru/account.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературное чтение 3 класс по системе Л.В. Занкова

Презентация к  произведению Ю. Дмитриева "Сколько глаз у стрекозы"...

Тематическое планирование по литературному чтению 3 класс Развивающая система Л.В.Занкова

Развернутое тематическое планирование разработано на основе Примерной программы по литературному чтению, программы Н. А. Чураковой «Литературное чтение» Тематическое планирование по литератур...

Методическая разработка урока чтения 1 класс.Развивающая система Л.В.Занкова

Предмет: чтениеПрограмма: развивающая система Л.В.ЗанковаКласс: первыйТема: Звуки [в][в]. Буква В в.Данный урок тридцать первый  в системе уроков по предмету, первый по данной теме.Тип урока: отк...

Разработка технологической карты "Литературное чтение" 2 класс, по системе Л.В. Занкова с УУД

Разработка включает технологическую карту и конспект урока по литературному чтению во 2 классе на тему "Реальные и фантастические образы. Н.Носов "Фантазёры"....

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по системе Л.В.Занкова

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс по системе Л.В.Занкова...

Открытый урок по литературному чтению 3 класс развивающая система Л.В. Занкова Тема: Творческий почерк писателя П.П. Бажова (сказ «Серебряное копытце»).

Технологическая карта  предназначена для  проведения урока литературного чтения в 3 классе  по развивающей системе Л.В. Занкова  по теме :Творческий почерк писателя П.П. Занкова(ск...