Рабочая программа по литературному чтению 4 класс
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

Лапшина Наталия Владимировна

Рабочая программа по литературному чтению 4 класс УМК "Начальная школа 21 века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc203.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

__________/ Н.В.Лапшина


Протокол №___ от

«__» ___________2011__г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по

УВР МОУ-ООШ № 7»

__________/О.А. Филянина


«___» _____________ 20__г.

«Утверждаю»

Директор МОУ-ООШ№7

_____________/А.А.Долгов


Приказ №_____ от

«___» ____________2011__г.

Рабочая программа

Литературное чтение

4 класс

учитель  

Лапшина Наталия Владимировна

высшая кв. категория

                                                                             Рассмотрено на заседании

                                                                        педагогического совета

                                                                протокол № __  от

                                                                           «___» ________ 20__ г.

2011 – 2012 учебный год

Пояснительная записка

    Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 4 класса составлено на основе примерной программы начального общего образования по литературному чтению и авторской программы курса «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой ( сборник программ к комплекту «Начальная школа 21 века» - 3-е изд., дораб. и доп.- М.: Вентана- Граф,2009 г.). В соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

    В авторскую программу изменения не внесены.

     Программа рассчитана на 102 ч., в неделю – 3ч.

     Форма контроля – тестирование.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

  1. Л.А. Ефросинина Литературное чтение 4 класс ч.1, ч.2 .- М.Вентана-Граф, 2008
  2. Л.А. Ефросинина Рабочая тетрадь №1,№2 .- М.Вентана-Граф, 2011
  3. Л.А. Ефросинина Литературное чтение 4 класс. Методическое пособие.- М.Вентана-Граф, 2010
  4. Л.А. Ефросинина Литературное чтение в начальной школе. Оценка знаний. Контрольные работы ч.1,ч.2.- М.Вентана-Граф, 2009

Основная цель уроков литературного чтения  — помочь ребенку стать читателем,

 подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

.  Основными  образовательными  линиями  курса «Литературное чтение» являются следующие:

1.  Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, «формирование позиции читателя.

2.  Система работы над навыками чтения.

3.  Включение учащихся  в  эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4.  Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5.  Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного  пространства».  

Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Специфическими особенностями литературного чтения  являются следующие:

1.   Сочетание  работы  над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.

2.   Работа   над текстом   как искусством слова с учетом его специфической структуры и жанровых особенностей.

3.   Одновременная  работа  над языком   произведения и речью детей.

4.  Сочетание работы над произведением и детской книгой как особым объектом изучения.

5.  Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.

6.  Формирование литературоведческих представлений, обеспечивающих  полноценное  восприятие  произведения и книги, ориентировку в мире книг.

7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

Проводятся уроки обучения работе с книгой (учебной, художественной, справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

Все творческие работы в классе проводятся под руководством учителя, так как носят обучающий характер. Формы организации творческих работ могут быть разные: индивидуальные, групповые, работа в парах.

Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Произведения фольклора

7 часов

2.

Басни. Русские баснописцы.

5 часов

3.

Произведения В.А. Жуковского

4 часа

4.

 Произведения А.С. Пушкина.

5 часов

5.

Произведения М.Ю. Лермонтова

3 часа

6.

Произведения П.П. Ершова

3 часа

7.

Произведения В.М. Гаршина

5 часов

8.

Произведения русских писателей о детях

5 часов

9.

Произведения зарубежных писателей

8 часов

10.

Мифы народов мира

2 часа

11.

Книги Древней Руси

2 часа

12.

Произведения Л.Н. Толстого

7 часов

13.

Стихи А.А. Блока

3 часа

14.

Стихи К.Д. Бальмонта

5 часов

15.

Произведения А.И. Куприна

2 часа

16.

Стихи И.А. Бунина

3 часа

17.

Произведения С.Я. Маршака

8 часов

18.

Стихи Н.А. Заболоцкого

2 часа

19.

Стихи  Н.М. Рубцова

3 часа

20.

Произведения С.В. Михалкова

4 часа

21.

Юмористические произведения

2 часа

22.

Очерки

5 часов

23.

Путешествия. Приключения. Фантастика

10 часов

                                                                 Итого:

102 часа

Содержание программы

Литературное чтение (3 ч в неделю, всего 102 ч)

Круг чтения

Произведения и книги для чтения и обсуждения в классе. Произведения фольклора русского народа и народов мира: сказки, загадки, пьесы-сказки, поговорки, пословицы, былины, легенды, сказы. Мифы народов мира. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Знакомство с образцами мифов разных народов, библейских преданий, книгами Древней Руси.

Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей-классиков XIX-XX вв. Многообразие творчества, национальные особенности быта народа, отражённые в произведениях. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, научных открытиях и др. Юмористические произведения. Очерки, воспоминания, письма.

Основные разделы чтения

Произведения фольклора

Сказки, легенды, былины, героические песни

Иван царевич и Серый волк. Русская народная сказка Былина «Волх Всеславович», «Легенда о граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком». Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский во главе ополчения».

Повторение: загадки, пословицы, поговорки, дразнилки, скороговорки.

Басни. Русские баснописцы

И.А. Крылов. «Стрекоза и Муравей», «Мартышка и очки», Квартет»; И.И. Хемницер. «Стрекоза», «Друзья»; Л.Н. Толстой. Стрекоза и муравьи»; А.Е. Измайлов. «Кукушка»; И.И. Дмитриев. «Муха».

В.А. Жуковский

Сказка «Спящая царевна». Стихотворения: «Песня», Ночь», «Воспоминание».

А.С. Пушкин

«Осень» (отрывки), «И. И. Пущину», «Зимняя дорога». Писатели о поэте: И.И.Пущин. «Записки о Пушкине»; В.И. Даль «Из воспоминаний»

М.Ю. Лсрмонюв

«Москва, Москва!... Люблю тебя как сын…», «Парус», «Горные вершины…», «Утес».

П.П. Ершов

«Конёк-Горбунок»   (в  сокращении),   "Кто  он» (в сокращении).

В.М. Гаршин

«Лягушка-путешественница».

 Н.Г. Гарин-Михайловский

«Детство Темы» (отдельные главы).

Произведения зарубежных писателей

М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (глава II, в сокращении); Х.-К. Андерсен. «Дикие лебеди», «Дети года».

Мифы народов мира

Древнегреческие мифы: «Арион», «Дедал и Икар»; славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение».

Книги Древней Руси

«Повесть временных лет»: «Деятельность Ярослава. Похвала книгам», «О князе Владимире. Отрывок из жития», «Поучение Владимира Мономаха».

Л.Н.Толстой

«Акула», «Два брата», «Мужик и водяной», «Черепаха», «Русак», «Святогор-богатырь».

А.А. Блок

«Россия», «Рождество».

К.Д. Бальмонт

«Россия», «К зиме», «Снежинка», «Камыши», «У чудищ», «Как я пишу стихи».

А.И.Куприн

«Скворцы».

И.А. Бунин

«Гаснет вечер, даль синеет...», «Детство», «Шире, грудь, распахнись для принятия...», «Листопад» (отрывок).

С.Я. Маршак

«Словарь», «Двенадцать месяцев»,  «В горах мое сердце».

Н.А. Заболоцкий

«Детство», «Лебедь в зоопарке».

Произведения о детях войны

В.П. Катаев

«Сын полка».

К.М.Симонов

«Сын артиллериста».

Н.М. Рубцов

«Берёзы», «Тихая моя родина».

СВ. Михалков

«Школа», «Хижина дяди Тома», «Зеркало».

Юмористические произведения

ПН. Носов. «Федина задача»; И.Л. Гамазкова. «Страдания».

Очерки

А.И. Куприн. «Сказки Пушкина»; И.С. Соколов-Микитов. Родина»; Н.С. Шер. «Картины-сказки».

Путешествия. Приключения. Фантастика

И.17. Вагнер. «Берёза», «Фея Фантаста»; Дж. Свифт. «Гулливер в стране лилипутов»; Н.П. Найдёнова. «Мой друг».

Жанрово-тематическое разнообразие

Расширение знаний о жанровых особенностях сказок (народных и литературных), легенд, былин, рассказов, басен (стихотворных и прозаических), очерковых произведений. Сравнение близких по теме художественных и научно-художественных произведений, разножанровых произведений одного автора: особенности языка, композиции, изображения персонажей.

Народные сказки: ритм чтения сказок, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь — сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.

Былины и былинные сказы: ритм чтения былин и сказов, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» т. д.), гипербола (преувеличение), яркость описания героев.

Легенда, или сказание: фантастическая сказка, в основе которой лежит историческое событие или происшествие из реальной жизни.

Литературная сказка: сходство с народной сказкой; особенности языка, эмоциональных переживаний героев.

Рассказы: художественные, научно-популярные; особенности художественного рассказа.

Стихотворное произведение: ритм, строка (стих), строфа, рифма, средства выразительности.

Баллада: повествовательное стихотворение фантастического, исторического или героического содержания; русская баллада, отражение в ней чувств и переживаний героев, изображение русского быта и обычаев.

Научно-художественные рассказы: наличие познавательных, реальных фактов, художественные средства выразительности.

Научно-популярные рассказы: особенности (понятия, термины, логические связи, деловой язык, главная мысль, вывод, умозаключение).

Очерк: повествование о реальных событиях, людях и их делах; открытое отношение автора и героев к Родине, людям, природе, историческим и современным событиям.

Пьеса: произведение для постановки на сцене; диалогическая форма, наличие действий, картин, действующих лиц; детские пьесы-сказки (реальные и нереальные события, герои — положительные и отрицательные, наказание зла).

Ориентировка в литературоведческих понятиях

Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество; литературные жанры (сказка, былина, поговорка, сказ, легенда, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, басня, пьеса-сказка, очерк); научно-популярное и научно-художественное произведение; миф; тема, идея произведении; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, эпизод, композиция; изобразительно выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола); юмор и сатира как средства выражения авторского замысла; фантастическое и реальное.

Восприятие литературного произведения

Создание условий для полноценного восприятия художественного произведения в единстве содержания и формы, образного, логического и эмоционального начал; эмоциональная отзывчивость (выявление эмоционального отношения к прочитанному); оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков; сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним авторов, высказывание собственной оценки, подтверждение своих суждений текстом произведения; обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, произведениях устного народного творчества; восприятие разных по жанру произведений, понимание развития сюжета, выделение слов, характеризующих персонажей, создающих образы природы, человека и т. д.; понимание роли пейзажа, интерьера, портрета и речи героев.

Работа с текстом

•  Понимание и различение значений слов в тексте.

•  Составление простого плана к рассказу, сказке.

•  11одробный, краткий и выборочный пересказы текста по плану.

•  Составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика).

Работа с книгой

•  Самостоятельный выбор книги на определённую тему.

•  Чтение детской периодики.

•  Умение пользоваться справочной литературой, работать в библиотеке (школьной, городской и т. д.).

•  Умение пользоваться хрестоматией, учебником, рабочей тетрадью.

Библиографические сведения о книге

Элементы книги (обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрации); каталог, каталожная карточка; периодика (детские газеты и журналы); сведения об авторе; элементарные знания о времени создания произведения; сравнение разных изданий книг одного и того же содержания.

Навык чтения

•  Обучение осознанному, правильному, выразительному чтению в соответствии с нормами литературного произношения вслух; чтение про себя.

•  Выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него.

•  Умение использовать выразительные средства чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи).

•  Темп чтения вслух — не менее 80 слов в минуту, про себя — не менее 110 слов в минуту.

•  Знание наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 15 стихотворений, б отрывков из прозы).

Творческая деятельность школьников

Написание изложений и небольших сочинений по текстам литературных произведений. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.

Творческие работы по сопоставлению содержания литературных произведений с аналогичными сюжетами в других видах искусства (живопись, графика, музыка).

Составление отзывов о прочитанных книгах, аннотаций

книг.

Умение воспроизводить сценическое действие. Инсценирование произведений или отдельных эпизодов. Коллективные творческие работы «Мир фольклора», «Любимые книги», «О наших сверстниках» и т. д.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

I четверть (27ч.)

№п/п

Тема урока

Элементы содержания

Дата прове  дения

Произведения фольклора 7 часов.

1.

Малые формы фольклора.    Русская народная сказка «Иван Царевич и Серый волк».

Особенности волшебной сказки, работа с текстом сказки. Образы былинных героев.

2.

Былина «Волх  Всеславович».

3.

Народные легенды. «Легенда о графе Китепсе»,  «Легенда о покорении Сибири Ермаком».

Легенда-жанр фольклора, особенности легенды. Сравнение изученных легенд, слушание библейских преданий.

4.

Слушание и работа с детскими книгами: « Рыцарь-эльф»,  «Суд Соломона», « Блудный сын».

5.

Народные песни.  Героическая песня « Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский  во главе ополчения».

Понятие о героической песне и её особенности.

6.

Слушание и работа с детскими книгами. Дополнительное чтение. Песня – слава «Русская Земля», героическая песня « Суворов приказывает армии переплыть море».

Сравнение героических песен с былинами, выделение исторических фактов.

7.

Урок обобщение    «Проверьте себя».

Басни. Русские баснописцы 5ч.

8.

И.А. Крылов   «Стрекоза и  муравей»; И. Хемницер « Стрекоза»; Л.Н. Толстой  «Стрекоза и   муравей».

Закрепление понятий «басня», «мораль», «вступление», «рассказ», заучивание. Работа с текстом басни,   сравнение.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     9.

И. Хемницер « Друзья» Дополнительное чтение.                   И.А. Крылов   « Осёл и соловей»,              А.Е. Измайлов « Лестница».

10.

И.А. Крылов   « Мартышка и очки»,      «Квартет».

Закрепление понятий « олицетворение», «сравнение», . Наизусть « Квартет».Конкурсы: «Знаток басен»,      «Лучший чтец басен».

11.

И. Дмитриев «Муха».

12.

Урок обобщение по разделу « Проверьте себя».

                                                                                                                                                                             Произведения В.А. Жуковского 4ч.

13.

В.А. Жуковский   Стихи  «Пеня», «Ночь» , « Воспоминание».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Знакомство с произведениями.

14.

Волшебная сказка « Спящая красавица».

Слушание сказки, определение главной мысли, эпитеты,    сравнения. Слушание, беседа,       образы героев, деление на части.

15.

В.А. Жуковский   « Спящая красавица».

16.

В.А. Жуковский    « Сказка о царе Берендее, о сыне его Иване-царевиче».

Произведения А.С. Пушкина.

17.

А.С. Пушкин « Осень»,        Г.Н.Волков « Удивительный Александр Сергеевич»- дополнительное чтение.

Определение темы, наизусть чтение статьи.



Сравнение эмоционального настроения стихотворения. Работа с текстом.

18.

А.С. Пушкин «И.И. Пущину», « Записки о Пушкине».

19.

А.С. Пушкин «Зимняя дорога».

20.

«Из воспоминаний В.И. Даля». Дополнительное чтение                           А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке».

Слушание, беседа, работа с сюжетом, героями, определение главной мысли. Час поэзии,   творческая работа: мини-сочинение«Слово о Пушкине».

21.

Библиотечный урок                                       «Наш Пушкин».

Произведения М.Ю. Лермонтова3ч.

22.

М.Ю. Лермонтов «Москва,Москва!...Люблю тебя как сын…», «Паруса».

Сравнение их содержания, наизусть. Определение  темы чтения. Слушание легенды, особенности восточной сказки.

23.

Стихи о природе «Горные вершины», «Утёс».

24.

М.Ю. Лермонтов «Три пальмы» (восточное сказание)- дополнительное чтение.

Произведения П.П. Ершова 3ч

25.

Волшебная сказка П.Ершов                 «Конёк-горбунок».

Определение главной     мысли сказки.

Работа с текстом ритм,                       тон и темп чтения.

26.

П.П.Ершов «Кто он?»

27.

Урок обобщение                                         « Проверьте себя».


II четверть(21ч).

Произведения В.М. Гаршина 5ч.

28,29

В.М. Гаршин «Лягушка-путешественница».

Понятие об авторской сказке, деление на части, составление плана, пересказ, образ лягушки. Работа с текстом сказки.

30,31.

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», «Пленница».

32.

Дополнительное чтение В.М. Гаршин «Сказание о гордом Аггее».

Произведения русских писателей о детях. Н.Г.Гарин-Михалковский 5ч.

33.

34.

 Н.Г.Гарин-Михалковский          «Старый колодезь».

Понятие о повести, образ Тёмы, определение авторской позиции, выражение своего отношения к произведению.

35.

36.

Слушание и работа с книгами. К.М. Станкович «Максимка».

Обсуждение рассказа, работа в тетради.

37.

Урок обобщение                                         « Проверьте себя».

Произведения зарубежных писателей 8ч.

38.

39.

Марк Твен «Приключения Тома Сойера».

Представление о приключенческой повести, структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части, образ главного героя.

40.

Марк Твен «Приключения Гекльбери Финна»(1,2 главы)

Отзыв о прочитанной книге.

41.

42.

43.

Сказка Х.-К. Андерсена «Дикие лебеди», «Самое невероятное».

Особенности сказок: сюжет, главная мысль, язык, точка зрения автора.

44.

Стихотворение Х.-К. Андерсена «Дети года».

Знакомство с новым жанром Х.-К. Андерсена-стихотворением.

Мифы народов мира 2ч.

45.

Древнегреческие мифы «Арион» , «Дедал и икар».

Понятие о мифе, их особенности, сравнение мифов.

46.

Славянский миф « Ярело-Солнце». Древнеиндийский миф «Творение».

Книги Древней Руси 2ч.

47.

Отрывки из  «Повести временных лет»; « О князе Владимире»- отрывок из жития, «Деятельность Ярослава», «Похвала книгам».

Знакомство с первыми книгами Древней Руси, определение главной мысли (служение Родине, её процветанию).

48.

«Поучение Владимира Мономаха детям».

Поучение-жанр древнерусской литературы, особенность повествования.

IIIчетверть(30ч).

Произведения Л.Н. Толстого 7ч.

49.

Л.Н. Толстой «Акула».

Работа с рассказом.

50.

Сказка Л.Н.Толстой «Два брата».

Знакомство со сазкой Л.Н. Толстого.

51.

Басня Л.Н. Толстого «Мужик и водяной».

Работа с басней.

52.

Л.Н. Толстой «Черепаха».

Особенности описания героев.

53.

Л.Н. Толстой «Русак».

Особенности лексики.

54.

Л.Н. Толстой «Святогор-богатырь»-былина.

Слушание, сравнение с народной былиной.

55.

Урок-обобщение « Книжная  полка».

Стихи А.А. Блока 3ч.

56.

А.А.Блок «Россия».

Заучивание.

57.

А.А.Блок «Рождество».

Комментирование заголовка, определение позиции поэта.

58.

Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов             « На поле Куликовом» А.А. Блок.

Слушание.

Стихи К.Д. Бальмонта 5ч.

59.

Стихи о Родине. К.Д.Бальмонт «Россия».

Определение тем стихов, повторение понятий: рифма, строка, строфа, комментирование заголовков.  

60.

Стихи о природе. К.Д.Бальмонт  «К зиме».

61.

Стихи о природе. К.Д.Бальмонт  «Снежинка», «Камыши».

Выделение эпитетов, сравнений, олицетворений, метафор.

62.

Сказочные стихи К.Д.Бальмонт     « У гудищ», « Как я пишу стихи».

Особенность сказочных стихов: определение интонационного рисунка и позиции автора.

63.

Дополнительное чтение К.Д.Бальмонт  «Русский язык»,»Золотая рыбка».

Слушание.

Произведения А.И. Куприна 2ч.

64,65.

А.И. Куприн «Скворцы».

Объяснение заголовка, аналитическое чтение, выделение повторов, устойчивых эпитетов, описаний героев.

Стихи И.А. Бунина 3ч.

66.

И.А. Бунин «Гаснет вечер,даль синеет», «Детство», «Шире, грудь,распахнись для принятия».

Сравнение стихотворений: определение тем, интонационных рисунков.

67.

И.А. Бунин «Листопад».

68.

Урок обобщение                                         « Проверьте себя».

Работа со

стихотворением.


Произведения С.Я. Маршака 8ч.

69.

С.Я. Маршак «Словарь». Дополнительное чтение                    С.Я. Маршак «Загадки», «Зелёная застава».

Работа со стихотворением, самостоятельное чтение.

70-72.

Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев».

Понятия: «пьеса», «действия», «картины», «действующие лица», «диалог», «реплика», «ремарка».

73.

Пьеса Маршака «Сказка про козла».

Чтение пьесы сказки по действиям, инсценирование.

74.

Р.Бёрис «В горах моё сердце». (перевод С.Я. Маршака).


Чтение беседа, заучивание.

75.

Слушание и работа с детскими книгами С.Я. Маршака «Ледяной остров».

Слушание.

76.

Библиотечный урок «Маршак-сказочник,поэт,драматург,переводчик».

Стихи Н.А. Заболотского 2ч.

77.

Н.А. Заболотский «Детство».

78.

Н.А. Заболотский «Лебедь в зоопарке», «Весна в лесу».

Сравнение стихотворений: строф, тем, главная мысль.

IV четверть(24ч).

Стихи Н.М. Рубцова 3ч.

79.

Стихи о родной природе. Н.М. Рубцов «Берёзы».

Точка зрения автора, определения относящиеся к стихотворению. Беседа, определение главной мысли, описание картинок.

80.

Стихи о Родине. Н.М. Рубцов  «Тихая моя Родина».

81.

Урок-обобщение «Страничка книгочея».

Произведения С.В. Михалкова 4ч.

82.

С.В. Михалков «Школа».

83.

С.В. Михалков «Хижина дяди Тома».

84.

Басня С.В. Михалкова «Зеркало».

Чтение, заучивание.

85.

Дополнительное чтение                                    С.В. Михалков «Как старик корову продавал».

Сравнение с народной сказкой «Как старик корову продавал».

Юмористические произведения 2ч.

86.

Н.Носов «Федина задача».

Понятия «Юмор», «Ирония».

87.

И.Л. Гамазкова «Страдания».

Работа со стихотворением.

Очерки 5ч.

88.

И.С. Соколов-Микитов «Родина».

Понятие:»очерк», «герой очерка», «тема очерка».

89.

Очерк о людях.А.И. Куприн «Сказки Пушкина».

Выделение их особенностей(герой, описание, выражение точки зрения).

90.

Очерк о людях Н.С.Шер «Картины-сказки».

91.

Дополнительное чтение Р. Сеф « О стихах Джона Чиарди». Детские журналы и газеты.                                    

Очерк о писателе.

92.

Библиотечный урок. Писатели о писателях.

Творческая работа «Мой любимый писатель».

Путешествия. Приключения. Фантастика      ч.

93.

Н.П.Вагнер «Фея Фантаста».



Сравнение сказок.



94.

Н.П.Вагнер «Берёза».

95.

Дополнительное чтение                                    Н.П.Вагнер «Сказка»

96.

Дополнительное чтение     Н.П.Вагнер «Руф и Руфина».                                

97,98.

Джонатан Свифт «Гулливер в   стране лилипутов».


Чтение отдельных глав.

Чтение.

99.

Н.П. Найдёнова «Мой друг».

100.

Урок обобщение                                         « Проверьте себя».

101.

Библиотечный урок «В мире книг».

102.

Библиотечный урок «Летнее чтение».


Требования к уровню подготовки выпускника начальной школы по литературному чтению

Ученик должен:

называть, приводить примеры:

•  сказок — народных и литературных,

•  стихов и рассказов из круга детского чтения,

•  детского игрового фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);

различать, сравнивать:

•  произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка) ,

•  жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня, очерк),

•  сказки народные и литературные,

•  словари и справочники,

•  элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление или содержание),

•  пользоваться видами пересказа (подробный, краткий, выборочный) и различать их;

устанавливать связи:

•  объяснять (называть) тему,

•  определять главную мысль текста и соотносить её с заглавием,

•  соотносить содержание текста с иллюстрациями,

•  определять структуру текста,

•  выявлять связи внутри текста; кратко характеризовать:

•  основную мысль художественного произведения,

•  героев произведения,

•  отношение автора к героям; высказывать (объяснять):

•  своё отношение к прочитанному произведению; //меть:

•  читать осознанно, правильно, целыми словами: вслух не менее 80 слов в минуту, про себя — 110 слов в минуту,

•  выразительно читать наизусть программные стихотворения п отрывки из прозы, специально подготовленные тексты,

•  ставить вопросы, выполнять задания и отвечать на вопросы к тексту,

•  делить текст на смысловые части и составлять простой план,

•  пересказывать и рассказывать произведение по плану,

•  определять тему и жанр незнакомой книги,

•  работать со справочной литературой.

Ученик может:

называть, приводить примеры, различать:

•  произведения фольклора, сказки народные и литературные (бытовые, о животных, волшебные),

•  жанры произведений фольклора (сказы, легенды, предания, былины, сказки),

•   литературные произведения (стихи, басни, рассказы, пьесы, баллады, пьесы-сказки, очерки), мифы,

•  основные элементы книг (титульный лист,  оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, справка об авторе),

•  виды книг: учебные, справочные, художественные, научно-популярные;

работать с текстом произведения:

•  определять тему произведения, структуру (построение) рассказа, басни, стихотворения, сказки, пьесы; называть и оценивать поступки героев и мотивы поступков,

•  выявлять авторскую точку зрения и выражать свои суждения о прочитанном, сопоставлять события и отдельные эпизоды произведения,

•  определять рассказчика произведения и различать понятия: «рассказчик», «автор-рассказчик», «автор — герой произведения»,

•  читать осознанно и выразительно: вслух не менее 100 слов в минуту, про себя (молча) — не менее 120 слов в минуту,

•  самостоятельно готовить выразительное чтение произведения, используя средства выразительности,

•  составлять подробный, краткий и выборочный пересказ; рассказывать сказки и былины,

•  выполнять устные и письменные творческие работы; творческое рассказывание произведения или отдельных эпизодов, мини-сочинения о герое, о важных событиях, отзывы о произведении или книге, аннотации,

•  самостоятельно работать с энциклопедиями, словарями, справочниками.

                                  Материально-техническое обеспечение предмета.

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
  2. Печатные пособия

Демонстрационный материал:

- портреты писателей,

- таблицы для артикуляционной гимнастики,

- карточки с заданиями.

Демонстрационные пособия:

- таблицы демонстрационные «Литературное чтение 2 класс».

3.    Программно-педагогические средства, реализуемые с помощью компьютера:

 иллюстрированная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;

 Интернет-сайты:

– www solnet. ru;

– www festival. ru;

– www kulichiki.ru

Перечень учебно-методического обеспечения.

1.Л.А. Ефросинина Литературное чтение 4 класс ч.1, ч.2 .- М.Вентана-Граф, 2008

       2.Л.А. Ефросинина Рабочая тетрадь №1, №2 .- М.Вентана-Граф, 2011

  1. Л.А. Ефросинина Литературное чтение 4 класс. Методическое пособие.- М.Вентана-Граф, 2010
  2. Л.А. Ефросинина Литературное чтение в начальной школе. Оценка знаний. Контрольные работы ч.1,ч.2.- М.Вентана-Граф, 2007
  3. «Книгочей». Словарь-справочник по литературному чтению (1-4 классы). - М.Вентана-Граф, 2009

Список литературы

  1. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев Сборник нормативных документов. Начальная школа. – М., Дрофа, 2008
  2. Сборник программ  к комплекту учебников «Начальная школа ХХ1 века».- М., Вентана-Граф, 2008

  1. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова. – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008
  2. Н.Ф. Виноградова Начальная школа ХХ1 века. Концептуальные основы построения учебно-методического комплекта 1-4 классы. – М., Вентана-Граф,2007
  3. Л.П. Буйлова. Как разработать авторскую программу? (рекомендации педагогу дополнительного образования) – М., 1999г. – 38 с.
  4. О.С. Орлов. Как составить образовательную программу.- М., 2003г.- 39с.
  5. Реформы образовательных политик: деятельность Совета Европы. Интервью зам. главного редактора журнала с Жаном – Пьером Титцем – Секретарём Комитета по образованию Совета Европы//Стандарты и мониторинг в образовании. – 2000г.-№6.- с.9-13
  6. С.О.Подобед  Проектирование и разработка инновационных программ//Дополнительное образование и воспитание, 2006г.-№7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...