Главные вкладки

    Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. УМК "Школа России".
    рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

    Федорова Светлана Ивановна
    Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. УМК "Школа России".(3 часа в неделю).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    СТАТУС ДОКУМЕНТА

    Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - Л.Ф.Климанова,  В. Г. Горецкий, М. В. Голованова), составленной в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта, утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004.

    Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и   дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и последовательность  изучения разделов литературного чтения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики представления учебного материала, возрастных особенностей учащихся Программа соответствует основной образовательной программе и учебному плану ГБОУ СОШ № 532.

    НОРМАТИВНАЯ БАЗА

    1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;
    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о введении ФГОС НОО  от 06.10.2009г №373;
    3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» от 30 августа 2010 года №889 (введение 3-го часа физической культуры);
    4. Изменения в базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденные приказом Минобразования России от 3 июня 2011 года
    5. Перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию Минобрнауки России на 2012- 2013 учебный год;
    6. Учебный план школы на 2012-2013 учебный год.

    ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА

    В классе 27 человек: 16 мальчиков и 11 девочек.  Неблагополучных семей нет. Неполных 3 семьи. Многодетная 1 семья. Сирот и опекаемых детей нет. 16 ученикам к началу 3 класса исполнилось 9 лет. 10 ученикам к концу 2012 года исполнится 9 лет. 1 ученику только в январе исполнится 9 лет.

    По результатам прошлого года ученики показали следующие результаты по литературе: успеваемость – 100%, качество знаний – 96, 3%, обученность – 80, 3%, средний балл – 4, 44.

    Уровень сформированности учебной мотивации – 70,3%. Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. Но есть дети, которых по результатам проведённой социометрии следует отнести к группе «аутсайдеров» (2 человека - 7,4 % от общего числа учащихся). Они не замкнуты, общительны, но один отличается крайне медленным темпом деятельности, у другого, напротив, процесс возбуждения преобладает над процессом торможения. Оба с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, правда, в индивидуальном порядке с удовольствием дают ответы в устной форме, речь достаточно грамотная. В работе с этими детьми  необходимо применять индивидуальный подход  как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностным и индивидуальным особенностям, таким как: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память. 6 человек (22,2%) показали слабый уровень распределения внимания, устойчивость и концентрацию.

    Характерный тип мышления для класса – конкретно-понятийный. Доминирует наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (все изучаемое нужно потрогать и увидеть). Абстрактное мышление развито ещё плохо, поэтому дети пока ещё с трудом понимают переносное значение слов, смысл пословиц и фразеологизмов.

    Основной тип памяти в классе – зрительная и двигательная, а так как в целом типы памяти совпадающие, это также является основой для взаимопонимания в классе.

    Основная масса обучающихся класса – это дети с хорошим уровнем способностей и высокой мотивацией учения, они в состоянии освоить программу по предмету больше, чем базовый уровень. Они отличаются хорошей организованностью, дисциплинированностью, ответственным отношением к выполнению учебных и домашних заданий.

    В целом обучающиеся класса находятся почти на одинаковом уровне с точки зрения своих индивидуальных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента, что обусловило хорошее восприятие и усвоение учебного материала.

    Изменения (в сроках и времени изучения тематических блоков)

    Изменений в сроках изучения тем нет. Но результаты проверки навыка чтения в начале 3 класса выявили затруднения:

    - 1 учащийся читает по слогам.

    - у 5 учеников речь не эмоционально окрашена.

    - 4 учащихся неверно ставят логическое ударение.

    На уроках литературного чтения использовать задания, которые помогут  устранить проблемы.

    Организовать работу по внеклассному чтению в соответствии с планом занятий в библиотеке «Охтинка».

    Примерный план мероприятий для учащихся третьих классов

    ГБОУ СОШ № 532

     по внеклассному чтению

    Занятия проводятся 1-2 раза в четверть, возможны дополнительные занятия

    Дата

    Тема

    Литература для чтения

    1

    I четверть

    18 сентября

    25 октября

    Герои войны 1812 года


    Структура книги

    Книги о героях сражений

    2

    II четверть

    Декабрь

    Новый год в разных странах

    Новогодние сказки

    3

    III четверть

    Март

    Сказки писателей- натуралистов

    Мамин-Сибиряк, Гаршин, В.Бианки, Н. Сладков

    4

    IV четверть

    Май

    Герои мифов Древней Греции

    Мифы Древней Греции

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    ЦЕЛИ

    Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной           отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического           отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать  и рассказывать, импровизировать;

    Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

    Воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге,           потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта   младших школьников, формирование представлений о добре и  зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.

    ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

    Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской  программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературное чтение».

    Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

    Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.

    Изучение литературного чтения и русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность 24 учебных недели определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добуквенный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. После курса «Обучение грамоте» начинается дифференцированное изучение русского языка и литературного чтения.

    Объем чтения – необходимое условие формирования читательского кругозора школьников, позволяющее сформировать определенный круг чтения, развить интерес к самостоятельной читательской деятельности. Для литературного чтения предлагаются художественные произведения, проверенные временем, имеющие высокую эстетическую, познавательную, нравственную ценность. Они даются как в хрестоматийном чтении, так и в виде рекомендаций для свободного чтения .

    Система работы по литературному чтению предусматривает специальное обучение деятельности с книгами, что формирует ученика как читателя, обладающего читательской самостоятельностью. Эта работа проводится систематически. Одним из ее направлений является обучение младших школьников работе со словарями, справочниками, энциклопедиями разных видов, каталогами библиотеки, что также нашло отражение в содержании примерной программы.

    ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА

    Содержания учебного материала по литературному чтению ориентирован на формирование базовых национальных ценностей.

    Средствами предмета в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

    Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.

    РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

    Личностные

    1. Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
    2. Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
    3. Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
    4. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
    5. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
    6. Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
    7. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование личностного смысла учения;
    8. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
    9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
    10. Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

    Метапредметные

    1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
    2. Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
    3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
    4. Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
    5. Использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
    6. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
    7. Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
    8. Овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
    9. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
    10. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
    11. Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
    12. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

    Предметные

    1. Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
    2. Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
    3. Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
    4. Использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
    5. Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
    6. Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;
    7. Умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
    8. Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

    МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

    Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 438 часов для обязательного изучения литературного чтения на ступени начального образования, из них в 3 классе  102 учебных часа из расчета 3 учебных часа в неделю.

    ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Основное содержание предмета

    Виды речевой и читательской деятельности

    Слушание (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

    Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

    Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

    Работа с разными видами текста.

    Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

    Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

    Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

    Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

    Библиографическая культура.

    Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.

    Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

    Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

    Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

    Работа с текстом художественного произведения.

    Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

    Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

    Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

    Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

    Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

    Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

    Работа с научно-популярным, учебными и другими текстами.

    Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения)

    Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

    Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

    Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

    Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

    Письмо (культура письменной речи).

    Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

    Круг детского чтения.

    Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

    Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

    Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

    Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

    Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

    Литературоведческая пропедевтика.

    (практическое освоение)

    Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

    Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

    Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

    Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

    Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

    Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.

    Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

    Творческая деятельность обучающихся.

    (на основе литературных произведений)

    Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

    ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

    1. Словесные, наглядные, практические.
    1. Индуктивные, дедуктивные.
    2. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
    3. Самостоятельные, несамостоятельные.

    Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

    1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
    2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

    ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    Особенности организации контроля по литературному чтению

    В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

    При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

    Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

    Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.

    Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

    Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

    СИСТЕМА ПРОВЕРОЧНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПО ПРЕДМЕТУ

    Учебная четверть

    Объем измерений

    Проверочная работа

    Итоговая контрольная

    работа

    3 класс

    I

    См. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования 2009 г. Часть I.

    4

    1

    II

    1

    III

    1

    IV

    1

    Год

    4

    Итого за год

    8

    Разделы тематического планирования

    Тема

    Кол-во часов

    Самое великое чудо на свете

    3

    Устное народное творчество

    9

    Поэтическая тетрадь 1

    8

    Великие русские писатели

    17

    Поэтическая тетрадь 2

    5

    Литературные сказки

    6

    Были – небылицы

    9

    Поэтическая тетрадь 1

    4

    Люби живое

    13

    Поэтическая тетрадь 2

    9

    Собирай по ягодке – наберешь кузовок

    10

    По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки»

    4

    Зарубежная литература

    8

    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

    1.Учебное оборудование:

    а) технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)

    б) учебные  (столы, доска)

    2. Собственно учебные средства:

    1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.  Учебник «Литературное чтение» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2012 год.

    2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.  Учебник «Литературное чтение» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2012 год.

    3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)

    1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2011 год.

    2. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М., «Просвещение», 2011 год.

    3. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.

    4. Дидактические материалы: (литература, развивающая познавательный интерес учащихся)

    1.Т.Л.Мишакина, Н.В.Бухтеярова. Комплексный тренажер по литературному чтению и русскому языку для 3 класса. М., «Ювента», 2011 год.

    5. База данных КИМов и творческих заданий (контрольные, диктанты, тесты)

    Календарно-тематическое планирование по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ  (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий)

    (3 ч в неделю)


    п/п

    № ур.

    Дата

    Тема урока

    Характеристика деятельности учащихся

    Вид контроля

    I четверть (27 ч)

    Самое великое чудо на свете (3 ч)

    1.

    1.

    03.09

    Рукописные книги Древней Руси

    Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

    Фронтальный опрос

    2.

    2.

    05.09

    Первопечатник Иван Федоров

    Выразительное чтение

    3.

    3.

    07.09

    Урок-путешествие в прошлое

    Тест

    Устное народное творчество (9 ч)

    4.

    4.

    10.09

    Устное народное творчество. Русские народные песни

    Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

    Выразительное чтение

    5.

    5.

    12.09

    Докучные сказки

    Составление докучной сказки

    6-7.

    6-7.

    14.09

    17.09

    «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

    Выразительное чтение; краткий пересказ

    8-9.

    8-9.

    19.09

    21.09

    «Иван-царевич и серый волк»

    Выразительное чтение; краткий пересказ

    10-11.

    10-11.

    24.09

    26.09

    «Сивка-бурка»

    Разделить текст на части; краткий пересказ

    12.

    12.

    28.09

    Обобщающий урок

    Поэтическая тетрадь 1 (8 ч)

    13.

    13.

    01.10

    Как научиться читать стихи. Ф.Тютчев «Весенняя гроза»

    Прогнозировать содержание раздела. Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

    Наизусть

    14.

    14.

    03.10

    Ф.И.Тютчев «Листья»

    Выразительное чтение

    15.

    15.

    05.10

    А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»

    Наизусть

    16.

    16.

    08.10

    И.Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Утро»

    Отрывок наизусть

    17.

    17.

    10.10

    И.Никитин «Встреча зимы»

    Отрывок наизусть

    18.

    18.

    12.10

    И.Суриков «Детство»

    Отрывок наизусть

    19.

    19.

    15.10

    И.Суриков «Зима»

    Выразительное чтение

    20.

    20.

    17.10

    Обобщающий урок

    Тест

    Великие русские писатели (17 ч)

    21-22.

    21-22.

    19.10

    22.10

    А.С.Пушкин. Стихи

    Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.

    Наизусть

    23-25.

    23-25.

    24.10

    26.10

    29.10

    А.С.Пушкин. «Сказка о царе Салтане»

    Выразительное чтение; отрывок наизусть

    26.

    26.

    31.10

    И.А.Крылов. «Мартышка и очки»

    Наизусть

    27.

    27.

    02.11

    И.А.Крылов. «Зеркало и обезьяна»

    Выразительное чтение

    II четверть (20ч)

    28.

    1.

    12.11

    И.А.Крылов. «Ворона и Лисица»

    Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.

    Наизусть

    29.

    2.

    14.11

    М.Лермонтов. «Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…»

    Выразительное чтение

    30.

    3.

    16.11

    М.Лермонтов. «Утес»

    Выразительное чтение

    31.

    4.

    19.11

    М.Лермонтов. «Осень»

    Наизусть

    32.

    5.

    21.11

    Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя)

    Пересказ

    33.

    6.

    23.11

    Л.Н.Толстой «Акула»

    Подробный пересказ

    34.

    7.

    26.11

    Л.Н.Толстой «Прыжок»

    Пересказ от имени мальчика

    35.

    8.

    28.11

    Л.Н.Толстой «Лев и собачка»

    Пересказ

    36.

    9.

    30.11

    Л.Н.Толстой «Какая бывает трава на траве», «Куда девается вода из моря?»

    Выразительное чтение

    37.

    10.

    03.12

    Обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»

    Тест

    Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)

    38.

    11.

    05.12

    Н.А.Некрасов «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…»

    Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух. Читать стихотворение, выражая авторское настроение. Сравнивать текст-описание и текст-повествование. Находить средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении. Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном произведении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения. Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования. Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

    Наизусть

    39.

    12.

    07.12

    Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

    Отрывок наизусть

    40.

    13.

    10.12

    К.Д.Бальмонт. «Золотое слово»

    Выразительное чтение

    41.

    14.

    12.12

    И.А.Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги…»

    Наизусть

    42.

    15.

    14.12

    Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2»

    Тест

    Литературные сказки (6 ч)

    43.

    16.

    17.12

    Д. Мамин-Сибиряк «Присказка к “Аленушкиным сказкам”»

    Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать свое мнение, отношение. Читать сказку в слух и про себя, использовать приемы выразительного чтения при перечитывании сказки. Сравнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки. Наблюдать за развитием последовательности событий в литературных сказках. Объяснять значение разных слов с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря. Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя текст сказки. Определять авторское отношение к изображаемому. Читать сказку в лицах. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

    Выразительное чтение

    44.

    17.

    19.12

    Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

    Пересказ от имени зайца

    45-46.

    18-19.

    21.12

    24.12

    В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

    Выразительное чтение; чтение по ролям

    47-48.

    20.

    26.12

    В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

    Пересказ

    III четверть (29 ч + 4 ч – резерв)

    Были – небылицы (9 ч)

    49-50.

    1-2.

    М. Горький. «Случай с Евсейкой»

    Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа. Различать вымышленные события и реальные. Определять нравственный смысл поступков героя. Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях. Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Составлять план краткого и полного пересказов. Пересказывать текст подробно, кратко, выборочно. Определять характеристики героев произведения с опорой на текст. Рассказывать о прочитанных книгах. Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории. Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль. Читать сказку выразительно по ролям.

    Выразительное чтение; пересказ с продолжением

    51-53.

    3-5.

    К.Паустовский. «Растрепанный воробей»

    Выразительное чтение; пересказ

    54-56.

    6-8.

    А. Куприн «Слон»

    Разделить текст на части; пересказ по плану

    57.

    9.

    Обобщающий урок по теме «Были – небылицы»

    Проверочная работа

    Поэтическая тетрадь 1 (4 ч)

    Пересказ по плану

    58.

    10.

    С. Черный. «Что ты тискаешь утенка?..», «Воробей», «Слон»

    Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты. Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения.

    Наизусть

    59.

    11.

    А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

    Выразительное чтение

    60.

    12.

    С. Есенин. «Черемуха»

    Наизусть

    61.

    13.

    Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 1»

    Тест

    Люби живое (13 ч)

    62.

    14.

    М. Пришвин. «Моя Родина» (из воспоминаний)

    Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения. Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения. Понимать нравственный смысл рассказов. Определять основную мысль рассказа. Составлять план произведения. Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер. Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора. Пересказывать произведение на основе плана. Придумывать свои рассказы о животных. Проверять составленный план, сверяя его с текстом и самостоятельно оценивать свои достижения.

    63-64.

    15-16.

    И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»

    Выразительное чтение; пересказ

    65-66.

    17-18.

    В.И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»

    Пересказ от имени Мальки

    67-68.

    19-20.

    В. Бианки. «Мышонок Пик»

    Выразительное чтение

    69-71.

    21-23.

    Б. Житков. «Про обезьянку»

    Выразительное чтение

    72.

    24.

    В. Астафьев. «Капалуха»

    Пересказ от имени глухарки

    73.

    25.

    В. Драгунский. «Он живой и светится»

    Выборочное чтение

    74.

    26.

    Обобщающий урок по теме «Люби живое»

    Тест

    Поэтическая тетрадь 2 (9 ч)

    75.

    27.

    С.Я.Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

    Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух лирические тексты. Читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому. Сравнивать название произведения и его содержание, высказывать свое мнение. Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стихотворения. Заучивать стихи наизусть. Проверять чтение друг друга, работая в паре и самостоятельно оценивать свои достижения.

    Наизусть

    76.

    28.

    А. Барто. «Разлука», «В театре»

    Выразительное чтение

    77.

    29.

    С. Михалков. «Если»

    Наизусть

    78-81.

    30-33.

    Резервные уроки

    IV четверть (22 ч + 2ч – резерв)

    82.

    1.

    Е. Благинина. «Кукушка», «Котенок»

    Выразительное чтение

    83.

    2.

    Обобщающий урок по теме «Поэтическая тетрадь 2»

    Проверочная работа

    Собирай по ягодке – наберешь кузовок (10 ч)

    84.

    3.

    Б. Шергин. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

    Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме. Планировать работу на уроке с использованием условных обозначений. Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслух и про себя, осмысливая содержание. Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения. Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста. Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев. Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям. Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

    Выразительное чтение

    85-87.

    4-6.

    А. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»

    Выразительное чтение

    88-89.

    7-8.

    М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»

    Краткий пересказ

    90-91.

    9-10.

    Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»

    Чтение по ролям

    92.

    11.

    В. Драгунский. «Друг детства»

    Выразительное чтение

    93.

    12.

    Обобщающий урок по теме «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

    Проверочная работа

    По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки» (4 ч)

    94.

    13.

    Ю. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»

    Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения. Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме. Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания. Использовать прием увеличения темпа чтения – «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале. Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала. Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды). Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

    Чтение по ролям

    95.

    14.

    Г. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»

    Сочинить вредный совет; выразительное чтение

    96.

    15.

    Р. Сеф. «Веселые стихи»

    Выразительное чтение

    97.

    16.

    Обобщающий урок по теме «По страницам детских журналов»

    Тест

    Зарубежная литература (8 ч)

    98-99.

    17-18.

    Мифы Древней Греции

    Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Читать и воспринимать на слух художественное произведение. Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире. Составлять рассказ о творчестве писателя (с помощью учителя). Пересказывать выборочно произведение. Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя). Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом. Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать свое мнение. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

    Выразительное чтение

    100-102.

    19-21.

    Г.Х.Андерсен. «Гадкий утенок»

    Выразительное чтение

    103.

    22.

    Обобщающий урок

    Проверочная работа

    104-105.

    23-24.

    Резервные уроки

    КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

    Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

    Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

    1-й класс

    Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами.

    2-й класс

    Переход к осознанному правильному чтению целыми словами. Формирование осознанного чтения про себя. Осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи.

    3-й класс

    Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

    4-й класс

    Беглое, осознанное, правильное, выразительное чтение с соблюдением всех необходимых норм, с использованием средств выразительности устной речи. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению. Осознанное чтение про себя любого по объему и жанру текста.

    Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

    Ошибки:

    1. искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
    2. неправильная постановка ударений (более 2);
    3. чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
    4. непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
    5. неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
    6. неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
    7. нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
    8. нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
    9. монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

    Недочеты:

    1. не более двух неправильных ударений;
    2. отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
    3. осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
    4. неточности при формулировке основной мысли произведения;
    5. нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

    Техника чтения

    Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами. В I-м полугодии темп чтения вслух незнакомого текста – 60 слов. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 10 и более слов быстрее, чем при чтении вслух. II-е  полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух незнакомого текста – 75 слов, про себя – на 10 и более слов быстрее.

    Критерии оценки по технике чтения в III классе

    отметки

    класс

    «5»

    «4»

    «3»

    «2»

    I полугодие

    II полугодие

    I полугодие

    II полугодие

    I полугодие

    II полугодие

    I полугодие

    II полугодие

    III

    не менее 60 слов

    не менее 75 слов

    не менее 55 слов

    не менее 70 слов

    не менее 50 слов

    не менее 65 слов

    не менее 35 слов

    не менее 50 слов

    Объём прочитанного на оценку текста должен быть не менее:

    - в третьем классе – 1/3 страницы.

    Оценка «5» ставится ученику, если он:

    1. читает в 1 полугодии осознанно, бегло, правильно, с использованием основных средств выразительности, темп чтения - не менее 60 слов в минуту;
    2. во 2 полугодии - бегло, сознательно, правильно с соблюдением основных норм литературного произношения, передает с помощью интонации смысл прочитанного и свое отношение к его содержанию, темп чтения - не менее 75 слов в минуту;
    3. полно, кратко и выборочно пересказывать текст, самостоятельно составлять простейший пан, выявляет основной смысл прочитанного;
    4. самостоятельно находит в тексте слова, выражения и эпизоды для составления рассказа на определенную тему (о природе, событии, герое);
    5. знает и читает наизусть стихотворение.

    Оценка «4» ставится ученику, если он:

    1. читает текст бегло целыми словами, использует логические ударения и паузы;
    2. темп чтения - не менее 55 слов в минуту в 1 полугодии, во втором полугодии - не менее 70 слов;
    3. делает 1-2 ошибки в словах при чтении и в определении логических ударений и пауз;
    4. составляет план прочитанного, пересказывает текст полно (кратко, выборочно);
    5. самостоятельно выделяет главную мысль прочитанного, но допускает отдельные речевые ошибки и устраняет их самостоятельно;
    6. читает выразительно стихотворение наизусть, но допускает незначительные неточности.

    Оценка «3» ставится ученику, если он:

    1. читает осознанно, целыми словами (единичные слова по слогам), монотонно, темп чтения - не менее 50 слов в минуту в 1 полугодии;
    2. во 2 полугодии - целыми словами, недостаточно выразительно, темп чтения - не менее 65 слов в минуту, допускает при чтении от 3 до 5 ошибок;
    3. передает полное и краткое содержание текста, основную мысль прочитанного, составляет план и др.  помощью наводящих вопросов учителя;
    4. воспроизводит наизусть текст стихотворения, но допускает ошибки и исправления их только с помощью учителя.

    Оценка «2» ставится ученику, если он:

    1. читает текст по слогам и только отдельные слова прочитывает целиком, допускает большое количество ошибок на замену, пропуск слогов, слов и др., слабо понимает прочитанное, темп чтения - 35 слов в минуту в 1 полугодии, во 2 полугодии не владеет чтением целыми словами, допускает более 6 ошибок, темп чтения до 50 слов в минуту;
    2. пересказывает текст непоследовательно, искажает содержание прочитанного, допускает множество речевых ошибок;
    3. не может кратко и выборочно пересказать текст, составить план и выделить главную мысль прочитанного с помощью наводящих вопросов учителя;
    4. при чтении наизусть не может полностью воспроизвести текст стихотворения.

    При оценке домашнего чтения предъявляются более высокие требования, чем при чтении без предварительной подготовки.

    Чтение наизусть

    Оценка "5" – твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

    Оценка "4" – знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,    

                             самостоятельно исправляет допущенные неточности.

    Оценка "3" – читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

    Оценка "2" – нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

    Выразительное чтение стихотворения

    Требования к выразительному чтению:

    1. Правильная постановка логического ударения
    2. Соблюдение пауз
    3. Правильный выбор темпа
    4. Соблюдение нужной интонации
    5. Безошибочное чтение

    Оценка "5" – выполнены правильно все требования

    Оценка "4" – не соблюдены 1–2 требования

    Оценка "3" – допущены ошибки по трем требованиям

    Оценка "2" – допущены ошибки более, чем по трем требованиям

    Чтение по ролям

    Требования к чтению по ролям:

    1. Своевременно начинать читать свои слова
    2. Подбирать правильную интонацию
    3. Читать безошибочно
    4. Читать выразительно

    Оценка "5" – выполнены все требования

    Оценка "4" – допущены ошибки по одному какому-то требованию

    Оценка "3" – допущены ошибки по двум требованиям

    Оценка "2" – допущены ошибки по трем требованиям

            

    Пересказ

    Оценка "5" – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не                

                             упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на  

                             вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

    Оценка "4" – допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

    Оценка "3" – пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет  

                             последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

    Оценка "2" – не может передать содержание прочитанного.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературному чтению 2 кл Школа России

    Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...

    Рабочая программа по литературному чтению, 1класс, УМК "Школа России"

    Рабочая программа - это документ, позволяющий педагогу на качественно новом уровне подготовиться к реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...

    Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" для 3 класса

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание материала, учебно-тематический план, поанируемые результаты, календарно-тематический план....

    Рабочая программа по литературному чтению 4 кл Школа России

    Рабочая программа по литературному чтению (1-4 класс) составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства...

    Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС

    Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС...

    Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России"

    Календарно- тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе...

    Рабочая программа по литературному чтению 1-4 (Школа России)

    Настоящая рабочая программа по литературному чтению  соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения....