Праздник "Прощание с Азбукой"
методическая разработка по чтению (1 класс) на тему

Пашкова Марина Петровна

 

·        Развивать познавательную активность и творческие способности  детей,

 умение работать сообща и дружно с одноклассниками, разви-

вать мыслительные операции в ходе игры;

·        Воспитывать у учащихся интерес к учёбе, чтению.

Праздник проводится после изучения Азбуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prazdnik_azbuki.docx33.86 КБ
Файл prezentaciya_k_prazdniku_azbuki.pptx2.61 МБ

Предварительный просмотр:

                                Праздник «Прощание с Азбукой».

Цели:

  1. Развивать познавательную активность и творческие способности  детей,

 умение работать сообща и дружно с одноклассниками, разви-

вать мыслительные операции в ходе игры;

  1. Воспитывать у учащихся интерес к учёбе, чтению.

Оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор, экран, диск с  

           Компьютерной презентацией, плакат с надписью «Спасибо тебе,

           Азбука!»; карточки со всеми буквами алфавита для оформления

           доски, карточки для соревнования, удостоверения, проекты детей.

                                     

                                                Ход мероприятия:

Класс празднично украшен, на экране слайд1, с изображением поезда, дети проходят и садятся в «имитированные вагончики»( стулья, на спинках которых рисунки вагончиков).

Учитель:    В поезд можете садиться.

                  Этот поезд быстро мчится.

                  От границы до границы,

                  По степям до синих гор

                  На зелёный семафор.    ( на слайде звучит гудок поезда)

1 ученик:   В школу он сейчас спешит

                   К нам на праздник в первый класс.

                   Опоздать нельзя на праздник

                   Это каждый знает.

                   Мчится поезд «первоклассник» -

                   Скорость набирает.

 Дети 4 класса исполняют песню «Здравствуй, школа» сл. Л. Мельниковой.

2 ученик:    Смех и слёзы, радость и печаль

                    За полгода довелось нам испытать.

                    Но стараний наших нам не жаль –

                    Книги нам легко теперь читать!

3 ученик:     В день осенний, в день чудесный

                    В класс несмело мы вошли

                    Азбуку для всех в подарок

                    Старшеклассники внесли.              ( слайд 2,3)

4 ученик:     Вдоль картинок мы шагали

                    По ступенькам, строчкам шли.

                    Ах, как много мы узнали,

                    Ах, как много мы прочли!            ( слайд 4,5,6,7)

5 ученик:     Был наш путь не очень долгим,

                    Незаметно дни бегут.

                    А теперь на книжной полке

                    Нас другие книжки ждут.

6 ученик:     Тем, кто любит приключенья,

                     Мы откроем свой секрет-

Хором:         Увлекательнее чтенья

                      Ничего на свете нет!

Голос из-за угла:      «Как это нет? Чего вы врёте?»

Учитель:     -Ой, кто это? Кто это сказал?

Нафаня:      -Это я, Нафаня.

Учитель       - Нафаня… В нашем классе такого ученика нет.

(задумчиво) - Выходи, покажись нам.

                       ( Нафаня выходит)

                     - Ты из какого класса , мальчик?

Нафаня:        - Из какого класса? Да вы чё?  Я вообще нигде не учусь, не учился,

                       и учиться не собираюсь! Зачем мне голову всякой ерундой

                       забивать?

Учитель:       - Что значит ерундой? Да ты у ребят спроси, сколько всего они за    

                       это короткое время узнали – читать, писать научились!

Нафаня:        - Ну уж, писать! Какая проблема-то – ставь себе закорючки

                       и дело с концом! А читать-то на что? Мне моя бабуся такие

                       сказки рассказывает – ни в какой книжке вашей не прочтёшь!

Учитель:       - Сказки – это хорошо. Но я уверена, что столько сказок,

                        сколько их в книгах написано, твоя бабуся не знает.

Нафаня:        - Неправда, давай, поспорим, что знает, и я знаю!

Учитель:       - Давай! Мы с ребятами тебе игру предлагаем. Я буду показывать

                       сюжет сказки или героя, а ты отгадывай.

Нафаня:        - Давай, называй.

Слайд 8:         Стали они впятером жить. Вот они все живут, песни поют.

                        вдруг идёт мимо медведь косолапый. Увидел медведь, услыхал

                       песни, остановился и заревел во всю мочь. ( Нафаня не может

                       отгадать, помогают дети).

Слайд 9:         Пришла девочка, глядь, братца нету! Ахнула, кинулась туда,

                       сюда, нету! Кликала, заливалась слезами, причитывала, что

                       плохо будет от отца с матерью!

 Слайд 10:      Приходи, куманёк, приходи, дорогой!  Уж я как тебя угощу!

                       идёт он на званый пир, а она наварила манной каши и размазала

                      по тарелке.

Слайд 11:       Появилась девочка в чашечке цветка,

                      И была та девочка чуть больше ноготка.

Слайд 12:      В третий раз закинул он невод,

                       Пришёл невод с одною рыбкой,

                       С непростою рыбкой, золотою.

Слайд 13:      И к царевне наливное,

                       Молодое, золотое,

                       Прямо яблочко летит.

                       Пёс как прыгнет, завизжит…        

                       Но царевна в обе руки

                       Хвать – поймала. Ради скуки

                       Кушай яблочко, мой свет,

                       Благодарствуй за обед!

Нафаня:         -Ладно, ваша взяла! Радуйтесь, что обидели ребёнка. Скажу

(естественно    бабусе, она вам ещё покажет! Бабуля, помоги!

проиграв)                ( обиженный уходит)

Учитель:        - Вот глупый! Вместо того, чтобы обижаться, лучше бы читать

                         научился. ( обращается к ребятам). А мы с вами, ребята,

                         совершим сегодня последнее путешествие по страницам

                         «Азбуки».

                                    Стук, грохот. В класс влетают Баба Яга и Нафаня.

Баба Яга:       - Я за своего внучка сейчас постою! ( обращается к детям) .

                         Ну и в чём дело? Кто обидел Нафаню?

Учитель:        - Во-первых, здравствуйте. Во-вторых, вы нам помешали празд-

                        ник проводить. А в третьих, никто вашего Нафаню не обижал.

Баба Яга:     - Как не обижал? Посмотрите, ребёнок весь в слезах. Меня, гово-

                       рит, целая куча ребят дурачком назвала.

Учитель:       - Не куча, а первый класс. И ничего плохого мы о нём не говорили.

                       Просто ваш Нафаня проиграл. Оказалось, что его бабушка не все

                      сказки на свете знает.

Баба Яга:      - Конечно, не все. А я этого и не утверждала. Просто дети всегда

                       считают, что взрослые знают всё-всё.

Учитель:       - Знают многое, потому что книжки умные читают        , учатся.

                        А ваш Нафаня учится не хочет!

Баба Яга:       - Да знаю я! Сколько раз пыталась его читать научить, а он всё

(грустно)          отлынивает: то голова болит, то живот, то спать хочется, то есть.

                        В общем, беда!

Учитель:        - А наши ребята уже научились. И сегодня мы с Азбукой

                        прощаемся.

Баба Яга:      - Раз вы такие умные, отгадайте загадку:

                         33 родные сестрицы, писаные красавицы.

                         В одном городе живут и повсюду славятся.

                         Кто это или что это?

Дети               - Буквы!

(хором)

Баба Яга:      - И ещё. Всех их вы должны знать по именам.

Учитель:       - И с этим заданием мы легко справимся. Правда, ребята?

  1. Вот два столба наискосок, а между ними поясок. (А)
  2. Села мышка в уголок, съела бублика кусок. (С)
  3. На эту букву посмотри, она совсем как цифра 3. (з)

  1. Ты с этой буквою знаком:

     Стоят два колышка рядком,

     А между ними поясок

     Протянутый наискосок. (И)

  1. Эта буква широка

И похожа на жука. (Ж)

  1. Буквы, не обозначающие звуков. (ъ,ь)
  2. Буква, не имеющая заглавной. (ы)
  3. Буква Й обозначает гласный или согласный звук?
  4. Самая хвастливая буква. (я)

10)Особенные буквы.(е,ё,ю,я)

                  Дети исполняют песню «Урок»

Баба Яга:    - А вы знаете, что рассказывают буквы?

Учитель:     - Ребята-то знают, а вот наши гости…

Баба Яга:   - Ну-ка, ну-ка, чего они там кажут? Нафаня, поди сюды,

                     сейчас тебе может и расскажут.

            Дети читают стихотворении «Что рассказывают буквы».

  1. В Азбуке у Нади, точно на параде,

Гласные, согласные – стояли буквы разные,

Но не вместе в строчке, а поодиночке.

  1. Говорить они пытались:

И жужжали, и шептались,

Но о чём – пойми попробуй:

Буква «М» мычит коровой,

Буква «А» сказала: «А?»

- Что ты хочешь, буква А?

Но в ответ мне буква А

Снова спрашивает: «А?»

  1. Вот ещё досада!

Что им буквам надо?!

Но когда в тетради

Встретились у Нади

Буква А и буква М

Всё понятно стало всем.

  1. Буквы рядом, ровно, прямо

Встали честь по чести

И сказали  дружно: «Мама!»

Вот что значит вместе!

  1. И теперь у нашей Нади

Разговор идёт в тетради:

В каждом слове там и тут

Буквы дружные живут.

Нафаня:  - Я понял, бабуся. Беру две буквы Б и столько же А, перемешиваю

                 И смотри, что получается. ( показывает БАБА).

Баба Яга: - Да ведь это БАБА. Ой, солнышко мой, умница!

                   ( радостно гладит Нафаню по голове).

Учитель:  - Послушайте, что ещё буквы рассказать могут

             Дети инсценируют стихотворении «Про букву Я».

Вед.1.     Жили в Азбуке у нас буквы.

               Жили, не тужили,

               Потому что все дружили.

               Где никто не ссорится –

               Там и дело спорится.

Вед.2.     Только раз всё дело встало

                Из-за страшного скандала:

                Буква Я в строку не встала.

                Взбунтовалась буква Я.

Буква Я.   –Я, - сказала буква Я,

                Главная,заглавная!

                Я хочу, чтобы повсюду

                Впереди стояла Я!

                Не хочу стоять в ряду,

                Быть желаю на виду!

Буква Ф.  –Фу-ты, ну-ты! – фыркнул Ф,

                От обиды покраснев.

Буква С.  –Срам! – сердито «эс» сказало.

Буква В.  – «Вэ» кричит:

                - Воображала!

Буква П.   Поворчало «пэ»:

                - Попробуй, потолкуй с такой особой!

Вед.1.      «Я» затопала ногами.

Буква Я.   –Не хочу водиться с вами!

                  Буду делать всё сама, хватит у меня ума!

Вед.2.       – Буквы тут переглянулись,

                 Все буквально улыбнулись,

                 И ответил дружный хор:

Буквы (хором) :

                 - Хорошо, идем на спор.

Буква А:  - Если сможешь в одиночку

                Написать хотя бы строчку,-

                Правда, стала быть, твоя!

Буква Я – Чтобы Я да не сумела,

                  Я ж не кто-нибудь, а Я!

Вед.1.    Буква Я взялась за дело:

              Целый час она пыхтела,

              И кряхтела, и потела…

              Написать она сумела только

              ЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯя!

Вед.2.   Как зальётся буква ХА.

Буква Х:   Ха-ха-ха! Ха-ха-ха!

Буква О:   О от смеха покатилась!

Буква А:   А за голову схватилась!

Буква Б:    Б схватилась за живот.

Вед.1:        Буква Я сперва крепилась,

                  А потом как заревёт!

Буква Я:    Я, ребята, виновата!

                  Признаю свою вину!

                  Я согласна встать, ребята,

                  Даже после буквы Ю!

Вед.2.        «Что ж», - решил весь алфавит,-

Буква А:    Если хочет, пусть стоит,

                  Дело ведь совсем не в месте,

                  Дело в том, что все мы вместе!

Буквы:      Чтобы все от А до Я-

                  Жили как одна семья!

Учитель:   Чтобы был порядок, буквам нельзя ссориться, они должны

                  дружить.

                  Давайте вспомним, как всё начиналось. Мы разделимся на две  

                  команды «Буковка» и «Словечко».

                  Многие из вас, ещё не умея читать, на первых уроках учились  слушать и слышать слово, а помощниками нашими были звуки.

                  Итак, 1 колечко нашей пирамиды «Звуки-помощники». К концу

                  праздника соберём пирамиду. ( жюри- 1 родитель, учитель нач.

Слайд 14.      классов, завуч школы).

                  - Я читаю вам слова, а вы внимательно слушаете их, выделяете  

                   шёпотом первый звук в каждом слове. Эти звуки помогут вам

                   составить новое слово. Не забудьте посовещаться командой.

                    Поднятая рука – сигнал к ответу. Команда представляется одним

                  игроком, который защищает свою команду.

                  1 команде: шоколад               2 команде:  умники

                                     Корона                                    рысь

                                     Озеро                                       облако

                                     Лось                                         кисть

                                     Арбуз      ( школа)                  искра    (уроки)

 Слайд 15,16.   – Найдите на слайде слов, в котором все согласные глухие

                         ( для одной команды), все согласные – звонкие ( для другой

                          команды).               Проверим ( на слайде проверка).

Физминутка     - Сейчас проверим, знаете ли вы гласные и согласные звуки.

                          Если слов начинается с гласного звука – поднимите руки

                           вверх, с согласного – присядете. Урок, перемена, окно ,доска,

                          портфель, игла, школа, осень.

Учитель:           Второй этап «Выручи буквы»  (слайд 17, кольцо пирамиды).

                        Жук Буквоедик  постарался на славу. Допишите фломастером

                       элементы букв и прочитайте слова. Чья команда быстрее!                  

                       ( Весна, ручей, дерево, птица         - в этих словах нет части букв).

Слайд 18.         Следующая ступенька нашей пирамиды «Слоги». Игра

                          «Слоговое лото».  Каждая команда получает лист бумаги,

                           на котором написан слог –на. Составьте слова, начинающиеся

                         этим слогом.

Слайд 19.         Следующая ступенька пирамиды «Слово». Для капитанов

                          команды задание: каждому по 2 слова, но буквы в словах

                          переставлены. Угадайте слова. ( одному – н и к у ч е

                                                                                                д и н а р о

                                                                               другому – т е у ч и  л ь

                                                                                                 ф е п о р т л ь)

Задание             Мы обычные слова,

для всех            Всех нас знает каждый.

                          Мы содержим гласную

                          Трижды или дважды.

                          Иногда всего одну,

                          Только не в начале,

                          Но сегодня -ну и ну-,

                          Все они сбежали.   ( на слайде 20 кроссворд  со словами

                                                                                                    без гласных).

Слайд 21.         Измени слова по образцу. Будь внимателен! ( тигр –тигрица,

                          заяц -…., селезень-  ….).

Слайд 22.         Поднимаемся ещё на одну ступеньку «Предложение».

                         Составьте пословицу из слов.(к, азбука, ступенька, мудрости)

                         Чья команда быстрее!

Слайд 23, 24.   ( слайд с пословицей, проверка).

Слайд 25.        Следующая ступенька «Речь».

                         Поиграем в «Угадайку». Вспомним прочитанные произведения

                        И их авторов.

Слайд 26.    1) Прежде, давайте вспомним авторов прочитанных нами произ-

                        ведений, классиков детской литературы. ( каждой команде по 3

                       портрета: А Толстой, А Пушкин, К Чуковский, С Маршак,

                       А Барто, С Михалков).

Слайды 27,    2) Почитайте отрывок. Узнай произведение. Назови автора.

28, 29, 30,          ( команды чередуются в чтении)

31, 32, 33,

34.                   

Слайды 35-     Прочитайте название сказки. Что не так?

              48.     ( Снежная принцесса, Жёлтая кепочка, Илья Царевич и серый

                           Волк, Мальчик и Карлсон, Приключения Знайки и его друзей,

                         Сказка о рыбаке и рыбачке. Каждой коанде по 3 названия).

Учитель:          Наше соревнование подошло к концу. Мы собрали всю пирами-

                        ду. Слово жюри.

                   

               Далее первоклассники показывают свои проекты «Моя азбука»

Ученик.           Букв сначала мы не знали,

                        Мамы сказки нам читали.

                        А теперь читаем сами,

                        Подружились сказки с нами.

Ученик.           Я с этой книжкой в первый раз

                        Пришёл в свой первый, светлый класс.

                        Я эту книгу полюбил.

                        Я в ней все буквы изучил.

                        И как мне радостно сказать:

                        « Умею я теперь читать!»

Ученик.           Как хорошо уметь читать,

                        Не надо к маме приставать,

                        Не надо бабушку трясти:

                        «Прочти, пожалуйста, прочти».

                        Не надо умолять сестрицу:

                        «Ну прочитай ещё страницу!»

                        Не надо звать, не надо ждать,

                        А можно взять и прочитать.

Ученица.         Буквы, слоги и загадки

                        В доброй азбуке живут.

                        По ступенькам постепенно

                        К миру сказок нас ведут.

Ученик.           Мы теперь читаем сами,

                        Знаем слоги и слова,

                        Скажем Азбуке «спасибо»-

                        Расставаться нам пора!

Ученица.         Нам она свои страницы открывала,

                        Обучая, развлекая, веселя.

                        Знаний нужных нам дала немало!

                         И теперь мы лучшие друзья!

Ученица.          Мы хотим сказать тебе «Спасибо»!

                         Мы тебя за всё благодарим!

                         Говорим тебе мы «До свидания»!

                         «Здравствуй!» новой книге говорим.

Нафаня.           Молодцы! Теперь я тоже буду хорошо учиться! Спасибо за то,

                       что помогли понять, что учение – свет. Мы с Бабой Ягой хотим

                      подарить вам новые книги.

Учитель:        Теперь вы отправитесь в страну Литературию, а поведёт вас туда

                      новая учебная книга «Литературное чтение».

Нафаня:        - И-и-и!

(тихо плачет)

Баба Яга:      - Что с тобой, внучек? Кто тебя обидел?

Нафаня:       - Я-я-я-я тоже такую книжку хочу-у-у!

Учитель:      - Но её дают только тем, кто уже умеет читать,а ты ведь не

                       умеешь?

Баба Яга:     - Научится он, научится!

Учитель:      - Приходи в нашу школу  в 1 класс, тебя здесь и читать,

                       и считать научат.

Баба Яга:     - Было бы желание, а научиться всему можно. Правда?

Учитель:      - Ну что ж, путь к знаниям открыт.

                  Дети исполняют песню «Если б не было школ».

Учитель:      - Одним из последних стихотворений в нашей Азбуке ,

                       Посвящённых буквам, было стихотворении С Маршака.

                       Вспомните вместе со мной.

Хором:           Если хочешь много знать,

                        Многого добиться,

                       Обязательно читать

                       Должен научиться!          (Слайд 50) 

Слово родителям.        

Слово учителя.    – Позади нелёгкий труд

                                Слогового чтения

                                Вам сегодня выдаю

                                УДОСТОВЕРЕНИЯ!

 

                              - я вручаю вам первый документ об окончании первой

                                учебной книги «Удостоверение». (зачитать)

                              - Уважаемые родители, дорогие ребята! Наш праздник

                                 подошёл к концу. Я благодарю всех, кто принимал участие

                               в организации и проведении этого мероприятия.

                           Праздник заканчивается чаепитием.

                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Первоклассник

Слайд 2

Так всё начиналось…

Слайд 3

Спасибо тебе, Азбука!

Слайд 4

Учимся себя оценивать

Слайд 5

Стараемся

Слайд 6

Писать и считать не так просто, но у нас получается!!!

Слайд 7

Это же так легко, Марина Петровна!!!

Слайд 14

звуки

Слайд 15

страус лебедь кукушка гусь ворона аист

Слайд 16

кукушка ворона

Слайд 17

буквы звуки

Слайд 18

слоги буквы звуки

Слайд 19

слово буквы звуки слоги

Слайд 20

а а а а а а а а а

Слайд 21

Козёл морж Кот осёл Гусь баран Заяц петух Лось ёж Медведь селезень Тигр – тигрица, лев – львица. Будь внимателен!

Слайд 22

предложение буквы звуки слоги слово

Слайд 23

К МУДРОСТИ Азбука ступенька

Слайд 24

Азбука к мудрости ступенька

Слайд 25

речь звуки буквы слоги слово предложение

Слайд 26

Классики детской литературы

Слайд 27

У меня зазвонил телефон. - Кто говорит? - Слон.

Слайд 28

Корней Иванович Чуковский

Слайд 29

Что случилось нынче в школе? Нет учительницы, что ли?

Слайд 30

Самуил Яковлевич Маршак

Слайд 31

ПЯТЬ похож на ТРИ и ДВА Те же хвост и голова, То же пятнышко на спинке, Так же спит весь день в корзинке.

Слайд 32

Сергей Владимирович Михалков

Слайд 33

Перед сном сказала маме: -Вы меня разденьте сами, Я устала, не могу. Я вам завтра помогу!

Слайд 34

Агния Львовна Барто

Слайд 35

СНЕЖНАЯ ПРИНЦЕССА

Слайд 37

Жёлтая кепочка

Слайд 39

Илья- Царевич и серый волк

Слайд 41

М альчик и К арлсон

Слайд 43

Приключения Знайки и его друзей

Слайд 45

Свеколка

Слайд 47

Синенький цветочек

Слайд 49

Спасибо тебе, Азбука!

Слайд 50

1. Дабаева Д. – 33 2. Переверзев С.- 25 3. Прибавкина А.- 32 4. Размахнина Е. – 19 5. Селиванова А. – 21 6. Скиба П.- 10 7. Степко В.- 14 8. Чернова А.- 9. Яровой А. - 24 Техника чтения

Слайд 51

Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать Должен научиться!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 1 классе по теме "Азбука, азбука каждому нужна". Программа Е.Д. Критской, Сергеевой

Открытый урок в 1 классе по программе Е.Д. Критской. Тема урока "Азбука, азбука каждому нужна". На этом уроке первоклассники знакомятся с  элементами нотной грамоты.   В форме игры мале...

Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток....

Праздник Азбуки. За всё, чему ты нас учила , спасибо Азбука тебе.

Для  1  класа  праздник  прощания  с  Азбукой....

Праздник прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

Праздник проводится в конце обучения грамоте с участием родителей первоклассников и старшеклассников.Цели:·         развитие познавательной активности и творчес...

Урок прощания с азбукой "Спасибо тебе, азбука!"

На уроке дети рассказывают про буквы, отгадывают загадки, ребусы, читают, выполняют интесесные задания....

Сценарий праздника прощания с азбукой. « Прощай, Азбука!»

Сценарий мероприятия для 1 класса "Прощай Азбука", включающий в себя инсценированные произведения детских писателей....

Азбука, азбука каждому нужна..

Азбука, азбука каждому нужна... (УРОК МУЗЫКИ)...