Открытый урок в 1 классе на тему: "Русская азбука азбука или алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Невидниченко Елена Борисовна

Данный материал содержит подробный конспект урока с использованием игровых, групповых технологий и физминуток.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_1_klasse_na_temu.docx21.64 КБ

Предварительный просмотр:

                Открытый урок по русскому языку в 1 классе на тему: «Русская азбука или алфавит».

                                        Учитель: Невидниченко Е. Б.

Цель: ознакомить с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей; формировать умения использовать алфавит на практике; способствовать развитию орфографической зоркости; расширять кругозор учащихся; развивать мышление, речь.

                                Ход урока.

  1. Введение в тему урока.

-- Отгадайте загадку:

                             На странице букваря

                              Тридцать три богатыря

                              Мудрецов богатырей

                              Знает каждый грамотей.

                                                             (буквы)  

     а) Назовите отгадку.

     б) Почему в загадке говорится о тридцати трех богатырях?

     - Правильно ребята, речь идет о буквах. Я даже знаю как называется страна в которой они живут – страна Азбуковедение. Последними в ней поселились два брата «Ъ» и «Ь», жителей стало тридцать три. Каждый имел своё жилище и не мог менять его на другое. Такие там строгие были законы. Правил этой страной король АЛФАВИТ и королева АЗБУКА. Они пришли к нам в гости.

     Как то раз король АЛФАВИТ и королева АЗБУКА решили устроить праздник. Все звуки надели нарядные платья, превратились в буквы, и отправились на главную площадь. Король дал команду буквам построиться и встать каждому на свое место по номеру жилища. Королеве АЗБУКЕ очень понравился строй букв. С тех пор строй букв в данном порядке и стали называть по имени короля – АЛФАВИТ или королевы АЗБУКА.

     Сегодня мы познакомимся с ролью русского алфавита в жизни людей.

2.Сообщение темы, цели урока.

1) Буквы, расположенные друг за другом в определённом порядке называются «алфавит».

2) Тема нашего урока «Алфавит».

3) Ребята, а что вы хотели бы узнать на уроке об алфавите?

(Учащиеся высказывают свои предложения- суждения)

4) Учитель подводит итог: цель нашего урока:

-узнать, как образовалось слово «алфавит»,

-для чего нужен алфавит,

- где применяют алфавит;

На доске учитель открывает план.

Изучая новый материал, мы будем совершенствовать орфографическую зоркость.

3.Изучение нового материала.

--- Учитель: что же такое алфавит?

Работа по учебнику.

1)  - Как же появилось слово «алфавит» в нашем языке?   

- Откройте Азбуку. Прочтите название рассказа. (1 уч. читает вслух)

Грамматический анализ слова алфавит.

а)  - А теперь посмотрим, какие секреты хранит это слово.

Выполним такое задание.

Возьмите листочки, здесь слово алфавит записано буквами.

(1 ученик выполняет задание индивидуально на переносной доске)

б) Проверка работы.

Выставляется переносная доска с выполненной работой.

- Расскажи: почему 3 слога, как узнали?

Почему это место (т) отмечено значком опасности?

(Это парный согласный, сзади нет командира – гласного)

 

- Сможете доказать, что именно буква «т» должна работать на письме? Что надо сделать? (пригласить родственное слово, чтобы за согласным следовал гласный)

                                                       

Физкультминутка.

«Тайны грамоты хранит

Наш приятель Алфавит.

Мы по Азбуке шагали,

Дружно буквы изучали.

И секреты, что узнали,

Мы вам рассказали.»

---А сколько же букв в алфавите?

Практическая работа. Учащиеся считают количество букв в алфавите.

Учитель: Для чего же нужен алфавит?

2)Анализ ситуаций.

Ситуация 1.При помощи алфавита можно поставить слова в определённом порядке, т.е. по алфавиту. Попробуйте поставить слова по алфавиту.

Трава, дуб, жир, пальто. (До выполнения работы – назвать все орфограммы в словах).

Проверка: Сколько подчеркнули орфограмм? (самоконтроль).

Ситуация 2.Ребята, а если мы не знаем, как правильно пишется слово? Как поступить в этом случае? (Обратиться за помощью в словарь).

Учитель: Да, действительно. Попробуйте найти быстро в словаре слово «картофель». ( Трудно быстро выполнить задание). Для того, что бы быстро найти слово, в словаре слова записаны в алфавитном порядке.

Игра «Кто быстрее?» (Дети находят слово на определённую букву)

Ситуация 3.Обратимся сейчас к классному журналу. Вы часто наблюдали, как учитель берёт журнал, чтобы поставить оценку ученику. Быстро находит фамилию ученика. Как вы думаете: почему? (Дети высказывают свои предположения. Конечно, уже опираются на «алфавит»).

Задание: напишите фамилия наших учеников в алфавитном порядке.

Бондаренко, Борисенко.  Проблемная ситуация: две фамилии начинаются на одну букву. (Предположения учащихся, объяснение учителя).

Самостоятельная работа по вариантам.

1 вариант. Книга, карандаш.

2 вариантМолоко, мороз.

Взаимопроверка. Дети обмениваются тетрадями.

Ситуация 4.Ребята, посещая библиотеку, вы заметили, что библиотекари быстро находят ту или иную книгу. Почему?

Сейчас, вы будете исполнять роль библиотекаря. Вам нужно поставить книги в алфавитном порядке. (У детей на парте карточки с фамилиями авторов. Карточки правильно разложить.С.Маршак,В.Бианки,А.Пушкин,Ш.Перро).

Проверка с доски.

3)Беседа: Для чего нужны книги? (Читать - много знать.)

4)Творческая работа. Составьте нераспространенное предложения о библиотеке, книгах и слова, что бы стояли в алфавитном порядке.

Вспомните: что такое предложение? (Ольга читает. Книга лежит.) Назовите главные члены предложения. Распространите предложение.

5) Самостоятельная разноуровневая работа. (Учащиеся выбирают и выполняют задание, которое им доступно.)

4.Итог урока.

Что нового узнали на уроке? ( Опираясь на план, подводят итог урока.) С каким настроением вы уйдете с урока? Почему? Оцените свою работу. В тетради на полях учащиеся оценивают свою работу. Ставят знаки: +, -,?  + доволен работой, - не доволен, ? что-то не получилось.

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука"

Методическая разработка урока русского языка для 1класса по те...

Урок русского языка в 1-м классе по теме: "Русская азбука, или алфавит"

Обобщающий урок по русскому языку  по теме: "Русская азбука, или алфавит"...

Урок русского языка по теме "Русский язык и алфавит" 1 класс "Школа России"

Тема: Русский алфавит или азбука.Цель: познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение....

Конспект урока русского языка в 1 классе по теме "Русский алфавит или азбука" УМК "Школа России"

Дети познакомятся с этимологий слов "Алфавит", "Азбука", со значением алфавита в жизни людей; получат возможность называть буквы в алфавитном порядке....

Презентация к уроку русского языка по теме "Русский алфавит, или Азбука" 1 класс

Презентация к уроку русского языка по теме "Русский алфавит, или Азбука" 1 класс...

Конспект урока русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".

Урок русского языка 2 класс по теме "Русский алфавит или азбука".Цель: создать условия для обобщения и расширения знаний обучающихся о русском алфавите (азбуке); создать условия дл...