Урок русского языка на тему: "Русский алфавит или азбука"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)
Предварительный просмотр:
Тема | Русский алфавит, или азбука |
Педагогические цели | Создать условия для ознакомления с алфавитом (азбукой) и его ролью в жизни людей, правописанием |
Тип урока | Решение учебной задачи |
Планируемые результаты (предметные) | Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, |
Личностные | Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе |
Универсальные | Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной Познавательные: общеучебные – владеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; логические – осуществляют логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам); устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; осуществляют построение рассуждений, отнесение к известным понятиям. Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет |
Основное содержание | Русский алфавит. Азбука. Значение алфавита. Знание алфавита: правильное называние букв, знание их последовательности. Палиндром. Слова с непроверяемым написанием: алфавит, ноябрь |
Образовательные | Схема «Алфавит». Орфографический и толковый словари |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Приемы контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I. Мотивирование к учебной | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствие учащихся. – Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. Будем мы писать, трудиться, Ведь заданья нелегки. Нам, друзья, нельзя лениться, Так как мы – ученики. – Проверим готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Чистописание | Индивидуальная. Практический. Письмо | ч Ч чу ча | Выполняют письмо по образцу | Вырабатывают калли-графический почерк | Правильное написание |
III. Проверка Работа в рабочей тетради (№ 71, 72) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Какие слова вы составили – Прочитайте составленные предложения (№ 71). – Какие слова вы вписали | – Санки, коньки, горка, зима. Читают предложения. – Звуков, звуки, буквами | Устанавливают правильность выполнения домашнего задания, выявляют пробелы и осуществляют их коррекцию | Упражнения |
IV. Постановка учебной задачи (учебник, с. 81) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | – Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче- | – Как мы используем алфавит? | Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем | Беседа по вопросам |
– Цель нашего урока состоит | |||||
V. Усвоение 1. Работа | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа | Предлагает ответить | Называют буквы | Называют буквы правильно и располагают их в алфавитном порядке. Объясняют, где может пригодиться знание алфавита | Чтение букв, |
2. Словарно-орфографическая работа. Алфавит | Индивидуальная. Практический. Письмо | – Прочитайте словарное слово, спишите его, запомните напи- | Запоминают право- | Усваивают написание непроверяемого слова | Письмо |
3. Запись букв по алфавиту. Буквы, обознача- | Индивидуальная. Практический. Письмо | – Впишите пропущенные буквы алфавита. – Запишите строчные буквы | Вписывают пропущенные буквы алфавита. Выписывают две группы строчных букв | Осуществляют классификацию букв по заданному критерию. Определяют положение букв в алфавите | Письмо |
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Нежный маленький бутон, Свернут туго-туго он. Солнце луч ему протянет, И бутон гвоздикой станет | Дети приседают Встают на носочки и вытягивают руки вверх | Осуществляют профилактику утомления | Правильное выполнение дви- |
4. Развитие речи (упр. 123) | Групповая, Словесный, Беседа, письмо | Предлагает рассмотреть рисунки, прочитать слова, объяснить их значения, составить предложения к каждому рисунку | Объясняют значения слов, записывают их в алфавитном порядке, составляют предло- | Осмысленно строят ответы на вопросы. Грамотно составляют предложения к ри- | Беседа по вопросам, письмо |
5. Чтение букв | Парная. Словесный, наглядный. Чтение | – Кто быстро и правильно назовет парами данные буквы? | Называют буквы | Правильно называют буквы. Контролируют действия партнера | Чтение букв |
6. Запись слов в алфавитном порядке. Работа с орфографическим словарем (упр. 125) | Групповая. Практический. Письмо, чтение | – Прочитайте. По алфавиту – Запишите слова в алфавитном порядке, вставьте пропущенные буквы. – Проверьте написание слов | Читают слова. Вставляют пропущенные буквы. Располагают слова в алфавитном порядке. Сверяют написание слов и расположение в алфавитном порядке с орфографи- | Осуществляют правописание словарных слов и самопроверку с помощью орфографического словаря. Правильно располагают слова в алфавитном порядке | Письмо |
7. Игра «Отгадай слово» (упр. 126). Словарно-орфо-графическая | Коллективная, индивидуальная. Практический. Письмо | – Отгадайте слово. Что оно – Прочитайте словарное слово, спишите его, запомните напи- | Запоминают правописание словарного слова | Усваивают написание непроверяемого слова | Письмо |
8. Лексическое значение слов (упр. 127). | Фронтальная. Словесный, практический. | Объясняет задание, организует его выполнение с помощью | Объясняют значения слов. Записывают | Извлекают необходимую информацию из толкового словаря. | Упражнение |
Работа с толковым словарем | Беседа, письмо | Составляют предло- | Привлекают знания алфавита | ||
9. Палиндром (упр. 128). Дифференцированное задание | Групповая. | Знакомит с палиндромом, предлагает из данных слов составить и записать палиндром | – На баклажан нажал | Учатся составлять палиндром. Умеют работать коллективно | Палиндром |
VI. Закрепление знаний и способов действий. Работа в рабочей тетради (№ 77) | Индивидуальная. Практический. Письмо | – Запишите по алфавиту сначала названия летних, а потом осенних месяцев | – Август, июль, июнь. – Ноябрь, октябрь, | Определяют положение буквы в алфавите: ближе к концу, середине, началу | Письмо |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Фронтальная. Словесный. Беседа | – На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Какой вид работы понравился больше? | Отвечают на вопросы | Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке | Беседа по вопросам. Саморе- |
VIII. Домашнее задание. Работа в рабочей тетради (№ 79) | Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя | Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи | Принимают учебное |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 1 классе "Алфавит"(перспективная начальная школа)
Урок построен с учетом стандартов 2-го поколения. На уроке дети знакомятся с алфавитным принципом расстановки книг на библиотечных полках, словарях. Применение алфавитного принципа в повседневной жизн...
Урок русского языка в 1 классе на тему Азбука, или алфавит
Конспект урока русского языка в 1 классе на тему Азбука, или алфавит...

Урок русского языка «Как мы используем алфавит?» (1 урок), 2 класс.
Урок русского языка «Как мы используем алфавит?» (1 урок), 2 класс....

Урок русского языка по теме "Русский язык и алфавит" 1 класс "Школа России"
Тема: Русский алфавит или азбука.Цель: познакомить детей с русским алфавитом и объяснить его значение....

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Презентация к уроку русского языка по теме "Русский алфавит, или Азбука" 1 класс
Презентация к уроку русского языка по теме "Русский алфавит, или Азбука" 1 класс...
