Урок русского языка в 1 классе на тему Азбука, или алфавит
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Конспект урока русского языка в 1 классе на тему Азбука, или алфавит

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_ili_alfavit.doc112.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка на тему

«Азбука, или алфавит»

учитель Громкова Анна  Юрьевна

  1. Организационный момент

  1. Чистописание

У:  А сейчас – чистописание,

     Приложите свои старания.

     И посадку при письме

     Покажите-ка вы мне!

Посмотрите на доску. Кто изображен на картинках?

Д: Кот, кролик, кит.

(на доске – соответствующие иллюстрации)

У: Верно. А на какую букву начинаются все эти слова?

Д: На букву «К».

У: Да, это так. Откройте свои тетради для чистописания. Пропишите 3 раза заглавную букву «К». Посмотрите на доску, здесь вы видите образец написания этой буквы.

     Теперь пропишите 3 раза строчную букву «к».

     Посмотрите на доску. Что это такое?

Д: Это соединения буквы «к» с буквами «о», «а», «р».

У: Верно. А какие это соединения?

Д: Все эти соединения – верхние.

У: Молодцы. Пропишите эти соединения два раза в таком порядке, в котором они даны на доске. (ко, ка, кр.)

   А теперь снова посмотрите на доску. Кто может прочитать мне, что здесь написано?

Д: Кот ловил мышей и крыс.

     Кролик лист капустный грыз.

У: Молодец, спасибо. Эти строчки, ребята, написал Самуил Яковлевич Маршак. Кто может прочитать мне все слова, в которых есть буква «к»?

Д: Кот, крыс, кролик, капустный.

У: Верно. А что общего у этих слов помимо того, что в них есть буква «К»?

Д: Они все начинаются с этой буквы.

У: Запишите, пожалуйста, в свою тетрадь эти предложения, диктуя себе по слогам.

     Поставьте в тексте ударения. Кто хочет выйти к доске и расставить ударения?

     Давайте подчеркнем в этих предложениях главные члены. Кто хочет сделать это на доске? Почему ты так решил?

  1. Словарно-орфографическая минутка

У: Пропустите одну строчку и напишите слово «Словарь». Поставьте двоеточие. Рассмотрите иллюстрации, висящие на доске. Что изображено на первой иллюстрации?

Д: Ребята.

У: Посмотрите на доску. Какую букву мы здесь вставим?

( на доске: р…бята)

Д: Букву «Е».

У: Молодцы. Давайте запишем это слово.

( аналогично со словами: рисунок, месяц, собака, город)

  1. Объявление темы, постановка целей урока

У: Ребята, отгадайте загадку:

     На странице букваря
     Тридцать три богатыря.
     Мудрецов – богатырей
     Знает каждый грамотей.

Д: Азбука. Алфавит.

У: Совершенно верно. Тема нашего сегодняшнего урока – азбука, или алфавит. Мы с вами вспомним, как верно называются и как читаются буквы алфавита, их порядок.

     

  1. Повторение

У: Ребята, а кто знает, как образовались слова «азбука» и «алфавит»?

Д: Слово “азбука” русское, “алфавит” – греческое. Образованы они одинаково – из названий первых букв. Раньше букву “А” называли “Аз”, “Б” – “Буки”. Эти названия сохранились в слове “азбука”. В греческом языке первая буква называлась “Альфа”, вторая –  “Вита”. Отсюда – слово алфавит.

У: Ребята, а сколько букв русском алфавите?

Д: 33.

У: Ребята, вы молодцы. А теперь, откройте свои учебники на странице 36. Посмотрите, внизу страницы есть правило. Кто хочет его прочитать?

Д: Азбука, или алфавит – это буквы, расположенные друг за другом в определенном порядке.

У: Кто может повторить?

Д: (повторяет 1 – 2 учащихся)

У: Молодцы. А зачем нам необходимо знать порядок букв в алфавите?

Д: Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Справочники составляются по алфавиту.

У: Да, это так. А теперь давайте прочитаем буквы, правильно их называя. Запомните, ребята: ошибки в названиях букв – грубое нарушение, а  правильное название букв является показателем культуры человека.

(дети читают алфавит по цепочке)

  1. Работа с учебником (стр. 37)

У: Ребята, посмотрите на страницу 37.  Сейчас мы выполним  № 60. Нам необходимо записать имена в алфавитном порядке. Кто может прочитать эти имена?

Д: Виктор, Иван, Елена, Андрей, Сергей, Яков, Людмила.

У: Откройте свои тетради. Какое имя мы напишем первым?

Д: Андрей.

У: Почему?

Д: Потому что буква «А», на которую начинается это имя – самая первая в алфавите.

(на доску прикрепляется карточка с именем «Андрей»)

У: А есть ли у вас в классе мальчик с таким именем?

Д: …

У: Запишите в тетрадь.

Какое имя мы напишем следующим?

Д: Виктор.

(далее задание выполняется аналогично.)

У: Теперь выполним номер 59. Запишите в свою тетрадь букву, которая стоит в алфавите после буквы «з». Что это за буква?

Д: И.

У: Следующая буква стоит перед буквой «н».

Д: Это буква «М».

У: Третья буква в алфавите последняя.

Д: Буква «Я».

У: Что за слово у нас получилось?

Д: Имя!

У: Молодцы. Теперь выполним номер 61. Я буду читать вам задание, а вы записывать в тетрадь нужные буквы. После этого все вместе проверим.

Итак, в слове 4 буквы. Первая буква в алфавите седьмая. Вторая – в алфавите тринадцатая. Третья буква слова – в алфавите двенадцатая. Четвертая  буква – в алфавите первая. Что за слово у вас получилось?

Д: Елка!

У: Молодцы!

  1. Физминутка

Учитель называет буквы, а дети их изображают.

  1. Работа с учебником (стр. 37)

У: А теперь продолжим работу. Выполним номер 62. Вам необходимо написать фамилии писателей в алфавитном порядке. Прочитайте их.

Д: Толстой, Крылов, Чехов, Пушкин, Житков.

У: Все эти фамилии принадлежат замечательным русским писателям. Кто из вас уже знаком с их творчеством? Что вы уже прочитали?

Д:…

У: Молодцы! Вы все еще успеете прочитать многие прекрасные произведения этих писателей.

Теперь постарайтесь самостоятельно записать фамилии писателей в алфавитном порядке. Потом проверим все вместе.

(выполнение задания, проверка – карточки на доске)

У: Теперь запишите у себя в тетрадях слово из 5 букв, первая буква которого стоит перед буквой Л; вторая – после буквы М; третья – в алфавите десятая; четвертая – четвертая и в алфавите, а пятая – в алфавите первая.

Что за слово у вас получилось?

Д: Книга.

У: Верно. Молодцы. Теперь выполним упражнение 63. Нам необходимо написать в алфавитном порядке названия городов. Прочитайте их.

Д: Вологда, Самара, Бийск, Омск, Тула, Иркутск, Москва, Уфа, Рязань.

У: Кто когда-нибудь бывал в каком-нибудь из этих городов?

Д:…

У: Выполните это задание самостоятельно. После этого - проверим.

(выполнение задания)

У: Теперь тот, кого я вызову выйдет к доске и вывесит на доску карточку с названием города, а все остальные следят, верно ли выполнено задание.

(учащиеся по 1 выходят к доске и вешают карточки)

  1. Закрепление

У: Ребята, сейчас вы получите листки с рисунками, но они не закончены. Чтобы их закончить, вам нужно соединить точки. Но не просто так. Каждая точка обозначена буквой. Вам необходимо соединить точки в алфавитном порядке.

(выполнение задания)

У: итак, что у вас получилось?

Д: Мышка!

У: Верно! Молодцы.

  1. Итог урока

У: Ребята, что мы сегодня делали на уроке? Что повторили? Что вам понравилось? Что у вас лучше всего получилось?

  1. Орг. момент