Урок литературного чтения И. Тургенев "Воробей"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Урок разработан по тексту И.С. Тургенева «Воробей» из учебника Н.А.Чураковой «Литературное чтение» (развивающая программа Л.В.Занкова). Текст изучается в разделе «Такой хрупкий и такой прочный мир чувств». В произведении затронута тема самоотверженности и любви. Произведение позволяет показать обучающимся, что не только в поэтическом, но и в прозаическом тексте можно передать эмоциональное впечатление, жизненное переживание. Содержание текста И.С. Тургенева «Воробей» дает возможность  работать над изобразительными средствами художественного произведения, художественными образами; учить анализировать произведение с целью выявления сюжетных линий,  определения эмоционального состояния героев, выяснения мотивов их поступков; воспитывать бережное отношение к своим родителям, умение любить и дарить любовь людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vorobey.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

                              Урок литературного чтения в 3 «А» классе 22.04 2013г.

                                            Учитель: Кравченко В.А.

                                             Пояснительная записка

Урок разработан по тексту И.С. Тургенева «Воробей» из учебника Н.А.Чураковой «Литературное чтение» (развивающая программа Л.В.Занкова). Текст изучается в разделе «Такой хрупкий и такой прочный мир чувств». В произведении затронута тема самоотверженности и любви. Произведение позволяет показать обучающимся, что не только в поэтическом, но и в прозаическом тексте можно передать эмоциональное впечатление, жизненное переживание. Содержание текста И.С. Тургенева «Воробей» дает возможность  работать над изобразительными средствами художественного произведения, художественными образами; учить анализировать произведение с целью выявления сюжетных линий,  определения эмоционального состояния героев, выяснения мотивов их поступков; воспитывать бережное отношение к своим родителям, умение любить и дарить любовь людям.

Тема: Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте.

                                        (И.С. Тургенев. «Воробей»)

Цели урока:

  1. познакомить детей с произведением И.С.Тургенева “Воробей”;
  2. учить анализировать произведение с целью выявления сюжетных линий,  определения эмоционального состояния героев, выяснения мотивов их поступков;
  3. развивать умения находить главную мысль в тексте, выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
  4. развивать внимание к авторскому слову, речь учащихся, воображение;
  5. воспитывать чуткое отношение к животным, любовь к природе;
  6. продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал;
  7. формировать умения работать в паре, воспитывать культуру общения, самостоятельность, активность;
  8. формировать универсальные учебные действия:

личностные (нравственно-этическая ориентация, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, самоопределение, эмпатия, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности);

регулятивные (саморегуляция, оценка, целеполагание, волевая саморегуляция, планирование, познавательная инициатива, оценка результата работы, контроль, познавательная саморегуляция, осуществление самоконтроля и контроля, коррекция, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности); 

познавательные (общеучебные универсальные действия, анализ, синтез, обобщение, умозаключение, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи совместно с учителем, построение речевых высказываний, выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование знаний, рефлексия, поиск и выделение необходимой информации, рефлексия способов и условий действия);

коммуникативные (планирование учебного сотрудничества, учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных, управление поведением партнёра).

Оборудование: эпиграф к уроку записан на доске:

       Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.

        Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

                                                                                                 (И. Тургенев)

    учебник, словарь С. Ожегова, портрет писателя,  карточки дифференцированным заданием, иллюстрации.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Формы обучения: коллективная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы (приемы) обучения: наглядные (иллюстрации, схемы), практические (упражнения, самостоятельная работа), исследовательские, деятельностный, словесные (рассказ, эвристическая беседа).

Технологии: проблемного обучения, здоровьесберегающие, личностно-ориентированного, дифференцированного обучения.

Планируемый результат: обучающиеся научатся  выделять систему событий, составляющих основу произведения, находить главную мысль в тексте.

                                                           

                                                    Ход урока

I  Организационный момент:  

 Цель: проверить готовность к уроку, настроить на рабочий лад.

Мы урок наш начинаем,

Что-то новое узнаем.

Интересно нам читать,

Думать, мыслить, рассуждать.

   Рефлексия : Что вы хотите пожелать товарищу на сегодняшнем уроке?

   Я желаю вам трудолюбия,  знаний,  внимания!

                                                                     

II    Актуализация опорных знаний.

                 Цель: установить правильность, полноту и осознанность выполнения Д/З

                                 всеми учащимися;   настроить на изучение нового произведения

1. Фонетическая зарядка (скороговорка)

Воробья врачи спасли,

В вертолет его внесли.

Вертолет вертел винами,

Волновал траву с цветами.

- Какие звуки отрабатываем?

Задания: читаем медленно, быстрее, быстро, тихо, громко.

- О ком скороговорка?

- Найдите среди птиц нашего героя.

2. Проверка домашнего задания:  Какие произведения о воробьях вы самостоятельно нашли? (Дети рассказывают стихи, загадки, прозаические произведения о воробьях)

3. Найди лишнюю фамилию: А.С.Пушкин, Н.Н. Некрасов, М.Ю.Лермонтов, И.Бунин, М.Цветаева, Д.Кедрин, И.С.Тургенев.

На доске портрет.  Иван Сергеевич Тургенев  (1818-1883 гг.) Родился будущий писатель в г. Орле. Начал учебу в университете, когда ему еще не было 15 лет. Любил учиться и был прилежным  учеником. Написал много  повестей, романов, рассказов. Журналы с удовольствием печатали его произведения. Самые значимые его книги для детей  «Записки охотника», «Муму».

III    Формирование новых знаний и умений.

        Цель: создать условия для знакомства  с произведением,   учить выделять главное в произведении.

        1. Формирование темы и задач урока:

 - Исходя из выполненных заданий, сформулируйте тему урока.

 - Какие цели поставим на сегодняшний урок?

( Познакомиться с текстом И.С. Тургенева «Воробей» и

узнать, может ли прозаический текст произвести сильное эмоциональное впечатление),  

               План работы на урок.

  1. Будем работать над содержанием произведения, чтобы ответить на вопрос: «Зачем писатель поведал нам эту историю о воробье?»
  2. Будем анализировать текст по частям, подбирать заголовки (их 3), составлять план.
  3. Составим характеристику воробья.
  4. Обобщение-рассуждение: как называется сила, которая сильнее всего на земле?

-В конце разговора о воробьиной семье мы сделаем вывод для себя. Какой он будет, зависит от того, как вы поймете главную мысль произведения.

       

    2. Работа с эпиграфом.

- Прочитайте эпиграф на доске. Как вы поняли эти слова?

- Я думаю, что эти слова очень подойдут к нашему уроку, потому что они несут в себе глубокий смысл. Как  их понять и принять?  Пожалуй, это будет непросто, но я уверена, что все, о чем мы сегодня прочитаем, о чем будем размышлять, поможет вам проникнуть в смысл данных слов и сделать их своим жизненным девизом.

  - К этим словам  И. Тургенева мы будем возвращаться на протяжении всего урока.

  - Какая бывает любовь? (Родительская,  материнская,  взаимная, безответная и т.д.)

   Лексическое значение слова  «любовь» ( по словарю русского языка С.Ожегова) – чувство самоотверженной, сердечной привязанности.  ( зачитывает подготовленный ученик)

     

         3.  Работа над рассказом И.С.Тургенева  «Воробей».

    1)    Первичное чтение учителем, проверка восприятия.

- Почему автор назвал воробья «героической птицей»?

                   2)   Словарная работа:

АЛЛЕЯ САДА - дорога с рядами деревьев, посаженными по обеим её сторонам.

ДЕТИЩЕ - то же, что ребёнок (сын или дочка) (устар.)

ЖЕРТВОВАТЬ - подвергать опасности; поступаться кем-, чем-нибудь, ради кого-, чего-нибудь.

БЛАГОГОВЕТЬ – относиться с уважением, с глубочайшим почтением.

                  3)   Работа над текстом по частям.

                        1 часть.

                  - Где происходят описанные события?

                  -  Прочитайте, как повела себя собака.

                  - Кого увидел автор на аллее?

                  - Прочитайте, как описан воробей.

                  - Почему он сидел неподвижно, беспомощно расставив крылышки? (не умел летать)

                 Озаглавим часть: «Возвращение с охоты».

                         2 часть.

   (При анализе части составляется характеристика)

  - Как описывается воробей?  (Старый, черногрудый)

- Какой по сравнению с ним казалась собака? (Громадное чудовище)

 - Как оказался воробей рядом с собакой?  (Камнем упал,  ринулся спасать, заслонил собой)

 - А если бы летел, как пушинка, как шарик, изменилось бы содержание эпизода?

- Что заставило старого воробья спасать молодого?

- Прочитайте, как чувствовал себя воробей в этот момент?

 -  Какое чувство у вас появилось к старому воробью?

 - Как сказать по-другому? Как выразить его внутреннее состояние в этот момент? (Ему было страшно)

 - Но что же им двигало? (Чувство  ответственности, любовь)

 - Как автор говорит о поступке старого воробья?  Прочитайте.

   Озаглавим часть: «Встреча собаки и воробья».

                           3 часть.

- Как повела себя собака?  Прочитайте.

-Что значит «смущенный пес»?

- Прочитайте, как автор называет воробья. ( Маленькой героической птицей)

-Добавляем в характеристику : «Героическая птица».

- Как понять слово «героическая»? (  Объяснение по словарю С. Ожегова)

 - Исходя из толкования слова «героический», правильно ли И. Тургенев назвал птицу, сделал вывод  о   своем герое?

   Озаглавим часть: «Сила родительской любви».

IV.   Формирование практических умений и навыков:

 Цель: учить находить ответ на поставленный вопрос, дать характеристику главному герою и его взаимоотношениям с другими героями.

    1.  Работа над образами героев и их взаимоотношений.

– Мы проанализировали это произведение.

– Как вы думаете, мог ли автор назвать его по-другому?

– Давайте ещё раз посмотрим, казалось бы на маленький образ, с большими поступками.

– Какой он наш герой?

Характеристика  «Какой воробей?»          (слова вывешиваются на доске)

        Старый        Ответственный

        Черногрудый        Заботливый

        Смелый        Любящий

– Что мы узнали из текста о воробье? (Черногрудый, старый.)

– Что ещё узнали? (Что он совершил героический поступок – защитил своего птенца.)

– Рассмотрим взаимоотношения нашего героя с остальными героями произведения.

– Назовите других героев произведения. (Молодой воробей, собака Трезор, автор.)

– Какие отношения складываются у старого воробья с молодым?

(Защита и любовь.)

– Что испытывает он перед собакой? ( Страх и ужас.)

– А собака в свою очередь? (Смущение, признание силы любви.)

– Как автор относится к старому воробью? Что чувствует? (Благоговение.)

– Какое слово повторяется в этих взаимоотношениях? (Любовь.)

– С какой целью автор рассказал нам эту историю?

– Прочитайте, пожалуйста. (Чтение последних двух абзацев.)

– Что заключается в этих словах? (Главная мысль этого произведения, это и есть идея произведения.)

V  Закрепление новых знаний и умений.

         Цель: выяснить, что усвоили обучающиеся и над чем надо поработать.

1. Расположите иллюстрации в нужной последовательности:

 (работа в парах).

2. Работа в группах. ( Придумайте  2 предложения, которые начинаются  с данного слова…)

1. ПОЧЕМУ?

 2. НАЗОВИ .

3. ПРИДУМАЙ.

4. ОБЪЯСНИ.

5.ПРЕДЛОЖИ.

6.ПОДЕЛИСЬ.

Вопросы групп:

  1. Почему воробей выпал из гнезда? Почему автор так назвал текст? Почему собака не тронула воробья? Почему воробей защитил своего птенца?
  2.  Назови главного героя текста. Назови автора произведения. Назови заголовок текста. Назови место, где происходило это событие. Назови кличку собаки.
  3. Придумай другое название текста. Придумай конец этой истории.
  4. Объясни, почему старый воробей спас. Объясни, почему воробей одичал. Объясни, что сила любви сильнее смерти. Объясните, этот текст – рассказ или сказка?
  5. Предложи другую кличку собаки. Предложи другое название текста.
  6.  Поделись своими впечатлениями. - Какой эпизод в рассказе производит «сильное» впечатление? Поделись своим мнением - это сказка или рассказ? Как автор  относится к старому воробью?

3.   Кроссворд (самостоятельная работа)

  1. Кличка собаки охотника.
  2. Птичка - невеличка, ножки имеет, а ходить не умеет. 
    Хочет сделать
     шажок - получается прыжок.
  3. Чувство, заставившее воробья жертвовать собой.
  4. Фамилия охотника.

 

VI      Итог урока:

  Цель: дать качественную оценку работе класса, выставить оценки и прокомментировать их.

Чему посвящен был урок? Что узнали нового? Чему учились?

 С какой целью автор рассказал нам эту историю?

- Может ли прозаический текст произвести сильное эмоциональное впечатление?

- Придя домой, что вы расскажете родителям о воробьях? Что нового о них вы узнали сегодня на уроке?  Чья работа на уроке вам понравилась? (Ответы детей. Выставление и комментирование оценок).

Рефлексия: Я дарю вам сердечки.  Пусть эти сердечки послужат настоящими символами любви ко всему, что вас окружает, и вы сможете наполнить их словами любви (в прозе и в стихах) к близкому, любимому вам человеку. А может выразить своё отношение к старому воробью или дать совет молодому воробышку (например, беречь сердце своих родителей).

-Сердечки дома заполните словами любви и подарите тем, для кого предназначены ваши слова.

VII     Домашнее задание: Цель: обеспечить понимание учащимися цели, содержания, способов  выполнения д/з.

- Предлагаю выполнить домашнее задание по выбору: 

1) выразительно прочитать текст;

2) выучить наизусть три последних предложения (эпиграф);

3) подробный пересказ от лица взрослого воробья.

                                      САМОАНАЛИЗ

Мною был проведен открытый урок литературного чтения в 3 «А» классе по теме И.С.Тургенева “Воробей”. Учитывая, что в этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление отобрала следующие методы: деятельностный, словесные, наглядные и практические. Одно из направлений, которое я учитывала при формировании смыслового чтения – это развитие навыка чтения, где я старалась определить работу над выразительностью чтения. Уделяла большое внимание работе по формированию литературоведческих понятий: жанр, тема, главные и второстепенные герои. Работала над средствами художественной литературы: подбор синонимов, выбор точного слова, а также над значением слов и выражений. Работа со “Словарём слов” учит понимать слово в его контекстном значении. Это очень важно для подготовки детей к успешному обучению в старших классах. Для отработки навыка чтения, развития внимания к отдельным частям и эпизодам произведения на этапе вторичного чтения применяла задания аналитического характера. Чтобы помочь осознать последовательность и смысл событий, выявить главную мысль текста использовала работу с сюжетно-композиционным треугольником. (Дети определяли все этапы: вступление, завязка, развитие событий, кульминация, продолжение, развязка и заключение.) Старалась продумать каждый этап урока, завершая его выводом.   Использование деятельностного метода позволило мне добиться самостоятельной активности детей, дети с удовольствием участвовали в обсуждении произведения. Организуя подведение итогов работы каждым учеником на всех этапах урока, по итогам урока в целом формировала умение оценивать себя, требовательно к себе относиться, таким образом, закладывала основы формирования собственного “Я”, что необходимо на следующей ступени обучения. На уроке использовала смену видов деятельности (работа с книгой, словарём, составление картинного плана), это помогало снизить напряжение и поддержать интерес к изучаемому материалу. Главную мысль произведения дети определили, формирование универсальных учебных действий осуществлялось на всех этапах урока, при этом ученики во время занятия были активны, заинтересованы, поэтому можно сделать вывод, что учебный материал успешно усвоен, цели урока были достигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...