Оценка качества знаний по литературному чтению в начальной школе
статья по чтению по теме

Хворост Алла Валентиновна

В "рабочем виде" цель литературного образования может быть представлена следующим тезисом:

"Через подготовку квалифицированного читателя - к формированию духовно полноценной личности".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хворост Алла Валентиновна

учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 3 г. Гуково

Ростовской области

Квалификационная

категория -   высшая

Стаж работы – 20 лет

Оценка качества знаний обучающихся по литературному чтению в начальной школе   

        Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний обучающихся. Проверка навыка чтения включает в себя индивидуальную проверочную работу, которая проводится в процессе текущих уроков по чтению и состоит из чтения вслух и индивидуального контакта с ребёнком, и коллективную проверочную работу, состоящую из чтения «про себя» и письменного выполнения задания.

       Индивидуальная проверка каждого ребёнка даёт достаточно полное представление об уровне обученности  младших школьников. Обучающемуся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путём фиксации ошибок при чтении, определении числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, осознанности, выразительности, сформированности читательских (умению кратко характеризовать главную мысль произведения, высказывать оценочные суждения о прочитанном, пересказывать прочитанное, приводить примеры из круга детского чтения, а также различать, сравнивать произведения по видожанровым  разновидностям).

Фамилия, имя обучающемуся, школа, класс

Читает вслух со скоростью

90-100 слов в минуту

80-90 слов в минуту

70-80 слов в минуту

менее 70 слов в минуту

1.Читает осознанно, не делает неоправданных пауз

Делает неоправданные паузы (1 -2)

Делает неоправданные паузы (3 -4)

Делает неоправданные паузы (5 и более)

2.Правильно отвечает на поставленные вопросы

Допускает неточности в ответах

Затрудняется ответить на некоторые вопросы

Не может ответить на поставленные вопросы

3.Понимает главную мысль текста и умеет её выразить

Понимает главную мысль, но выражает её неточно

Затрудняется в определении главной мысли без наводящих вопросов

Не может выделить главную мысль

4.Пересказывает прочитанное логично, полно, не допускает речевых ошибок

Допускает в пересказе 1 -2 ошибки

Затрудняется передать содержание связно

Не может передать содержание текста

5.Может привести примеры произведений из круга детского чтения, ориентируется в мире книг

Допускает неточности в названиях произведений, называет не менее 5 произведений

Называет ограниченное число произведений (3), допускает неточности в названиях

Не может привести примеры произведений, называет 1 -2 произведения, испытывает затруднения, ошибается

6.Различает, называет книги

Допускает неточности в названиях (1 -2)

Допускает неточности в названиях (3 -4)

Допускает более 3-х ошибок

7.Различает произведения по их принадлежности к разным видам, жанрам; из предложенных5 произведений правильно определяет все виды жанров

Допускает 1 ошибку

Допускает 2 -3 ошибки

Допускает более 3-х ошибок

     Скорость же чтения не является доминирующим требованием, так как зависит от личностных особенностей ребёнка (темперамента, уровня сформированности речевого аппарата и т.д.).

     Измерение уровня подготовки по чтению посредством чтения «про себя» становится возможным только на завершающем этапе обучения чтению в начальной школе. Это этап совершенствования синтетического навыка чтения и создания базы для овладения основным типом чтения – автоматизированным чтением. В данной ситуации понимание опрежает прочтение, темп чтения задаётся личностными особенностями чтеца, учётом характера текста, но на уровне не ниже примерных общепринятых норм: 80-85 слов в минуту «вслух», 95-100 слов «про себя». Преобладающий вид чтения для данного периода – чтение «про себя». Чтение «про себя» для учащихся начальной школы – умение более высокого уровня. Если выпускник начальной школы демонстрирует оптимальное качество чтения «про себя», это может быть неоспоримым критерием его умения читать. Преимущество этой формы заключается в том, что ребёнок находится в привычной для него обстановке, на своём рабочем месте и выполняет задания, который выполнял ранее. В процессе коллективной проверочной работы проверяется умение читать и понимать общее содержание текста, делить его на части и устанавливать связь между частями текста. Для коллективной проверочной работы обучающимся предлагается незнакомый, доступный по содержанию текст, с чёткой структурой, объёмом 1500 слов. Время чтения 10-15 минут для чтения предоставляются тексты художественные, прозаические, отрывки из произведений, составляющих круг детского чтения. При наличии слов, нуждающихся в объяснении, даются сноски  с их толкованием.

    К тексту предлагаются следующие задания:

  1. Прочитай текст «про себя», подумай, о чём рассказал тебе автор. Как ты относишься к тому, о чём узнал?
  2. Разбей текст на части и отдели одну часть от другой горизонтальной линией на полях справа.
  3. Озаглавь части текста, напиши заголовки на листе, где написано слово «план».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная проверка знаний обучающихся по литературному чтению в начальной школе

Индивидуальная проверка каждого ребёнка даёт достаточно полное представление об уровне обученности младших школьников....

ДОКЛАД на тему: «Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения»

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Каменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом деятельно...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Использование инновационных технологий при обучении литературному чтению в начальной школе. Театрализация на уроках литературного чтения

В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоят...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы ( УМК "Начальная школа 21 века")

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....

Доклад "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе. Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельности учителя начальных классов. "

Доклад на тему "Выстраивание системы внутреннего мониторинга и оценки качества образования по предмету математика в начальной школе.Диагностические методы инструментарий в педагогической деятельн...

• Применение ИКТ на уроках литературного чтения в начальной школе для реализации ФГОС. Курс литературного чтения Ефросининой Л.А. (система Н.Ф. Виноградовой)

Тема: Интерактивные наглядные пособия для эффективного проведения уроков литературного чтения в начальной школе.Применение ИКТ на уроках чтения  в начальной школе для реализации ФГОС.Приёмы модел...