Урок Литературного чтения "М. М. Зощенко Великие путешественники "
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Пуценко Дарья Андреевна

 

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Чураковой Н.А на тему:  «М.М.Зощенко. Великие путешественники»» (урок вн.чтения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kisl_dashi.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе по учебнику Чураковой Н.А на тему:  «М.М.Зощенко. Великие путешественники»» (урок внеклассного чтения)

Цель: знакомство с некоторыми комическими приёмами, используемыми М. Зощенко в рассказе.

- комические ситуации;
- использование взрослых слов и выражений в речи детей;
- комические сравнения и эпитеты.

Задачи:

- Учить давайте характеристику героев по их речи и действиям.

- развивать у детей навыки анализа юмористического произведения; выразительного чтения и развивать навыки составления характеристики героев, опираясь на их речь.

- Дать понятие юмора; выявить отличительные признаки.

- Познакомить детей с автобиографическими данными писателя.

- Проанализировать произведение, основываясь на речь и действия героев.

Оборудование: плакат, портрет Зощенко, раздаточный материал (таблицы).

Ход  урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг.момент

Здравствуйте, садитесь. Проверьте, все ли готово к уроку.

2. Проверка д/з

Начнем наш урок с проверки домашнего задания. Напомните, что вам было задано?

Спрашиваю 3-4-х желающих.


Выучить наизусть стихотворение Тютчева «В небе тают облака».


3. Подготовка к восприятию.

Внимание на доску… На доске плакат (нарисую плакат, на котором изображу предметы)

Кому и для чего могли бы понадобиться эти вещи?



Правильно. А кто из вас бывал в походе или путешествии, поделитесь своими впечатлениями?


Как вы собирались в поход, путешествие?


Герои одного из произведений, прочитанного вами к уроку тоже собирались в поход.

Кто автор этого произведения?





Туристам, путешественникам, в походе и т.д











Зощенко Михаил Михайлович.

4. Первичное чтение учителем

Обратимся к биографии Зощенко.         


Доклады учащихся.


И так, мы с вами познакомились с биографией Зощенко.  А как называется произведение этого автора, которое вы прочитали к сегодняшнему уроку?








Великие путешественники.

5. Сообщение цели урока.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с комическими приемами, которые использует автор в своем произведении, а так же научимся давать характеристику героев по их речи и поступкам.  




.



6.Знакомство с комическими приемами, используемые автором.

У вас на партах лежат таблицы, посмотрите на них.

Комические приемы, используемые автором.

1.


2.


3.


4.


Прочитайте подзаголовок таблицы.

- Как вы считаете, что такое комический прием?



- Как вы думаете, какую работу нам нужно будет выполнить по этой таблице?

- Правильно, слушаем внимательно, так как по ходу урока нам нужно будет заполнить эту таблицу.

- Вернемся к произведению.

- Понравился ли вам рассказ?

- А какой он по настроению?

- Назовите главных героев этого произведения?

- Это о них автор говорит «великие путешественники»?

- Что рассмешило вас в рассказе?



- Прочитайте отрывки, когда вам было смешно.

- Автор нарочно заставляет героев попадать в смешные (комические) ситуации. Здесь мы смеемся просто над нелепостью или необычностью этих приключений.

- А почему ребята попадали в такие смешные истории?

Я на доске, дети в таблицах.

И так, первый прием, который использует автор – комические ситуации. 

- Найдите в тексте и прочитайте отрывки, в которых встречаются устойчивые выражения, которые еще называются поговорками или фразеологизмами. Обычно поговорки часто употребляют в своей речи взрослые люди, а дети еще неточно знают их смысл, и поэтому используют их редко.


- Что означает это выражение?

- Прочитайте, какие ещё взрослые слова и выражения, несвойственные детской речи, употребляют герои рассказа.




- Как такая речь выглядит со стороны? Можно ли её воспринимать серьёзно?

- Как вы думаете, а зачем автор использовал эти взрослые выражения в детской речи?

- Как вы думаете, как можно назвать следующий прием, который использует автор?

Я на доске, дети в таблице.

Следующий прием: использование взрослых выражений в речи детей.

- Послушайте, как ребята прочитают вам несколько отрывков из этого рассказа и вспомните, как называется уже знакомый вам литературный приём, который использует там автор.

Заранее подготовленные дети читают отрывки из произведения:












- Как называется этот прием?

- Да, это сравнения, но не простые, а комические, потому что вызывают у читателя улыбку.

Я на доске, а дети в таблицах.  

Следующий прием:  комическое сравнение.

- Лёгким ли оказалось это путешествие? Почему?

- Чем оно закончилось?

- Кто такие великие путешественники?

- А можно ли назвать этих путешественников «великими»?

- Почему же автор дал своим героям такое название?

- Какой также знакомый вам литературный приём использует автор для названия рассказа?

Я на доске, а дети в таблицах.  

Следующий прием:  комический эпитет

Молодцы, мы с вами познакомились с комическими приемами.














Пренебрежение нормами языка для достижения смешного эффекта.




Найти комические приемы, которые автор использует в своем тексте.









Веселый, смешной




Леля, Минька и Степка



Да



(Маленькие дети захотели пойти в дальнее путешествие, где с ними произошли веселые приключения).


Ответы 2-3х желающих.










Они маленькие и наивные.






 








«…- Минька, пока Стёпка спит, давай повернём его ноги в обратную сторону. А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял».



Очень далеко.


«…Задрав хвост, он гонялся за птицами и своим лаем вносил излишний шум в наше путешествие».

«…И Стёпка извлёк из мешка увеличительное стёклышко, чтоб разжечь костёр».




Чтобы нам было смешно.



















«...Но я ещё больше удивился, когда зашагал с этим мешком по дороге. Меня пригибало к земле, и я, как маятник, качался из стороны в сторону. Пока, наконец, пройдя шагов десять, не свалился с этим мешком в канаву».

«…От этого моя щека вздулась, как пирог. И я захотел вернуться домой. Но Стёпка не позволил мне об этом думать».

«…А упавшая шишка с дерева напугала меня до того, что я подскочил на земле, как мячик».

Сравнение
















Те, кто в дальних и трудных путешествиях открывает новые земли.




Он смеется над ними.

7.

А теперь сейчас мы вами будем учиться давать характеристику героя по его действиям и речи.

- Назовите еще раз главных героев.

- Кто из них вам  наиболее симпатичен?


- Давайте проведём наблюдение над героями, посмотрим, как они проявляет свои характеры.

Посмотрите на таблицы, которые лежат у вас на парте.


Действия

Речь

Характер

Степка





Минька





Леля






- Что мы будем вписывать в первую графу? Во вторую?

- А в тексте описываются действия, которые совершают герои? А речь героев описана?

- А описывает ли автор характер своих героев?

- А как мы с вами можем узнать характер героев?

- Молодцы, первый путешественник, характер которого мы опишем – Степка.

- Что мы можем сказать о Степке?

    

    


- Ребята, а что говорит  сам автор про него?

    





- Что он хочет сказать словом «торжественно», «великий путешественник »?

.

- Молодцы! Ребята, вы сказали, что автор насмехается над Степкой  и это не злой смех, а добродушный, также это можно проследить и в отношении других героев. Юмористические рассказы М. М. Зощенко доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, т. к. его юмор всегда современен.


- Давайте проследим действия, которые совершает Степка, действия, которые помогли бы нам охарактеризовать Степку.  Найдите их в тексте.

 




- Давайте впишем в таблицы, некоторые действия Степки. (Записываем 2-3). Что написали?



- Теперь давайте найдем речь Степки.

 











- Давайте зафиксируем в таблице речь Степки. Что написали?

Молодцы, что мы можем сказать о Степке, проследив его речь и поступки?

- Запишите характер Степки в таблицу. Что написали?




- Следующий путешественники Минька. Найдите действия, которые совершает Минька.

 











- Давайте запишем в таблицу. Что написали?


 - Найдите речь Миньки.

- Давайте запишем в таблицу. Что написали?


 

 - Если сравнить Миньку и Степку, то что бы вы сказали про Миньку?

  

   




-Давайте запишем характер Миньки. Что написали?


- Вы все правильно сказали. Теперь осталась Леля.

Вначале дети находят в тексте действия, характеризующие Лелю, а затем записывают в тетрадях в виде таблицы, то же самое проделывают речью.

 

 










 

    





- Мы выписали слова и выражения, которые помогут нам при составлении характеристики Лели. Итак, что вы можете сказать о Леле, исходя из таблицы?






- А теперь скажите, кто из них самый маленький?

- Почему вы так думаете?


- Почему Минька говорит:  «мы с Лелей долго не могли заснуть, а Степка спал с блаженной улыбкой»?


- Давайте еще раз посмотрим на характеры героев. Опишите их.



- В тексте мы читаем «И наши родители смеялись и ахали, слушая наши рассказы о вчерашнем приключении». Какими могли быть эти рассказы? Представьте, что вы – Минька, как бы вы рассказали?

Прошу 2-3 учеников передать этот рассказ.

 





Леля, Степка и Минька


























Действия, речь.


Да, да



Нет


По их речи и действиям.




 

Он бойкий, терпеливый, верит в это путешествие, т.е. отдался ему целиком, он идет до конца.

  «Степка торжественно лег ногами вперед». «Мамаша заперла в бане, и там наш великий путешественник просидел целый день».





Он смеется, насмехается над ним














«Стёпка ударил меня по затылку и сказал», «Стёпка устроил общее собрание путешественников». «Стёпка запретил нам об этом и думать»




«…Мне не доставляет интереса с дураками путешествовать»

«…индейские племена мы будем брать в плен»

« …по дороге будем убивать мелких животных, и их нежное мясо мы будем

жарить на костре»

«… И один я его не понесу. Пусть каждый по очереди несёт этот мешок»

Считает себя умным, он – главный среди путешественником, любопытный.







 «робко сидел»

«с тремя рогатками, сачком и удочкой шел я»

«ахнул от удивления»

«я еще больше удивился, когда зашагал с этим мешком»

«вслед за мешком нырнул я»

«как я барахтаюсь  в канаве»

«упавшая шишка не напугала меня…»

«и я тоже засмеялся…»




«А которые не захотят идти в плен?»




Минька боится даже шишки, хотя он и говорит, что не испугался, но если бы он не испугался, то он бы об этом не говорил. Он робкий,  по сравнению со Степкой, беззащитный, маленький.





Действия

«шла Леля со скалкой»

«не долго несла мешок, потому что выбилась из сил»

«ветку над головой приняла за змею и от ужаса завизжала»

«Леля теребила меня за плечи»

«Леля фыркнула»

Речь

«из моей копилки я возьму три рубля. Я думаю, что нам этих денег хватит».

«давай повернем его ноги в обратную сторону»

«если бы мы вчера утонули, то не смогли бы отправиться в кругосветное путешествие»


Она ведет себя как взрослая женщина, рассуждает как взрослая женщина, потому что говорит, что ей 3 рубля хватит, боязлива, она жалеет об этой затее.



Минька



У Миньки нет права голоса

Ему затеянная игра нравится и во сне и наяву.

8. Итог урока.

Давайте подведём итог: каким образом удалось М.М. Зощенко рассмешить нас в этом рассказе? С какими комическими литературными приемами мы сегодня познакомились?

Чем еще мы занимались на уроке?





10. Задание на дом

Напишите сочинение от лица главных героев.

1 вариант – от лица Лели

2 вариант – от лица Миньки

3 вариант – от лица Степки





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа по литературному чтению.Михаил Зощенко «Великие путешественники».3 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению.Михаил Зощенко «Великие путешественники».3 класс...

Конспект урока по Литературному чтению. Тема: Зощенко "Великие путешественники" (3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с рассказом М.М.Зощенко «Великие путешественники»; воспитание интереса к чтению.Планируемые результаты:Предметные:уметь наблюдать за развитием сюжет...

Конспект урока литературного чтения "М. Зощенко "Великие путешественники" УМК"Школа России" 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «М. Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением М. Зощенко «Великие путешественники...

Конспект урока литературного чтения "М. Зощенко "Великие путешественники" УМК"Школа России" 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯТема: «М. Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с произведением М. Зощенко «Великие путешественники...

Технологическая карта урока литературного чтения«М.Зощенко Великие Путешественники» (УМК Школа России , 3 класс)

Тема урока М.Зощенко «Великие путешественники» Тип урока:  урок рефлексииЦель урока: закрепление знаний о произведении М.Зощенко «Великие путешественники»; совершенст...

Технологическая карта урока по литературному чтению "М.Зощенко «Великие путешественники»" 3 класс

Тип урока: урок «открытия» новых знаний Цель урока:  формирование читательской компетентности в процессе изучения рассказа М.М.Зощенко «Великие путешественники»...