Конспект урока по Литературному чтению. Тема: Зощенко "Великие путешественники" (3 класс)
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Александрова Ксения Алексеевна

Цели деятельности учителя: ознакомление с рассказом М.М.Зощенко «Великие путешественники»; воспитание интереса к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь наблюдать за развитием сюжета, поступками персонажей;
  • уметь определять жанр произведения и особенности данного жанра; называть особенности юмористического произведения, находить подтверждение в тексте;
  • уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения.

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
  • Проводить самооценку своей деятельности;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

 

Тип  урока:«Открытие» нового знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zoshchenko_velikie_puteshestvenniki_3_klass.docx37.27 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО студента: Южакова Ксения Алексеевна

Школа:№3

ФИО учителя:Бурлакова Нина Петровна _______

Класс: 3 «А»

ФИО руководителя практики: Солопова Т.В._______

КОНСПЕКТ УРОКАПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники»

Цели деятельности учителя: ознакомление с рассказом М.М.Зощенко «Великие путешественники»; воспитание интереса к чтению.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь наблюдать за развитием сюжета, поступками персонажей;
  • уметь определять жанр произведения и особенности данного жанра; называть особенности юмористического произведения, находить подтверждение в тексте;
  • уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения.

Личностные:

  • Осознавать свои трудности и стремится к их преодолению;
  • Проводить самооценку своей деятельности;
  • Устанавливать связь между целью учебной деятельностью и её мотивом.

Тип  урока:«Открытие» нового знания

Оборудование:УМК Школа России – учебник Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 3 кл., 2 часть,    презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность  ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой

1 мин

- Добрый день, ребята

Я уверена, что вы пришли сегодня с хорошим настроением. Повернитесь к соседу по парте и улыбнитесь, тем самым вы передадите друг другу хорошее настроение

-А теперь повернитесь и передайте мне хорошее настроение.

Приветствуют учителя.

Л: самоопределение.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: беседа

Наглядный: демонстрация слайда

Практический: артикуляционная гимнастика

Словесный:

учебный диалог

3 мин

- Посмотрите на слайд, что вы видите?

- Хорошо, прочитайте ее самостоятельно про себя.

Ло-ло-ло-папа взял в сарай сверло.

Ла-ла-ла-мама клещи принесла.

Лу-лу-лу-бабушка дала пилу.

Ли-ли-ли-папа строит корабли.

Ле-ле-ле-он их строит на земле.

- Прочитайте медленно, вполголоса.

- А теперь с вопросительной интонацией.

- Прочитайте с восклицательной интонацией.

- Прочитайте быстрее и очень быстро.

- Кто прочитает вслух, громко, четко и быстро? (спрашиваю 2-3 ученика)

- Отлично, вы молодцы!

- С каким произведением знакомились на прошлом уроке?

- От чьего имени ведется рассказ?

-Что вы знаете о Зощенко?

- Какими были его рассказы?

- Чему учат его рассказы?

Объясните название рассказа. Помогает ли оно понять основную мысль произведения? В чем она заключается?

- Чистоговорку.

Читают чистоговорку про себя.

Читают чистоговорку вполголоса.

Читают чистоговорку с вопросительной интонацией.

Читают стихотворение с восклицательной интонацией.

Читают стихотворение быстро.

- Произведение М.М. Зощенко «Золотые слова».

- От имени мальчика Миньки.

Ответы детей по руке

- Поучительными.

Они учат правилам морали, как нужно вести себя в обществе.

- Основная мысль

заключается в том, что любые правила и ограничения необходимо воспринимать с учетом окружающей обстановки. Если ситуация меняется, запрет или ограничение могут быть нарушены, например, для сохранения здоровья и жизни людей. Во всем следует руководствоваться здравым смыслом.

П: свободная ориентация и восприятие текста в художественном стиле;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

III. Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

4 мин

- А теперь посмотрите на доску, вам даны слова (рюкзак, палатка, котелок, костёр…)

-Для чего нужны эти вещи?(Для похода).

-Подберите синонимы к слову «поход».

-Что вы представляете, когда слышите слово «путешествие»?(определение на экране)

- Ребята, как вы думаете, о чем мы будем с вами сегодня говорить?

- Хорошо, назовите тему нашего урока.

- Какие цели вы поставите перед собой?

Отвечают на вопросы.

- Для похода.

- Пикник, прогулка, круиз, путешествие.

Ответы детей по руке

- О путешествиях.

- М.М. Зощенко «Великие путешественники».

- Познакомиться с произведением Михаила Михайловича Зощенко «Великие путешественники».

Л: самоопределение;

Р: целеполагание;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

IV. Открытие нового знания

Словесный: беседа, слово учителя об авторе

Практический: работа с карточками

Наглядный: демонстрация слайда

10 мин

- Ребята, а каких людей называют великими?

- На слайде вы видите слова, обсудите в парах значение слов, которые вы знаете, а потом мы сравним на слайде. Эти слова встретятся вам в тексте.

- Закончили, обсуждение, какое значение слова привал?

- Какое значение слова тахта?

- Космография?

- Хорошо, а теперь сравните ваши предположения с правильным значением слов на слайде.

- Теперь посмотрите на слайд, давайте вместе проговорим сложные слова. Читаем по слогам, с ударением, как говорим.

Кру-го-свет-ноепу-те-шестви – е

Пу-те-шес-тво-вать

Пе-ро-чин-ныйно-жик

У-ве-ли-чи-тель-но-е

Дья-воль-скитя-же-лый(очень тяжелый)

При-спо-со-бить

Со-про-тив-ля-ют-ся

В ак-ку-ратпо-хо-жа

Ге- о-гра-фи-я

Выс-ше-е об-ра-зо-ва-ни-е

Обсуждают в парах значение слов.

Привал - остановка в пути для отдыха во время похода, передвижения.

Тахта – диван без спинки.

Космография – наука о космосе.

Сравнивают слова.

Проговаривают слова вместе  с учителем.

П: смысловое чтение;

П: извлечение необходимой информации из прочитанных текстов;

П: поиск и выделение необходимой информации.

П: поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Динамическая пауза

1 мин.

Выполнять упражнения

Р: эмоциональный настрой.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический: чтение текста

Словесный: беседа

Словесный: анализ текста, беседа

Практический: выборочное чтение

5 мин

- Хорошо. Давайте прочитаем рассказ. Кто хочет начать читать? Читаем громко, четко и выразительно, все остальные внимательно следят по тексту за читающим.

- Почему автор назвал детей великими путешественниками?

- Как дети решили отправиться в путешествие?

- Кто был инициатором?

  • Что вы можете сказать о характерах персонажей рассказа? Расскажите, как каждый из героев проявил себя в путешествии?
  • На доске даны черты характера одного из героев, посмотрите и предположите, к какому из героев они подходят? (Любознательный, решительный, задиристый, самоуверенный)

- Кто из ребят вам понравился? И Чем?

- Хорошо. Давайте узнаем, что происходило дальше. Продолжаем читать.

- Работа с поговоркой (синтез).

- Какая поговорка вам встретилась в тексте? Как вы её поняли? (куда только Макар телят не гонял, значит очень далеко)

Работа с иллюстрацией (синтез).

- Рассмотрите иллюстрацию на странице 155, 158 к рассказу. Обсудите в парах. Какой момент рассказа изобразил художник?

-  Рассмотрите и опишите каждого героя.

- В каком предложении заключена главная мысль рассказа?

- Давайте подумаем, зачем М. М. Зощенко написал это произведение?

- Звеньевой.

- Командир звена.

- Инициатором был Стёпка, который узнал, что Земля есть круг, и если пойти всё прямо и прямо, то можно обогнуть всю Землю, и всё равно придёшь в то самое место, откуда вышел.

Спрашивать по руке

- Те, кто пускаются в дальний путь без этих знаний, приходят к печальным результатам.

- Чтобы мы поняли, что прежде чем что-то делать, надо обязательно все хорошо обдумать

П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

П: поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный:

учебный диалог

4 мин

- Ребята, а теперь самостоятельно ответьте на вопросы, данные на слайде:

1) Какое чувство вызывают у вас герои рассказа: восхищение, уважение, насмешку, улыбку, жалость, сочувствие?

2) Почему родители не наказали Лёлю и Миньку за их путешествие?

3) Какие слова сказал по этому поводу папа детей? Прочитайте их. Согласны ли вы с ним?

4) Какой урок извлекли дети из своего «великого путешествия»?

5) ему этот рассказ научил вас?

- На выполнение  вас есть 3 минуты.

- Закончили, а теперь обсудите свои ответы в парах. Кто озвучит?

Выполняют задание самостоятельно.

Обсуждают в парах.

Отвечают по руке.

К: постановка вопросов;

П(Л): построение логической цепочки рассуждений;

Р: контроль в форме сличения способа действий и его результата.

VII. Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Практический: работа с  карточками

Наглядный: слайд

9 мин

- Ребята, а теперь мы проверим, как вы запомнили рассказ, и проведем викторину. У нас будет три команды, команда 1 ряда, 2 и 3. На слайде будет представлен вопрос, каждая команда будет отвечать по очереди. Если команда не знает ответа,  вопрос переходит следующей команде. Также мне нужен один помощник, котрый будет вести счет на доске. За каждый правильный ответ команде ставится плюсик.

- Итак, начнем с 1 команды.

1. Как называлась деревня, в которой родители Лёли и Миньки снимали дачу?

А)Бережки б)Дубки

В)Мостки г)Пески

2. Что подарил Минька Стёпке, чтобы тот взял его в кругосветное путешествие?

А)велосипед б)компас

В)перочинный ножик г)фонарик

3. Сколько денег взяла Лёля из копилки в поход?

А)3 рубля

Б)5 рублей

В)1 рубль

Г)10 рублей

4. Зачем детям во время похода нужны были деньги? Как это объяснил Стёпка?

А)покупать еду

Б)покупать семечки и конфеты

В)покупать одежду

Г)на всякий случай

5. Что ели дети во время первого привала?

А)семечки б)конфеты

В)хлеб г)хлеб с сахаром

6. Кого из детей во время привала ужалила оса?

А)Лёля б)Минька

В)Стёпка г)оса не жалила никого

7. За что приняла сухую ветку над головой Лёля, когда дети ночевали в лесу?

А)за верёвку б)за змею

В)она её не заметила г)за ящерицу

8. Что напугало Миньку так, что он подскочил на земле, как мячик?

А)волчий вой б)гром

В)шум ветра г)упавшая шишка

9. На чём дети вернулись из путешествия?

А)на телеге б)на лодке

В)на поезде г)дети пришли пешком

Выполняют работу в группах

План:

1.Выбор звеньевого.

2.Коля Лыков отказался быть звеньевым.

3.У дома Коли.

4.Разговор с бабушкой.

5.Примирение.

Отвечают по руке

- Ирина Пивоварова «Как Колька Лыков стал звеньевым».

- Познакомиться с произведением Ирины Пивоваровой «Как Колька Лыков стал звеньевым».

Записывают домашнее задание

П: дополнять и расширять знания;

Р: умение работать с планом.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Словесный: беседа

Наглядный: слайд

3 мин

- Хорошо. Вы отлично справились с заданием.

- Итак, какая была тема нашего урока?

- Какие цели мы ставили?

-Запишите домашнее задание.

- Ребята посмотрите на слайд и закончите фразы.

- Я узнал …

- Я научился…

- Я хотел бы поблагодарить… 

- Спасибо вам за работу на уроке. Вы большие молодцы! Урок закончен.

- М.М. Зощенко «Великие путешественники».

- Познакомиться с произведением Михаила Михайловича Зощенко «Великие путешественники».

Анализируют урок.

Р: понимать причины успехов в учебе, осуществлять итоговый контроль по результатам работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Путаница 2 класс

Проект урока  Класс: 2         Школа: Дюпсюнская СОШ             Учитель: Сивцева Варвара ...

Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения анализировать юмори­стический текст; формирование навыков беглого чтения и правильной речи.Планируемые результатыПредметные:- знать содержание произв...

Конспект урока по литературному чтению, тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники» (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с жизнью и творчест­вом писателя М.М. Зощенко; формирование умения анализировать юмори­стический текст, делить его на части; формирование навык...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники». 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М.М.Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: продолжать знакомство с  М. М. Зощенко ; формирование умения анализир...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники». 2 урок. 3 класс.

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ Тема: М. М. Зощенко «Великие путешественники»Цели деятельности учителя: продолжать знакомство с  М. М. Зощенко ; формирование умения анализ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: М.М. Зощенко «Великие путешественники» (3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом М.М. Зощенко «Великие путешественники»; формирование умений анализировать текст, находить особенности юмористического произведения; формир...

Конспект урока по литературному чтению. Тема:М.Зощенко «Великие путешественники» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении М. Зощенко «Золотые слова», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результатызнать о жизни и творчестве М. ...