Конспект по Обучению Грамоте
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Мазур Елена Ивановна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon og_mazur_e.i._doc.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Введение звуков [м] и [м'] и буквы «м»

Цель: познакомить учащихся с согласными звуками [м] и  [м']  и буквой «м».

Задачи:

  1. Лингвистические  

ФОНЕТИЧЕСКИЕ:

  1. умение слышать звуки [м] и [м']
  2. обозначать их на письме буквой «м»
  3. производить слого-звуковой анализ

ГРАФИЧЕСКИЕ:

  1. развивать умение узнавать букву м, отличать её от других букв алфавита
  2. формировать навык чтения слогов, слов с буквой «м»

  1. Речевые:
  1. Развивать речевые умения
  2. развивать монологическую речь
  3. развивать доказательную речь
  4. развивать чистоту произношения
  1. Общеучебные:
  1. воспитывать усидчивость;
  2. воспитывать внимательность;
  3. воспитывать прилежание;
  4. воспитывать интерес к работе;
  5. воспитывать культуру поведения в школе.

Литература:

  1. «Русская азбука» - В.Г. Горецкий
  2. «Радость познания» - Е.Н. Потапова.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание


Орг. Момент














Артикуляционное упражнение.









Актуализация знаний.



































Учебная задача.























Введение новых знаний.



















Слого-звуковой анализ.












































Фонетико-артикуляционное упражнение.






Фонетическое упражнение.





































Введение буквы.


























 

























Работа со слоговой таблицей.


















































Работа с азбукой.


- Здравствуйте, ребята, меня зовут Елена Ивановна.

-Сегодня я с вами проведу урок ОГ

-Давайте проверим вашу готовность к уроку.

-На парте у вас должны быть:  азбука, пенал, тетрадь. Сядьте все ровно, спинки прямые, покажите вашу готовность.



- Ребята, я приготовила для вас скороговорку, давайте мы ее вместе все выучим, вот слушайте:

«Мама мыла, Милу мылом»

- Какие вы молодцы, выучили скороговорку.

- Ребята, посмотрите, у меня на доске есть слоговая таблица,

  1. Прочитаем слова, написанные в 1 ряду (я показываю их вам).
  2. Прочитаем слова, записанные во 2 ряду?
  3. Прочитаем 3 столбик.
  4. Прочитаем 4 столбик столбик.  

Ребята, попробуйте, составить слова из данных слогов, и назовите, эти слова.

-Молодцы.


ли

аз

но

лы

по

са

ру

ви

ок

не

то

ке




-Ребята, посмотрите, что записано на доске?

 -Правильно, ребята, это буквы с которыми вы уже знакомились на предыдущих уроках, но в этих буквах есть буква, с которой вы еще НЕ знакомы. Она затерялась среди букв, с которыми вы уже знакомились.

-Давайте, найдем эту букву.

- Какая это буква?

- Молодцы, ребята.


-Сегодня на уроке мы будем с вами изучать какую букву?

- Ребята, посмотрите к нам на урок пришли гости, кто это такие?

-Ребята, скажите. А как могут звать девочку и мальчика, если мы сегодня изучаем букву «м»?

-Правильно девочку зовут Маша!

-А как могут звать мальчика. Это имя похоже на имя Маши.

 -Правильно это, мальчик Миша.



- Они хотят, сегодня  посмотреть, как вы работаете на уроке.





- Ребята, а вы знаете, что Миша и Маша составили звуковые  домики  для своих имен. Но знаете, они запутались и не поймут, какой же звуковой домик подходит к их именам.

-Поможем нашим, друзьям разобраться в этой проблеме?

- Давайте, мы с вами произнесем и послушаем имя девочки, как ее зовут?


  1. Проговорим и послушаем  имя  «Маша»! Посчитаем сколько слогов в слове «Маша»? Выделим ударный слог!
  2. Выделим первый звук, охарактеризуем его!
  3. Выделим второй звук, охарактеризуем его!


  1. Что такое «ма»?

Как мы обозначим на схеме  слог слияния? (Каким цветом?)

  1. Какой следующий звук, выделим его!
  2. Какой следующий звук, выделим его!
  3. Что такое «ша»?

Как мы обозначим на схеме  слог слияния? (Каким цветом?)

- Так какая схема соответствует имени девочки?

- Давайте теперь прочитаем слово, по схеме, вместе со мной!

-Такая же работа с именем Миша!




- Ма-ма-ма – я сама.
Мо-мо-мо – лук помой.
Мы-мы-мы – ждем зимы.
Ом-ом-ом – строим дом.

Ми-ми-ми – меня за руку возьми.
Мо-мо-мо – мы идем в кино.

Ма-ма-ма – все я делаю сама.
Му-му-му – в руки букву я возьму.


- Ребята. Миша и Маша приготовили для вас игру.

- Я буду вам читать слова, а вы должны на слух определить какой звук: [м] или  [м'] в словах.

Первый ряд - отвечает за звук [м] и как только услышит его в слове сразу приседают.

Второй ряд – отвечает за звук [м'] и как только услышит этот звук приседает.

- Всем понятна игра?

СЛОВА:  мама, мел, март, мель, Москва, мир, мышка, мишка, мыло, мимоза.

-Молодцы, все справились.

-Ребята, скажите, какой буквой на письме обозначаются звуки [м] и  [м']?


 -Ребята, посмотрите,  что принесли на урок Миша и Маша?

 -Хорошо. А посмотрите, сколько букв «м»?




- Я, думаю, что Миша и Маша не знают об этой букве ничего, давайте  мы поможем ребятам научиться отличать букву «м» от других букв.


-Скажите, ребята, из каких элементов состоит буквы «м»?

- А из скольких элементов состоит буква «м»?

- А на что похожа буква «м», ребята?

-Правильно!

- Вот, качели - буква М!

Здесь качаться можно всем!

-Похожа буква «м» на качели?



-Ребята, а теперь давайте, откроем азбуку на стр. 89.

- Найдите букву «эм». Где эта буква?

-Ребята,а  какие там 2 буквы «эм»?

- Ребята, а если это имя то при написании, с какой буквы мы напишем?

-А Миша и Маша это имена?

-Давайте. Покажем это на нашей схеме.



- Ребята, а какое время года у нас сейчас?

- А после осени, какое время года будет?

- Ребята, вот посмотрите, что это на доске?

- А, что необычного в этой горе?

- Я открою вам секрет. Послушайте меня внимательно.

Во дворе у нас гора

Жила там буква М одна

Прилетела снежинка А,

Дети прочитали: МА

Прилетела снежинка О,

Дети прочитали: МО.

Прилетела снежинка И

Прочитали дети: МИ

Прилетела снежинка  У

Дети прочитали МУ

Прилетела снежинка Е

Дети прочитали: МЕ.

-А теперь, ребята, давайте прочитаем с вами, будто мы поднимаемся в эту гору. (Дети читают растяжно)

-А теперь, будто мы с горы идем? (Дети читают быстро)


- Ребята, сейчас мы с вами  прочитаем столбики слов, а Маша и Миша будут учиться у вас.

-Сначала, прочитайте, про себя все столбики!

- Теперь, давайте, прочитаем все столбики слов вслух.

- Найдите все слова с буквой « м», какие это слова?

- Найдите, самое длинное слово в этих столбиках?

 - Чем отличаются слова: строили и строители?

- Найдите слово, которое написано с большой буквы? А почему оно написано с большой буквы?


- Найдите самое короткое слово?

-Найдите, слово, которое обозначает вид транспорта?

-Ребята, какие вы молодцы, вы хорошо работали, Мише и Маше понравилось!

- Ребята, теперь давайте, с вами поработаем с текстом. Который написан внизу, под иллюстрацией.

-Покажем Маше и Мише, как мы работаем с  большим текстом.

- Ребята, прочитайте сначала текст в пол голоса! Теперь читаем по предложению! Теперь кто-нибудь прочитайте весь текст целиком.

- О чем рассказывается в тексте?

-Найдите самое короткое предложение в этом тексте, прочитайте его!

- Оно одно в этом тексте или есть еще короткое предложение?

- А с какой интонацией нужно прочитать предложение: «Вот. Рома, мел. Прочитайте.

- Найдите самое длинное предложение в этом тексте.



-Что написал Рома, найдите и прочитайте.




-Ребята, посмотрите Маша, и Миша придумали название к этому тексту: На уроке. Школа. Москва.

-Как вы думаете, какой мы должны выбрать из этих заголовков для нашего текста, чтобы он был подходящим по смыслу? Докажите.

-Молодцы.





- Ребята, посмотрите у Миши ведь, тоже есть азбука, и он держит её открытой.

-Он смотрит на картинку, а у вас есть в азбуке картинка?

- Что вы видите на ней?

- Ребята, что вы знаете о Кремле?

-Кремль - ккрепость в старых русских городах.

-Ребята, а кто знает, как называется часы на башне?

- А кто-нибудь знает. Как называется башня, на которой они расположены?

- А кто из вас был в Кремле?

-Можете, что-нибудь рассказать?

-А как называется красивый храм около Спасской башни?



-Ребята, как вы думаете, Маше и Мише было интересно у нас на уроке?

- Ребята, посмотрите буква «эм», которая была около имен Миши и Маши пропали. Как же нам их найти. А для этого вы дожны ответить на вопрос:

-Какой  звук обозначает буква «м»  в слове Маша?

-Правильною.



- Какой  звук обозначает буква «м»  в слове Миша?


-Молодцы.

- Так буква «эм»  обозначает сколько звуков? НАЗОВЁМ их и охарактеризуем.

-Молодцы.

















































Дети повторяют.





Ли,аз,но,лы

По.са,ру,ви.

Но, ру, то.

Лы, ви, ке.


-Лиса, рука, вилы.







-Записаны буквы




- Буква, которую мы не изучали на уроках ОГ. – буква «м»!



-Букву «м»

- Девочка и мальчик.

-Марина. Маша.



-Миша.












-Да.


-Маша



-2 слога

-м -согл, тв.

-а - гл. зв.



-слог слияния

-синий с красным прямоугольником.

- ш – согл.

-а – гл.зв

-слог слияния

-зеленый с красным


……………













- Буквой «эм»







-Буква «м»


-да




-Букву «эм»

-2








- Из прямых и наклонных линий

- Из 4х элементов.


-На флажок.






В верхнем правом углу.


-Одна маленькая другая большая.

-С большой буквы.

-да







-осень

-зима


-Гора


- На ней нарисована буква «эм»
























мама,метро,мир,Москва.

-строители

Строители – это профессии. Они как раз строят.

-Москва.

-Потому что имя собственное.

-Слово: мир.

-Слово: метро.










- об уроке.


- У нас урок.

- Вот, Рома, мел.


Дети читают.


- Рома написал мелом слова: мама, Москва, мир.


- Рома написал слова: мама ,Москва, мир.






-На уроке.

- Потому что в данном тексте говорится о том, что происходило на уроке.







Да



-Москву. Кремль.



Куранты.


Спасская



Храм Василия Блаженного.




-Да.





[м]




  [м']



- 2 звука: [м] и [м']?

Сол..тв/. Согл.мягк.


























































На доске написаны буквы:

А,о,л,ы.,р,и, н.с,е,к,м,т,п.


























































На доске вся схема.










































































































































На доске изображение горы и снежинок, которые учитель выкладывает сам!




























































































































Учитель убирает буквы «м» .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс

На данном уроке дети осваивают работу в четвёрках(подготовка к работе в группе). Работа проводится на этапе закрепления.Задания на уроке - моя педагогическая находка....

Конспект урока обучения грамоте по теме "Знакомство со строчными согласными "п", "т" и соответствующими звуками.

Конспект урока составлен по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной "Моя любимая азбука"....

Конспект урока обучения грамоте по теме "Живая природа. Знакомство с предложением"

Цель: систематизировать знания о живой природе.Задачи: 1)обобщить знания детей о слове, развивать умение слышать звучащее слово2) познакомить с понятием "предложение", ввести схему предложения3)способ...

Конспект урока обучения грамоте.

Конспект урока обучения грамоте по теме "Заглавная буква М"....

Конспект урока обучения грамоте по программе «Перспектива» по теме: "Буквы А,а , обозначающие гласный звук а"

Конспект урока с презентацией по обучению грамоте в 1 классе по программе "Перспекива".       В конспекте пременяется релаксационные упражнения, дается характеристика звука, ведётс...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе.Буквы М, м обозначающие согласные звуки [м], [м\']

Цель: Познакомить с новыми буквами и звукамиЗадачи  урокаОбразовательная:                     ...

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе "Согласный Ц,ц"

1.     Познакомить с новыми буквами и звуком [ц] – всегда твердым и глухим.2.     Формировать навыки чтения, наблюдать за особенностями написания букв «и»...