Урок литературного чтения в 3 классе ( УМК «Начальная школа ХХI века»). «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди»
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Егорова Татьяна Михайловна

Цель: формирование типа правильной читательской деятельности.

Задачи:

- продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского, на данном уроке с научно-познавательным рассказом «Какие бывают дожди»;

- продолжить обучение работе с различными источниками информации, перерабатывать её в виде плана, таблицы;

- совершенствовать умение анализировать текст, делать выводы, понимать авторский замысел;

- способствовать развитию навыка выразительного, осознанного чтения, повышению читательского интереса:

- способствовать развитию взаимопонимания, сотрудничества в группах;

- продолжить воспитание любви к природе, способность видеть её красоту и умение отражать увиденное в рисунках, рассказах, сочинениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literaturnogo_chteniya_v_3_klasse.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

                                Урок литературного чтения в 3 классе

                                 ( УМК «Начальная школа ХХI века»).

                                                                                              Учитель: Егорова Т.М.

Тип урока: изучение нового.

Тема: «К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди»

Цель: формирование типа правильной читательской деятельности.

Задачи:

- продолжить знакомство с творчеством К.Г.Паустовского, на данном уроке с научно-познавательным рассказом «Какие бывают дожди»;

- продолжить обучение работе с различными источниками информации, перерабатывать её в виде плана, таблицы;

- совершенствовать умение анализировать текст, делать выводы, понимать авторский замысел;

- способствовать развитию навыка выразительного, осознанного чтения, повышению читательского интереса:

- способствовать развитию взаимопонимания, сотрудничества в группах;

- продолжить воспитание любви к природе, способность видеть её красоту и умение отражать увиденное в рисунках, рассказах, сочинениях.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» часть2, авторы: Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова, презентация, карточки с заданиями для групповой работы, индивидуальные карточки-таблички, цветные бумажные капельки.

                                       

                                                                  Ход урока.

1.Организационный момент.

   Подготовка рабочего места. Учебник в открытом виде на произведении «Какие бывают дожди», карточки на столах, бумажные капельки.

2.Актуализация полученных знаний.

1) Что мы знаем об авторе? (говорят дети)

Сообщение ученика.

Паустовский Константин Георгиевич – известный русский писатель ХХ века. Он был великолепным рассказчиком, умел видеть и по-новому открывать мир, всегда рассказывал о добром, светлом и прекрасном. Поэтому совершенно не случайно, что он стал писать и для детей. Паустовский умел видеть в обыкновенном необычное, его произведения всегда событийны. Звери и птицы способны вести с человеком очень интересный диалог, при этом основная авторская мысль всегда выражена ненавязчиво и тонко. Произведения Паустовского похожи на сказки, их отличает какое-то особое изящество, они написаны простым и ёмким языком.

2) Какие произведения Паустовского вам знакомы? («Стальное колечко», «Кот-ворюга» и другие)

3.Работа с текстом «Какие бывают дожди» до чтения.

1)Работа с иллюстрацией.

- Как вы думаете, о чём будет текст?

- Можно ли по иллюстрации определить жанр  произведения?

2) Работа с заголовком.

-Прочитайте название. Можно ли по нему определить, о чём или о ком будет идти речь?

( Дети высказывают свои предположения)

3) Загадки про дождь (записаны на доске).

-Кто всю ночь по крыше бьёт

Да постукивает,

И бормочет, и поёт, убаюкивает?

-Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадёт.

И никуда я не иду,

Покуда он идёт.

- Прочитайте только глаголы: бьёт да постукивает, бормочет, поёт, убаюкивает, шумит, идёт.

Неужели все эти слова относятся к дождю?

-Что мы узнали из загадок? (дождь бывает разный)

4. Работа с текстом во время чтения.

1) Самостоятельное чтение произведения.

- Что необычного в этом рассказе? (рассказ о разных дождях)

-Какие бывают дожди? (заполняется таблица на доске и на индивидуальных карточках)

               

                                    Виды дождя и его признаки.

Спорый дождь

Грибной дождь

Слепой дождь

Быстрый

Скорый

Сильный

Отвесный

Шумный

Сонный

Тёплый

Ласковый

Тихий

Яркий

Радостный

Светлый

Сияющий

Проблемный вопрос:

- Что могло привлечь писателя в  дожде?

(наблюдения за явлениями природы)

2) Выборочное чтение.

- Найдите абзац, где говорится о спором дожде.

-Какие художественные средства использует автор для описания спорого дождя?

( капля- маленькая водяная чаша, похожа на жемчуг, стеклянный звон по реке- образные сравнения)

  -Найдите описание грибного дождя.

( сонно сыплется, не звенит, а шепчет, возится в кустах, будто трогает мягкой лапой – олицетворение, сравнение )

- Почему дождик называют грибным?

- Найдите и зачитайте строки о слепом дожде, идущим при солнце.

(сверкающие капли- крупные слёзы сказочной царевны – образное сравнение)

3) Наблюдение над языком рассказа.

-Что нового вы узнали из данного произведения? (про виды дождей)

- Что вам пригодится для дальнейшего наблюдения за природой? ( приметы надвигающегося дождя)

- Прочитайте 1й абзац самостоятельно. Назовите приметы, которые запомнили.

  Прочитайте ещё раз и расскажите товарищу более подробно ( работа в парах).

- Какие дожди приходилось видеть вам? ( учащиеся делятся жизненным опытом).

- Почему нам легко представить любой дождь из рассказа Паустовского?

( автор описывает не только внешнюю сторону дождя, но и описывает запахи земли, травы, пыльной дороги и  различные звуки дождя)

- Обратимся снова к иллюстрациям в учебнике.

-Найдите и прочитайте те строки из текста, которые соответствовали бы данным иллюстрациям.

- Почему любой дождь называют ласково – «дождик»? ( оживляет природу, даёт всему живому влагу, освежает воздух и т.д.)

- Какой дождик вы любите?

Вывод: из данного рассказа мы получили много научной, полезной познавательной  информации, поэтому рассказ «Какие бывают дожди» является научно-познавательным.

4) Работа над выразительным чтением. Выбираю отрывок о грибном дожде.

- Выбор темпа, тона, громкости звучания голоса,  выбор слов для логических ударений ( сонно сыплется, шепчет что-то своё, трогает мягкой лапой и т.д.)

После беседы 3-4 ученика читают данный отрывок, остальные дети следят по учебнику и участвуют в анализе чтения.

5.Работа после чтения. Работа в группах.

1группа. Работает с толковым словарём С.И. Ожегова.

Задание: найти и прочитать определение слова «дождь».

(Дождь - атмосферные осадки в виде водяных капель, струй.)

2группа Работает на общей карточке.

Задание: подобрать однокоренные слова к слову «дождь» и записать на карточке.

(дождик, дождить, дождевик, дождливый, дождинка, дождемер)

3группа. Задание: из данных пословиц и поговорок (напечатаны на листе) выбрать только о дожде и прочитать вслух  всему классу.

Пословицы, поговорки о дожде.

Выгляну в окошко, идет длинный Антошка.
Ждали, звали, а показался – так все прочь побежали.
Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило.
С неба пришел, в землю ушел.
Шел долговяз в сыру землю увяз.

 Учитель: Без дождя не будет урожая, опустеют колодцы, обмелеют реки и пруды. Дождь нужен всем - и людям, и растениям, и зверям. Пусть дождь не всегда бывает приятен, но без него никуда - этими словами можно охарактеризовать отношение людей к этому явлению с давних пор. В засуху целыми деревнями и городами молились о дожде, призывая тучи.

О дожде очень много как примет, так загадок и пословиц. Многие из них иносказательные, но большинство всё же отмечены печатью практицизма - всё ж хозяйство было важнее и ближе простому человеку.

С.Пшеничных   (читает подготовленный ученик)

Дождик, лей
Дождик, лей,
Не жалей!
Травку первую
Полей,
Чтобы выросла она
Высока и зелена.
Дождик, лей,
Не жалей!
Огород и сад
Полей!
Пусть цветы
Цветут вокруг!
пусть растут
Горох и лук!
Дождик, лей, Не жалей!
И меня чуть-чуть 
Полей
Вместе с луком
И горошком
Подрасту и я
Немножко.

6. Рефлексия.

- Что нового мы узнали, прочитав рассказ К.Г.Паустовского «Какие бывают дожди»?

- Чему учит нас автор? ( быть более наблюдательными, любить природу, видеть красоту и беречь её)

- Кто согласен с выводом, прикрепите разноцветные капельки дождя на доску и скажем ему: «Спасибо!»

7. Домашнее задание предлагается на выбор:

- выучить наизусть абзац о грибном дожде;

- придумать рассказ «Мой любимый дождик».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения 1 класс УМК "Начальная школа 21 века". Звуковой анализ слов "кот", "кит".

Данная презентация поможет первоклассникам выполнить звуковой анализ слов....

Урок литературного чтения. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Я работаю по УМК «Начальная школа XXI века» и убеждена в том, что комплект учебников и тетрадей по курсу «Литературное чтение» помогает добиться решения важнейших целей: научить читать и развить...

План-конспект урока литературного чтения. 1 класс. УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

Цели и задачи урока: 1. Образовательные: познакомить с произведением В.Г. Сутеева “Под грибом”, его содержанием; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки героев, давать им оцен...

Н. Сладков "Эхо" (Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart).

Тема  урока: Н. Сладков "Эхо"Урок литературного чтения 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века" Презентация к уроку для интерактивной доски Smart, выполнена  в  программе Notebook 10.К...

Конспект урока литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тема урока:  С.Михалков  « В снегу стояла ёлочка»Предметная область  литературное чтение Класс  2-йЗадачи урока....

Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д Н. Мамин -Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича"

Урок литературного чтения 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Д.Н.Мамин - Сибиряк "Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича" Презентация...

план-конспект урока литературного чтения 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века", Пятеро из одного стручка

план-конспект урока литературного чтения 2 класс, УМК "Начальная школа 21 века", Пятеро из одного стручка...