конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Никонова Наталия Владимировна

конспект урока по литературному чтению 2 класс по программе "Начальная школа 21 века" тема: украинская народная сказка "Колосок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literaturnomu_chteniyu.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературному чтению, 2 класс , по программе «Начальная школа 21 века» учитель Никонова Н.В.

Тема: Украинская народная сказка «Колосок»

Цели:

  1. Познакомить с произведением украинского фольклора;
  2. Учить выделять национальные особенности сказок и их героев;
  3. Формирование навыка размышлять и анализировать;
  4. Формирование навыка монологической речи;
  5. Развитие выразительности чтения, умения определять жанр произведения;
  6. Воспитание бережного отношения к хлебу и труду других.

  1. Проведём игру «Вспомни и назови». Победит тот, кто правильно заполнит схему, а проверит правильность заполнения ваш сосед по парте. (2 мин.)

  1. Проверка домашнего задания.

Скажите, с каким произведением русского фольклора вы познакомились на прошлом уроке? (Сказка «Белые пёрышки»). Давайте прочитаем её по ролям.

  1. Автор с.32-33
  2. Автор с.34-35
  3. Глухарь
  4. Лебедь
  5. Березка

Удивительны и прекрасны русские сказки! А сегодня мы с вами познакомимся с украинской народной сказкой «Колосок». Как вы видите, эта сказка начинает новый раздел в учебнике. Прочтите, как он называется. Прочитайте предисловие к разделу. Так какие же новые произведения встретятся нам в этом разделе?

3.Знакомство с новым произведением.

 Итак,  слушаем украинскую народную сказку «Колосок» (чтение учителем)

- Какое настроение вызывает у вас эта сказка?

-Как звали героев сказки? Как вы думаете, почему им были даны такие имена?

4. Словарная работа.( у детей – толковые словари)

- Проведём небольшую словарную работу:

  1. Молотить - выколачивать зерна из колосьев
  2. Молоть - Размельчая зерна, превращать их в муку или порошок.
  3. Мельница - машина для измельчения различных материалов.
  4. Чехарда - игра, участники которой поочерёдно прыгают через своих партнёров, стоящих в согнутом положении

5. Анализ произведения, повторное чтение сказки.

Чтобы ответить на остальные вопросы, нужно внимательно перечитать текст сказки. (Чтение сказки по частям)

- Прочитайте, чем занимались мышата?

На доске – схема, по мере называния ответов появляется цепочка:

Мышата- игра в лапту- чехарда- пляшут – садятся за стол – выходят из-за стола

6. Работа в тетради.

А теперь попробуем разобраться, какую работу выполнял петушок. Для этого откройте тетради на с.24 №4

Заполним схему:

Обмолотил – смолол – замесил – натаскал – затопил –посадил –испёк

              Зерно         муку          тесто         дрова         печь       пироги

- Как наказал петушок мышат?

- кто считает, что наказание было справедливым?

-У кого иное мнение?

Сказка – ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок. Какой урок извлекли вы из этой сказки?

7. Моделирование обложки.

Смоделируем обложку к прочитанному произведению.

Назовите автора, название произведения. Какой жанр прочитанного произведения? О ком говорится в произведении?

                               

8.Групповая работа:

На Руси , на Украине, да и везде всегда почитался труд хлебороба. Не зря петушок с одного колоска намолотил целый мешок зёрен. К собранным зёрнам относились бережно, а уж к хлебу – тем более. Поэтому существовало много пословиц о хлебе.

Я приготовила для вас пословицы , но они рассыпались. Помогите мне их собрать.(слова написаны на отдельных карточках, у каждой группы – по 1 пословице)

Хлеб – всему голова.      

Без соли, без хлеба худая беседа.

Не шуба греет, а хлеб.

Будет хлеб - будет и обед.

Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.

Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.

Не трудиться - хлеба не добиться.

8.Рефлексия.

  1. С каким произведением познакомились на уроке?
  2. Легко ли вырастить хлеб?
  3. Как нужно относиться к хлебу?
  4. Чему учит нас сказка?

9. Подведение итогов.

Итак, мы с вами начали изучать сказки народов мира. Попробуйте заполнить схему:

10.Домашнее задание: подготовиться к чтению сказки по ролям. Прочитать французскую сказку «Волк, улитка и осы»

Народные сказки

Русские сказки

Произведения фольклора

загадки

Украинская народная сказка

Колосок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...