Рабочая программа по литературному чтению 2 класс Школа России
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

 

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой,  «Литературное чтение для 1–4 классов четырехлетней начальной школы» (2011), утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab.programma_.literatura_2_klass_shkola_rossii.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 497 Невского района Санкт – Петербурга
193079, Октябрьская набережная, дом 70, корп. 2, литер А, тел 446-17-62

 «Рассмотрена»                                                              «Рекомендована к утверждению»

Протокол № ___ от «____» июня 2012 г.

заседания МО учителей начальных классов

ГБОУ школы № 497 Невского района

Председатель МО __________ /_____________/

                                        подпись              расшифровка

Протокол педагогического совета

№ ___ от «_____» июня 2012 г.

Директор ГБОУ школы № 497

Невского района Санкт-Петербурга

_________________ /________________/

           подпись               расшифровка


«Утверждена»


Приказ № ___ от «_____» июня 2012 г.

Директор ГБОУ школы № 497

Невского района Санкт-Петербурга

_________________ /________________/

       подпись                    расшифровка

                                                                                     


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературному чтению «Школа России» для учащихся 2 класса

(на 2012-2013 учебный год)

Санкт-Петербург

Пояснительная записка.

        Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой,  «Литературное чтение для 1–4 классов четырехлетней начальной школы» (2011), утверждённой МО РФ, в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

составлена в соответствии с Федеральными Государственным образовательным стандартом (приказ МО РФ № 373 от 6 октября 2009 года).

Цели программы.

        Изучение курса литературного чтения в начальной школе с русским (родным) языком обучения направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности; приобретения умения работать с разными видами информации;

развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

  1. формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
  2. воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.

        Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности. Читательская компетентность определяется владением техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и умением их самостоятельно выбирать, сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания.

Задачи программы.

Среди предметов, входящих в образовательную область «Филология», курс литературного чтения в особой мере влияет на решение следующих задач:

1.  Освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге.

Решение этой задачи предполагает прежде всего формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения и потребности читать произведения разных видов литературы), который во многом определяет успешность обучения младшего школьника по другим предметам, т. е. в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся приобретают общеучебное умение осознанно читать тексты.

 2.  Овладение речевой, письменной и коммуникативной культурой.

Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире. В результате обучения младшие школьники участвуют в диалоге, строят монологические высказывания (на основе произведений и личного опыта), сопоставляют и описывают различные объекты и процессы, самостоятельно пользуются справочным аппаратом учебника, находят информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

        УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. При этом в УМК «Школа России» сохранены лучшие традиции российской школы, доказавшие свою эффективность в образовании учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.

        Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений,  при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

        Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребёнка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

       

 Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год.

Количество часов в неделю – 4.

Название раздела

Кол-во часов

В том числе на:

Проекты

Контрольные работы

1

Введение.

1

2

Самое великое чудо на свете

4

1

3

Устное народное творчество

15

1

4

Люблю природу русскую. Осень.

8

1

5

Русские писатели

14

1

6

О братьях наших меньших

12

1

7

Из детских журналов

9

1

1

8

Люблю природу русскую. Зима

9

1

9

Писатели детям

17

1

10

Я и мои друзья

10

1

11

Люблю природу русскую. Весна

9

1

12

И в шутку и в серьёз

14

1

13

Литература зарубежных стран

12

1

1

Резерв

2

ИТОГО

136

3

11

Проекты:

1. О чём может рассказать школьная библиотека.

2.Мой любимый детский журнал

3.Мо любимый писатель сказочник

        Для достижения образовательных целей используются следующие методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический.

        Виды и типы уроков:

  1. комбинированный урок;
  2. открытие новых знаний;
  3. обобщающий урок;
  4. урок закрепления;
  5. нетрадиционные формы уроков: интегрированный, урок-игра, практическое занятие, урок-презентация, урок-проект, турнир знатоков, урок-викторина, телепередача, заочная экскурсия;
  6. работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
  7. выполнение практических работ и мини-исследований;
  8. моделирование объектов и процессов;
  9. дидактические игры;
  10. уроки-путешествия;
  11. уроки с элементами исследования;
  12. кратковременные предметные экскурсии.

        Формы организации урока:

  1. коллективная;
  2. фронтальная;
  3. групповая;
  4. индивидуальная работа;
  5. работа в парах.

        Контроль за уровнем достижений учащихся по литературному чтению проводится в форме письменных и устных работ: проверочных работ, тестовых заданий, пересказов, докладов, рефератов, наблюдение за интеллектуальными способностями детей,  практических заданий, роста техники чтения.

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года.

Реализация данной программы, разработанной в соответствии с новыми образовательными стандартами, носит системно - деятельностный характер, направлена на формирование не только предметных, но и личностных, метапредметных, а именно регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Личностные УУД:

 - воспринимать искусство и литературу как значимую сферу жизни, нравственный и эстетический ориентир;

 - формировать умение видеть красоту, ценность и хрупкость мира;

 - развивать ценностное отношения к природе, окружающей среде, к культуре и искусству;

 - научиться воспринимать прекрасное: и в природе, и в сфере человеческих чувств, и в пространстве культурных ценностей, и в истории Отечества;

 - научиться переживать и сопереживать, ценить, любить и защищать этот мир - мир природы, людей и искусства, мир чувств.

Познавательные УУД:

 - овладеть основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов;

 - формировать умения выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстовых);

 - осваивать в ходе практических упражнений широкий спектр логических действий, операций, приемов решения учебных задач;

 - учиться воспринимать и анализировать не только тексты, но и внетекстовые компоненты;

 - овладевать навыками работы с информацией - как в учебнике (дополнительные элементы учебника, приложения и пр.), так и вне его содержания - в справочной литературе;

 - использовать ресурсы библиотек, осуществлять поиск информации в сети Интернет; записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

-  расширять сферы познавательных интересов;

-  вырабатывать умение ориентироваться в большом текстовом массиве, выполняя ряд специальных заданий для нахождения информации, постоянно возвращаясь к уже прочитанным текстам с новыми задачами и на новых основаниях ;

 - формировать умение работать с учебником, книгой (умение найти нужное место в уже прочитанной книге, умение листать и бегло просматривать уже изученный текст);

 - развивать умение сравнивать: школьники постоянно ставятся перед задачей сопоставления художественных произведений разных времен и народов, произведений разных авторов на одну тему, произведений одного автора на разные темы;

-  разрешать возникающие эстетические и нравственные коллизии, тем самым продвигаясь в литературном развитии и в общем развитии в целом.

 Предметные учебные действия:

-  развивать различные виды речевой и читательской деятельности, такие как аудирование (слушание), чтение вслух и чтение про себя, говорение (культура речевого общения), письмо (культура письменного общения);

-  уметь извлекать разного типа информацию в научном (понятие) и художественном тексте (образ);

 - иметь общее представление о разных видах текста: художественных, учебных, научно-популярных  через их сравнение продвигаться к умению по-разному работать с художественными, научно-популярными, учебными и другими текстами;

 - формировать библиографическую культуру.

Предметные и метапредметные УУД

Данные уровни решаются комплексно:

 - через работу над техникой и выразительностью чтения формировать умение смыслового анализа текста;

 - развивать творческую речевую деятельность;

 - навык осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения вырабатывать при размышлении над особенностями текста в процессе его слушания и перечитывания с различными целями;

 - через многократное перечитывание текста произведения решать познавательную задачу: перечитай с определенной интонацией, в разном темпе, найди завязку и развязку истории;

 формировать умение выполнять литературный анализ текста, который направлен на углубление понимания его смысла, позволяет понять, так ли мы его читаем, почему мы читаем именно так, а не иначе;

 - развивать разные словесные и несловесные средства чтения: модуляцию речи, паузы, логическое ударение, тембр и темп чтения, мимику, жесты;

-  формировать выразительное осмысленное чтение целыми словами с осознанным выбором интонации;

 - формировать умение чтения по ролям, чтения наизусть, драматизации произведений;

 развивается навык устного и письменного высказывания по образцу, с опорой на картинку и в свободной форме;

 - наблюдать за художественными особенностями текста, связывать понимание литературы с навыком осознанного чтения.

Для реализации программы используется УМК «Школа России:

  1. Литературное чтение: учебник для 2 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова,  Л.А. Виноградская – М.: Просвещение, 2012.
  2. Л. Ф. Климанова, М.В.Бойкина. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 2 класс: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Контрольно-измерительные материалы: Литературное чтение. 2 класс (сост. С.В. Кутявина – М.: ВАКО, 2011.
  4. Климанова Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод. пособие к учебнику «Литературное чтение. 2 класс» / Л. Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2012.

Содержание программы.

Круг чтения и опыт читательской деятельности

   Круг чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

   Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; ; стихотворение; басня.

   Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.

   Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.

   Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

   Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.

   Формирование умений читательской деятельности. Различать виды информации (научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

   Для формирования читательского кругозора школьников, развития интереса к самостоятельной читательской деятельности 1 ч в неделю отводится на внеклассное чтение.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

Читателю. Р. Сеф. Старинные и современные книги. Высказывания о книгах К.Ушинского, М.Горького, Л.Толстого.

Устное народное творчество (15 ч)

Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевёртыши, загадки, пословицы и поговорки.

Сказки о животных, бытовые и волшебные («Сказка по лесу идёт…» Ю. Мориц, «Петушок и бобовое зёрнышко», «У страха глаза велики», «Лиса и тетерев», «Лиса и журавль», «Каша из топора», «Гуси – лебеди»).

Люблю природу русскую. Осень (8 ч)

Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», К. Бальмонт.»Поспевает брусника»,

А. Плещеев. «Осень наступила…», А. Фет. «Ласточки пропали…», А. Толстой «Осень»

«Обсыпается весь наш бедный сад…», С. Есенин «Закружилась листва золотая…»,

В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник…», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро».

Русские писатели (14 ч)

А. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…», «Вот север тучи нагоняя», «Зима! Крестьянин, торжествуя…», «Сказка о рыбаке и рыбке».

И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей».

Л. Толстой. «Старый дед и внучек».

О братьях наших меньших (12 ч)

Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин . «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок».

Из детских журналов (9 ч)

1. Д. Хармс. «Игра», «Вы знаете?..»; 2. Д. Хармс, С. Mapшак. «Веселые чижи»; 3. Д. Хармс. «Что это было?»; 4. Н. Гернет, Д. Хармс. «Очень-очень вкусный пирог»; 5. Ю. Владимиров. «Чудаки»; 6. А. Введенский. «Ученый Петя».

Люблю природу русскую. Зима. (9 ч)

И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. « Чародейкою Зимою…», С. Есенин. «Поет зима — аукает...». «Береза».

Писатели — детям (17  ч)

Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), С. Я. Маршаком («Кот и лодыри»), С. В. Михалковым («Мой секрет», «Сила воли», «Мой щенок»), А. Л. Барто («Веревочка», «Мы не заметили жука,..», «В школу»,  «Вовка — добрая душа»), Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»,)

Я и мои друзья (10 ч)

В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Н. Булгаков. «Анна, не грусти!», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее»

Люблю природу русскую. Весна (9 ч )

Лирические стихотворения Ф.Тютчева, А.Плещеева, А.Блока, И.Бунина, С.Маршака, Е.Благининой, Э.Мошковской.

И в шутку и всерьез (14 ч)

1. Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»;  2. Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; 3. В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; 4. И. Токмакова. «Плим», «В чудной стране»; 5. Г. Остер. «Будем знакомы»

Литература зарубежных стран (12 ч)

Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков («Бульдог по кличке Дог», «Перчатки», «Храбрецы», «Сюзон и мотылек», «Знают мамы, знают дети»). Сказки Ш. Перро («Кот в сапогах», «Красная Шапочка»),

Г. X. Андерсена («Принцесса на горошине»), Э. Хогарт («Мафии и паук»).

   Среди произведений классиков русской и современной литературы учитель выбирает прозаические тексты и стихотворения для слушания, заучивания и драматизации, не менее 8—10 произведений для заучивания наизусть по рекомендации учителя или по выбору самого ученика.

Требования к уровню подготовки обучающихся на конец учебного года.

Учащиеся должны:

-  совершенствовать основной способ чтения целыми словами с соблюдением литературных произносительных норм (скорость чтения 60 слов в минуту);

-  уметь правильно ставить ударение в словах, чётко произносить окончания слов, соблюдать необходимые паузы;

-  овладеть приёмами чтения про себя небольших текстов с постепенным увеличением объёма текста;

-  развивать навык выразительного чтения;

-  уметь услышать звучание стиха, т.е. уловить его мелодичность, ритмичность,  особенности звукописи, понимание интонационного рисунка стихотворного произведения;

-  уметь читать в лицах небольшие диалоги из литературного текста;

-  создавать монологические высказывания небольшого объёма, связанные с прочитанным произведением;

-  уметь произносить в нужном темпе скороговорки, чистоговорки, помещённые в учебнике;

-  сравнивать поступки героев прочитанных произведений и давать им свою оценку;

-  уметь находить в оглавлении учебника или хрестоматии произведение по фамилии его автора и названию.

Перечень учебно-методических средств обучения.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

  1. Учебно-методические комплекты по литературному чтению для 1-4 классов (программы, учебники, рабочие тетради, хрестоматии).

Печатные пособия

1.Таблицы к основным разделам, содержащимся в программе по литературному чтению.

2.Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой определённой в программе.

3.Словари: толковый словарь, фразеологизмов, словообразовательный, орфографический.

4.Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях.            

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

  1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.

Технические средства обучения

  1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
  2. Экспозиционный экран.
  3. Персональный компьютер.
  4. Образовательные ресурсы (диски).

Демонстрационные пособия

  1. Объекты, предназначенные для демонстрации.
  2. Наглядные пособия для изучения.

Оборудование класса

  1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
  2. Стол учительский с тумбой.
  3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
  4. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.

Список литературы.

  1. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 2 класс. К учебникам М. В. Головановой и Л. Ф. Климановой. М.: ВАКО, 2012
  2. Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., Л.А Виноградская. Литературное чтение. Учебник для 2 класса начальной школы, М.: «Просвещение», 2012
  3. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы. – М.: «Просвещение», 2011
  4. Кутявина С. В. Контрольно – измерительные материалы. Литературное чтение: 2 класс. М.: ВАКО, 2011
  5. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Тексты по проверке техники чтения. М.: АСТ - Астрель, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....