Проект "Читать не вредно,вредно не читать"
проект по чтению (4 класс) по теме

Белокудрина Ольга Николаевна

Разработка проекта по литературе. Проект долгосрочный с подробным описанием каждого этапа работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soc_proektchitat_ne_vrednovredno_ne_chitat.docx27.41 КБ

Предварительный просмотр:

Социальный  читательский проект

«Читать не вредно, вредно не читать!- школа сотрудничества детей и родителей».

«Никогда никакими силами вы не заставите читателя познать мир через скуку.

Читать должно быть интересно»А. Н. Толстой.

   

Семь  чудес  света  создали  люди  в  древности:  -   величественные  египетские  пирамиды,  прекрасную  статую  Зевса  в  Олимпии, висячие  сады  ассирийской  царицы  Семирамиды  в  Вавилоне, храм  Артемиды,  огромную  медную  статую  бога  Гелиоса на  острове Родос,  мавзолей  и  маяк  в  Александрии.

   Но  есть  еще  одно  чудо  света,  не  менее  удивительное.  Оно  знакомо  каждому  из  нас,  но  мы  настолько  привыкли  к  этому  творению  человечества,  что  редко  задумываемся  над  его  ценностью.     А  чудо  это  всегда  лежит  под  рукой  и,  как  настоящий  друг,  готово  в  любую  минуту  прийти  на  помощь:  -  Научить.   Посоветовать.    Рассказать. Это - книга.

   Книга!  Она  входит  в  жизнь  с  самого  раннего  детства,  и  мы  привыкаем  к  ней,  как  привыкаем  к  воздуху,  которым  дышим,  к  солнцу,  которое освещает  все  вокруг.  Она  ведет  нас  от  познания  первых  несложных  истин  все  дальше  и  дальше.  Она  рассказывает  и  про  сказочных  богатырей,  и  про  школьную  жизнь,  и  по  дальние  страны.  С  книгой  каждый  из  нас  путешествует  в  будущее  и  в  далекую – далекую  историю.                                    

Актуальность проекта:

         В настоящее время качество чтения учащихся указывают на снижение роли книги в системе духовных ценностей школьников. Современные школьники в большинстве своем уже не могут продолжить начальные строки знаменитых стихотворений А.Л. Барто: "Уронили мишку на пол..." или "Наша Таня громко плачет...". Нынешние школьники, выросшие главным образом не на чтении, а на просмотре телевизора, уже не могут сосредоточить внимание на том, что читают. Для них свойственна кризисная модель детского чтения. Ее характерные черты: детский читательский негативизм, отказ от добровольного чтения серьезной литературы, превалирование в репертуаре чтения низкопробных книг, невысокая культура чтения, утрата детьми чувства языка.

        Реализация проекта позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (конкурс, коллективные классные творческие работы, соревновательные характер). Участие в индивидуальном или совместном творческом проекте, привлекательность победы становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.

        Целенаправленное систематическое внимание к чтению ребенка является залогом успешного развития и становления его как личности.

Новизна: учащиеся, заинтересовавшиеся коллективным творческим делом, духом соревнования приобщаются к чтению, сотрудничеству, открывается путь к культуре общения, к познанию, развитию и творчеству.

Гипотеза: учащиеся, выполняя творческие задания, будут читать книги, предлагать свои варианты творческих работ.

Практическая значимость проекта:

     В 2012 году в  рамках реализации программы  проектов по продвижению книги и развитию  читательской культуры «С книгой по жизни» мы запустили социальный  читательский проект «Читать не вредно, вредно не читать!- школа сотрудничества детей и родителей».

    Семейное чтение -  это не только великолепная возможность провести время в кругу, повысить технику чтения, узнать и познать новое,  но и очередной шаг на пути к духовному росту  ребёнка. Семейные проекты  учат сотрудничеству, умению идти на компромисс, радоваться победам других и своим.

   Сегодня проблема детского чтения актуальна и заслуживает огромного внимания: нынешние  школьники все реже обращаются к книгам, отдавая предпочтение компьютерным играм, социальным сетям, телевизору, тем самым  лишая себя, возможно, единственной  духовной пищи.  А ведь книга является энциклопедией жизни. Она учит читателя отличать добро от зла, предательство от преданности, пробуждает стремление  человека к развитию и самосовершенствованию личности, поэтому  в 21 веке  полноценными читателями надо успеть стать в детстве, иначе потом жизненный стремительный темп может не оставить для этого времени.  

    Никогда не будет читать тот ребенок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но все чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по литературе слова: «Я эту книгу не нашел». Книги, передающиеся из поколения в поколение, красочно оформленные фолианты, полные собрания сочинений it— большая редкость в нынешнее время. Как и книга в качестве «лучшего подарка». Родитель, который сам не радуется книге, никогда не научит этой радости ребенка.

     Безусловно, семья, в которой книга сопровождает ребенка с момента его рождения, семья, в которой читают родители — это еще одна предпосылка грамотности и «чутья» к родному языку. При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребенок практически никогда не берет в руки книгу. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, тогда и в его жизнь они войдут.
    Родителям важно осознавать, что они не могут и не должны стоять в стороне от учения детей, их приобщения к грамотности, чтению, что семейное чтение очень важный аспект духовно- нравственного воспитания.  

     Данный проект направлен на решение нескольких актуальных задач современного культурного процесса: поддержку и развитие детского чтения; увеличение численности пользователей информационными ресурсами детских библиотек; формирование у детей устойчивых навыков систематического, творческого, развивающего чтения; внедрение инновационных проектов и технологий в методику и практику работы детских библиотек  в постоянно меняющихся социокультурных условиях. С этой целью в проекте предполагается использование, моделирование и варьирование разнообразных форм и методов работы, как традиционных так и инновационных:  мероприятия по организации и поддержке семейного чтения; делового чтения детей; конкурсы; викторины; литературные игры; презентации и др. Наиболее эффективными формами индивидуальной и массовой работы с читателями являются литературные дискуссионные клубы, творческие конкурсы, литературные студии, интегрированные уроки, уроки-диспуты, , экскурсии, лекции, обзоры, способствующие раскрытию аналитических и творческих способностей детей.

Цель: 

 - Создание условий, обеспечивающих духовно – нравственное развитие учащихся  школьного возраста в системе «учитель – ученик - родитель» через чтение детской классической и современной литературы.

  - Активизировать детское чтение, как важнейший фактор развития культуры

подрастающего поколения.

           

 -Популяризация книги и чтения среди школьников.

         

  - Поддержка и развитие детского чтения;

         

  - Повышение общественного статуса книги и чтения;

  - Содействие всестороннему духовному и культурному развитию, воспитанию стремления к  самообразованию, 

  - Развитие интеллектуальных и творческих способностей читателей-детей посредством  популяризации лучших образцов книжного наследия;

  - Продвижение и поддержка систематического творческого детского и семейного чтения в новом технологическом веке;

Задачи  проекта:

    -Формирование читательской культуры; поддержка и активизация читательской деятельности;

    -Активизация возрождения традиций семейного чтения;

   - Рост  читательской  активности;

   -Повышение интереса  к чтению и книге;

  - Повышение посещаемости  библиотеки;

  - Повышение  авторитета  читателя.

  - Повышение информационной и коммуникативной культуры учащихся;

  - Привлечение  родителей к активной поддержке детского чтения, оказание им помощи  в построении семейного досуга, общения, сотворчества  вокруг  чтения.

 - Развивать у учащихся мышление, речь, формировать умение передавать содержание произведения; воспитывать интерес к  русской словесности.

Ожидаемые результаты:

Данный проект направлен на решение нескольких актуальных задач современного культурного процесса: поддержку и развитие детского чтения; увеличение численности пользователей информационными ресурсами детских библиотек; формирование у детей устойчивых навыков систематического, творческого, развивающего чтения; внедрение инновационных проектов и технологий в методику и практику работы детских библиотек  в постоянно меняющихся социокультурных условиях. С этой целью в проекте предполагается использование, моделирование и варьирование разнообразных форм и методов работы, как традиционных, так и инновационных:  мероприятия по организации и поддержке семейного чтения; делового чтения детей; конкурсы; викторины; литературные игры; презентации и др.

 Наиболее эффективными формами индивидуальной и массовой работы с читателями являются литературные дискуссионные клубы, творческие конкурсы, литературные студии, интегрированные уроки, уроки-диспуты, , экскурсии, лекции, обзоры, способствующие раскрытию аналитических и творческих способностей детей.

Учащиеся-

1.Воспримут  посещение  в библиотеку  как приятное времяпрепровождение, поднимется приоритет чтения как формы культурного досуга;

2.Приобретут  дополнительные навыки работы с фондом;

     3. Смогут  самореализоваться  и повысить свой авторитет  среди сверстников;

      4. Приобретут навыки командной игры;

5.Почувствуют   значимость своего вклада в общее дело по формированию и сохранению фонда библиотеки.

Вид проекта:  коллективный  

   

     Участники проекта: ученики 4-а класса

    Руководитель проекта : Белокудрина О.Н.

  Консультант проекта: Гавва Ю.В.

    Продолжительность проекта: срок не ограничен


Этапы работы над проектом

Вид  деятельности

Результат

1

 «Летний Читай-город» - общешкольный конкурс

1.Мультимедийная презентация по сюжету полюбившихся книг;

 2.Реклама любимой книги (мини-сочинение по понравившемуся произведению,

в котором учащиеся-авторы раскрывают интересные факты,  побуждающие других школьников прочесть рекламируемую книгу);

3. Книжка-самоделка (предлагается совместное с родителями изготовление

миниатюрной красочной книжки-раскладушки).

2

 Книжный флешмоб  «Читать –  модно!»  

На страницах школьного электронного дневника дети и взрослые оставляют свои комментарии о

своих любимых книгах,  обмениваются мнениями.  

3

Библиотечные уроки.  

Основная цель уроков,  проводимых библиотекарем, -

заинтересовать,увлечь ребёнка,  приобщить его к миру книги.  

4

«Мы - читатели»

Школьный конкурс методических разработок уроков внеклассного чтения

на тему «Детские рассказы о дружбе и честности» среди

учителей начальной школы.

5

 «Фантастический мир сказок Корнея Чуковского».

 Дистанционная школьная

викторина для  учащихся 1-4 классов.

6

«Азбука витаминов».

Школьный конкурс чтецов, проведённый в рамках

программы «Разговор о правильном

питании».

7

 «Что за прелесть, эти сказки!»

Дистанционная школьная викторина (два

этапа) по сказкам А.С. Пушкина.

8

 «Ребята, давайте жить дружно!»

Литературный праздник для

малышей 1 «В» класса

9

Благотворительная акция «Подари детскую книгу библиотеке».

Пополнение  библиотечного фонда новыми, интересными

книгами, для привлечения новых читателей в библиотеку.

10

«Вместе весело читать».

Семейный книжный праздник для учащихся и их родителей.  Проводится в рамках школьной Недели детской книги библиотекарем и классным руководителем.  Цель:  вовлечение родителей в их совместные занятия с детьми, в совместное чтение книг.

11

«Пусть картины говорят»

Посещение выставок,лекций КВЦ  «Радуга»

Участие в  областном конкурсе рисунков «Шедевры Третьяковской Галереи глазами детей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - спектакль\'"” Читать хорошо - это лучше, чем читать плохо.” 2 класс.

Эту методическую разработку можно использовать для проведения открытия проекта " Успешное чтение" во 2 классе. В разработке имеется список произведений для чтения, образец бука.  Герои произведений сп...

Статья "Учиться читать, чтоб учиться читая".

Начиная с 90х годов 20 века, чтение рассматривается как ключ к веку информации, как фундаментальное право каждого каждого человека , как условие его развития, а так же условие развития нации в целом. ...

Практическая значимость проекта "Читать не вредно, вредно не читать".

В статье обобщается опыт проектной деятельности по приобщению к чтению детей 1-2 класса....

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА «ЧИТАТЬ НЕ ВРЕДНО, ВРЕДНО НЕ ЧИТАТЬ»

Предлагаю Вашему вниманию творческую работу учащейся 2 класса о книгах....

Творческий проект "Читать не вредно, вредно не читать".

Разработка проекта направлена на привлечение детей к читательской деятельности....

Читаешь ты,читаю я,читает вся моя семья.

Учащиеся знакомятся с историей создания книги, формируется потребность в систематическом чтении, воспитывается любовь к книге, бережное отношение к книге....

Проектная работа по теме "Читать не вредно, вредно не читать"

Данный проект направлен на решение нескольких актуальных задач современного культурного процесса: поддержку и развитие детского чтения; увеличение численности пользователей информационными ресурсами д...