Методическая разработка занятия по развитию речи "Сказка в гости к нам пришла"
план-конспект
Интегрированный урок по литературному чтению и ИЗО в 3 классе.
Тема: Описание художественных образов в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Цель урока: закрепить навык выразительного чтения, развить умение определять характер действующих лиц.
Задачи урока:
– сформировать умение подбирать определённое цветовое состояние, соответствующее настроению выбранного сюжета и характера героя.
– развитие воображения и образного мышления.
– развить чувства прекрасного с помощью художественного слова и изобразительных средств.
Оборудование и материалы:
Зрительный ряд. Репродукции картин «Зимняя сказка» Д.Л. Александрова, «Косые лучи» И.Э. Грабаря, «Оттепель» Ф. Васильева.
Литературный ряд. Сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Музыкальный ряд. Музыка Г.А. Свиридова «Метель».
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка интегрированного урока
Тема: Описание художественных образов в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».
Цель урока: закрепить навык выразительного чтения, развить умение определять характер действующих лиц.
Задачи урока:
– сформировать умение подбирать определённое цветовое состояние, соответствующее настроению выбранного сюжета и характера героя.
– развитие воображения и образного мышления.
– развить чувства прекрасного с помощью художественного слова и изобразительных средств.
Оборудование и материалы:
Зрительный ряд. Репродукции картин «Зимняя сказка» Д.Л. Александрова, «Косые лучи» И.Э. Грабаря, «Оттепель» Ф. Васильева.
Литературный ряд. Сказка С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев», стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Музыкальный ряд. Музыка Г.А. Свиридова «Метель».
Ход урока.
1.Орг.момент
Прозвенел у нас звонок
Начинается урок
- Вступительная беседа.
- Вспомните стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро» Кто его выразительно прочитает? Послушайте его внимательно и скажите, о каких состояниях природы в нем говорится. Посмотрите на репродукции картин. Какие картины художников соответствуют описанию природы в стихотворении? Какие строки стихотворения можно подобрать для описания природы на картине «Косые лучи» И.Э. Грабаря? Как называются картины с изображением природы? Какие природные явления бывают зимой?
2). Отгадайте загадки:
В белом бархате деревни – и заборы и деревья,
А как ветер нападает, этот бархат опадает. (Иней)
Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (Метель)
Невидимкой осторожно он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне. (Мороз)
Сегодня мы с вами будем изображать различные природные явления, которые встречаются в сказке «Двенадцать месяцев».
- Выбор сюжета.
Давайте вспомним, как менялось состояние природы в сказке.
1). «Девочка идёт в лес».
- Что происходит в это время в природе?
2). «Январь берёт свой посох».
- Как изменилось состояние природы?
3). «Февраль встаёт на место января и поёт свою песню»
- Как меняется все вокруг с приходом февраля?
4). «Принимает эстафету март»
- Что происходит в природе?
5). «Девочка возвращается домой».
- Какую картину природы изображает автор?
- Какой из этих сюжетов вам понравился? Почему? Какой сюжет вы хотели бы изобразить на рисунке?
Послушайте фрагмент музыкального произведения «Метель» Свиридова Г.А. Какому эпизоду сказки соответствует музыка? Найдите этот отрывок и прочитайте. Что вы представляли, когда слушали музыку?
- Составление и анализ сюжетной композиции.
Беседа. Что в рисунке является главным? Где происходит действие? Какое состояние природы вы задумали передать? Как выглядят главные персонажи?
Составление одного из вариантов композиции на магнитной доске с помощью вырезанных фигур и объектов.
Вопросы для анализа составленного сюжета: Где находятся главные действующие лица и предметы на листе бумаги? Как они взаимосвязаны? Как изображаются главные предметы рисунка? Что находится на среднем плане? Как изображается в рисунке средний план? Что находится на дальнем плане? Как изображаются предметы дальнего плана?
- Педагогический рисунок на доске.
Рисунок сопровождается объяснением.
Выбрать нужный цвет тонированной бумаги, исходя из сюжета и состояния природы. Например, серый цвет – вечер, сумерки; синий, фиолетовый – ночь; желтый – теплый мартовский день, солнце; зеленый – ветер, холод, оттепель. Восковыми мелками нанести рисунок. Можно нанести новогодний костер, сверкающий снег, звезды, месяц и т.п. Свободно работая кистью по большой плоскости, нанести общий тон освещенности акварельными красками, не прокрашивая некоторые места тонированной бумаги. В этот же тон добавить немного белил и тонировать снег, делая сугробы, снег на деревьях, хлопья снега в воздухе. Все объекты, которые мы нанесли мелками, проступают из-под акварели отчетливо. Можно сделать их более яркими на ближнем плане гуашью. Далее можно прорисовать детали.
- Самостоятельная работа учащихся.
- Рефлексия.
Какой сюжет сказки вы изобразили? Найдите в произведении и зачитайте отрывок, который соответствует изображённому в вашем рисунке сюжету. Дайте название своему рисунку. Какой характер состояния природы вам удалось передать.
- Домашнее задание – выучить наизусть понравившийся отрывок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по развитию речи на тему сказка «Теремок»
Русская народная сказка «Теремок».Цель и задачи занятия – развивать устную речь учащихся, повторить русскую народную сказку «Теремок», научить детей рассказывать сказку, правильно вы...

Методические разработки занятий по развитию речи дошкольников "Учимся играя"
Методические разработки предназначены для педагогов дополнительного образования, воспитателей образовательных учреждений. Данный материал содержит разработки занятий по развитию речи дошкольников....

Методическая разработка занятия по развитию логического мышления
Умножение на 4. Решение задач.Актуализация знаний.Программа "Перспектива"...

Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы «Противоречие. Составление загадок из противоречий»
Методическая разработка занятия по развитию творческих способностей с использованием элементов ТРИЗ для учащихся начальной школы«Противоречие. Составление загадок из противоречий» Цел...

Занятие в ГПД. Методическая разработка занятия по развитию речи «Совестливый я человек? Что я знаю о совести».
Дидактическая цель занятия: организовать совместную деятельность учащихся с целью создания собственного текста на тему «Совестливый я человек? Что я знаю о совести» (по выбору учащег...

Методическая разработка занятий по развитию устной и письменной речи для учеников с ЗПР. Проект «Зимнее кружево»
Проект «Зимнее кружево» был проведен в 3 классе и рассчитан на 7 занятий (декабрь, январь). Цель проекта: формировать умение создавать текст - описание пейзажа, явления природы в художеств...
