Конспект урока по обучению грамоте в 1 "А" классе по системе Занкова. Тема: "Праздник Новый год. Пожелания сказочных героев".
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Пужаева Светлана Владимировна

Урок закрепления знаний по обучению грамоте по системе Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_obucheniyu_gramote_v_1.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обучению грамоте в 1-м классе по системе Занкова. Тема: "Праздник Новый год. Пожелания сказочных героев"

Тема: Праздник Новый Год. Пожелания сказочных героев.

Цель: 

  1. познакомить с историей праздника,
  2. упражнять в чтении текстов с изученными буквами, в делении слов на слоги,
  3. учить различать предмет и слово, проводить звуковой анализ слова,
  4. формировать умения находить антонимы и синонимы, определять твердые и мягкие согласные, ударные и безударные гласные.

Ход урока.

1. Организационный момент.

- Начать урок мне хочется с уже известного вам стихотворения:

Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Ну-ка проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ну, мы можем начинать.

2. Работа над темой.                                                                                                                                                         - Узнать, о чем мы будем говорить сегодня на уроке, вам поможет первое задание.
- Впишите в кружочки буквы-соседки. (азбука на стр 80.)                                                                          Запись на доске:                                                                                                                                                                                                      
 - Из вписанных букв составьте слова.
- Что у вас получилось? (
Новый Год)                                                                                                                          - Что вы ждёте на Новый год?                                                                                                                            - Новый Год – чудесный праздник . С него начинаются зимние каникулы, под Новый Год загораются разноцветные веселые огоньки елок.слайд новый год Каждый из нас и взрослый, и ребенок ждет от этого праздника  сюрпризы, подарки, исполнения желаний и, конечно же, чуда. Да и какой же Новый Год без волшебства и сказки. Вот и сегодня, на уроке обучения грамоте, мы совершим путешествие в зимнюю сказку. А какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль) А зима в этом году была снежная и морозная, ну совсем такая, как в одной сказке, где в канун Нового Года у зимнего костра происходили чудеса.  Что это за сказка? (12 месяцев)

На доске появляется картинка сказочного костра.

- Вот и сегодня к нашей ёлке скоро соберутся гости. Каждый из гостей  приготовил для вас задание. Если мы успешно с ним справимся, то получим  пригласительный билет на новогоднюю елку.

- А вот и первый герой. Угадайте, кто он.

(1 слайд фрагмент сказки «Морозко». На доске картинка «МОРОЗКО».)

- А знаете ли вы, что Морозко является прадедушкой Деда Мороза или, как его называли по- другому, Мороз-Воевода. А вот дедом Деда Мороза является маленький неказистый, вредный старикашка злобного вида, который, тряся длинной седой бородой, бегал по полям и стуком вызывал трескучие морозы. Отсюда, его имя Дед Трескун.                                                       История умалчивает о том, кто был папой Деда Мороза, но мы знаем, что сейчас Дед Мороз добрый волшебник, который в новогоднюю ночь приносит всем детям, а иногда и хорошим взрослым, подарки.

- А сейчас мы с вами узнаем , кто приходит к детям на Новый Год в других странах.

(слайд В Америке, Англии-Санта Клаус, в Италии - Баббо-Натале, в Колумбии - Папа-Паскуале, в Панаме - Папай Ноэль, в Финляндии - козел,)

- МОРОЗКО предлагает прочитать текст в Азбуке про Новый Год. (Дети читают хором)

Задание 1 :

Во втором предложении найди слова, в которых букв больше, чем звуков. (Это слова украшают и елка)

Задание 2 :

В третьем предложении раздели слова на слоги, поставь знак ударения. Какое правило помогает определить количество слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).

Дед Мороз и Снегурочка зайдут в каждый дом и порадуют малышей подарками.

Задание  4 :

В четвертом предложении подчеркните буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

А они вместе с родителями споют песенку, которую пели еще наши прабабушки и прадедушки. 

- А знаете ли вы, откуда к нам пришел  обычай наряжать елку на Новый Год?                                         Нет, тогда слушайте.

Наш обычай зажигать на Новый год елочные огоньки пришел из далеких времен. И  родился он не у нас в России, а у древних обитателей Англии и Германии. В те далекие времена люди собирались в зимнем лесу вокруг вечнозеленой ели, зажигали возле нее костры и пели песни, плясали, веселились.
Древние люди верили, что в ели живет дух леса, который хранит все живое: растения, зверей, птиц и, конечно же, человека. Чтобы задобрить духов, люди развешивали на елках лакомства! От германцев этот обычай перешел в Скандинавию, Францию и в Россию.
Самый лучший друг и помощник Деда Мороза, как вы думаете кто? (
снеговик).на доску
Он приготовил для вас физминутку для глаз.

Физминутка для глаз

Отгадайте загадку и вы узнаете, кто наш следующий гость:

Мы весной ее не встретим,                      Федченко Рома
Она и летом не придет,      
Но зимою к нашим детям
Она приходит каждый год.
У нее румянец яркий,
Вся одета в белый мех,                   
Интересные подарки
Приготовила для всех.
Дружно мы ее встречаем,
Мы большие с ней друзья,
Напоить горячим чаем
Эту гостью нам нельзя.

(СНЕГУРОЧКА-картинка на доске.)

Задание от СНЕГУРОЧКИ: прочитайте слова из песенки, подчеркните рифмующиеся слова.
(песня «В лесу родилась елочка».
Слова:  росла-была, бай-бай - не замерзай.)

Придумайте рифму игрушки -_________,
снежинка - ________

Игра:

Ты катись снежок, как мячик,
Быстро, быстро по рукам.
У кого снежок остался
Тот стихи расскажет нам.

Дети читают свои двустишья. (домашняя заготовка)

Это интересно знать.

- В старину Новый  год  отмечался 1 сентября.Это событие проходило очень скромно, без гуляний, ёлки, украшений и шуток.И только в 1700 году по приказу царя  Петра 1  Новый год стали отмечать зимой. Царь велел встречать Новый  год  31 декабря,ставить ёлку или сосну и украшать еёигрушками и огнями, а вокруг неё устраивать гулянья с пением, плясками, шутками и при этом делать друг другу поздравления и дарить подарк.. С тех пор елка, веселье на всю ночь прочно вошли в жизнь людей, встречающих НОВЫЙ ГОД.

- В какое время года – Новый Год? (зимой)
-А во всех ли странах так?

Давайте прочитаем текст на стр. 81.  (Дети читают по цепочке)

А вот и следующий наш гость..
Прыг – скок, трусишка!
Хвост – коротышка,
Уши вдоль спинки,
Глаза с косинкой,
Одежда в два цвета:
На зиму и лето. (заяц)                                                                                                                                                                  

Заинька приготовил для вас физминутку. картинка зайца на доску

Физминутка

Зайцы скачут: скок –скок –скок!
Да на беленький снежок.
Приседают. Слушают, не идет  ли волк.
Раз –согнутся. Разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три  - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Молодцы, уважили зайчика.

- Ребята, о какой королеве идет речь?

Я королева из страны
Где нет ни лета, ни весны,
Где круглый год метель метет,      
Где всюду только снег и лед.

Слайд (Снежная Королева)

СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА просит отгадать ребусы на стр. 81  азбуки.

ГИРЛЯНДЫ                    МИШУРА                                  ПОДАРКИ

- Какое слово лишнее? (мишура- ударный третий слог, ед. число)

- Какой предмет лишний? (подарки)
- Какая связь между словами в левой части? Составьте пару слов справа.

- Этого героя хоть и называют кровожадным хищником наших лесов, однако, в одной сказке он все же умудрился остаться без хвоста. Кто же это?

- Что желают люди на Новый Год?

Слайд ВОЛК                                                (ВОЛК-картинка на доске)

ВОЛК предлагает отгадать, кто прислал эти пожелания (стр. 81)

(Чтение пожеланий по учебнику):

Как можно больше хороших друзей
Пусть даже это будут крокодилы.

(Чебурашка)        

 Никогда не бросай своих бабушек и дедушек.
Им без тебя грустно и одиноко

(Колобок)

Спокойствие, только спокойствие! И тогда в следующем году тебе напекут много-много булочек.

(Карлсон)

Второе задание от волка

- Первые буквы отгаданных слов подскажут тебе имя следующего героя.

Загадки:

1.  Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (
ель)

2. Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.(
морковь)

3. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка:
Куст в колючках, будто ёж -
Вот и назван?..(
ежевика)

4. В чай кладу его порой.
Чай становится такой
Вкусный, ароматный,
Витамином С богатый. (
лимон)

5. Круглое, румяное,
Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И любят меня детки.(
яблоко)

После каждой отгадки вывешивается картинка.                                                                                    слайд  ЕМЕЛЯ

ель  морковь  ежевика  лимон  яблоко = ЕМЕЛЯ

- Составьте схему этого слова

ЕМЕЛЯ просит прочитать пиктограмму: ( Рисунок пиктограммы)

 Я   люблю      подарки                                                                                                                       - Подберите слово противоположное по смыслу слову люблю- (ненавижу,)
- Подберите слово
близкое по смыслу слову подарки-( сладости)

Итог урока.

- Ребята, а почему именно эти герои собрались возле новогоднего костра?    (Они герои сказок с зимним сюжетом)                                                                                                                         – Что нового вы узнали на уроке?

- Ой, кто-то стучится к нам.Вот так  чудо!.( Входит Дед Мороз, поздравляет ребят с наступающим Новым Годом и вручает пригласительные билеты на школьную новогоднюю елку).

Дети читают стихи про Деда Мороза.

- Урок окончен, всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова)

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) в 1 классе по теме: «Согласные звуки [ н ], [ н ], буквы Н, н» ( УМК система общего развития Л.В. Занкова) ...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса (система Занкова)

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса (система Занкова)...

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс, по программе Л.В.Занкова.

Тема: Твердые и мягкие согласные звуки.          Анализ фонетического сходства слов и их различий по смыслу.Цель: упражнять в определении твердых и мягких ...

Конспект урока по обучению грамоте (УМК системы Л.В.Занкова, 1 класс)

Конспект урока в 1 классе по УМК развивающего обучения системы Л.В. Занкова...

Конспект урока по обучению грамоте УМК "Гармония" . Тема : " Буквы й,Й. (изучение нового материала) . Учебник ч. 2 с.30-31.

Урок по теме :" Буквы й,Й (изучение нового материала) для учителей, работающих в 1-ом классе по УМК " Гармония". Учебник "Букварь" ч. 2 . Авторы: Соловейчик М.С., и др. Данный урок научит детей анализ...

Конспект урока по обучению грамоте (письмо). Твои новые друзья. Дорога в школу.

Конспект урока по обучению грамоте (письмо).Твои новые друзья.  Дорога в школу. Тип урока: урок открытия нового знанияЦели деятельности учителя: - выявить уровень владения графиче...