Нетрадиционные уроки развития речи
статья по чтению на тему

Иванова Светлана Валерьевна

Цель нетрадиционных уроков развития речи - приобщить ребёнка к чтению и пониманию художественной литературы через собственное литературное творчество. Для этого  дети входят в роль "автора" и читателя-"критика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_kak_predmet_esteticheskogo_cikla.docx20.6 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные уроки развития речи

Учитель начальных классов Иванова С.В.

ГБОУ гимназия № 540 города Санкт-Петербурга

Много лет я  провожу уроки развития речи по методике Кудиной Г.Н. и Новлянской З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла» , такие уроки необходимы в начальной школе. Они проходят как маленькие праздники. Отличие этих уроков от традиционных уроков развития речи, где дети пишут сочинение-рассуждение, описание и повествование заключается в том, что здесь не ставится главная задача – способ изложения. На этих уроках формально-языковые задачи становятся для детей средством решения содержательно-жанровых задач.

      Хочу ещё отметить, что на некоторых уроках нет строгой структуры.

      Один из интереснейших уроков – это творческая коллективная работа «Разговор кочанов капусты».

Цели, которые ставит учитель: развивать воображение детей, эмоционально-эстетическую сферу детей; способствовать овладению речью, как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего мира; прививать любовь к чтению через собственный писательский опыт детей; учить детей через внешние признаки «видеть» внутреннее состояние героя, его характер.

     Творческую работу можно начать с таких слов: сегодня у нас будет совсем необычный урок. Работать мы будем не с художественными текстами, а вот с этими кочанами капусты. Как вы думаете, зачем они нам нужны? Перед нами не книга, а настоящая капуста. Кем же мы будем?

- Мы попробуем определить точку зрения капусты, угадать её настроение. Чтобы это сделать, надо посмотреть на мир глазами капусты, с её точки зрения, т.е. в какой-то мере стать капустой.

- Кем же мы будем? (сочинителями)

- Верно, мы будем сочинителями, вам придётся сочинять «за капусту». А потом вы будете критиками – вам придётся оценить: получилось или нет. Итак, у нас два кочана капусты. Посмотрите на них внимательно. Они одинаковые?

- Рассмотрите внимательно каждый. По каким признакам они отличаются друг от друга?

- Назовите признаки каждого (внешние)

маленький                                              большой

зелёный                                                  растрёпанный

круглый                                                   некрасивый

неободранный                                      грязный

ровненький                                            старый

чистый

молодой

- Как вы правильно заметили, капуста разная. У неё можно найти много разных признаков. Давайте теперь станем волшебниками и представим, что это не простые обыкновенные кочаны, а существа с душой и сердцем, они живые. У них есть черты людей, есть поведение, характеры; они могут совершать поступки. Только, чур условимся: мы принимаем только одно сказочное условие – они заговорят по-человечески. А всё остальное должно быть так, как может быть только с капустой. У каждого человека есть характер. Попробуем на основании того, что вы заметили в их внешнем виде, угадать, какой характер, какое настроение может быть у каждого кочана.

Варианты ответов

Маленький кочанчик – шаловливый; шустрый.

Большой – пухленький, толстенький, мужественный, драчливый (все листья оборвал); любопытный, надулся, вздыхает.

- Итак, за внешним видом капусты можно «угадать» её характер, настроение, чувства. И у нас много вариантов. Давайте выберем какой-нибудь один. Пусть «большой» будет драчун, а «маленький», наоборот, он со всеми ладит.

Выбор характера. 1 вариант: большой – заслуженный, пожилой, много повидал, пережил, добрый; маленький – молодой, шаловливый, первый рубец получил. 2 вариант: большой – забияка, дерётся, весь растрепался, от этого с ним никто не хочет дружить, он обиделся; маленький – он со всеми ладит, не встревает в драки.

Выбор места встречи. Нам надо определить, где бы оба кочана могли встретиться? (на базаре, на грядке, в магазине, на кухне, на улице, в столовой, на детской площадке, в авоське, на дороге). Как они встретились? ( в ящике, в кузове в большой куче, рядом выросли, купили два кочана и принесли домой, купили в разных магазинах и положили в авоську). Внешние признаки помогают нам угадать характер. И что интересно: за одними и теми же внешними признаками может прятаться иногда и разный характер. Вот мы говорили, что большой может быть злым, драчливым, а может быть добрым, но много в жизни перенёсшим.  Так что за растрёпанными листьями могут скрываться разные черты характера.  Давайте попробуем с вами придумать, какой разговор могут вести эти  два кочана капусты.  Помните, мы должны узнать нашу капусту. И второе. У нас только одно сказочное условие: капуста может думать и разговаривать по-человечески, а во всём остальном она должна поступать, как капуста. У неё ни рук, ни ног. И она видит мир по-своему, ценит то, что важно с её точки зрения, а не с точки зрения человека. Далее идёт работа в парах (самостоятельное составление диалога).

  Возможные вопросы после прослушивания диалога: Интересный разговор? Выполнили авторы наши задачи? Есть развитие событий? Что особенно понравилось? Получился ли разговор? Виден ли из разговора характер? Разные характеры или одинаковые? Какое настроение у капусты?

      На этом уроке дети выступают в позиции Автора-художника. Автор-художник сочиняет, читатель-критик оценивает.  Художественное творчество для младших школьников показано и с психологической точки зрения. Развита сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация, в которой он и автор, и герой, и актёр.

      Младший школьник -  первооткрыватель.  Ему присуще чувство новизны и удивления в отношении к окружающему миру – «детская свежесть взгляда». Ребёнок чувствителен к языку, ему не безразлично звучание, смысловые оттенки слова. На  таком уроке дети не только разбирают внешние признаки кочанов (были принесены 2 разных кочана: один большой, а другой маленький),  но и пытаются определить их внутренний мир, приняв во внимание, что кочаны сказочные, живые, могут думать, говорить, но всё у них должно быть как у капусты. С увлечением дети подбирают слова, глаза у них горят. Ребята не ограничены в своих высказываниях, они не боятся говорить то, что чувствуют, думают. И главный вывод тоже делают сами дети: что за разными внешними признаками кроется и разный характер. Выбирая характер для своих героев, ученики действуют по своему представлению, опыту.  

   Разные уроки я проводила по методике Кудиной: «Весенние песенки. Праздник читательских удовольствий»,  «Воспоминания старой обуви» по рассказу Андерсена «Чайник»,  «Снег. Зимнее настроение» и др.

  После проведения таких уроков, дети чувствуют, что им недостаточно знаний, не хватает слов высказать свою мысль. Это вызывает желание обратиться к книге, к друзьям, к родителям.  Обсудить то, что их волновало. А это способствует созданию творческой, дружелюбной атмосферы в классе.  Если интересно, значит, есть желание работать, учиться. Особенностью этих уроков  является и то, что их нельзя продумать до конца. На каждом уроке как бы идёт творческий процесс. Чья-то интересная мысль, высказывание вносит в урок что-то новое. Так дети сами участвуют в построении урока, делая его соответствующим их возрастным особенностям и желаниям.

   Но предполагаемая программа не сможет быть реализована, если учителю не удастся создать особой атмосферы общения детей на уроке, атмосферы теплоты, человеческих отношений, общения, средством которого и выступает литература. Учитель задаёт «эталон» отношений, воспитывающих любовь к художественной литературе, ориентирующих на конструктивную критику, оберегающих достоинство ребёнка. Только в такой атмосфере рождается творческий дух, желание раскрыть себя, не боясь непонимания, собственных ошибок,  негативной оценки взрослого или сверстника. Иными словами, нужно таким образом строить межличностные отношения детей и взрослого, чтобы прежде всего возникала мотивация и положительные эмоции по поводу происходящего на уроке общения. Только в этом случае можно рассчитывать на «желательность» урока.

Литература:

1) Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. «Литература как предмет эстетического цикла»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные приёмы развития речи

данный материал может быть использован при подготовке к уроков развития речи...

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Методическая разработка по теме: Работа над речью слабослышащих учащихся на уроках развития речи в младших классах

Содержание :  I.    Понятие о речевом общении. II. Требования к построению работы по развитию устной речи слабослышащих учащихся. III.  Обучение диалогиче...

Урок : «Развитие речи с элементами культуры речи. Азбука вежливости. Как писать письмо».

На уроке дети учатся писать письмо, с соблюдением норм речевого этикета. Использован сюжет занимательности. У детей воспитывается доброжелательное отношение к окружающим, а также уважительное отношени...

Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи

В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....

Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.

Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....