Урок внеклассного чтения по теме "Чудо Урала"
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Шерстобитова Нина Александровна

Урок посвящён творчеству П.П. Бажова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_chtenie_microsoft_office_word.docx21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения (4 класс)

Тема: Чудо Урала (по творчеству П.П. Бажова)

Задачи:

  1. формирование вдумчивого чтения,
  2. развитие образного мышления, способности к творчеству,
  3. воспитание чувства гордости за Родину,  за человека труда.

            Оформление доски.

Карта Урала, на которой отмечены города: Пермь, Екатеринбург, Сысерть, Полевской.

Выставки. Термины: очерк, повесть, сказ, диалектные слова, устаревшие слова.

Тема урока «Чудо Урала» (по творчеству П.П. Бажова).

Эпиграф «Работа - она штука долговечная. Человек умрет, а дело его останется…»

         П.П.Бажов. Сказ «Чугунная бабушка».

Фотографии памятников         П.П.Бажову в г.  Екатеринбурге, Сысерти, Полевском.

Золото да серебро не то добро, а то добро, что трудом добыто (пословица).

                  Выставки.

Выставка книг П.П. Бажова «П.П. Бажов (Егорша Колдунков)»

«Мастера земли уральской» - поделки из уральских самоцветов, изделия из каслинского литья.

«По мотивам сказов Бажова» - выставка рисунков детей  по сказам П.П. Бажова

Витражи по сказам П.П.Бажова. «Урал, опорный край державы».

        Ход урока.

                 1.Сообщение темы урока  Урок внеклассного чтения мы посвящаем памяти П.П. Бажова – уральского сказочника – чудодея. 3 декабря 2013 года исполняется 63 года со дня смерти этого удивительного художника слова, образованного человека до мельчайших подробностей знавшего родной край Урал. Бажов воспел его красоту, богатство, человека труда, который «речист, плечист, и умом и ухваткой взял».

                  2. Знакомство с творчеством П.П. Бажова.

     Музыка Э. Грига «Утро».

        С севера на юг протянулись Уральские горы – настоящий каменный пояс (работа с картой Урала). Ученик читает наизусть слова  П.П.Бажова: «Пояс и есть. Вишь какой! В длину тысячами верст считают, а сколь он широк и на сколько он в землю врезался, этого никто толком не знает. В поясах, по старине известно, казну держали. Только понятно в каком поясе богатств не счесть. По этому поясу земли, говорят, широкая лента украшений прошла из дорогих камней».

  Он бескраен и бездонен этот сказочный рудный Урал, на котором живем мы с вами. Речисты уральские старики. Сказы что от прадедов слышали, детям да внукам рассказывают. А земляк наш П.П. Бажов собрал их да огранил точно как исстари камни – самоцветы гранят мастера своего дела. Читаем мы их – не начитаемся. А кто же он сам автор сказов? Какого роду племени, откуда? Чтобы узнать, можно прочитать книги. (Работа с выставкой книг П.П.Бажова).

   А кому-то посчастливится посетить дом – музей Бажова в г. Екатеринбурге. Небольшой бревенчатый дом, в котором жила семья Бажовых. Все сохранилось таким, как при жизни писателя, его личные вещи, семейные фотографии, сад со скамейкой, где он читал своим домашним только что созданные сказы.

   П.П. Бажова мы называем своим земляком, и это не случайно. Он наш, уральский писатель. (Несколько страниц из его биографии).

 А) Особенности произведений П.П.Бажова. В 1924 году, когда Бажову было 45 лет, в городе Свердловске вышла его первая  книга очерков под общим названием «Уральские были». (Значение  термина «очерк» можно  прочесть в словаре С.И. Ожегова «очерк – один из жанров литературного творчества».  Позже он написал книгу о своем детстве с интересным названием «Зеленая кобылка» (1939г.). Это была повесть (значение  термина «повесть» можно  прочесть в словаре С.И.Ожегова). Она вышла под псевдонимом Егорша Колдунков.

   Но главная книга жизни П.П.Бажова, над которой он трудился 14 последних лет своей жизни, – это всеми любимая книга сказов «Малахитовая шкатулка» (анализ выставки книг разных лет изданий).

  Сказ – это особый жанр литературного творчества. (По словарю С.И.Ожегова).  Книга построена на чудесных рассказах  уральских рабочих, полна любви к людям труда, чьим трудом и искусством славен Урал. В ней 52 сказа. Сегодня на нашем уроке оживут некоторые страницы «Малахитовой шкатулки», мы вернемся в уральскую старину, узнаем, чем жили наши предки, услышим их округлый, напевный протяжный уральский говор, откроем тайны слова П.П. Бажова. Не случайно рассказчик – дед Слышко, который хорошо знает завод и его обитателей, хорошо, не по – наслышке.

  1. Какие сказы вам запомнились?
  2. Что было сказочного в сказах?
  3. Чем похожи на сказку?
  4. Все ли сказы сказочные?
  5. Что показалось сложным, когда читали сказы? (Незнакомые слова.)

В сказах встречаются   устаревшие слова    и     диалекты (определение дать по словарю Ожегова)

  1. Кто обратил внимание на имена героев?
  2. Какие фантастические образы вам запомнились?

               Сказы П.П. Бажова можно разделить на 3 группы:

1. Горняцкие (о Хозяйке Медной Горы).

2. Старательские (Огневушка – Поскакушка, Синюшкин колодец, Голубая змейка).

3. О мастеровых (Чугунная бабушка, Ермаковы лебеди, Надпись на камне).

     Рядом со взрослыми рабочими, мастерами своего дела, трудолюбивыми и честными, в сказах живут дети. Их образы Бажов создавал с особой любовью, пониманием детской души. Именно им продолжать дело отцов, перед ними открывается то, что скрыто от взрослых.

   Сегодня к нам на урок придут дети из сказов Бажова, послушаем их, узнаем, кто они, откуда, что интересного с ними приключилось (Дети в костюмах героев сказов Федюньки, Даренки, ).

  1. – Мальчик, ты кто?

- Я то Тюньша, к деду Ефиму иду, он мне заместо отца будет.

- Вы узнали, кто это? Из какого сказа?

- Федюнька, расскажи нам про Огневушку – Поскакушку.

               2.       – А это что за девочка? Не одна пришла, кошку с собой привела. Узнали?

                           - Верно, Даренка я. Меня к себе жить дед Кокованя взял, добрый он очень был и кошку мою Муренку не прогнал, тоже к себе взял. Историй много знал дед Кокованя, краснобаем его в деревне звали.

        - Что это за слово краснобай? Что оно обозначает?

  - «Красный» - красивый, «баять» - говорить, ласково сказывать по – уральски.

     Красиво Кокованя сказывать умел.

Так и жили мы вместе. Кокованя с утра на работу уходил, а я в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту уходила, мышей ловила. Жили – поживали, добра много не наживали и у всякого дело было. А потом дед Кокованя мне про козла рассказал, особенного.

   -А ты, Даренка, видела ли козла – то этого?

                    (Рассказ Дарены).

    - А вы, ребята, в какой бы хотели попасть сказ?

      Б)  Бажов П.П. и современность.

- Как вы понимаете пословицу «Золото да серебро не то добро, а то добро, что трудом добыто» ( запись на доске).

Счастье у героев Бажов не в преумножении богатства, а в радостях труда. Вспомните сказ «Живинка в деле», в котором главный герой Тимоха Малоручко сумел найти эту живинку, которая впереди мастера бежит и человека за собой тянет.

    Такую живинку сумел найти и сам Бажов, и засияли его сказы, как драгоценные самоцветы и до сих пор притягивают внимание читателей и не только.

           Сказы Бажова вызвали к жизни массу интересных работ художников – мастеров прикладного искусства: Каслинское литье, мастера фарфоровых заводов. В  г. Сысерти есть завод художественного фарфора. В городе Богданович (99 км от Екатеринбурга) выпускают фарфоровую посуду, на которой можно увидеть символ – ящерку в короне, на нашем Горнозаводском  цементном заводе, в керамическом цехе выпустили шкатулку по мотивам сказов Бажова (показ).

      Современные мастера – камнерезы продолжают дело Данилы – Мастера, постигают тайны уральских самоцветов. В городе Перми, Кунгуре, Екатеринбурге есть художественные училища, в которых готовят мастеров по обработке камня.

   В городе Горнозаводске можно научиться азам этого нелегкого искусства в Школе Искусств и в Доме Творчества в камнерезных кружках.

       И это не все. Сказы Бажова пробудили к жизни музыкальные произведения: С.С. Прокофьев написал музыку к балету «Каменный цветок», Молчанов – оперу «Каменный цветок».

   3.Подведение итогов урока.

     - Почему урок назван Чудо Урала?

    -Что можно назвать чудом? (Людей труда, мастеров,  природу Урала, самоцветы). Сам П.П.Бажов – Чудо Урала. Его книги не спутаешь ни с какими другими.  

        И не случайно, что у подножья памятника П.П.Бажова всегда живые цветы. А памятники П.П.Бажову есть в городах Сысерть, Полевской и два памятника – в г. Екатеринбурге  в знак благодарности чудодею, сказочнику П.П. Бажову.

      Звучит музыка Э.Грига «Утро». Ученик читает наизусть стихотворение.

                           На дворе пурга в окно стучится,  

                           В комнате уютно и темно.

                           Мне сегодня что-то вдруг не спится.

                           Ночь уж на дворе стоит давно.

                           Начинает мама тихо сказы

                           О хозяйке, что живет в горе.

                           Вижу я Данилушку  - и сразу

                           Ящерки мелькнули на заре.

                           Вижу я, как девочка Татьяна

                           На шкатулку новую глядит,

                           Как горы Хозяйка  Северьяна  

                           Заковала в древний малахит…

                           И от этих сказов стало снова

                           На душе так чисто и светло…

                           В дальний домик дедушки Бажова

                           На Урал меня перенесло!

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока внеклассного чтения во 2 классе на тему: Чтение стихотворений А. Барто и рассказов Л. Толстого о том, что в шутку сказано, да всерьез задумано.

Урок знакомит детей с широким кругом произведений писателей, доступных для самостоятельного чтения; учит осознанно выбирать для себя книги и читать их, задумываясь, размышляя над прочитанным; развивае...

Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 3 класс по системе Л.В. Занкова. Включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент.

Календарно тематическое планирование соответствует требованиямс ФГОС. В планирование включены уроки внеклассного чтения и региональный компонент....

"Литературные чтения" .Урок внеклассного чтения по произведениям курского писателя Евгения Ивановича Носова.

Аннотация урокаПо охвату аудитории: обучающиеся 2, 4 классовФорма урока: литературные чтенияПо содержанию: свободная (творчество писателя не ограничено одной темой).По форме общения : диалоговая (прео...

Урок внеклассного чтения "Чтение былин о русских богатырях"

Конспект урока, используемая литература....

урок -проект о Великой Отечественной войне во 2 классе на уроке внеклассного чтения

На уроке читались стихи овойне, рассказывали о своих прадедах, о маршалах...

Урок внеклассного чтения в рамках обобщающего урока литературного чтения по разделу «Я и мои друзья»

Тип урока: урок обобщения изученного материала Оборудование и материалы урока:для учащихсяучебники литературного чтения,книга В. Катаева «Цветик-семицветик»рабочие листы с заданиямико...

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ, 2 КЛАСС. Тема урока: «Уроки доброты. В. Осеева. Рассказы о дружбе».

Урок внеклассного чтения общеметодологической направленности с использованием технологии сотрудничества. Цель урока - формирование представления о дружбе как важнейшей нравственной ценности....