Литературное чтение Тема Н.Артюхова "Трусиха"
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Юденко Любовь Ивановна

Урок из раздела "За доброе дело стой смело". Целями урока являются: развитие выразительного, правильного и осознанного чтения, понимание замысла автора, умение оценивать поступки героев посредством анализа произведения, воспитание чуткости и умение прийти на помощь в нужное время, воспитание смелости и решительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon n.artyuhovatrusiha.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Городецкая СОШ»

Предмет:  Литературное чтение

Класс  3

Тема урока:  Н.Артюхова «Трусиха»

Форма урока:  Урок-диалог

Используемые технологии: Проблемное обучение

                                                  Диалоговое обучение.

                                                  Развивающее обучение

                                                  Здоровьесберегающее обучение.

                                                  Групповая технология.

Литературное чтение 3 класс

Тема раздела: За доброе дело стой смело».

Тема: Н.Артюхова «Трусиха».

Цели и задачи:

Образовательные:

Познакомить учащихся с рассказом Н.Артюховой “Трусиха”,сказкой Э.Киселёвой «Огонёк»

Учить понимать замысел автора, оценивать поступки героев посредством анализа произведения, ответов товарищей.

Обучение анализу и обобщению полученных знаний.

Развивающие:

Развивать навык выразительного, правильного и осознанного чтения.

Развитие памяти, мышления, логического мышления.

Развитие речи учащихся.

Воспитательные:

Воспитывать чуткость, умение придти на помощь в нужное время.

Воспитание смелости и решительности.

Оборудование и материалы:

Учебник Литературное чтение О.В. Кубасова 3 класс;

Портрет детской писательницы Н.М.Артюховой;

Пословицы о дружбе, смелости, решительности.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД


Ι.Организационный момент








II. Проверка домашнего задания.





 

















Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

 И работать начинаем.

Ну, ребята, чур, молчок!

Начинается урок.

Приготовьте свои ушки и глазки,

Чтобы они могли всё видеть,

Слышать и запоминать.


-Дома вы читали русскую народную сказку «Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо».


1.Проверить правильность выполнения заданий в тетради на печатной основе.

2. Принесённые детьми поговорки о храбрости вывешиваются на доску.

Храброму смерть не страшна.

 Успех неразлучен с храбрым.

 Храбрый побеждает, трус погибает.

Чья храбрость - того и победа .

Храбрый боец в бою молодец.

Храбрый - хозяин в бою.

Храбрость стоит, а трусость бежит.

Храбрость - сестра победы.

Храбрость не в силе, а в сердце.


-Какими лучшими чертами русского характера наделил народ Ивана – главного героя сказки?

- Что в этой сказке относится к миру реального. А что – к миру волшебного?

- Имеется ли в сказке троекратный повтор? Приведите пример.

- Как в этой сказке используется такой приём, как нарастание трудностей, стоящих перед героем?

-Прочитайте зачин сказки, концовку. Традиционны ли они для русских народных сказок?


-Какие устойчивые выражения употреблены в этом произведении?

- Можно ли считать сказку геройской, богатырской?

- Какие важные мысли людей отразились в этой сказке?











Познавательные УУД


1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

2. Ориентироваться на развороте учебника.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.


III. Сообщение темы и постановка   задач урока











IV. Работа по теме урока
















































































































































V. Закрепление изученного





 VI. Домашнее задание.









VII. Рефлексия





-Какое самое важное качество было у Ивана?

-Как вы понимаете слово «храбрость»?

-Прочитайте определение на доске: «Храбрость – свойство личности, которое заключается в умении преодолевать свой страх перед опасностью»

-Прочитаем поговорки, которые вы подобрали к уроку.

-Как понимаете последнюю поговорку?

-О каком качестве человека мы будем говорить на уроке?

-Какие задачи поставим на урок?  (узнать больше о храбрости, о хороших поступках, учиться выразительно читать, отвечать на вопросы по тексту, учиться мыслить, выражать своё отношение к поступкам героев, развивать память, )

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством детской писательницы – Нины Михайловны Артюховой. Мы прочитаем её рассказ «Трусиха».




  1. Знакомство с автором.

Посмотрите на её портрет. Родилась Артюхова в 1901 году, умерла в 1990-м. Нина Михайловна была дочерью известного русского купца М.И. Сабашникова. Закончила МГУ. Работала химиком, увлекалась историей. Но ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она и стала детской писательницей. Свои рассказы Нина Михайловна печатала в детских журналах “Затейник”, “Мурзилка”. Большинство её произведений о том, что важно для каждого человека: о честности, доброте, желании помочь слабому, об умении по-настоящему дружить. Среди её произведений рассказы “Маринка”, “Светлана”, сборники рассказов “Повести о детях”, “Новые соседи”, “Белая коза Альба”, “Саша-дразнилка”. Сегодня мы познакомимся с одним из её рассказов “Трусиха”.


  1. Изучение нового материала.

Словарная работа


- В рассказе “Трусиха” встретятся длинные, сложные для прочтения слова. Чтобы нам легче было читать, давайте сейчас над ними поработаем.


1)Прочитай по слогам, а затем плавно целым словом.

на чет-ве-рень-ках         

на четвереньках


врас-сып-ную         

врассыпную


за-хлоп-ну-ла         

захлопнула


ско-во-род-ку         

сковородку


о-ска-лен-ная         

оскаленная


клы-кас-тая         

клыкастая


ос-та-но-вил-ся         

остановился


вы-пол-за-ли         

выползли



2)Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разным шрифтом


Прочитай

НАвзРЫД         

БРОсиЛИСЬ         

колХОЗноГО         

ФЬють


ВЗвизгНУла         

вРАСсыпНУю         

КУкольНУю         

фьЮТЬ


3)- В рассказе встретятся слова и выражения, значение которых может быть не всем известно. Как вы понимаете их значение.


Умел ходить на четвереньках


Бросились врассыпную


Калитка


Враг шёл на приступ


Оскаленная, клыкастая пасть.


Плакала навзрыд


Ошейник


Убежище


Наперерез


Фьють


 Подготовка к восприятию.


- Что можно предположить о характере произведения по названию и иллюстрациям картинного плана?

-О ком это произведение?

-Что это – рассказ, сказка или стихотворение?

-Как вы думаете, смешное это произведение или нет? Почему так решили?


Физминутка


Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять – руками помахать.

Шесть – на место тихо сесть.


 Знакомство с текстом. (Дети читают вслух цепочкой по смысловым отрывкам)

Обсуждение прочитанного,  перечитывание и работа с текстом.


-Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

-Что удивило? Взволновало?

Как вы считаете, была ли Валя трусихой?

- Чего же так испугались все дети?

- Какие слова употребляет автор, чтобы показать, что дети испугались? (Крики детей, бросились врассыпную и т.д.)


- Для кого рисковала жизнью Валя?

- Прочитайте, как маленький Андрюша остался один.

- Что делали в это время ребята?

- А что делала Валя?

- Перечитайте действия Вали. (Взвизгнула, выбежала, схватила

- Какие чувства она испытывала в это время?

- Как выглядел пёс? Прочитайте.

- Слышите ли вы его рычание? В каких словах автор нам это показывает? (Ог-р-р-ромный, кор-р-роткий, шир-р-рокий)

- Прочитайте, что было после того, как сторож увел собаку?

Как вела себя Валя?

- Почему Валя плакала? Ведь опасность была позади. (Она только сейчас почувствовала страх)

- Подумайте, почему Валя выбежала из калитки навстречу грозному псу? Что заставило ее встать на защиту Андрюши? (^ Чувство ответственности, страх за маленького.)

- Как бы вы поступили на месте Вали?

- Каким человеком на самом деле была девочка Валя?


- Давайте опишем ещё раз Валю. Какие черты характера у неё? (Работа в группах)

-Проверим, какие черты характера вы записали.  (По одному учащемуся из каждой группы выходят к доске и записывают черты характера Вали)


смелая

чуткая

отзывчивая

робкая

боязливая

отважная

трусливая

доброе сердце

храбрая

мужественная

бесстрашная


-Рассмотрите картинки в учебнике на с. 19. Это картинный план рассказа. Озаглавим каждую картинку.

1. Игра в песочнице.

2. Лохмач сорвался с цепи.

3. Андрюша остался один.

4. Валя защищает брата.

5. Сторож приходит на помощь.


Домашнее задание:

 

Перечитать сказку. Научиться пересказывать по картинному плану.



- Ребята, продолжите фразы:


Сегодня на уроке

Было интересно…

Больше всего понравилось…

Я испытал чувства…

Мне было трудно…


Личностные УУД

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.









Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.


5.









Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Познавательные УУД


1. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

2. Ориентироваться на развороте учебника.

3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.












































































































Регулятивные УУД

1.Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

2. Учиться работать по предложенному учителем плану.















VIII. Итог.

С каким настроением уходите с урока?

Дети показывают смайлики: весёлый, грустный, серьёзный.


– Как бы вы сами оценили свою работу? Используется приём «Лесенка»

Оценка работы учащихся учителем.

Личностные УУД

1.Сопоставлять самооценку собственной деятельности с оценкой учителя.

Деятельность учащихся:

– Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

– Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.

Духовно-нравственное развитие и воспитание

  1. Воспитание нравственного чувства. Этического сознания и готовности совершать положительные поступки, в том числе речевые.
  2. Гражданско-патриотическое воспитание.
  3. Воспитание трудолюбия, способности к познанию.
  4. Воспитание здорового образа жизни.
  5. Экологическое воспитание.
  6. Эстетическое воспитание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Открытый урок литературного чтения.Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер «Стихи и сказки»

Тема:  Внеклассное  чтение   Б. Заходер  « Стихи и сказки»Цели:ознакомить с творчеством писателя,  главными героями которых являются животные;развивать навыки выразительн...

План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс

Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...