УМК по ФГОС "Литературное чтение. 2 класс"Ефросинина Л.А.
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме

Максимова Оксана Владимировна

Тематическое планирование включает формируемые на каждом уроке УУД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 21 городского округа Тольятти

Утверждаю

Директор ________/_________/

«__»__________2012 г.

              М.П.

Согласовано

«___»________2012 г.

Зам. директора по УВР

________/___________/

Программа рассмотрена на заседании  МО учителей начальных классов

Протокол № ___от «__»_____2012г.

Руководитель  МО

________________/______________/

 Рабочая ПРОГРАММА

учебного курса

по литературному чтению

 (автор Л.А.Ефросинина  )

УМК «Начальная школа21 века»

Программа разработана на основе Примерных программ по литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой  (УМК «Начальная школа 21 века»)

Класс         2 «__»

Программу разработала

учитель   начальных классов

Максимова Оксана  Владимировна                                

                               

Тольятти, 2012 год

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ школы № разработана  в  соответствии  с  Приказом  № 373  Минобрнауки России  «Об  утверждении  и  введении  в  действие  федерального  государственного  образовательного  стандарта  начального  общего  образования»  от 6 октября  2009  года.

                Программа соответствует  требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы.

                Программа составлена на основе примерной основной образовательной программы НОО, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

        Общая характеристика учебного предмета

Программа разработана на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «Литературное чтение. 1-4 классы». В соответствии с Образовательной программой школы на 2012-2013 учебный год рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.

Цель курса - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Задачи курса «Литературное чтение»:

обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т;д.); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
  2. Система работы над навыками чтения.
  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

  1. Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
  2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературными произведениями как искусством слова с учётом их специфической структуры и жанровых особенностей.
  3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
  4. Сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
  5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.
  6. Формирование литературоведческих представлений обеспечивающих полноценное восприятие произведений, ориентировка в мире книг
  7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

          Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке, для дополнительного чтения, для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу. Во втором классе проводятся уроки слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной и справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

          Данный курс носит интегрированный характер, что обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, технологии, музыки), и позволяет реализовать их в интеллектуально- практической деятельности ученика:

•        на уроках русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

•        на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

на уроках музыки: слушание музыкальных отрывков по теме изученных произведений;

•        на уроках технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация/лепка по изученным произведениям или разделам);

•        на уроках окружающего мира: рассматривание изучаемых предметов и явлений с позиций ученого и художника.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.

К концу обучения во втором классе учащиеся должны уметь правильно читать текст целыми словами (темп чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся); читать молча небольшие тексты (темп - не менее 70 слов в минуту); пересказывать прочитанный текст по готовому плану; определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения; читать наизусть 5-6 стихотворений, 1-2 отрывка из прозы; самостоятельно знакомиться с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие); самостоятельно отбирать книги для чтения,

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

-        отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

-        определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;

-        понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;

-        находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;

-        читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);

-        читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

-        выразительно читать подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон и темп, соответствующие читаемому произведению;

-        пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

-        группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

-        понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;

-        пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);

-        пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;

-        постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам

.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

-        различать стихотворный и прозаический тексты;

-        определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;

-        различать пословицы и загадки по темам;

-        использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик может научиться:

-        осознавать нравственные и этические ценности произведения;

-        выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

-        уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

-        понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;

-        инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

-        моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;

-        рассказывать сказки с присказками;

-        создавать истории о героях произведений.

Ученик может научиться:

-        делать иллюстрации к изученным произведениям;

-        иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

-        выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

-        инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

-        находить информацию о героях произведений;

-        работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характе-ристики произведения, книги, героев;

-        дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

-        самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

-        находить информацию о книге в ее аппарате;

-        сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.

Планируемые результаты освоения предмета

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредмет- ных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У второклассника продолжится:

1)        формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и нацио-нальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского об-щества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2)        формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его орга-ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)        формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4} овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и разви-вающемся мире;

5)        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У второклассника продолжится:

1)        овладение способностями принимать и сохранять цели-и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)        формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)        использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)        активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)        овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10)        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)        готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12)        определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распре-делении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окру-жающих;

13)        готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14)        овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15)        овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16)        умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У второклассника продолжится:

1)        понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2)        осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3)        понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4)        достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5)        умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание программы

Содержание программы

Литературное чтение

(4 часа в неделю; всего 136 часов в год)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок), выявление их сходства и различий. Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения.        Чтение вслух и про себя.

 

Постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художествен-ного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации.

Выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения; адекватное соотнесение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал своё произведение?»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных иллюстративно- изобразительных материалов.

Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием ху-дожественно-выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (сравнение) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражении, характеризующих ге-роя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.

Характеристика героя по пред-ложенному плану.

Подробный пересказ текста {оп-ределение главной мысли; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана

Виды текста: художественные, учебные. Практическое сравнение различных видов текста. Подробный и краткий (передача основных мыслей текста)

Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему.

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка (

сравнение) в мини-сочинениях типа текста-повествования, текста - описания, текста-рассуждения, рассказа на заданную тему.

Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв. (например, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. А. Крылов, Ф. И. Тютчев,Л. Н. Толстой, , А. Н. Толстой), классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Приключенческая литература., Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические и др.

Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение, повтор. Выделение их в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя).

Литературные понятия: художественное произведение, автор, сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою, рассказчик.

Прозаическая и стихотворная речь.

Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения. Жанровое разнообразие произведения для чтения: малые формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); большие фольклорные формы (былины): сказки (о животных, бытовые, волшебные), басни.

Литературная (авторская) сказка. Рассказы, стихотворения, басни - произведения классиков отечественной и зарубежной литературы Х1Х-ХХ вв.

Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование. Создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа (подробный, выборочный, краткий, художественный, творческий)', создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Аудирование ( слушание)

Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Характеристика героев сказки. Описание героя.

 Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя.     Слушание прозаических произведений: основной сюжетлавные герои.

Жанры художественных произведений. Восприятие учебного текста: цель, осмысление системы заданий.

Чтение

Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.

Чтение наизусть стихотворений.

Работа с разными видами текста

Текст

Художественный текст. Заголовок в тексте. Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в данном тексте.

Цель и назначение заглавия произведения.

Выбор заголовка из предложенных учителем. Подбор заголовка текста учащимися класса.

Тема текста

Определение темы текста (о животных, о природе, о детях, , о людях) сначала с помощью учителя, затем самостоятельно. Уточнение темы текста (на основе содержания произведения: о пробуждении природы весной, о взаимоотношениях взрослых и детей).

Главная мысль текста

Обсуждение главной мысли произведения (коллективно, в парах, в группах, сначала с помощью учителя, затем самостоятельно): что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.

Составление плана текста Определение главной мысли текста.

Определение темы каждой части: деление текста на части.

Выделение опорных слов части текста. Озаглавливание частей текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Слова, выражения текста для устного высказывания. Краткий пересказ текста.

Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения (выбор их в тексте с помощью учителя). Составление текста на основе отобранных языковых средств (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Рассказ о герое по коллективно составленному плану.

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке действия, времени действия героев произведения, начала действия.

Рассказ по иллюстрации к тексту

Анализ иллюстрации (кто изображён, когда, где) при помощи учителя. Подбор соответствующего фрагмента текста. Озаглавливание иллюстрации. Выделение опорных слов текста для рассказа по иллюстрации, составление рассказа (с помощью учителя, по коллективно составленному плану, самостоятельно).

Работа с книгой

Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Знакомство с библиотекой.

Культура речевого общения

Диалог

Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения. Вежливость - первое правило общения. Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе.

Определение главной мысли произведения (что самое главное хотел сказать автор).

Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация своего высказывания окружающим.

Культура письменной речи

Определение темы своего высказывания (то, о чём бы я хотел рассказать). Определение главной мысли высказывания (что самое важное в моём рассказе). Выразительные средства языка для письменного высказывания. Типы высказываний: текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание. Структура письменного высказывания. Устное сочинение в форме рассказа, отзыва.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества русского и других народов России. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Большие формы устного народного творчества: сказки, былины. Классики детской литературы. Классики русской литературы XIX-XX вв. Произведения отечественной и зарубежной авторской литературы: рассказы, сказки, стихотворения, пьесы. Справочник для учащихся начальной школы.

Темы детского чтения

Произведения о детях, природе, взаимоотношениях людей, животных, Родине, приключенческая литература, фантастика. Детская литература народов России (наиболее известные авторы и произведения)

Литературоведческая пропедевтика

Малые жанры фольклора: загадки, считалки, песенки, пословицы и поговорки (разных народов России). Жанры произведений: рассказы, стихотворения, сказки. Прозаическая и стихотворная речь. Тема произведения. Главная мысль произведения. Герой произведения. Характер героя. Средства выразительности. Сравнение.

Творческая деятельность учащихся( на основе литературных произведений)

Постановка живых картин

Определение фрагмента для постановки живых картин. Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства для инсценировки (мимика, жесты). Постановка живых картин.

Чтение по ролям

Определение фрагмента для чтения по ролям. Освоение различных ролей в тексте.Выразительные средства (тон, темп, интонация) для чтения по ролям. Чтение по ролям..

Инсценирование

Определение фрагмента для инсценирования. Освоение ролей для инсценирования. Выразительные средства (мимика, жесты, интонация) для инсценирования..

Устное словесное рисование

Определение фрагмента для устного словесного рисования.

Слова, словосочетания, отражающие содержание этого фрагмента. Презентация фрагмента.

Устное сочинение

Презентация устного сочинения.

Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические, художественные произведения. отвечать на вопросы по содержанию текста. Отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания и результат выполнения задания.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать после-довательность развития сюжета, описывать героев.

 Сравнивать  свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывания по поводу художественного произведения.

Различать на слух речь родного и иностранного языков.

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям.

Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст.

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Сравнивать тексты: определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров.

Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения).

Сравнивать темы произведений авторов — представителей разных народов России. Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов (на примере сказок, рассказов о детях, семье, труде и др.).

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку)

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета.

Учитывать в диалоге уровень владения собеседниками русским языком. Брать на себя роль помощника детям другой национальности в выполнении речевых заданий на русском языке.

Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?).

Конструировать монологическое высказыва

ние (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства.

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учётом особенностей слушателей.

Создавать письменный текст (рассказ, отзыв и др.): определять тему своего будущего письменного высказывания (о чём бы я хотел сказать).

Определять тип высказывания (текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание), отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллю-страции, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке (по рекомен-дованному списку)

Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности.

Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку.

Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведении

Наблюдать, находить в тексте сравнения.

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты)

Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения.

Презентовать устное сочинение.

Методическое и материально-техническое сопровождение программы

1.        Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2011. - (Начальная школа XXI века).

2.        Литературное чтение: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2011. - (Начальная школа XXI века).

3.        Литературное чтение: 2 класс: учебные хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. М.: Вентана-Граф, 2011. - (Начальная школа XXI века).

4.        Проверочные тестовые работы: чтение: 2 класс / Л.Е. Журова, Л.А. Евдокимова, Е.Э. Кочурова [и др.]. - М.: Вентана-Граф, 2010. - (Начальная школа XXI века).

5.        Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению: 1-4 класс / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2011. - (Начальная школа XXI века).

6.        Учимся читать выразительно. Тетрадь-пособие. 2-4 класс / М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2011. - (Начальная школа XXI века).

7.        Литературное чтение. Методическое пособие: 2 класс / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2010. - (Начальная школа XXI века).

8.        Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты доля проверки навыка чтения, диагностические задания : В 2ч. 4.1. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 208с.



Предварительный просмотр:

Стартовая диагностика

     Цель: проверить усвоение пройденного материала

1. Допиши предложения.

Моя Родина —         

Стихотворение «Русь» написал

 Русь — это         

2. Вспомни и запиши пословицу о Родине.

  1. Дерево — символ России.
  2. Древнерусский воин.
  3. Источник жизни на Руси.

          3. Реши кроссворд.

Тест№1

Тема: Мир сказок

Цели: проверить знание сказок и героев произведений.

1. Запиши пословицу о труде.

 

2. Прочитай и соедини заголовки произведений и фамилии авторов.

«Совушка»                                     Сутеев  

 «Снежный зайчик»                      Пантелеев

«Дюймовочка»                              Беспальков

 «Две лягушки»                              Андерсен

3. Прочитай имена героев и укажи →, из каких они произведений

Андрюша Рыженький                    «Шар в окошке»

Бобка                                                 «Самое лавное»

Коля                                                   «Заплатка»

Тест№2

Тема: «Уж небо осенью дышало»

Цели: проверит знание произведений русских авторов об осени.

1. Объясни слова. Запиши.

Золотая осень —         

2. Придумай загадку об осенней природе. Запиши. Нарисуй отгадку.

3. Какие чувства вызывает у тебя осень? Укажи ответ ! или напиши свой.

радость      грусть

веселье      печаль

 4.   Из каких произведений эти отрывки? Соедини отрывок и название произведения

«Стоит на берегу лес, густой, как стена. Крикнешь— лес   ответит. Спросишь один раз — лес три раза ответит».  

         

   «Стало вдруг светлее вдвое,

      Двор как в солнечных лучах-

      Это платье золотое

      У берёзки на плечах».

«...Для своей работы взяла Художник-Осень самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину...»

Е. Трутнева. «Осень»

Г. Скребицкий. «Осень»

Я. Сладков. «Эхо»

Контрольная работа по темам полугодия

Цели: проверить усвоение пройденного материала

   1. Допиши предложения.

Стихи о родной природе писали:

Я знаю сказки о родной природе:

О родной природе писали рассказы :

         2. Сравни рисунки, раскрась и укажи к каким сказкам они относятся.

Снегурочка

«Девочка Снегурочка»

»

«


3. Вспомни и запиши любую загадку.

4.Запиши имена детей Деда Мороза.

5.Запиши фамилию великого поэта. Александр Сергеевич

Тест№3

Тема: О братьях наших меньших

Цели: проверить знание произведений о животных, умение определять тему произведения и жанр.

1. Допиши предложения.

Стихотворение «Птичка» написал

 Я знаю народную песню         

Рассказ «Кот Васька» написал

2. Герои-животные в русских народных сказках.

Лиса, журавль,___, __.

3. Укажи→кто написал рассказ.

«Старый гриб»        Ушинский

«Ёж-спаситель»        Пришвин

 «Кот Васька»        Бианки

     4. Допиши пословицы.

       Доплясались, что без хлеба…

       Доброе слово и…          приятно.        

5. Запиши названия произведений о животных. Заполни таблицу.

Фамилия автора

Заголовок

Тема (о ком?)

Жанр (что это?)

Промежуточная диагностика

Тема: «Семья и я»

Цели: проверить знание произведений о маме, семье.

1.Допиши пословицы

При солнышке…

Нет лучше дружка, чем…

2. Кто писал колыбельные песни? Запиши фамилии авторов.

3.        Из каких произведений эти герои? Укажи →. Напиши, кто автор произведения.

Катя        «Три сестры» -                                                                                _

Белочка «Салют» ___                                                                        _

Света        «Катин подарок»-

                                                        

4.        Запиши название произведения, которое тебе особенно понравилось (автор, заголовок).

5. Подумай, к каким произведениям может подходить пословица.

Ты пожалей — и тебя пожалеют.

Тест№4

Тема: «Весна, весна красная!..»

Цели: проверить знание произведений русских писателей о весне.

1. Как описаны в рассказе А. Чехова «Весной» воздух, деревья, солнце, речка? Допиши предложения словами из текста.

Воздух…                                 

Деревья …

Солнце…

Речка…

2. Заполни схему

3.Укажи → произведения Э. Шима.

Э. Шим                  «Чем пахнет весна»

                                «Ребята и утята»

                                «Скворец-молодец»

                                «Муравейник»

4. Соедини → фамилии писателей с их именами и отчествами.

     Пушкин                             Фёдор Иванович

     Жуковский                         Виталий Валентинович

       Тютчев                                Василий Андреевич

      Барто                                  Александр Сергеевич

       Бианки                               Агния Львовна

Тест№5

Тема: «Там чудеса…»

Цели: проверить знание литературных сказок и их авторов.

1.Укажи  →героев сказок.

старик и старуха        «Хаврошечка»

маркиз де Карабас        « Сказка о рыбаке и рыбке»

Триглазка        «Кот в сапогах»

2.Вспомни фамилии сказочников. Допиши предложение.

Я знаю сказки Х.-К. Андерсена, А.С. Пушкина, …

3. Какое любимое число в сказках? Запиши.

4. Соедини → заголовки сказок с фамилиями авторов.

«Кот в сапогах»        братья Гримм

«Сказка о рыбаке и рыбке»        А.С. Пушкин

«Бременские музыканты»        Ш. Перро

5. Составь названия волшебных предметов

скатерть        самолёт

сапоги        самобранка

ковёр        скороходы

***



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 21 городского округа Тольятти

Утверждаю

Директор ________/_________/

«__»__________2012 г.

              М.П.

Согласовано

«___»________2012 г.

Зам. директора по УВР

________/___________/

Программа рассмотрена на заседании  МО учителей начальных классов

Протокол № ___от «__»_____2012г.

Руководитель  МО

________________/______________/

 Рабочая ПРОГРАММА

учебного курса

по литературному чтению

 (автор Л.А.Ефросинина  )

УМК «Начальная школа21 века»

Программа разработана на основе Примерных программ по литературному чтению Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы курса «Литературное чтение» Л.А.Ефросининой  (УМК «Начальная школа 21 века»)

Класс         2 «__»

Программу разработала

учитель   начальных классов

Максимова Оксана  Владимировна                                

                               

Тольятти, 2012 год

Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ школы № разработана  в  соответствии  с  Приказом  № 373  Минобрнауки России  «Об  утверждении  и  введении  в  действие  федерального  государственного  образовательного  стандарта  начального  общего  образования»  от 6 октября  2009  года.

                Программа соответствует  требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы.

                Программа составлена на основе примерной основной образовательной программы НОО, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

        Общая характеристика учебного предмета

Программа разработана на основе авторской программы Л.А. Ефросининой «Литературное чтение. 1-4 классы». В соответствии с Образовательной программой школы на 2012-2013 учебный год рабочая программа рассчитана на 136 часов в год при 4 часах в неделю.

Цель курса - помочь ребёнку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.

Задачи курса «Литературное чтение»:

обеспечивать полноценное восприятие учащимися литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;

научить учащихся понимать точку зрения писателя, формулировать и выражать свою точку зрения (позицию читателя);

систематически отрабатывать умения читать вслух, молча, выразительно, пользоваться основными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым и просмотровым);

включать учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения, учить работать в парах и группах;

формировать литературоведческие представления, необходимые для понимания литературы как искусства слова;

расширять круг чтения учащихся, создавать «литературное пространство», соответствующее возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся и обеспечивающее условия для формирования универсальных учебных действий.

Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т;д.); воссоздавать в своём воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески, с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности.

Основными образовательными линиями курса «Литературное чтение» являются следующие:

  1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимися текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.
  2. Система работы над навыками чтения.
  3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.
  4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
  5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

Специфическими особенностями литературного чтения в начальной школе являются следующие:

  1. Сочетание работы над собственно чтением, техническими навыками и читательскими умениями.
  2. Работа над текстом как речеведческой единицей и над литературными произведениями как искусством слова с учётом их специфической структуры и жанровых особенностей.
  3. Одновременная работа над языком произведения и речью детей.
  4. Сочетание работы над художественным произведением и детской книгой как особым объектом изучения.
  5. Использование знаний о тексте как особой единице, различение художественного и научно-познавательного произведения.
  6. Формирование литературоведческих представлений обеспечивающих полноценное восприятие произведений, ориентировка в мире книг
  7. Освоение литературных произведений в сочетании с творческой деятельностью учащихся, развитием их эмоциональной сферы, обогащением духовного мира ученика.

          Читательское пространство формируется произведениями для изучения на уроке, для дополнительного чтения, для самостоятельного чтения по изучаемой теме или разделу. Во втором классе проводятся уроки слушания и обучения работе с книгой (учебной, художественной и справочной) в рамках каждого изучаемого раздела.

          Данный курс носит интегрированный характер, что обеспечивает синтез знаний, полученных при изучении других учебных предметов (изобразительного искусства, окружающего мира, русского языка, технологии, музыки), и позволяет реализовать их в интеллектуально- практической деятельности ученика:

•        на уроках русского языка: составление и запись предложений и мини-текстов (рассказов, сказок) о героях литературных произведений;

•        на уроках изобразительного искусства: иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

на уроках музыки: слушание музыкальных отрывков по теме изученных произведений;

•        на уроках технологии: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества (аппликация/лепка по изученным произведениям или разделам);

•        на уроках окружающего мира: рассматривание изучаемых предметов и явлений с позиций ученого и художника.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 2 класса.

К концу обучения во втором классе учащиеся должны уметь правильно читать текст целыми словами (темп чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся); читать молча небольшие тексты (темп - не менее 70 слов в минуту); пересказывать прочитанный текст по готовому плану; определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения; читать наизусть 5-6 стихотворений, 1-2 отрывка из прозы; самостоятельно знакомиться с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие); самостоятельно отбирать книги для чтения,

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Ученик научится:

-        отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках;

-        определять тему, жанр и авторскую принадлежность произведения и книги, используя условно-символическое моделирование;

-        понимать и объяснять нравственно-этические правила поведения героев произведения и обогащать свой нравственный опыт;

-        находить в текстах произведений пословицы, сравнения и обращения;

-        читать вслух целыми словами в темпе, соответствующем возможностям второклассника и позволяющем понять прочитанное (не менее 55-60 слов в минуту);

-        читать молча (про себя) небольшие произведения под контролем учителя;

-        выразительно читать подготовленные тексты, соблюдая знаки препинания и выбирая тон и темп, соответствующие читаемому произведению;

-        пересказывать тексты изученных произведений по готовому плану и овладевать алгоритмом подготовки пересказов;

-        группировать книги по жанрам, темам или авторской принадлежности.

Ученик может научиться:

-        понимать нравственные ценности и этику отношений в произведении, высказывать свое мнение о поступках героев;

-        пользоваться умением читать молча (про себя) произведения и книги по собственному выбору по изучаемому разделу (теме);

-        пользоваться первичным, изучающим и поисковым видами чтения;

-        постоянно читать детские журналы и находить в них произведения к изучаемым разделам или темам

.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Ученик научится:

-        различать стихотворный и прозаический тексты;

-        определять особенности сказок, рассказов, стихотворений, загадок;

-        различать пословицы и загадки по темам;

-        использовать в речи литературоведческие понятия (сказка, рассказ, стихотворение, обращение, диалог, произведение, автор произведения, герой произведения).

Ученик может научиться:

-        осознавать нравственные и этические ценности произведения;

-        выражать свою точку зрения о произведении, героях и их поступках;

-        уметь пользоваться фондом школьной библиотеки для отбора книг по теме, жанру или авторской принадлежности.

Раздел «Творческая деятельность»

Ученик научится:

-        понимать образы героев произведения, выбирать роль героя и читать по ролям;

-        инсценировать небольшие произведения (сказки, басни) или отдельные эпизоды;

-        моделировать «живые» картинки к отдельным эпизодам произведений;

-        рассказывать сказки с присказками;

-        создавать истории о героях произведений.

Ученик может научиться:

-        делать иллюстрации к изученным произведениям;

-        иллюстрировать словесно отдельные эпизоды произведений;

-        выполнять проекты индивидуально и в группе по темам «Народные сказки», «Книги о детях», «Сказки о животных»;

-        инсценировать произведения в парах и группах, участвовать в конкурсах и литературных играх.

Раздел «Чтение: работа с информацией»

Ученик научится:

-        находить информацию о героях произведений;

-        работать с таблицами и схемами, использовать информацию из таблиц для характе-ристики произведения, книги, героев;

-        дополнять таблицы и схемы недостающей информацией.

Ученик может научиться:

-        самостоятельно находить информацию в учебнике и справочнике;

-        находить информацию о книге в ее аппарате;

-        сравнивать таблицы, схемы, модели: дополнять, исправлять, уточнять.

Планируемые результаты освоения предмета

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредмет- ных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У второклассника продолжится:

1)        формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и нацио-нальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского об-щества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2)        формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его орга-ничном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3)        формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4} овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и разви-вающемся мире;

5)        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6)        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7)        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8)        развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9)        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10)        формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У второклассника продолжится:

1)        овладение способностями принимать и сохранять цели-и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2)        освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3)        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4)        формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5)        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6)        использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7)        активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

8)        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9)        овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10)        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11)        готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12)        определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распре-делении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окру-жающих;

13)        готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14)        овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15)        овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16)        умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения курса «Литературное чтение»

У второклассника продолжится:

1)        понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2)        осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3)        понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4)        достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

5)        умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Содержание программы

Содержание программы

Литературное чтение

(4 часа в неделю; всего 136 часов в год)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Восприятие литературного произведения. Восприятие на слух произведений из круга чтения, умение слушать и слышать художественное слово. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок), выявление их сходства и различий. Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения.

Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух; скорость чтения.        Чтение вслух и про себя.

 

Постепенное увеличение скорости чтения; орфоэпически и интонационно верное прочтение предложений при смысловом понимании разных по виду и типу текстов; интонирование простого предложения на основе знаков препинания. Чтение художествен-ного произведения с переходом на постепенное выразительное исполнение: чтение с выделением смысловых пауз, интонации.

Выделение способов организации текста: заголовок, абзац, автор. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения; адекватное соотнесение с его характером (ответ на вопрос: «Почему автор так назвал своё произведение?»). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя художественный текст. Привлечение справочных иллюстративно- изобразительных материалов.

Самостоятельное воспроизведение сюжета с использованием ху-дожественно-выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для данного произведения лексики по вопросам учителя, пересказ, рассказ по иллюстрациям. Высказывание своего отношения к художественному произведению.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (сравнение) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражении, характеризующих ге-роя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе имени, авторских помет.

Характеристика героя по пред-ложенному плану.

Подробный пересказ текста {оп-ределение главной мысли; деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста, составление плана

Виды текста: художественные, учебные. Практическое сравнение различных видов текста. Подробный и краткий (передача основных мыслей текста)

Диалог, особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Нормы и формы речевого общения.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам, на заданную тему.

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характера героев, жанра произведения), использование в письменной речи выразительных средств языка (

сравнение) в мини-сочинениях типа текста-повествования, текста - описания, текста-рассуждения, рассказа на заданную тему.

Произведения устного народного творчества. Произведения классиков отечественной литературы XIX-XX вв. (например, В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. А. Крылов, Ф. И. Тютчев,Л. Н. Толстой, , А. Н. Толстой), классиков детской литературы. Произведения современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Приключенческая литература., Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Основные темы детского чтения: произведения о Родине, природе, детях, животных, добре и зле, юмористические и др.

Средства выразительности (на практическом уровне): сравнение, повтор. Выделение их в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя).

Литературные понятия: художественное произведение, автор, сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою, рассказчик.

Прозаическая и стихотворная речь.

Историко-литературные понятия: фольклор и авторские художественные произведения. Жанровое разнообразие произведения для чтения: малые формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки); большие фольклорные формы (былины): сказки (о животных, бытовые, волшебные), басни.

Литературная (авторская) сказка. Рассказы, стихотворения, басни - произведения классиков отечественной и зарубежной литературы Х1Х-ХХ вв.

Освоение различных позиций в тексте: постановка живых картин, чтение по ролям, инсценирование. Создание различных форм интерпретации текста: устное словесное рисование, разные формы пересказа (подробный, выборочный, краткий, художественный, творческий)', создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Аудирование ( слушание)

Слушание фольклорных произведений: основная сюжетная линия. Характеристика героев сказки. Описание героя.

 Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя.     Слушание прозаических произведений: основной сюжетлавные герои.

Жанры художественных произведений. Восприятие учебного текста: цель, осмысление системы заданий.

Чтение

Использование выразительных средств: интонации, темпа речи, тембра голоса, паузы.

Чтение наизусть стихотворений.

Работа с разными видами текста

Текст

Художественный текст. Заголовок в тексте. Антиципация заголовка: предположение, о чём будет рассказываться в данном тексте.

Цель и назначение заглавия произведения.

Выбор заголовка из предложенных учителем. Подбор заголовка текста учащимися класса.

Тема текста

Определение темы текста (о животных, о природе, о детях, , о людях) сначала с помощью учителя, затем самостоятельно. Уточнение темы текста (на основе содержания произведения: о пробуждении природы весной, о взаимоотношениях взрослых и детей).

Главная мысль текста

Обсуждение главной мысли произведения (коллективно, в парах, в группах, сначала с помощью учителя, затем самостоятельно): что хотел сказать автор, чем хотел поделиться.

Составление плана текста Определение главной мысли текста.

Определение темы каждой части: деление текста на части.

Выделение опорных слов части текста. Озаглавливание частей текста (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Слова, выражения текста для устного высказывания. Краткий пересказ текста.

Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста, характеризующие героя произведения (выбор их в тексте с помощью учителя). Составление текста на основе отобранных языковых средств (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно). Рассказ о герое по коллективно составленному плану.

Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке действия, времени действия героев произведения, начала действия.

Рассказ по иллюстрации к тексту

Анализ иллюстрации (кто изображён, когда, где) при помощи учителя. Подбор соответствующего фрагмента текста. Озаглавливание иллюстрации. Выделение опорных слов текста для рассказа по иллюстрации, составление рассказа (с помощью учителя, по коллективно составленному плану, самостоятельно).

Работа с книгой

Знакомство с книгой (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбор книги с помощью учителя из ряда предложенных. Знакомство с библиотекой.

Культура речевого общения

Диалог

Слушание вопросов собеседника. Ответ на вопрос собеседника. Правила речевого общения. Вежливость - первое правило общения. Как задать вопрос собеседнику: правила постановки вопроса. Выражение сомнения, огорчения, просьбы в вопросе.

Определение главной мысли произведения (что самое главное хотел сказать автор).

Определение темы и главной мысли устного сочинения. Выразительные средства языка для высказывания. Структура высказывания. Презентация своего высказывания окружающим.

Культура письменной речи

Определение темы своего высказывания (то, о чём бы я хотел рассказать). Определение главной мысли высказывания (что самое важное в моём рассказе). Выразительные средства языка для письменного высказывания. Типы высказываний: текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание. Структура письменного высказывания. Устное сочинение в форме рассказа, отзыва.

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества русского и других народов России. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Большие формы устного народного творчества: сказки, былины. Классики детской литературы. Классики русской литературы XIX-XX вв. Произведения отечественной и зарубежной авторской литературы: рассказы, сказки, стихотворения, пьесы. Справочник для учащихся начальной школы.

Темы детского чтения

Произведения о детях, природе, взаимоотношениях людей, животных, Родине, приключенческая литература, фантастика. Детская литература народов России (наиболее известные авторы и произведения)

Литературоведческая пропедевтика

Малые жанры фольклора: загадки, считалки, песенки, пословицы и поговорки (разных народов России). Жанры произведений: рассказы, стихотворения, сказки. Прозаическая и стихотворная речь. Тема произведения. Главная мысль произведения. Герой произведения. Характер героя. Средства выразительности. Сравнение.

Творческая деятельность учащихся( на основе литературных произведений)

Постановка живых картин

Определение фрагмента для постановки живых картин. Освоение различных ролей в тексте. Выразительные средства для инсценировки (мимика, жесты). Постановка живых картин.

Чтение по ролям

Определение фрагмента для чтения по ролям. Освоение различных ролей в тексте.Выразительные средства (тон, темп, интонация) для чтения по ролям. Чтение по ролям..

Инсценирование

Определение фрагмента для инсценирования. Освоение ролей для инсценирования. Выразительные средства (мимика, жесты, интонация) для инсценирования..

Устное словесное рисование

Определение фрагмента для устного словесного рисования.

Слова, словосочетания, отражающие содержание этого фрагмента. Презентация фрагмента.

Устное сочинение

Презентация устного сочинения.

Воспринимать на слух фольклорные произведения, поэтические и прозаические, художественные произведения. отвечать на вопросы по содержанию текста. Отражать главную мысль, оценивать свои эмоциональные реакции.

Воспринимать учебный текст: определять цель, конструировать алгоритм выполнения учебного задания и результат выполнения задания.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения: определять жанр, раскрывать после-довательность развития сюжета, описывать героев.

 Сравнивать  свои ответы с ответами одноклассников и оценивать своё и чужое высказывания по поводу художественного произведения.

Различать на слух речь родного и иностранного языков.

Читать выразительно литературные произведения, используя интонацию, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста. Читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям.

Читать про себя: осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части; отвечать на вопросы, используя текст.

Характеризовать текст: представлять, предполагать (антиципировать) текст по заголовку, теме, иллюстрациям; определять тему, главную мысль произведения; находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.

Сравнивать тексты: определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства. Сравнивать произведения разных жанров.

Объяснять смысл заглавия произведения; выбирать заголовок произведения из предложенных учителем, учащимися класса.

Пересказывать текст художественного произведения: подробно (с учётом всех сюжетных линий); кратко (сжато, с выделением основных сюжетных линий); выборочно (отдельный фрагмент, описание героев произведения).

Сравнивать темы произведений авторов — представителей разных народов России. Анализировать нравственно-эстетические стороны и особенности фольклорных и художественных произведений разных народов (на примере сказок, рассказов о детях, семье, труде и др.).

Наблюдать: рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста: озаглавливать иллюстрации.

Анализировать текст: выделять опорные слова для рассказа по иллюстрациям; составлять план.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллюстрации, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке (по рекомендованному списку)

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета.

Учитывать в диалоге уровень владения собеседниками русским языком. Брать на себя роль помощника детям другой национальности в выполнении речевых заданий на русском языке.

Формулировать вопросительные предложения с использованием вопросительного слова, адекватного ситуации (как? когда? почему? зачем?).

Конструировать монологическое высказыва

ние (на заданную тему): логично и последовательно строить высказывание, формулировать главную мысль, отбирать доказательства.

Создавать (устно) текст (небольшой рассказ, отзыв, рассуждение) с учётом особенностей слушателей.

Создавать письменный текст (рассказ, отзыв и др.): определять тему своего будущего письменного высказывания (о чём бы я хотел сказать).

Определять тип высказывания (текст-повествование, текст-рассуждение, текст-описание), отбирать целесообразные выразительные средства языка в соответствии с типом текста.

Характеризовать книгу: анализировать структуру (обложка, титульный лист, иллю-страции, оглавление).

Выбирать книгу в библиотеке (по рекомен-дованному списку)

Сравнивать малые фольклорные жанры, жанры художественных произведений; называть жанры, характеризовать их особенности.

Сравнивать сказки разных народов по теме, жанровым особенностям, языку.

Наблюдать: выделять особенности разных жанров художественных произведении

Наблюдать, находить в тексте сравнения.

Инсценировать художественное произведение (его части): читать по ролям, участвовать в драматизации; передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонация речи, мимика, жесты)

Конструировать устное сочинение: передавать замысел автора, главную мысль произведения.

Презентовать устное сочинение.

Методическое и материально-техническое сопровождение программы

1.        Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2011. - (Начальная школа XXI века).

2.        Литературное чтение: 2 класс: рабочие тетради для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1,2/ Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2011. - (Начальная школа XXI века).

3.        Литературное чтение: 2 класс: учебные хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 / Л.А. Ефросинина. М.: Вентана-Граф, 2011. - (Начальная школа XXI века).

4.        Проверочные тестовые работы: чтение: 2 класс / Л.Е. Журова, Л.А. Евдокимова, Е.Э. Кочурова [и др.]. - М.: Вентана-Граф, 2010. - (Начальная школа XXI века).

5.        Книгочей. Словарь-справочник по литературному чтению: 1-4 класс / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2011. - (Начальная школа XXI века).

6.        Учимся читать выразительно. Тетрадь-пособие. 2-4 класс / М.И. Оморокова. - М.: Вентана-Граф, 2011. - (Начальная школа XXI века).

7.        Литературное чтение. Методическое пособие: 2 класс / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2010. - (Начальная школа XXI века).

8.        Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты доля проверки навыка чтения, диагностические задания : В 2ч. 4.1. / Л.А. Ефросинина. - М.: Вентана-Граф, 2010. - 208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе, Ефросинина Л.А.

Конспект содержит сравнительный анализ произведений А.С. Пушкина "Уж небо осенью дышало..." и Г. Скребицкого "Художник Осень"....

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс».

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение. 1 класс". Ефросинина Л.А. «Литературное чтение. Уроки слушания. 1 класс»....

УМК по ФГОС "Литературное чтение. 2 класс"Ефросинина Л.А.

Тематическое планирование включает формируемые на каждом уроке УУД...

КТП по литературному чтению 3 класс. Ефросинина

Календарно - тематичекое планирование по чтению 3 класс. Ефросинина...

рабочая программа по литературному чтению 3 класс Ефросинина

В рабочей программе представле пояснительная записка и КТП по литературному чтению 3 класс ук учебнику Ефросининой....

Рабочая программа "Литературное чтение" 1-4 классы Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.- М.: Вентана- Граф, 2015г.

Программа разработана на основе авторской программы "Литературное чтение": программа 1-4 классы Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.- М.: Вентана- Граф, 2015г., в соответствии с требованиями федерального г...

Программа по литературному чтению 2 класс ( Ефросинини, Долгих)

В документе есть пояснительная записка, планируемые результаты, календарное планирование....


 

Комментарии

Спасибо за подробную программу. Очень пригодится в моей работе.