Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока (чтение, 2 класс) на тему

Алиякбярова Венера Рамилевна

Работа на уроке с волшебной сказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению «Гуси-лебеди», 2 класс.

Цель урока: познакомить детей с одним из видов сказки -волшебная сказка.

 Задача: познакомить детей с бытом и культурой русского народа, посредством чтения русской народной сказки Гуси-лебеди;

            формирование умения выявлять основные элементы волшебной сказки.

Подготовительный этап.

У: Сегодня мы познакомимся с одним из видов народной сказки -                          с волшебной сказкой. Наверняка в своей читательской практике встречались с волшебными сказками ,но и сегодня мы  попытаемся узнать для себя что-то новое и интересное.

Прочитайте название сказки.

Д: Гуси-лебеди.

У: Кто из вас слышал эту сказку раньше?

Маша: Мне мама читала.

Кирилл :А я сам читал.

Олег: Эта сказка про гусей –лебедей.

У: Очень хорошо, что многие из вас уже знакомы с этой сказкой. Посмотрите на иллюстрацию  и вспомните главных героев этой сказки.

Олег: сестрица  Аленушка и братец Иванушка.

У: В сказке действительно речь пойдет о брате и сестре, только имена твоих героев из другой волшебной сказки, с которой мы познакомимся на другом уроке. Прочитаем сказку.

Первичное восприятие.

Учитель полностью читает сказку при закрытых книгах у детей.

Проверка первичного восприятия.

У: Понравилась ли вам сказка?

Д: Да.

У: Кто из героев вам понравился больше?

Олег: Мне мышка понравилась, потому что она девочке помогла.

Таня: Мне девочка понравилась. Она смелая ,братца спасла.

 У: Почему наша сказка называется волшебной?

Д: Там яблоня и печка разговаривают.

У: Не совсем так. Для того ,чтобы понять, почему  наша сказка волшебная, мы прочитаем сказку по частям , а основные события будем отмечать на схеме.  

Анализ произведения.

Дети читают сказку по частям. Учитель задает вопрос к каждой части. Ведется лексическая работа. Одновременно учитель на доске рисует схему.

У: Мы с вами прочитали начало нашей сказки. Что вы предлагаете отметить на схеме?

Катя: Гуси -лебеди братца унесли.

У: Катя верно сказала. В начале сказки случилась беда. Но для того, чтобы это отметить, уточним, где происходили события? В тексте ,что-нибудь говориться об этом?

Д: Нет

У:А мы можем догадаться ?

Д: В доме. В деревне.

Учитель рассказывает об особенностях русской избы.

Первоначально изба представляла собой бревенчатое строение, частично уходящее в землю. Двери изначально не было. В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твердым. Глава семьи спал на почётном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма. С XV века получают распространение печи с трубами.

У: Нарисуем избу на нашей схеме.

У: Почему в доме произошла беда?

Маша: Девочка братца оставила одного.

Олег: Она родителей не послушала.

У:А вы слушаетесь родителей?

Д: Да .

У: Девочка нарушила запрет и в доме случилась беда. Вот мы и познакомились с вами с некоторыми признаками волшебной сказки (учитель отмечает на схеме ).

запрет

              беда  

               

Лексическая работа:

Она его кликала, слезами заливалась, причитывала.

Подберем синонимы к  словам кликала, причитывала:

грустила, горевала, плакала.

А как вы понимаете выражение «слезами заливалась»?

У: Вернемся к нашей «сказочной схеме».Отметим стрелкой путь девочки из дома.

У: Куда попадает девочка?

Д: В волшебный лес

Д: В избушку к бабе яге

У : Отметим на схеме избушку.

запрет

       беда        

В волшебных сказках два мира: свой мир  и иной ,чужой для героя, мир. В своем мире живут реальные герои ,а иной мир–волшебный населен фантастическими существами и заполнен волшебными предметами.

У: Какой мир «свой» мир для девочки ?

Д: Там, где дом девочки.

У: Если есть два мира ,должна быть и граница между ними. Что в нашей сказке может быть  границей?

Д: Лес.

У:В нашей сказке граница-это лес. Отметим на схеме.

           

   

свой мир                                    граница                                 иной мир

запрет        

                         беда                    путь героя в иной мир

                                                   

У: Кто встречается на пути у девочки?

Д: Печка, яблонька, молочная река.

 У: Кто помог девочке?

Д: Только мышка помогла.

У: Мышка волшебный помощник. А она бескорыстно помогает?

Д: Нет ,ее девочка кашей накормила.

У: Значит волшебные помощники помогают только за какую-нибудь услугу. Словарная работа.

Хотелось бы рассказать вам ,что молочная река –кисельные берега в сказке появилась не случайно. Не все знают, что название кисель пошло именно от исконно русского деревенского блюда – овсяного киселя. Готовили его из овсяной крупы, а остывший кисель, который превращался  в плотную массу, ели с молоком. Эта еда испокон века считалась лакомством, отсюда в сказках «молочные реки и кисельные берега». Такой кисель очень сытный, вкус его своеобразный, слегка кисловатый.

У: Прочитаем окончание сказки.

 У: Кто помог девочке вернуться домой?

Д: Печка , яблонька, молочная река.

У: Печка в русских народных сказках- символ родного дома, поэтому в сказке она первая встречается девочке. 

Обобщение.

Посмотрим на нашу схему. Вспомним основные признаки волшебной сказки

свой мир              граница                                                иной мир

герой

искатель                                                        волшебные помощники     герои-вредители

                                                                         

запрет

        

   беда                                                    путь героя в иной мир

                                                   

                                                   

                                                                 путь героя обратно      

                                                     

Перечитывание.

У: Изменилась ли девочка к концу пути?

Д:  Да, она добрее стала.

У: С какими словами обращается девочка к печке ,яблоньке и речке в начале и в конце пути. Найдите в тексте.                                                                  

На этапе перечитывания идет  работа над характеристикой  героев волшебной сказки.

У: Вспомним каких волшебных помощников встретила девочка на пути?

У: Кого в этой сказке можно назвать героем –вредителем?

Д: Бабу ягу.

У: Найдите в тексте описание Бабы-яги.

У: Баба-яга персонаж славянской мифологии и фольклора (особенно волшебной сказки) славянских народов, старуха-чародейка, наделённая магической силой, ведунья, оборотень. По своим свойствам ближе всего к ведьме.

Люди относились к умершим предкам с почтением и страхом, никогда не тревожили их по пустякам, боясь навлечь на себя беду, но в трудных ситуациях все же приходили просить помощи. Так, Баба-Яга — это умерший предок  и ею часто пугали детей.

Итог урока:

Сегодня на уроке мы познакомились с вами с русской народной волшебной сказкой .Каковы же особенности волшебной сказки?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...