Согласные звуки [б], [б`], буква б. Развитие умения видеть в слове его часть.
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Обучение грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc59.5 КБ
Файл dlya_studentov_03_04_13.odp671.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Весна – природа пробуждается (1 класс)

Цель урока:

Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов (пробуждение природы, признаки весны, последовательность событий в природе и их связи) и овладение  материалом урока  на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.

Задачи урока:

  1. Дать представление об изменениях в жизни растений и птиц весной
  2. Показать связь этих изменений с неживой природой
  3. Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения
  4. Воспитывать чувство гордости за родной край
  5. Продолжать формирование элементов экологической культуры
  6. Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа;
  7. Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы;
  8. Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности;

Оборудование:

  1. учебник «Окружающий мир. 1 класс, часть 3» (А.А. Вахрушев),
  2. карточки с заданиями для парной работы (№ 1, № 2),
  3. карточка с заданием для групповой работы (№ 3),
  4. результаты опыта с ветками деревьев,
  5. карточки для саморефлексии,
  6. компьютер,
  7. экран,
  8. диск с презентацией к уроку.

Категория детей:

Ученики младшего школьного возраста общеобразовательных школ и гимназий, обучающиеся по Образовательной системе «Школа 2100». Данный конспект урока можно использовать и для учащихся, обучающихся по другим программам.

Ожидаемый результат.

Внешним результатом учебной деятельности на данном уроке является открытие нового знания и способность к его применению при решении учебной задачи (показать пробуждение природы, научить наблюдать признаки весны на всём её протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи).

На внутреннем уровне результатом является развитие личности учащихся (мыслительных операций, мотивационной, эмоционально-волевой сферы, развитие коммуникативных умений, активности, самостоятельности, ответственности)

Технологии, методы и приёмы, используемые на уроке.

На  уроке используется технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность  учащихся по её разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

 Применяются активные методы обучения (по классификации И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина): проблемное изложение, частично-поисковый метод. На этапе введения применяются проблемные методы, которые проводят учеников через два звена научного творчества – постановку проблемы и поиск решения и направлены на организацию поисковой познавательной деятельности. На этапе воспроизведения предлагаются задания, позволяющие пройти ещё два творческих звена – выражение продукта и реализацию продукта. Таким образом, ученик осуществляет полный цикл творческой деятельности. Частично-поисковый метод позволяет приучить учащихся к самостоятельности мышления и творчеству.

Для организации учебного процесса развивающего типа, использую исследовательский подход (обучение через «открытие») и коммуникативный подход (когда ученик становится автором какой-то точки зрения).

На этапе актуализации знаний и постановки учебной задачи предлагаются задания на повторение изученного материала. При этом учитель задаёт проблему, играющую роль мотивации учебной деятельности. Ребята предлагают свои способы решения этой проблемы, выясняют в беседе, что им необходимо для решения проблемы, что они уже знают, а что им предстоит узнать.  Знания, которые лежат в основе выполнения данных заданий, являются базовыми для изучения нового материала.

На следующем этапе осуществляется открытие детьми нового знания в результате совместных действий учителя и учеников (система подводящих творческих заданий). Выдвигаются гипотезы, которые затем принимаются или отвергаются, выделяются существенные признаки понятия, устанавливаются связи с ранее изученным материалом. Новые знания, приобретенные в ходе совместного открытия, являются личностно значимыми и присваиваются учениками сразу же, без дополнительных усилий на запоминание.

На этапе первичного закрепления используются задания, которые позволяют начать обучение способам применения. При этом в каждом задании формируется и отрабатывается важнейшее понятие или представление темы, а, кроме того, рассматривается один из многих способов его применения в жизни школьника.

Последним предлагается задание частично-поискового и творческого характера, которое проводится по принципу "опережающей многолинейности".

На этапе подведения итогов урока ученики участвуют в оценочно-рефлексивной деятельности. Каждый ученик задумывается о том, что у него хорошо получается, а что еще не получается и над чем он планирует работать на следующих уроках в плане самовоспитания, саморазвития и самообучения.

Структура урока:

  1. Оргмомент.
  2. Постановка проблемного вопроса.
  3. Актуализация знаний и формулирование темы урока.
  4. Совместное открытие нового.
  5. Физминутка.
  6. Первичное закрепление (обучение способам применения)
  7. Практическая часть урока (начало формирования умений).
  8. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  9. Задавание домашней работы.

Ход урока:

  1. Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята.

Сегодня на уроке мы с вами  отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые её тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы   будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах. Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх ещё на одну ступеньку знаний.  (Слайд 2)

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями?

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество-

                                       внимательность,

 А поможет всё узнать

Наша любознательность.

  1. Актуализация знаний и формулирование темы урока.

- Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

- Что такое природа? (Всё, что нас окружает и существует независимо от человека)

- Какая бывает природа?

- Что относится к живой природе? (Растения, животные, человек)

- А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва)

- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают)

- Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 3)

Снег теперь уже не тот,-

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей.

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём

Стёжки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся серёжки.

                        (С.Маршак)

- (Слайд 4)

Весна – природа пробуждается.

- Назовите весенние месяцы (Слайд 4) (МАРТ, АПРЕЛЬ, МАЙ)

-Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.

  1. Постановка проблемного вопроса.

(Слайд 5)

- Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая сова.

Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы?

- Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?

(Слайд 6) Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

- Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова, который рисовал картины родной природы.

- Что изображено? Как бы вы озаглавили?

- Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели» (Слайд 6)

- Назовите объекты неживой природы.

- А теперь назовите объекты живой природы.

- Сегодня на уроке мы с вами будем искать взаимосвязь между неживой и живой природой весной.

  1. Совместное открытие нового.

Работа в парах.

- По каким признакам мы узнаём, что наступила весна? (варианты детей)

- Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.

(Дети работают по карточкам в парах) (Слайд 7)

Карточка № 1.

Стало холоднее.                                     Стало теплее

Образовались проталины.                     Земля покрылась снегом.

День уменьшается.                                День увеличивается.

Река замерзает.                                    Лёд на реке тает.

Листья распускаются.                        Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.                       Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лёд.

- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2? (Слайд 7)

- Давайте попробуем выделить самый главный признак. (День увеличивается и становится теплее) (Слайд 7)

- А как потепление связано с осадками? (вместо снега идёт дождь)

 - Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины (Слайд 8); снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твёрдая плотная корка – наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед) (Слайд 9)

  1. Физминутка

  1. Первичное закрепление (обучение способам применения).

- Как взаимосвязано потепление и состояние почвы?

Опыт.

- А влияют ли как-нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны.

- Посмотрите на результаты опыта с ветками деревьев. Что мы с вами сделали 2 недели назад? (Одни ветки поставили в воду в тёплом классе, а другие положили в холодильник)

- Что же произошло?

- Давайте сделаем вывод. В чём же состоит главная причина оживления в жизни растений? (тепло)

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на стр.48. Рассмотрите нижний рисунок. Что нарисовано?

 - Прочитайте вопрос и попробуйте ответить на него.

 - Так почему же эти растения называют первоцветами? (Зацветают первыми)

- Ещё эти растения называют раннецветущие (цветы появляются раньше, чем листья) (Слайд 10)

- Какие раннецветущие растения вы знаете? (показ раннецветущих растений на слайде)

-Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)

-Из под снега расцветает

Раньше всех весну встречает

                                 (подснежник) – «галантус»                    

                                               бывают синие и белые

-Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница)

медуница-лекарственная  (четырежды меняет цвет: розовый – красный – фиолетовый – синий. Посещают пчёлы и шмели)

 - Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов)

- Ветреница дубравная.  Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые. Цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота)

- Рассказ заранее подготовленного ученика о первоцвете весеннем.

-  (Слайд 11) У всех раннецветущих растений под землёй находится или утолщённое корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счёт этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.

Охрана  растений. 

- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.

Цветок на лугу я сорвал на бегу,

Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял?

- Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения? (в лесу передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке; не собирать берёзовый сок)

 - Не только растения реагируют на появление тепла.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боиться?

Угадали? Это …(птица)

- Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в тёплые края? (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться)

- Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы птицы вернулись? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, бабочка-крапивница, мухи, комары)

Работа по учебнику.

 - Рассмотрите рисунок на стр. 49. Какие птицы зимуют вместе с нами? (Синицы)

- А какие птицы прилетают весной?

- Как называют этих птиц? (Перелётные)

 - Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.

Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

 Взад вперёд по пашне вскачь,

А зовётся птица…(грач)

(Слайд 12)

- Прочитайте на стр.49 народную примету о граче.

 - Сообщение заранее подготовленного ученика о граче.

 - А кто же прилетает сразу после грача?

Мы построили вдвоём

Для гостей весенний дом,

А верней сказать – дворец.

Прилетай скорей …(скворец)

(Слайд 12)

- Прочитайте народную примету про скворца.

- У скворцов вскоре появляются птенцы. До 300 раз приносят корм своим птенцам скворцы.

- Следующими прилетают жаворонки. (Слайд 12)

 А вот синицы (Слайд 12)  в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы. В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки.  (Слайд 13)

Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 14)

- А какую пользу приносят птицы? (Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых; грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров, таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).

- Рассмотри рисунки на стр. 50-51. Как люди заботятся о птицах?

- Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо?

- А ещё весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц.

  1. Практическая часть урока (начало формирования умений).

- Давайте ещё раз вернёмся к главному вопросу урока. (Слайд 15)

 Можем ли мы на него сейчас ответить?

Работа в парах

- Все события весной наступают в определённом порядке. Возьмите карточки и восстановите истинную последовательность событий в весеннем периоде (расставить цифры возле каждого предложения). (Слайд 16)

Карточка № 2.

Возвращаются из тёплых краёв птицы.

Зацветают растения.

Тает снег.

Появляются насекомые.

Больше солнечного света.

- Проверка по слайду. (Слайд 17)

Работа в группах.

- Повернитесь друг к другу и образуйте группы по 4 человека. Ваше задание – составить рассказ о пробуждении природы весной по плану (Слайд 18)

 Карточка № 3.

  1. Весна приходит к нам сразу после ________.
  2. Весенние месяцы – это_______________.
  3. Весну можно узнать по таким признакам_______,
  4. Какие раннецветущие растения появляются весной?
  5. Какая особенность раннецветущих растений?
  6. Охрана раннецветущих растений.
  7. Какие птицы прилетают к нам весной?
  8. Какое главное условие должно быть, чтобы птицы вернулись?
  9. Какую пользу приносят птицы?
  10. Забота о птицах весной.

- Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает по 2 пункта плана).

  1. Подведение итогов.

- Как вы думаете, достигли ли мы поставленной цели нашего урока?

- Что нового узнали на уроке?

- Что было для вас самым интересным на уроке?

- Что было сложным? Вызвало затруднения?

Самооценка. (Слайд 19)

- Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу на уроке

(человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.

человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.

 человечек с грустной улыбкой расстроился, тема сегодняшнего урока осталась для него непонятной.

- Закончить сегодняшний урок мне хочется словами великого писателя, знатока и любителя природы М.Пришвина:

«Всё прекрасное на земле -  от солнца, и всё хорошее от человека».

- Как вы понимаете их?

- Запомните. Они помогут вам быть истинными друзьями и защитниками природы.

  1. Домашнее задание.

- Как вы думаете, каким будет домашнее задание? (Составить рассказ о весенних изменениях в природе)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами д и т, развития связной речи...

Презентация к уроку обучения грамоте №71 по теме "Упражнения в чтении и письме. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части."

Презентация к уроку обучения грамоте №71 по теме "Упражнения в чтении и письме. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части." Урок по ОС "Школа 2100"...

Технологическая карта урока " Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п"

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС. Указаны развиваемые ууд на каждом этапе урока. Готовая презентация к уроку....

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме: «Согласные звуки д, д*, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д,т»

Педагогическая цель. Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Д и Т, развития связной речиТип урока. Решение частной задачиПланируемые результаты (предметные)....

урок обучения грамоте, 1 класс, "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"

Конспект урока обучение грамоте. Тема: "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"...