Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.
план-конспект занятия по чтению (1 класс) по теме

Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами д и т, развития связной речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soglasnye_zvukidd.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Согласные звуки [д], [д,], буквы Д, д.  Сопоставление слогов и слов с буквами д и т.

Педагогическая цель

Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами д и т, развития связной речи

Тип урока

Решение частной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами, чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, составления рассказа, работы с ребусами; анализируют пословицы

Личностные результаты

Соотносят поступки с моральными нормами; оценивают свои и чужие поступки («стыдно», «честно», «виноват», «поступил правильно» и др.)

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учатся высказывать свое предположение (версию).

Познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; логические – сопоставляют слоги и слова с буквами т и д.

Коммуникативные: слушают и понимают речь других

Основное содержание темы, понятия и термины

Согласные буквы т, д; глухой и звонкий согласные звуки; предложение; рассказ; слова с противоположным значением, пословица

Образовательные ресурсы

«Лента букв»

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Запустим кораблик бумажный,

Пускай он плывёт далеко.

Урок у нас сегодня важный,

Добыть ведь знания нелегко!

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

II. Речевая разминка

Коллективная. Словесный.

Фонетическая разминка

1. Вдох носом, выдох через рот.

2. Вдох, задержка дыхания, выдох.

3. Вдох, выдох порциями.

4. Сделайте глубокий вдох и на выдохе произнесите согласные 1 ряда в «ленте букв».

То же повторите со 2 рядом.

5. Прочитайте гласные по «ленте букв» на одном дыхании

Выполняют задание под руководством учителя

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

– Сегодня мы продолжим учиться читать, рассказывать, выполнять интересные задания, в которых нам встретятся парные буквы д и т

Слушают учителя

о предстоящей работе

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем

Фронтальный. Устные ответы

IV. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа со слоговой таблицей (учебник, с. 107)

Фронтальная. Словесный. Чтение

– Прочитайте слоги по таблице.

– Назовите, в каких слогах согласные звуки твердые, в каких – мягкие. Почему?

– Найдите звонкие и глухие согласные

Читают.

– Согласные перед гласным а твердые, перед гласным я – мягкие.

– Звонкие: б, з, д.

Глухие: т, п, с

Читают слоги. Сопоставляют попарно слоги с буквами а, я. Отвечают на вопросы

Фронтальный. Чтение, устные ответы

2. Чтение слов. Игра «Найди лишнее» (учебник, с. 107)

Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, игра

– Прочитайте слова в столбиках, поставьте ударение.

– Какое слово может быть лишним? Объясните выбор

Читают.

1) Забор – начинается
на букву
з, остальные на д

Владеют навыками плавного слогового чтения с переходом
на чтение целыми словами

Фронтальный. Чтение, устные ответы

2) Денис – имя, остальные не имена

Классифицируют слова, определяя критерий

3. Работа с текстом
(учебник, с. 107)

Групповой. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте текст.

– Обсудите в группах поступок Дениса. Правильно ли Денис поступил?

Читают по предложениям. Отвечают на вопросы

Читают короткий текст с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Высказывают свое мнение

Групповой. Чтение, устные ответы

4. Дидактическое упражнение «Подставь букву» (учебник, с. 107)

Парная. Практический, словесный. Упражнение

– Какие тут слова? Подставьте нужную букву

Выполняют задание, вписывают букву.

– Вода, вата

Составляют слова с парными согласными

Парный. Упражнение

5. Дидактическое упражнение «Противоположные слова»
(учебник, с. 107)

Фронтальная. Практический, словесный. Упражнение

– Прочитайте слова. Придумайте недостающее слово, противоположное по значению

Читают.

– Быстро

Выполняют задание по аналогии. Подбирают слова противоположного значения

Фронтальный. Упражнение

Физкультминутка

Коллективная. Практический. Упражнение для глаз

Катаемся на аттракционах только глазками (упражнения для глаз: качели, «чёртово колесо», батут, американские горки)

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления глаз

Коллективный. Правильное выполнение движений

6. Дидактическая игра «Прочитай слово» (учебник, с. 107)

Парная. Словесный, практический. Чтение, игра, рассказ

– Из слогов составьте слова.

– Выберите пару слов, с их помощью придумайте с другом рассказ

Составляют слова.

– Вода, суда. Сады, пруды.

Придумывают рассказ

Составляют слова
из слогов. С помощью опорных слов составляют рассказ. Работают в паре, контролируют друг друга

Парный. Чтение, рассказ

7. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Работа со слоговой таблицей.

Чтение слов в столбиках (учебник, с. 108)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа, работа со

слоговой таблицей

– Прочитайте слоги.

– Чем схожи звуки, обозначенные буквами д и т, чем они различаются?

– Прочитайте слова. Сравните слова. Понаблюдайте, чем они различаются

Читают слоги. Устанавливают сходство и различие в произношении [д] и [т], [д’] и [т’] :

[д] и [д’] звонкие; [т] и [т’] – глухие. Сравнивают слова. Определяют, что слова эти стоят в форме единственного и множественного числа. Наблюдают над изменением слова

Наблюдают за артикуляцией звонких согласных [д], [д’] и глухих согласных

[т], [т’] в парах. Устанавливают сходство и различие в произнесении [д] и [т], [д’] и [т’]. Различают парные по глухости-звонкости согласные звуки [д][т] и [д’][т’] в словах. Устанавливают способ определения буквы на месте глухого согласного звука
(изменение слова)

Фронтальный. Устные ответы, чтение

8. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией и рассказом (учебник, с.108)

Фронтальная, парная. Словесный, практический. Чтение, работа с картинкой, беседа

– Рассмотрите картинку. Что вы видите?

– Можно ли по рисунку догадаться, о чем пойдет речь в тексте?

– Прочитайте название текста. О чем будем читать?

– Какие реки вы знаете?

– Какой транспорт ходит по рекам?

– Что возводят через реки?

Рассказывают, что видят на картинке. Читают рассказ. Отвечают на вопросы учителя. В паре задают друг другу вопросы, придумывают рассказ

Читают текст рассказа с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания, анализируют его содержание по вопросам. Составляют рассказ по вопросам. Умеют работать в паре, контролируют работу друг

Фронтальный, парный. Устные ответы

Для чего?

– Какие грузы перевозят по рекам?

– Задайте друг другу вопросы на тему «Реки»

друга. Формулируют вопросы на тему «Реки», правильно строят ответы. Вместе составляют рассказ, дополняя друг друга

9. Дидактическая игра «Расшифруйте названия рек». Дифференцированное задание (учебник, с. 108)

Коллективная. Практический. Дидактическая игра

– Посмотрите на зашифрованную запись.

– Догадайтесь, название каких рек зашифровано в записи.

– Назовите лишние буквы

– Нева, Дон, Кама, Днепр, Двина, Лена, амур, Ока.

– З, ы

Составляют слова из предложенных букв, определяют названия рек. Умеют работать коллективно, контролировать друг друга

Коллективный. Игра

Физкультминутка

Коллективная. Практический. Игра

Дружно маме помогаем —

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем,

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем

Выполняют движения
по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления

Коллективный. Правильное выполнение движений

10. Чтение слов
(учебник, с. 109)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте слова, правильно расставляя ударение.

– Назовите, сколько слогов в словах. Что обозначают пунктирные и сплошные вертикальные линии?

Читают слова. Определяют количество слогов в словах. Отвечают на вопросы учителя

Владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами

Фронтальный. Чтение, устные ответы

Определяют число слогов в слове по числу гласных букв

11. Работа с иллюстрацией и рассказом «Кто кем работает»
(учебник, с. 109)

Фронтальная, Парная. Словесный, наглядный. Чтение, рассказ, беседа

– Рассмотрите картинку. Кто на ней изображен?

– Как одним словом можно назвать все перечисленное?

– Прочитайте рассказ.

– Выполните в паре задания к рассказу

– Называют людей разных профессий.

– Профессии.

Читают рассказ.

Выполняют задания, данные к тексту в учебнике

Читают рассказ, понимают его смысл. Соотносят содержание рассказа с картинкой. Умеют

работать в паре. Отвечают на вопросы, соблюдая логику рассказа

Фронтальный, парный. Чтение, устные ответы

12. Работа с пословицей. Дифференцированное задание (учебник, с. 109)

Фронтальная. Словесный, проблемный. Чтение, беседа

– Прочитайте пословицу.

– Почему так говорят?

Читают. Объясняют смысл пословицы

Анализируют пословицу, высказывают свое мнение

Фронтальный. Устные ответы

V. Рефлексивно-оценочный

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа

– Что нового узнали на уроке?

– Что запомнилось?

– Что вызвало затруднения?

– Спасибо за урок

Отвечают на вопросы учителя

Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке

Фронтальный, индивидуальный. Оценка своей деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте 1 класс ФГОС по темеЧтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление).

Цели: закрепить знания о согласных звуках [з], [з’]; создать условия для развития умений различать звуки[з] и [c], [з’] и [c’].Задачи:·        Сопоставление слогов и...

Технологическая карта урока " Согласные звуки [б], [б\'], буквы Б, б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п"

Технологическая карта урока в соответствии с ФГОС. Указаны развиваемые ууд на каждом этапе урока. Готовая презентация к уроку....

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме: «Согласные звуки д, д*, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д,т»

Педагогическая цель. Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Д и Т, развития связной речиТип урока. Решение частной задачиПланируемые результаты (предметные)....

Конспект урока обучение грамоте "Сопоставление слогов и слов с буквой З и С" 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: закрепление  знаний учащихся о согласных звуках [з], [з′], букве З з; формирование умений различать звуки  [з] и [c], [з’] и [c’]; форм...

урок обучения грамоте, 1 класс, "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"

Конспект урока обучение грамоте. Тема: "Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д.Сопоставление слогов и слов с буквами Д и Т"...