Литературное чтение 3класс
план-конспект урока по чтению на тему

Нуржанова Разина Фиргатовна

Биография и произведения А.С.Пушкина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение

3класс

Тема: «А.С.Пушкин «Зимнее утро»

             « Опрятней модного паркета…»

Цели: учить школьников анализировать лирическое произведение, учить выразительному чтению стихотворения;

развивать речь, воображение, навыки чтения;

воспитывать эстетические чувства; раскрыть нравственный смысл произведения (любить природу родного края - значит любить Родину).

Оборудование: учебник ,

                           портрет А.С.Пушкина,

                           сборник стихов А.С.Пушкина

Ход урока:

1)Организационный момент

2)Проверка домашнего задания

3)Сообщение темы урока

Учитель (У.).Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями А.С.Пушкина.

Ребята, расскажите, что вы уже знаете об этом поэте?

Дети (Д.).А.С.Пушкин- поэт, прозаик, драматург.

Родился поэт 6июня 1799года в Москве. Его родители-отец  Пушкин Сергей Львович и мать Надежда Осиповна Ганнибал -принадлежали к старинным, но обедневшим дворянским родам. Отец Пушкина был душой общества ,не чуждый литературным интересам. Мать происходила из семьи Ганнибалов ,  выходцев из Эфиопии, возвысившихся благодаря Петру1.Грамоте Пушкина обучала его бабушка-Мария  Алексеевна. Затем его учили русские и иностранные гувернеры. Воспитывала будущего поэта и прививала любовь к фольклору крепостная няня Арина Родионовна. В 12лет А.С.Пушкина увезли на обучение в Царскосельский лицей. Тамон и написал свои первые стихотворения.

У. Пушкин много путешествовал. В 1829году поэт гостил у дядя своего друга в селе Павловском по дороге из Москвы в Петербург .Там он сочинил стихотворение «Зимнее утро».Послушаете его.

4)Знакомство с произведением.

Выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро» учителем (наизусть).

У. Понравилось ли вам стихотворение? Каковы ваши впечатления?

5)Чтение стихотворения учениками (самостоятельно),Объяснение непонятных слов.

У.Прочитайте первое задание к произведению: выясните сначала все ,что вам непонятно, а то не сможете оценить красоту стихотворения в полной мере.

Прочитайте стихотворение и выполните данное задание.

Дети находят и объясняют непонятные слова с помощью словарей в конце учебника :нега, вечор, Аврора, Северная звезда(Венера).

У.Ребята, прочтите хором вслух шесть строк  произведения. К какому роду литературы оно относится?

Д.Пейзажная лирика. Поэт описывает зимнее утро.

У.А жанр лирики?

Д.Стихотворение. Рифмы: чудесный - прелестный и другие.

6)Подготовка к выразительному чтению стихотворения.

У.Лирика-выражение чувств поэта. Какие чувства владели поэтом, когда он писал стихотворение? Изменяется оно или нет?

Прочтите стихотворение еще раз.

Чтение стихотворения по строфам:

Первая строфа - восторженно, ласково.

Вторая строфа - тревожно, задумчиво.

Третья строфа – спокойно ,любуясь  природой; пауза.

Четвертая строфа – спокойно ,нежась в домашнем тепле и уюте, мечтательно.

Пятая строфа- продолжая мечтать, с понижением голоса к концу.

У.Что же поэт хотел показать в этом стихотворении?

Д.Прелесть зимнего утра.

У.Удалось ли это ему? Докажите какими приемами пользовался автор?

7)Выделение средств художественной выразительности.

8)Чтение первой строфы. Словесное рисование.

Д.Я представляю комнату, в которой  находятся лирический герой и его возлюбленная :зима, утро, лирический герой проснулся, выглянул в окно и восхитился увиденным: «Мороз и солнце, и день чудесный!» Восклицательное предложение восхищения увиденным.Это же чувство подчеркивается и эпитетом  чудесный в форме инверсии день   чудесный.

Лирический герой нежно и ласково будит любимую: «Пора, красавица, проснись:/  Открой сомкнуты негой взоры,/ Навстречу северной Авроры /Звездой севера явись!»

9)Чтение второй строфы. Словесное рисование.

Д.Лирический герой вспоминает о том, каким пасмурным был предыдущий вечер: «Вечор, ты помнишь, вьюга злилась…»

Глаголы (например, вьюга злилась, мгла носилась, луна сквозь тучи мрачные желтела) подчеркивают ощущение тревоги, враждебности злобных сил природы человеку. Слова злилась и  носилась  являются еще и олицетворением.

Эти ощущения дополняются эпитетом мутном ; эпитетом мрачные в форме инверсии и сравнением: «Луна, как бледное пятно». Такая природа гнетуще действует на человека. Пушкин пишет: «И ты печальная сидела». Эпитет  печальная подчеркивает это.

У.Это прием психологического параллелизма, когда душевное состояние лирического героя соответствует состоянию природы.

10)Чтение третьей строфы. Словесное рисование.

Д. И вот лирический герой увидел совершенно противоположную картину солнечного утра:

«Под  голубыми небесами…»-антитеза.

У.Как изменялись краски?

Д.Эпитет голубыми, метафора великолепными коврами контрастны мрачным краскам вечера. Дважды автор упоминает о блеске: блестя на солнце, снег лежит и речка  подо льдом блестит, подчеркивая праздничность, сказочность природы. Ель зеленеет и даже лес, хотя чернеет, все-таки прозрачный.

11)Чтение четвертой строфы. Словесное рисование.

Д.А теперь мы представляем уютную комнату, потому, что она янтарным блеском озарена. Этипет

янтарным подчеркивает теплоту проникновения в комнату солнечного света.

У. А как теперь изменились краски.

Д. Холодные краски зимнего пейзажа сменились на теплые и светлые, подчеркивающие уют помещения.

У.Прислушайтесь к звучанию  четвертой строфы. Какие звуки встречаются в ней чаще всего и что они передают?

Д. В предложении «Веселым треском трещит затопленная печь» автор использует прием аллитерации (т),(р),который создает ощущение тепла, уюта, хорошего настроения. А хорошее настроение наводит на приятные мысли: «Приятно думать у лежанки»  и мечтать  «Не велеть ли в  санки /Кобылку бурую запречь?».

У.Прочитайте и ответьте на последний вопрос в учебнике: важно ли, что герой в стихотворении не один? Какую вы представляете себе героиню? Что она предпочтет: остаться дома или проехаться на лошадке? А вам какая идея ближе?

12)Чтение пятой строфы. Словесное рисование.

Д.Лирический герой мечтает, как они пустятся в путь: «Скользя по утреннему снегу,/Друг милый, предадимся бегу /Нетерпеливого коня».

Эпитет нетерпеливого передает  желание прогуляться по утреннему снегу вместе с другом милым. Мечту о прогулке продолжают: «И навестим поля пустые,/ Леса недавно столь густые/И берег, милый для меня».

Эпитеты в форме инверсии поля пустые, леса недавно столь густые помогают представить зимний пейзаж.

А эпитет в форме инверсии берег милый передает любовь автора к родной природе, к своей Родине.

13)Итог.

У. Ребята, удалось ли поэту передать прелесть зимнего утра?

Выразительное чтение стихотворения.

У. А  какой новый поэтический  прием вы сегодня узнали? (Прием психологического параллелизма)

Ребята, почувствовали ли вы любовь автора к родине-России?

Д.Только человек ,любящий свою Родину, может так сказочно описать ее природу.

14)Д\ задание: выучить стихотворение наизусть. Понаблюдать за красотой зимнего утра.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по математике.Тесты по литературному чтению 3класс

Тестирование обучающихся 3класса по математике...

Рабочая программа по литературному чтению 3класс

Рабочая программа  по УМК"Школа России" , авторы учебника Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. Программа составлена на 3 часа в неделю...

Литературное чтение. 3класс (система Л.В.Занкова)

Урок литературного чтения в 3 классе. Тема: Японские хокку. Дан самоанализ урока, приложена технологическая карта урока. Есть приложение. Немного о технологии обучения....

Пояснительная записка "Литературное чтение" 3класс

Пояснительная записка составлена по авторской программе Бунеев Р.Н.,Бунеева Е.В. "Чтение и начальное литературное образование"  программа "Школа 2100"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению, 3класс, система "Школа 2100"

Рабочая программа соответствует:* Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по математике в образовательных учреждениях, 2011 г.;* примерной программе начального общего обр...

Анимированный тест по рассказу К. Г. Паустовского "Растрёпанный воробей" (литературное чтение, 3класс)

Тест  по рассказу К. Г. Паустовского "Растрёпанный воробей" к уроку литературного чтения в 3классе (по учебнику Л. Ф. Климановой и др., УМК  "Школа России"). Содержит пояснительную записку д...

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС...