разработка урока литературного чтения 4 класс ОС "Школа России" М. Пришвин "Выскочка"
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Гаврилкина Марина Владимировна

Данная разработка составлена в технологии продуктивного чтения. Используется для подробного анализа произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_4_klass_vyskochka.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №8 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томск

Разработка урока литературного чтения в 4 классе ОС « Школа России»

(с приемами технологии продуктивного чтения)

Тема урока: М.М. Пришвин « Выскочка».

Цели урока: формирование читательской компетентности  при ознакомлении обучающихся с произведением Пришвина “Выскочка”.

Задачи:

-   способствовать пониманию идеи произведения; формировать у обучающихся личное отношение к прочитанному;

           -    развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы; формировать умение осмысливать имеющуюся  информацию и применять ее в различных ситуациях.

           - создать условия для развития способностей оценивать окружающий мир, свои поступки и поступки людей.

Ход урока: I. Орг. момент.

С добрым утром, начат день.

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать,

Всем работать, отвечать!

  1. Актуализация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством замечательного писателя Михаила Михайловича Пришвина (портрет на доске). С его рассказами мы уже встречались во 2 и 3 классах.

М. М. Пришвин писал: «Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

                                         сам же только  о людях и думаю» ( запись на доске)

 Как вы думаете, почему он так говорил? (Высказывания детей)

К этому высказыванию мы еще вернемся в конце урока.

III. Работа с текстом  до чтения. Прием «Дешифратор» ( название текста записано в виде набора цифр, каждая из которых обозначает номер буквы в алфавите). Дети разгадывают название.

  Произведение  М.М.  Пришвина,с  которым мы сегодня будем знакомиться называется «Выскочка». Прием “Предположение”.Предположите, о чем будет идти речь? (Ответы детей)( фиксируем на доске)

- Кого называют в народе выскочкой?

Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание.

 В Толковом словаря Ожегова этому слову дается следующее объяснение: 

(В словаре зачитывает ребенок)

Выскочка – это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.                

Я нашла к этому произведению вот такую иллюстрацию. (Иллюстрации на доске)

 Прием “Предположение”. Предположите по иллюстрации, о ком будет идти речь?

  1. Работа с текстом во время чтения.

Читаем вслух, по ходу чтения работаем с текстом, над непонятными словами ставим ?

с. 92 после первого абзаца. Проследите, как менялась кличка собаки? Почему?

с. 92 второй абзац прием «Чтение с пометкой» Тема абзаца?

с.92 второй абзац, второе предложение (...и опустила его вниз поленом...)

прием « Вопрос автору» (Для чего она это делала?)

с.92 после третьего абзаца. ( … на кости есть много охотников...)

приём “Дерево предсказаний” ( групповая работа по 4 человека)

Подумайте и дайте ответы на вопросы. ( задавать по одному вопросу, после ответов групп переходить к следующему вопросу)

1. Что будет дальше?

2. Как могут развиваться события?

3. Чем закончится текст?

с. 93 второй абзац прием «Чтение с пометкой»  Главная мысль?

с. 93 (… а я как мне хочется) прием « Вопрос автору» (Зачем она так поступает?)

с. 93 (… наступали шесть умных сорок...)  прием « Антиципация» ( Кому достанется все-таки кость?)

с. 94 второй абзац (...только бы еще одно мгновеньшко...)

приём “Дерево предсказаний”  ( Что произойдет дальше?) ( групповая работа по 4 человека)

V. Физминутка.

VI. Работа с текстом после чтения.

Какие слова непонятны?

1. Лексическая работа:

Бдительность – постоянное настороженное внимание.

Улучила – нашла подходящее время.

Поскакала дуром – не по порядку, как попало, не думая.

С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

      Полено – кусок распиленного бревна для растопки

 сородичи – родственники.

выводок – птенцы живущие с матерью;

срам –  стыд, позор;

2.  Оправдались ли ваши предположения, которые вы высказывали в начале работы с текстом?

В каком абзаце вы найдете описание Вьюшки? ( с. 92)

- Какой знакомый литературный приём вы увидели в описании?(Сравнение)

  с. 93 Найдите эпизод, где автор использует крылатое выражение “В семье не без урода”. Что оно обозначает?

  с. 93 третий абзац подчеркните слова “повели правильное наступление”. Это метафора – скрытое сравнение. С кем сравнивает автор шесть сорок?  (шесть сорок, наступающих на Вьюшку, сравнивает автор с противником.) Метафора используется для создания ярких образов.

-  Где в рассказе самый напряжённый момент (кульминация)?

 с. 94 ( со слов ...Только бы ещё одно мгновение..).

- Сравните выскочку в момент схватки и в конце рассказа. ( самоуверенная, хитрая, с напором- шарик пестрый с головкой).

-  Какое чувство испытывала Выскочка в конце рассказа: гордости или стыда?

Почему? (над ней посмеялись даже сороки). Докажите это словами текста.

- Какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадание)

- Что такое сострадание?

Сострадание – это жалость, сочувствие к кому-нибудь.

- Как вы думаете, кому показывает сострадание автор? Почему?

(Да, действительно, автору немного жаль сороку, потому что она осталась без хвоста. Сорока поплатилась хвостом за свою глупость).

     - Почему эта история закончилась именно так?

     - Можно ли  сравнить поведение птицы с поведением человека?

     - Как относятся к выскочкам в обществе?

     Какой вывод делает  М.М. Пришвин? О чем предупреждает? (М.М. Пришвин обращает наше внимание на то, что если вести себя как выскочка, то можно пострадать).

   3. Работа с пословицами. Какие пословицы подходят к рассказу?

Поспешишь – людей насмешишь.

Что одному с трудом даётся, то коллективом легко берётся.

     Нет собаки – заведи друга.

     Без хозяина и дом сирота.

     Богатством ума не купишь.

      VII. Итог урока. Вернемся к словам, которые говорил М .М. Пришвин.

«Я ведь, друзья мои, пишу о природе,

                                        сам же только  о людях и думаю» (запись на доске)

 Прокомментируйте его слова еще раз, опираясь на текст.

VIII. Рефлексия.

        Сегодня я узнал…

        Было интересно…

 Было трудно…

   Сегодня на уроке я задумался……

   Меня удивило…

IX. Домашнее задание. Прием « Необычная обычность». Подготовить пересказ текста от лица Вьюшки или Выскочки.( иллюстрации на доске)

( каждый ребенок выбирает себе картинку того героя, от лица которого решил подготовить пересказ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения (УМК «Школа России»)

Тема урока: Л. Н. Толстой «Акула»   Работа над составлением плана пересказа произведенияЦели урока:1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием его произведения « Акула »2. Фор...

Урок литературного чтения по теме:М.М. Пришвин "Выскочка"

Конспкет урока по литературному чтению по теме : М.М.Пришвин "Выскочка" в таблице....

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему "М.М. Пришвин «Выскочка»"Школа России 4 класс...

Разработка урока литературного чтения по теме «М.М.Пришвин «Выскочка» (3 класс, УМК «Начальная школа XXI века»)

Данный урок разработан с применением технологии продуктивного чтения (автор Н. Н. Светловская ), с целью формирования правильного типа читательской деятельности. Данная технология успешно реализ...

Методическая разработка урока литературного чтения УМК «Школа России» 4 класс. ТЕМА: М.М. ПРИШВИН «ВЫСКОЧКА» ХАРАКТЕР ГЕРОЯ ЧЕРЕЗ ЕГО ПОСТУПОК

Цель: расширить знания о творчестве М.М. Пришвина; раскрыть смысл рассказа; учить анализировать поступки и характер героев;Планируемые результаты:Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, и...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "М.М. Пришвин «Выскочка»"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема: М.М. Пришвин «Выскочка» Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о творчестве М.М.Пришвина; раскрытие смысла рассказа; формиро...