Конспект урока по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

Савельева Наталья Николаевна

Тема:Сергей Иванович Тургенев"Воробей";Морис "Ослик"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Иван Тургенев. «Воробей». М. Карем. «Ослик»

Цель: познакомить с творчеством И.С. Тургенева;

 учить различать позиции автора и героя стихотворения

закрепление и уточнение представлений детей о воробье;

воспитание заботливого отношения к птицам;

обогащение словарного запаса ребят.

Оборудование: Портрет И.С. Тургенева: выставка книг писателя; иллюстрации воробья и других зимующих птиц, звукозапись чириканья воробья;  толковые словарики,  презентация к уроку.

Ход урока

1.Орг. момент: «Настрой». (Слайд 2)

Страницы новой темы открываем.

Что ожидает нас – пока не знаем.

А здесь встречают нас друзья.

Откроем книгу – медлить нам нельзя.

Урок литературы начинаем

И встречу с новой темой ожидаем.

2. Постановка целей урока: (Слайд 3)

- Откройте учебник с. 145 и прочитайте название новой главы.

- В каких произведениях встречались эти герои?

- Кто автор этих произведений?

1. Рассмотрите иллюстрацию с. 145.

- Что вы видите?

2. Чтение текста на с. 145.

- О чем же будут произведения в этой главе? (о любви)

3. Загадка:   (Слайд 4)

 Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крошки подбирает. (воробей)

- Как вы думаете, кто герой нашего произведения? (Слайд 5)

3. Работа над материалом урока:

-  Прочитайте фамилию писателя с.146

1.  Учитель знакомит учащихся с творчеством автора. (Слайд 6)

Иван Тургенев родился 28 октября 1818 года в Орле.  (Слайд 7).

В 1827 году Тургеневы, чтобы дать детям образование, поселились в Москве, в купленном на Самотеке доме. (Слайд 8) Славилась усадьба своей красотой (Слайд 9). Замечательный был пруд, около которого очень любил проводить время Тургенев. 

(Слайд 10).

В начале 1842 года он подал в Московский университет просьбу о допущении его к экзамену на степень магистра философии.  (Слайд 11) В это же время он начал свою литературную деятельность. В 1852 году выходит сборник коротких рассказов Тургенева под общим названием «Записки охотника».  (Слайд 12) (Слайд 13)

Физминутка для глаз.

2.Учащиеся читают произведение И. Тургенева «Воробей». (Слайд 14)

– О чем вы прочитали?

- К какому жанру относится это произведение?

- Кто рассказал вам эту историю? (лирический герой, за которым стоит сам автор)

- Почему Иван Тургенев назвал рассказ «Воробей»?

- Если бы автор не дал своему произведению названия, как бы вы его могли озаглавить?

- Какие строчки в тексте помогают вам придумать название?

Как вы думаете, в какой части рассказа нужно искать материал для такого названия – в начале текста? в середине? в конце? (Последние два абзаца, где содержится обобщение, например: «Героическая птица», «Маленькая героическая птица», «Любовный порыв», «Любовь сильнее смерти», «Только любовью держится жизнь».)

– Название рассказа соответствует его теме или основной мысли? (Название «Воробей» дано в соответствии с темой рассказа.)

3. Словарная работа: (Слайд 15)

– Что такое «благоговеть»?

Благоговеть – значит гордиться? восхищаться? уважать? преклоняться? Уточните значение этого слова в Толковом словаре.

– Кто же испытывает чувство благоговения?

-  Кто еще, кроме рассказчика, признал силу родительской любви?

4. Творческая работа: восстановите последовательность произведения с помощь картинок. ( Слайд 16)

Физминутка:

5. Работа над произведением . М. Карема «Ослик».с.148     (Слайд 17)

Загадка:  

 Сер да не волк,

 Длинноух, да не заяц,              

 С Копытами,   да не лошадь.

(Осел)

- Вам знаком этот поэт?

Учитель произносит имя поэта с правильными ударениями и произношением твердого звука [р] в фамилии. Поэт Мо́рис Ка[рэ́м].

Морис Карем (1899-1978) – один из крупнейших франкоязычных поэтов 20 в., автор 60 поэтических сборников. В 1972г. В Париже он был провозглашен «королем поэтов», а его стихи переведены более чем на 100 языков мира.

Основным направлением творчества М. Карема была детская поэзия. Он полагал, что юный читатель должен узнать и полюбить много добрых, светлых и веселых стихов, тогда и в жизни он будет добром и светлым человеком.

6. Учащиеся читают стихотворение М. Карема «Ослик».

- Вам понравилось это стихотворение?

- Какие условные обозначения вы заметили?

- Кто герой?(ослик и его мама)

-  Найди в толковом словаре слово «поклажа».

- Чем занималась мама ослика?

– Хочет ослик катать отдыхающих по пляжу? (Он совсем не хочет делать то, что делает его мама, – катать отдыхающих по пляжу.) 

Найдите в тексте строчки, в которых выражено беспокойство ослика по поводу своего будущего. (Строчки выделены голубым цветом.)

– Как вы думаете, придется ли ему, как и его маме, это делать?

- Мама ослика знает об этом?

– Прочитайте строчки, в которых выражено утешение, исходящее от мамы, которая знает о нелегком труде сынишки в будущем, но убеждает его в том, что это наступит еще очень не скоро и что в ближайшем будущем его ждут одни радости и наслаждения. (Строчки выделены оранжевым цветом.)

- Зачем же она его обнадеживает? (Мама из любви обнадеживает сынишку, поддерживает его и утешает, не хочет, чтобы он расстраивался и падал духом.)

– Как вы думаете, почему именно после того, как маленькому ослику в спину вцепился репей, он спрашивает у мамы о своем будущем? (Маленький ослик почувствовал боль от репья в спинке и сразу разволновался: он вдруг представил, что на его спине все время может быть какая-то тяжесть, и стал это немедленно уточнять у своей мамы.)

-  Почему именно слово «спина» упоминается неоднократно: то как «спина», то как «спинка», то как «ненаглядная спина»? (Для ослика спина – это место, на которое люди садятся сами или нагружают поклажу.)

III. Итог урока.

– С какими произведениями познакомились?

- Кто их автор?

- Что их объединяет? (они о великой силе материнской любви)

- Кто герои произведений?

- Как вы должны относится к животным и птицам?  (Слайд 18)

-Какую помощь вы можете оказать?

Чтение учащимися стихотворения:

Подкормите птиц зимой! 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся как
 домой, 
Стайки на крыльцо. 
Не богаты их корма, 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна - и не
 страшна 
Будет им зима.
Сколько гибнет их не счесть! 
Видеть тяжело! 
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло. 
Разве можно забывать:
Улететь могли 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 
Приучите птиц в
 мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не
 пришлось 
Рефлексия: Оцените свою работу на уроке.

Закончи предложение:

«Я работал с ………………. настроением».

Дом.задание: выразительное чтение стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...