Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе "Мир детства. М.И. Цветаева. Наши царства."
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Маслюкова Светлана Анатольевна

Урок разработан творческой группой учителей Маслюковой С.А.,Рочаковой Н.У.,Шерстобитовой Л.Н. Технология: личностно-ориентированное обучение. Цель урока - расширить поэтический кругозор учащихся, познакомить с жизнью и творчеством М.И.Цветаевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 – м классе.

Тема «Мир детства. М.И. Цветаева. Наши царства».

                                 

Технология: личностно-ориентированное обучение

Цель:

Расширить « поэтический» кругозор учащихся; приобщить к книге как к источнику знаний и как к стимулу научного и творческого поиска.

Задачи:

1. Познакомить с жизнью и творчеством поэтессы М. И. Цветаевой.

2.Воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества,

 размышлять над его содержанием.

3.Развивать умение работать с источниками информации, ориентироваться в тексте, развивать речь.

5. Умение общаться друг с другом, слушать и понимать речь других, доказывать свою точку зрения.

6. Воспитание любви к поэзии, художественного вкуса

Формирование УДД:

Личностные – способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные – умение определять тему урока с помощью учителя.

Коммуникативные – слушать и понимать речь других, уметь формулировать свои мысли в устной форме.

Познавательные – уметь включать действие исследования, поиска и отбора необходимой информации, её структурирование, моделирование изучаемого материала, находить ответы на вопросы, используя полученную информацию.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа (в ходе предварительной подготовки), фронтальная, работа в группах.

Средства  обучения:

1. Учебник. Литературное чтение. 4 класс в 2 частях. Л.Ф.Климанова, В. Г. Горецкий Ч. 2/ . М.: Просвещение 2011

2.Презентация « М. И. Цветаева»

Ход урока:

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Примечание

Ι. Мобилизующий момент.

ΙΙ. Постановка проблемы.

ΙΙΙ. Работа по теме.

ΙV.Физк.минутка

.V. Итог урока.

 - Ребята, посмотрите друг на друга, подарите улыбки и возьмитесь за руки.

Мы с вами снова отправляемся в мир поэзии. Пусть этот урок, откроет нам много нового.

- Прочитайте тему урока

- Какие слова будут главными?

- Прочитайте предложение.

- Кому принадлежат эти слова?

- Эти слова Л. Н. Толстого будут эпиграфом к сегодняшнему уроку.

- Как связаны эпиграф и тема урока?

- Теме детства посвящено лирическое стихотворение М. И. Цветаевой « Наши царства».

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

Что вы хотите узнать?

Сформулируйте основные задачи нашего урока.

- Вспомним, какие произведения называются лирическими?

- Где можно уточнить эту информацию?

- М. И. Цветаева. За свою творческую жизнь М. Цветаева была автором нескольких поэтических сборников.

-  Один из сборников назывался

« Вечерний альбом».

-Почему вспомнили об этом сборнике?

- Стихотворение « Наши царства» было написано совсем еще юной Мариной.

- Давайте попробуем понять его, насладиться талантом поэтессы, увидеть образ ее детства. Некоторые ребята занимались исследованием жизни и творчества М. Цветаевой. Они будут моими помощниками.

- Откройте учебники. Прочитайте стихотворение про себя.

- Поделитесь мыслями, чувствами.

- Прочитайте стихотворение вслух.

- Какие вопросы возникли?

-Попробуем на них ответить. Начнем с заглавия. Слово

« царства» - любимое слово автора. Что оно напоминает?

-Прочитайте первые две строфы.

- Какое слово здесь повторяется?

- Объясните слово « владенья»

- Обратимся к словарю. Прочитайте значение этого слова.

- Какое определение подходит к стихотворению?

- С чем связан счастливый мир детства?

- Какое чудо происходит в этом царстве?

- Кто такие « мы»?

- Что вы знаете о сестрах?

- Еще раз прочитайте эти две строфы и определите интонацию.

- Вы можете воспользоваться поэтическими словарями.

- Прочитайте третью строфу.

- Оком говорится в этой строфе?

- Какое слово указывает на взрослых?

- Кто это может быть?

- Что вы узнали о родителях Марины и Анастасии Цветаевых?

- Обратимся к строкам стихотворения. С какой интонацией говорят феи о взрослых?

- Почему лишь дикими девочками видят взрослые сестер?

- Почему «на фею нужен глаз»?

- М. И. Цветаева рассказывает о волшебном мире детства. Как вы думаете, каким она считает это время?

-Прекрасная пора в жизни каждого человека- детство. К этой теме часто обращались не только писатели и поэты, но и художники.

- Какие жанры изобразительного искусства вы определили?

-Какие лица у детей?

- Четвертая строфа объясняет причину такого состояния.

- Какие слова подтверждают наслаждение?

- Какое время поэтесса считает подходящим для чудес?

- С какой интонацией нужно читать эту строфу?

- Прочитайте последнюю строфу.

- О чем здесь говорится?

- Какой знак стоит в конце?

- Кому автор задает вопрос?

- Какой поэтический образ мы увидели в этом произведении?

-Какие изобразительные средства использует М. Цветаева? Обратись к словарю

- На что еще нужно обратить внимание при выразительном чтении стихотворения?

- Продемонстрируйте свое чтение.

- А теперь давайте попробуем в стиле синквейна высказать свое личное отношение и увиденный образ в стихотворении.

Синквейн « Детство».

- Вернемся к целям урока.

- Какие цели достигнуты?

- Над чем еще нужно поработать?

- Что теперь хорошо знаете и умеете?

-« Мир детства. М. И. Цветаева. Наши царства»

-Детство. М. И. Цветаева

-Читают со слайда.

- Л. Н. Толстому.

-Ответы учащихся.

Примерные ответы:

- Знакомство с творчеством М. И. Цветаевой;

- Работа над изобразительными средствами лирического произведения;

-Анализировать лирическое стихотворение;

- Грамотно, осознанно, выразительно читать произведение.

-Поэтическое произведение, выражающие чувства и переживания

- В словарях и на странице нашего учебника.

-Стихотворение, которое будем читать, входит в этот сборник.

Чтение про себя.

Ответы учащихся.

Читают вслух.

Примерные вопросы:

- Кто эти девочки?

- Почему они чувствуют себя феями?

- Почему их не понимают взрослые? и т. д.

- Образ сказочного детства.

- Чтение вслух:

«Владенья наши царственно богаты,

Их красоты не рассказать стиху:

В них ручейки, деревья, поле, скаты

И вишни прошлогодние во мху.

Мы - обе феи, добрые соседки,

Владенья наши делит темный лес.

Лежим в траве и смотрим, как сквозь ветки

Белеет облачко в выси небес…»

- Владенья.

- Ответы детей.

- Ответы учащихся.

- С природой родного края.

- Девочки ощущают себя феями.

- Марина Цветаева и ее сестра Анастасия.

- Марина и Анастасия Цветаевы получили домашнее начальное образование. Затем девочки жили в Западной Европе , учась  в частных пансионах Швейцарии  Германии. После смерти матери вернулись в Москву. Мы знаем Марину Цветаеву как поэтессу. Но и Анастасия Цветаева тоже была писательница .

-Чтение вслух с выбранной интонацией.

- Чтение вслух:

« Мы обе – феи, но большие

( странно!)

Двух диких девочек лишь видят в нас.

Что ясно нам – для них совсем туманно:

Как и на все – на фею нужен глаз!»

- О взрослых.

- « большие»

- Это родители И.В. Цветаев и М. А. Цветаева.

- Сообщения учащихся о И. В. Цветаеве и М. А. Цветаевой

- С интонацией недоумения, с чувством досады.

- Рассуждения детей.

- Самым счастливым, беззаботным, сказочным, волшебным и т. д.

-Портрет.

- Открытые, счастливые и т. д.

- Чтение вслух:

«…Нам хорошо. Пока еще в постели

Все старшие, и воздух летний свеж,

Бежим к себе. Деревья нам качели,

Беги, танцуй, сражайся, палки режь!..»

- Ответы детей.

- С упоением счастья.

- Чтение вслух:

« …Но день прошел, и снова феи- дети,

Которых ждут и шаг их тих…

Ах, этот мир и счастье быть на свете

Еще невзрослый передаст ли стих?»

- Возвращение в реальный мир.

- Рассуждения учащихся.

- Образ детства.

- Ответы детей.

- Меняется настроение от озорного, задорного до грустного, тоскливого. Значит, меняется и интонация.

- Индивидуальное чтение.

- Зачитываются синквейны.

- Ответы и рассужденияучащихся.

Слайд 1.

Слайд 2.

                     

Слайд 3.

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11- 15

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе по ФГОС Тема урока: Работа с текстом Е. И. Чарушина Как мальчик Женя научился говорить букву «р»

Создание условий для развития умения определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям и их поступкам. Показаны различные виды работ на уроках ...

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...