Разработка урока литературного чтения в 1 классе"К.Д.Ушинский"Наше Отечество"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

План-коспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya.docx41.59 КБ
Office presentation icon nashe_otechestvo.ppt2.14 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  К.Д. Ушинский «Наше Отечество».

Цель: Формирование  знаний  детей о Родине, России, ее символах.

Задачи: - воспитывать любовь к Родине, интерес к  её истории,гражданственность;

             - способствовать развитию навыков чтения, культуры речи;

             - учить рассуждать на заданную тему.

Формирование  УУД:

Личностные УУД:

  • формирование чувства гордости за свою Родину, её историю.
  • Формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД:

  • умение определять и формулировать задачи  на уроке с помощью учителя;
  • работать по  коллективно составленному плану;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывать своё предположение.
  •  организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Познавательные УУД:

  • отвечать на вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.
  • Дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников;

Коммуникативные УУД:

  • умениеоформлять свои мысли в устной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • участвовать в коллективном обсуждении проблемы при работе с текстом.
  • Участвовать в диалоге на уроке.
  • Участвовать в работе  в паре.

Формы работы учащихся:

фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

ХОД УРОКА.

I. Орг. момент 

Прозвенел звонок веселый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

.

2.  Снятие эмоционального напряжения.

Повернитесь  лицом друг к другу, улыбнитесь.  повернитесь теперь  ко мне, мы начинаем.

II. Включение в учебную деятельность.

Прочтём стихотворение  (слайд 1)

Ручеёк заливисто журчит.

Одуванчик ярко золотится.

Солнце так развесило лучи,

Словно крылья радужной жар-птицы.

И, на воле весело играя,

Я скажу вам: «Нет прекрасней края!»

Стихотворение это не простое, а с «секретом».

Из первых букв каждой строчки составьте слово.

Что получилось?          (РОССИЯ)

-Чем же для нас является Россия?      (РОССИЯ-ЭТО НАША РОДИНА).

III. Постановка целей и определение темы урока.

- Так, о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?     (о Родине, об Отечестве). Молодцы, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о нашей Родине. Ей посвящают свои произведения поэты, художники, музыканты, печатают книги, снимают фильмы.

(слайд 2)

Ученик Что мы Родиной зовём?

               Дом, где мы с тобой живём,

               И берёзки, вдоль которых

               Рядом с мамой мы идём.

(слайд 3)

Ученик 2 Что мы Родиной зовём?

                Поле с тонким колоском,

                Наши праздники и песни,

                Тёплый вечер за окном.

(слайд 4)

Ученик 3 Что мы Родиной зовём?

               Всё, что в сердце бережём,

               И под небом синим-синим

               Флаг России над Кремлём.

Откройте учебник стр. 86 и определите точнее тему нашего урока.

А сегодня мы узнаем, как о Родине написал Константин Дмитриевич Ушинский в своем произведении "Наше отечество".

( Тема урока:«Наше Отечество»)

Определим задачи на урок

Есть текст в учебнике, значит, первое, что мы должны сделать

1.Прочитать  и  обсудить…    (рассказ  «Наше Отечество»)

Вы назвали Россию  Родиной, Отечеством.

А как  вы думаете, есть ли всё-таки  разница между словом Родина и Отечество,  или эти слова обозначают одно и то же?

Ответы разные. Поэтому вторым пунктом плана мы поставим…

2. Ответить  на вопрос (есть ли  разница между словом Родина и Отечество)

А третью задачу я добавлю сама…

3. Порассуждать о том, что такое  малая  родина.

IV. Развитие речевого аппарата

Прежде чем приступить к изучению произведения, давайте подготовим свой артикуляционный аппарат к чтению.

  1. Упражнения для языка: "Лошадка". Цоканье.

2. Чтение чистоговорок:

Ра-ра-ра - начинается игра.

Ро-ро-ро - у мальчика ведро.

Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.

Ры-ры-ры - подарили нам шары.

Ре-ре-ре - стоит дом на горе.

Ри-ри-ри - на ветках снегири.

Ар-ар-ар - кипит наш самовар.

Арь-арь-арь - на стене висит фонарь.

3. Упражнение для глаз.

Глаза вверх, вниз (2р.)

вправо, влево (2р.)

на доску, на нос (2р.)

на левое плечо, на правое (2р.)

закройте глаза, откройте.

VI. Работа по теме урока

Работа над рассказом К.Д. Ушинского «Наше Отечество».

1.Введение в тему.

а) -Как называется рассказ, который мы будем читать?     («НашеОтечество»)        -Кто автор этого рассказа?    (К.Д. Ушинский)

     - Читали ли мы раньше произведения К. Ушинского?       (Не читали и не говорили о нём)

б) Рассказ об Ушинском.

Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. К. Д. Ушинский - знаменитый русский педагог, родился в Туле в 1824 г. В родной семье Костя получил хорошее воспитание, посещал местную гимназию, а в 16 лет отправился в Москву, где поступил и окончил университет. Константин Дмитриевич Ушинский известен и как автор прекрасных книг для детей. В интересных рассказах он раскрывал перед детьми многообразие окружающего мира, прививал детям правильные понятия о жизни. По его учебникам «Детский мир» и «Родное слово», предназначенным не только для школы, но и для семьи, многие поколения русских людей учились грамоте и чтению.

С тех пор прошло много времени, но рассказы Ушинского и сейчас мы можем прочитать на страницах современных учебников и книг.

в) Работа по иллюстрации.

- На иллюстрации изображен Георгий Победоносец.(картинка на доске) Сегодня мы видим изображение Георгия Победоносца на гербе России и города Москва.

Давным - давно на землю одного царя нападал жестокий дракон. Он уничтожал посевы, разрушал жилье. Жители страны, чтобы прекратить разбойные набеги дракона, согласились отдавать ему на растерзание своих детей. Все жители поочередно отдали своих детей, пришла очередь царской дочери Елизаветы. Вывели дракону царскую дочь. В это время в стране оказался молодой воин – Георгий. Он копьём пронзил гортань змею. Девушке он повелел связать змея поясом и как пса вести в город.  

Рассмотрите иллюстрацию на стр.87.(картинка на доске)

-Какое  историческое время  изображено на иллюстрации: прошлое или настоящее?    (и прошлое и настоящее)

-Докажите.

-Что относится к прошлому?     (Богатыри, летописец, старинные книги)

-Что относится к настоящему?   (Самолёт.Мальчик.)          

-Кстати, что необычного вы заметили в его одежде?   (Свитер раскрашен в цвета российского флага.)

- Что изображено срава от мальчика? Слева? За спиной?

Исходя из названия рассказа и иллюстраций, предположите, о чём пойдёт речь в тексте?   (о России, о её прошлом и настоящем).

2.Первичное восприятие рассказа.

- А теперь я прочитаю рассказ, а вы послушайте внимательно и ответьте на вопрос: "Почему Ушинский назвал свой рассказ «Наше отечество»?».

- Итак, кто ответит, почему Ушинский назвал рассказ «Наше отечество»? (Потому что про Родину, про отечество, про Россию…)

Как иначе можно озаглавить этот рассказ? (Наша Родина, наша Россия…)

-Верным ли оказалось наше предположение?       (Да, этот рассказ о России).

- Что узнали из рассказа?  КАК автор называет нашу Россию?  

                                                                          (Отечество, Родина, матушка, мать.)

  1. Словарная работа.

 Перед тем, как вы будете читать текст самостоятельно, прочитаем слова, которые могут вызвать затруднения

го-су-дарст-во   (Что такое государство?)

О-те-чест-во

ис-по-кон  веку    (Что это выражение означает?)  (с давних времён)                                                              

ле-то-пи-сец

Физминутка

4. Чтение рассказа учащимися.

Чтение «по цепочке» по смысловым частям.

- Сейчас будем читать вслух « по цепочке».

Текст рассказа, ребята, очень трудный, потому что в нём есть очень длинные предложения, поэтому будем читать по смысловым частям.

Читать надо выразительно, обращать внимание на знаки препинания, стараться читать целыми словами.

 -Поставьте пальчик на начало. Начинай читать. Все следим.

Молодцы! А теперь поработаем с текстом.

5.Выборочное чтение. Беседа по содержанию.

Ответьте словами текста.

- Почему Россию называют Отечеством? (Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.)

- КАК вы думаете, от какого слова образовалось слово Отечество?  (отец)

- Почему называют Родиной? (Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и всё в ней для нас родное.)

- А почему матерью? (А матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоили своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережёт нас от всяких врагов.)

А теперь, ребята, найдите слова, которыми автор описывает действия Родины, сравнивая её с мамой. (вскормила вспоила, выучила, защищает, бережёт)

Вот какие хорошие и добрые слова нашел Ушинский, чтобы сказать о Родине, как о маме.

Как мамочка своего ребенка кормит, поит, учит, защищает и бережет, так и Родина наша каждого человека вскормила, вспоила, выучила, защищает и бережет.

-Мамы похожи друг на друга или они все разные?  Чем они  похожи?

(Все мамы похожи чем-то, но и все разные.)

может быть, обменяться мамами, выбрать получше, покрасивее, подобрее?

 Нет.  Каждому  дорога своя мама.

-А есть ли на Земле другие государства?

(Да, есть другие страны.)

-А может быть у человека 3 Родины или 4?

(Родина у нас одна.В русском языке слово Родина и употребляется только в единственном числе).

Найдите подтверждение словам в рассказе.

Читаем последний абзац.

-Попробуйте определить главную мысль рассказа. (Одна у человека родная  мать - одна у него и Родина.)

Это пословица. Пословица - это краткое народное изречение, выражение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.

 - И если Родина у нас одна, как и мама, то, как к ней надо относиться?

(Её надо любить, беречь, защищать, охранять). (Маму свою любят, заботятся о ней, также надо любить и заботиться о своей родной земле, Родине).

- Какой рассказ мы с вами обсуждали?

- А теперь еще раз  давайте вспомним, как Ушинский называет Россию?

(Отечество, Родина, мать)

Вернёмся к задачам, которые мы ставили перед собой в начале урока. Первую задачу мы выполнили: прочитали и обсудили рассказ.

Сейчас поработаем над выполнением второй задачи.

6. Работа в парах.

Обсудите: есть ли разница между словом Родина и Отечество (сравните значение этих слов).

 (Родина, Отечество – это страна, где человек родился, и гражданином которой является)

Вывод: (Разницы  в значении слов нет.)

(Обратите внимание: эти слова – Россия, Родина, Отечество пишутся с большой буквы). 

-Какие  символы государства вы знаете?

Дети:  Герб, гимн, флаг.  

Россия –огромная страна, но в большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок - деревня или город, улица, дом, где он родился, живёт. Это его маленькая родина.

-Какое село для нас является  малой родиной?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Ребята, а сейчас подведём итоги всего нашего урока.

- С каким произведением вы познакомились на уроке? (Наше отечество)

- Кто написал его? (К.Д. Ушинский)

- Что нового узнали из рассказа? (….)

- Мы с вами говорили про наше Отечество, про нашу Родину, говорили о любви к Родине большой и малой.

А сейчас я вам предлагаю поработать в парах. Игра называется "Собери пословицу" На каждой парте лежит конверт. Вам нужно правильно собрать пословицы. Время пошло.

А теперь каждая папа зачитывает пословицу. если у вас есть такая, то откладываем ее в сторону

Родина — мать, умей за нее постоять.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

В бою за Отчизну и не страшна.

Родину любить — верно Родине служить.

Если дружба велика — будет Родина крепка.

Жить — Родине служить.

-У нас получилось?

-Мы все задачи урока выполнили?

-Вы старались?

А теперь обратимся к нашему дереву успеха. Если у вас все получилось, вам понравился урок и вас хорошее настроение прикрепите к дереву зеленый листик, .если урок вам понравился. но не все было понято, то вам  нужно прикрепить желтый листок., если вам было скучно и ничего непонятно-прикрепите красный листок

Сегодня вы все очень хорошо поработали, были активными, дружными.

-Урок окончен. Спасибо вам, ребята!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Р учеёк заливисто журчит. О дуванчик ярко золотится. С олнце так развесило лучи, С ловно крылья радужной жар-птицы. И , на воле весело играя, Я скажу вам: « Нет прекрасней края! » Р О С С И Я

Слайд 3

.

Слайд 7

ис-по-кон ве-ку го-су-дарст-во о-те-чест-во вскор-ми-ла за-щи-ща-ет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературной чтении 2 класса на тему "Хәтерсез күке" (на татарском языке)

Можно использовать на уроках литературы во 2 классе. Творчество Ф.Яруллина....

Разработка урока литературного чтения 1 класс Л. Толстой "Косточка"

Знакомство с произведением Л.Толстого "Косточка", анализ произведения...

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

Урок литературного чтения 1 класс К.Д.Ушинский "Наше Отечество".

Урок  литературного чтения  проведён  в  1 классе 7 февраля 2013 года в рамках районного семинара  "Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в начальной школе".Рабо...

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...