Рабочая программа по литературному чтению
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

Терехова Ирина Владимировна

3 класс (ФГОС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit._chten_3_kl_r._pr.docx87.36 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая                программа

Литературное чтение

3 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.За основу взята  авторская программа Л.Ф.Климановой,В.Г.Горецкого, Л.А.Виноградской «Литературное чтение».

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.

Цели курса:

  1. овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; совершенствование всех видов речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;
  2. развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение;
  3. обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной куль туре и культуре народов многонациональной России и других стран.

Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.

Знакомство учащихсякласса с доступными их возрасту художественными произведениями, духовно-нравственное и эстетическое содержание которых активно влияет на чувства, сознание и волю читателя, способствует формированию личных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает у них умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека, формирует навыки доброжелательного сотрудничества.

Важнейшим аспектом литературного чтения является формирование навыка чтения и других видов речевой деятельности учащихся. Они овладевают осознанным и выразительным чтением, чтением текстов про себя, учатся ориентироваться в книге, использовать её для расширения своих знаний об окружающем мире.

В процессе освоения курса у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умения составлять диалоги, высказывать собственное мнение, строить монолог в соответствии с речевой задачей, работать с различными видами текстов, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях.

На уроках формируется читательская компетентность, помогающая ученику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования.Грамотный читатель имеет потребность в постоянном чтении книг, владееттехникой чтения иприёмами работы с текстом,пониманием  прочитанного  и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить.  

Данный курс пробуждает интерес к чтению художественных произведений. Внимание начинающего читателя обращается на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя. Дети учатся чувствовать красоту поэтического слова, ценить образность словесного искусства.

Задачи курса:

— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

— работать с различными типами текстов;

—создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать читательскую самостоятельность.

Программа

Литературное чтение. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: «Просвещение», 2011.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Раздел «Круг детского чтения» включает произведения устного творчества народов России и зарубежных стран, произведения классиков отечественной и зарубежной литературы и современных писателей России и других стран (художественные и научно-познавательные). Программа включает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.

Учащиеся работают с книгами, учатся выбирать их по своим интересам. Новые книги пополняют  знания об окружающем мире, жизни сверстников, об их отношении друг к другу, труду, к Родине. В процессе обучения обогащается социально-нравственный и эстетический опыт ребёнка, формируя у школьников читательскую самостоятельность.

Программа предусматривает знакомство с книгой как источником различного вида информации и формирование библиографических умений.

Раздел«Виды речевой и читательской деятельности»включает все виды речевой и читательской деятельности (умение читать, слушать, говорить и писать) и работу с разными видами текстов. Раздел направлен на формирование речевой культуры учащихся, на совершенствование коммуникативных навыков, главным из которых является навык чтения.

Навык чтения. Идёт изменение приёмов овладения навыком чтения: увеличивается скорость чтения (беглое чтение), постепенно вводится чтение про себя с воспроизведением содержания прочитанного. Учащиеся постепенно овладевают рациональными приёмами чтения и понимания прочитанного, орфоэпическими и интонационными нормами чтения, слов и предложений, осваивают разные виды чтения текста (выборочное, ознакомительное, изучающее) и используют их в соответствии с конкретной речевой задачей.

Параллельно с формированием навыка беглого, осознанного чтения ведётся целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения.

Совершенствование устной речи (умения слушать и говорить) проводится параллельно с обучением чтению. Совершенствуются умения воспринимать на слух высказывание или чтение собеседника, понимать цели речевого высказывания, задавать вопросы по услышанному или прочитанному произведению, высказывать свою точку зрения. Усваиваются продуктивные формы диалога, формулы речевого этикета в условиях учебного и внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета и общения людей проводится на основе литературных (фольклорных и классических) произведений. Совершенствуется монологическая речь учащихся (с опорой на авторский текст, на предложенную тему или проблему для обсуждения), целенаправленно пополняется активный словарный запас. Учащиеся осваивают сжатый, выборочный и полный пересказ прочитанного или услышанного произведения.

Особое значение имеет работа с текстом художественного произведения.На уроках литературного чтения совершенствуется представление о текстах (описание, рассуждение, повествование); учащиеся сравнивают художественные, деловые (учебные)  и научно-познавательные тексты, учатся соотносить заглавие с содержанием текста (его темой, главной мыслью), овладевают такими речевыми умениями, как деление текста на части, озаглавливание, составление плана, различение главной и дополнительной информации текста.

Программой предусмотреналитературоведческая пропедевтика.Учащиеся получают  представления о главной теме, идее (основной мысли) читаемого литературного произведения, об основных жанрах литературных произведений (рассказ, стихотворение, сказка, басня), особенностях малых фольклорных жанров (загадка, пословица, считалка, прибаутка). Дети учатся использовать изобразительные и выразительные средства словесного искусства («живописание словом», сравнение, олицетворение, эпитет, метафора (пока без использования терминологии), ритмичность и музыкальность стихотворной речи).

При анализе художественного текста на первый план выдвигается художественный образ (без термина). Сравнивая художественный и научно-познавательный тексты, учащиеся осознают, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли и чувства.

Анализ образных средств языка  проводится в объёме, который позволяет детям почувствовать целостность художественного образа, адекватно воспринять героя произведения и сопереживать ему.

Дети осваивают разные виды пересказов художественного текста: подробный (с использованием образных слов и выражений), выборочный и краткий (передача основных мыслей).

На основе чтения и анализа прочитанного текста учащиеся осмысливают поступки, характер и речь героя, составляют его характеристику, обсуждают мотивы поведения героя, соотнося их с нормами морали, осознают духовно-нравственный смысл прочитанного произведения.

Раздел «Опыт творческой деятельности» раскрывает приёмы и способы деятельности, которые помогут учащимся адекватно воспринимать художественное произведение и проявлять собственные творческие способности. При работе с художественным текстом (со словом) используется жизненный, конкретно-чувственный опыт ребёнка и активизируются образные представления, возникающие у него в процессе чтения, развивается умение воссоздавать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Такой подход обеспечивает полноценное восприятие литературного произведения, формирование нравственно-эстетического отношения к действительности. Учащиеся выбирают произведения (отрывки из них) для чтения по ролям, словесного рисования, инсценирования и декламации, выступают в роли актёров, режиссёров и художников. Они пишут изложения  и сочинения, сочиняют стихи и сказки, у них развивается интерес  к литературному  творчеству писателей, создателей произведения словесного искусства.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Литературное чтение» рассчитан на 448 часов.  В 3 классе на изучение  литературного чтения отводится 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих  личностных,  метапредметных,  предметных результатов:

Личностные

Метапредметные

Предметные

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

2) средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относится к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие  мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной ин формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,  осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план(под руководством учителя), находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать  с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование – создание текста по аналогии, рассуждение -  письменный ответ на вопрос, описание - характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение.

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3 класс (136 ч)

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи  (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определения последовательности событий,  осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному произведению.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры и формирование   коммуникативно - речевых умений и навыков.

Постепенный переход к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и  интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания.  Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости  на произведение.  Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон, темп, определить логические ударения  и паузы).

Развитие умения читать про себя.

Чтение про себя.Осознание смысла произведения . Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном,  научно-популярном – и их сравнение, Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведений, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению. Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и  самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание.  Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступление товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал).

Типы книг( изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книги на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога.  Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей  художественного текста: своеобразие  выразительных средств  языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали.  Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов  России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов  и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа  художественного текста: подробный, выборочный и  краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли  каждой части и всего текста, озаглавливание  каждой части и всего текста): определение главной мысли  фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в  виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ  всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умение предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Работа с научно - популярным, учебным и другими текстами

Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации).  Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые и опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой  на ключевые  слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного  в содержании текста). Умение  работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать  и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению. Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт.  Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературного этикета.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

         Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст по предложенной теме или в форме  ответа на вопрос  Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе. Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения)  с учётом особенностей монологического высказывания.         

        Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам или на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Норма письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини - сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

№ п /п

Разделы, темы

Рабочая программа

1

Вводный урок

2

Самое великое чудо на свете

4 ч

3

Устное народное творчество

14 ч

4

Поэтические тетради              

 I часть №1

11ч

I часть №2

6 ч

II часть №1

6 ч

II часть №2

8 ч

5

Великие русские писатели

24 ч

6

Литературные сказки

8 ч

7

Были - небылицы

10 ч

8

Люби живое

16 ч

9

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12 ч

10

По страницам детских журналов

8 ч

11

Зарубежная литература

8 ч

                                                  ИТОГО:  

136 ч

Тематическое планирование

Литературное чтение   (136 ч)

3 класс

(Учебник «Литературное чтение» в 2-х частях, авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М.В. Бойкина)

Количество в  неделю- 4 часа

№урока п/п

№ур.  в теме

Дата

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

     1 частьВводный урок по курсу литературного чтения  (1 ч)

1

1

Знакомство с учебником по литературному чтению.Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

Ориентироваться в учебнике по литературному чтению. Знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий.Находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника. Предполагать на основе названия содержание главы.

Пользоваться словарем  в конце учебника.

Составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.

Самое великое чудо на свете (4 ч)

2

1

Знакомство с названием раздела "Самое великое чудо на свете".  Прогнозирование его содержания. Рукописные книги Древней Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке. Читать текст целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения  при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить в книге необходимую информацию. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего, будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом.Читать возможные аннотации на книги. Составлятьаннотации на книги (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг  с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

3

2

Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии, рисунки, текст - объекты для получения необходимой информации.

4

3

Подготовка сообщения на основе статьи учебника о первопечатнике Иване Фёдорове.

5

4

Оценка достижений.

Устное народное творчество (14 ч)

6

1

Знакомство с названием раздела "Устное народное творчество". Прогнозирование его содержания. Русские народные песни (обращение к силам природы;  лирические и  шуточные народные песни).Наизусть

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры.Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности.

Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения.

Называть виды прикладного искусства.Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов.Ускорять или замедлять темп чтения, соотнося его с содержанием.Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывать волшебные события.

Сравнивать содержания сказок и иллюстрации к ним.Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке.Использовать слова с противоположным значением для характеристики  героев. Называть основные черты характера героев, характеризовать их. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории.Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства.Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг  с другом, выражать свою позицию.Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

7

2

Докучные сказки. Сочинение докучных сказок.

8

3

Произведения прикладного искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская игрушки.

9-10

4-5

"Сестрица Алёнушка и братец Иванушка" (русская народная сказка).Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки.  Характеристика героев сказки.

11-13

6-8

"Иван-Царевич и Серый волк" (русская народная сказка).Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки.  Характеристика героев сказки. Иллюстрации В.Васнецова  и И.Билибина к сказке. Сравнение художественного и живописного текстов.

14-16

9-11

"Сивка-Бурка" (русская народная сказка).Особенности волшебной сказки. Деление текста на части. Составление плана сказки.  Характеристика героев сказки. Иллюстрация В.Васнецова к сказке.

17

12

Проект: "Сочиняем волшебную сказку"

18-19

13-14

Оценка достижений.

Поэтическая тетрадь 1 (11ч)

20

1

Знакомство с названием раздела "Поэтическая тетрадь 1". Прогнозирование его содержания. Проект: "Как научиться читать стихи" на основе научно-популярной статьи Я.Смоленского.

Прогнозировать содержание раздела.Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.Определять различные средства выразительности.Использовать приёмы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения).Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности.Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения.

21

2

Русские поэты XIX-XX в. Ф. Тютчев "Весенняя гроза"(наизусть), "Листья". Звукопись, её художественно-выразительное значение. Олицетворение-средство художественной выразительности..

22

3

Сочинение-миниатюра "О чём расскажут осенние листья"

23

4

А.А.Фет "Мама! Глянь-ка из окошка..." Картины природы.Эпитеты-слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения.

24

5

А.А.Ф  «Зреет рожь над жаркой нивой».Картины природы. Эпитеты-слова, рисующие картины природы. Выразительное чтение стихотворения.

25

6

И.С.Никитин "Полно, степь моя...", "Встреча зимы".Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Олицетворение как приём создания картины природы.

26

7

Подготовка сценария утренника "Первый снег".

27

8

И.З.Суриков "Детство".

28

9

И.З.Суриков "Зима". Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении.

29

10

Конкурс чтецов по изученным произведениям раздела. (наизусть)

30

11

Оценка достижений

Великие русские писатели (24ч)

31

1

Знакомство с названием раздела "Великие русские писатели". Прогнозирование его содержания.  А.С.Пушкин. Подготовка сообщения "Что я узнал о жизни А.С.Пушкина"

Прогнозировать содержание раздела.Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности.Читать произведения вcлyx и про себя, учитывая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение. Различать лирического и прозаического произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснить значение некоторых слов с опорой на текст либо  пользуясь словарём в учебнике (толковым). Находить средства худож. выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства худож. выраз-ти в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литер. сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литер. сказки. Самост-но определять тему и главную мысль рассказа. Сравнивать расссказ-описание и рассказ-рассуждение. Составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану.Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в тексте. Представлять и героев басни на основе их поступков.Инсценироватьбасни.Различать в басне изображённые события и замаскированный, скрытый смыл.Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

32

2

А.С.Пушкин Лирические стихотворения. "За весной, красой природы...", "Уж небо осенью дышало... «(наизусть), "В тот год осенняя погода...". Настроение стихотворения.Средства худ. выразит-те : эпитет, сравнение.Звукопись, её художественно-выразительное значение.

33

3

А.С.Пушкин "Зимнее утро". Настроение стихотворения. Средства худ. выразит-ти: эпитет, сравнение.

34

4

А.С.Пушкин "Зимний вечер". Звукопись, её выразительное значение.Средства худ. выразит-ти: эпитет, сравнение.Звукопись, её художественно-выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин.

35-38

5-8

А.С.Пушкин "Сказка о царе Салтане…".  Тема сказки. События  сказочного текста. Сравнение народной и литературной сказок.  Особенности волшебной сказки. Герои литер. сказки. Нравственный смысл сказки. Рисунки И.Билибина к сказке, соотнесение их с худож. текстом,  сравнение.

39

9

И.А.Крылов Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника, книг. Скульптурный портрет И.А.Крылова. "Мартышка и очки". Мораль басни. Нравственный урок читателю. Хар-ка героев басен на основе их поступков.

40

10

И.А.Крылов  "Зеркало и обезьяна", "Ворона и лисица". Наизусть (по выбору)Мораль басни. Нравственный урок читателю. Хар-ка героев басен на основе их поступков.

41

11

Конкурс чтецов по басням  И.С.Крылова, инсценирование.

42

12

 Подготовка сообщения о М.Ю.Лермонтове  на основе статьи В.Воскобойникова из учебника. М.Ю.Лермонтов "Горные вершины".Лирические стихотворения. Настроение стихотворения.  Подбор музык. сопровождения к лирическому стихотворению.

43

13

М.Ю.Лермонтов "На севере диком стоит одиноко...". Лирические стихотворения. Настроение стихотворения.  Сравнение лирического текста и произведения живописи  (И.Шишкин).

44

14

М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Осень». Лирические стихотворения. Настроение стихотворения.  Сравнение лирического текста и произведения живописи  (А.Куинджи).(наизустьлюбое изученное стих-е)

45

15

Л.Н.Толстой  Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя). Сообщение о жизни и творчестве писателя.

46-47

16-17

Л.Н.Толстой "Акула".Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана.

48

18

Л.Н.Толстой "Прыжок".Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Сравнение рассказов. Главная мысль, события, герои).

49-50

19-20

Л.Н.Толстой "Лев и собачка".Тема и главная мысль рассказа.

51

21

Л.Н.Толстой "Какая бывает роса на траве". Рассказ-описание. Особенности прозаического лирического текста. Средства худож. выразит-ти в нём.

52

22

Л.Н.Толстой  "Куда девается вода из моря?" Текст-рассуждение. Сравнение текста-рассуждения и текста-описания.

53-54

23-24

Оценка достижений

Поэтическая тетрадь 2 (6ч)

55

1

Знакомство с названием раздела "Поэтическая тетрадь 2". Прогнозирование его содержания. Н.А.Некрасов "Славная осень!"Стихотворения о природе. Картины природы. Средства художественной выразительности.

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать стихи на слух.Читать стихотворение, выражая авторское настроение.Сравнивать текст-описание и текст-повествование.Находить средства худож-ной выраз-ти: сравнения, эпитеты, олицетворения. Следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении.Объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря учебника или толкового словаря. Высказывать свои собственные впечатления о прочитанном стихотворении. Создавать словесные картины по тексту стихотворения.Находить среди стихотворений произведение с использованием текста-повествования.Читать стихи выразительно, оценивать свои достижения.

56

2

Н.А.Некрасов "Не ветер бушует над бором..." (наизусть)

57

3

Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы". Повествовательное произведение в стихах. Авторское отношение к герою. Выраз-ное  чтение.

58

4

К.Д.Бальмонт "Золотое слово".Выраз-ное чтение. Создание словесных картин.

59

5

И.А.Бунин "Детство", "Полевые цветы".Выраз-ное чтение. Создание словесных картин.

60

6

Оценка достижений

Литературные сказки (8ч)

61

1

Знакомство с названием раздела "Литературные сказки". Прогнозирование его содержания. Д.Н.Мамин-Сибиряк "Алёнушкины сказки." Присказка."Сказка про храброго зайца..."

Прогнозировать содержание раздела. Воспринимать на слух тексты литер-ных сказок, высказывать своё мнение, отношение. Читать сказку вслух и про себя, использовать приёмы выразительного чтения при перечитывании сказки.Cpaвнивать содержание литературной и народной сказок; определять нравственный смысл сказки.Наблюдать за развитием и последовательностью событий в литер. сказках Сравнивать героев в литературной сказке, характеризовать их, используя тест сказки.Определять авторское отношение к изображаемому.Читать сказку в лицах.Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, с помощью словаря  в учебнике или  толкового словаря. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работы, представленной в учебнике.

62

2

Д.Н.Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца..."Сравнение литерат. и  народной сказок. Герои сказки и их характеристика. Нравственный смысл сказки.

63-64

3-4

В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница".Герои сказки и их характеристика. Нравственный смысл сказки.

65-67

5-7

В.Ф.Одоевский "Мороз Иванович".Сравнение литерат. и  народной сказок. Герои сказки и их сравнение. Составление плана сказки. Подробный и выборочный пересказ.

68

8

Оценка достижений

2 часть Были-небылицы (10ч)

69

1

2-ая часть Знакомство с названием раздела "Были-небылицы". Прогнозирование его содержания. Горький "Случай с Евсейкой".Приём сравнения-основной приём описания подводного царства.

Прогнозировать содержание раздела. Определять особенности сказки и рассказа.Различать вымышленные события и реальные.Определять нравственный смысл поступков героя.Выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях.Находить средства художественной выразительности в прозаическом тексте.Составлять план для краткого и полного пересказов.Пересказывать текст подробно и выборочно.Определять характеристики героев произведения с опорой на текст.Рассказывать о прочитанных книгах.Самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории.Находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль.Читать сказку выразительно по ролям.

70

2

М.Горький "Случай с Евсейкой".Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки.

71-73

3-5

К.Г.Паустовский "Растрёпанный воробей".Определение жанра произведения. Герои сказки и их характеристика.

74-77

6-9

А.И.Куприн "Слон."Основные события произведения. Составление различныхвариантов плана. Пересказ.

78

10

Оценка достижений

Поэтическая тетрадь 1 (6 ч)

79

1

Знакомство с названием раздела "Поэтическая тетрадь 1". Прогнозирование его содержания.С.Чёрный "Что ты тискаешь утёнка?", "Воробей", "Слон".Стихи о животных.Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому.

Прогнозировать содержание раздела. Читать стихотворение, отражая настроение. Находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения .Сравнивать стихи на одну и ту же тему. Выбирать стихи по своему вкусу и читать их выразительно. Объяснять смысл выражений с опорой на текст. Определять авторское отношение к изображаемому. Придумывать стихотворные тексты.Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом. Участвовать в конкурсе стихов со своим любимым стихотворением.Самостоятельнооценивать свои достижения.

80

2

А.А.Блок "Ветхая избушка".Картины зимних забав. Средства художественной выразительности.

81

3

А.А.Блок "Сны", "Ворона".Средства художественной выразительности для создания образа. Сравнение стих. на одну и ту же тему.

82

4

С.А.Есенин "Черёмуха".Наизусть (по выбору учителя)Выразительное чтение стих. Средства художественной выразительности для создания картин  цветущей черёмухи.

83

5

Конкурс чтецов по изученным произведениям раздела.

84

6

Оценка достижений

Люби живое (16ч)

85

1

Знакомство с названием раздела "Люби живое ". Прогнозирование его содержания.М.М.Пришвин "Моя Родина".Заголовок – «входная дверь» в текст Основная мыль текста. Сочинение на основе худож.текста.

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения.Читать и воспринимать на слух произведения. Определять жанр произведения.Понимать нравственный смысл рассказов.Определять основную мысль рассказа.Составлять план произведения.

Рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер.Сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора.Пересказывать произведение на основе плана.Придумывать свои рассказы о животных.Проверять составленный план, сверяя его с текстом и сам-нооценивать свои достижения.

86-87

2-3

И.С.Соколов-Микитов "Листопадничек."Почему такое название? Определение жанра произв-ия.  Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

88

4

В.И.Белов "Малька провинилась". Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.

89

5

В.И.Белов "Ещё раз проМальку".Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.

90-92

6-8

В.В.Бианки "Мышонок Пик". Составление плана на основе названия глав. Рассказ о герое произв-ия.

93-96

9-12

Б.С.Житков "Про обезьянку". Герои произведения. Пересказ. Краткий пересказ.

97

13

В.П.Астафьев "Капалуха".  Герои произведения.

98

14

В.Ю.Драгунский "Он живой и светится".Нравственный смысл рассказа.

99-100

15-16

Оценка достижений

Поэтическая тетрадь 2 (8 ч)

101

1

Знакомство с названием раздела "Поэтическая тетрадь 2". Прогнозирование его содержания.  С.Я.Маршак "Гроза днём", "В лесу над росистой поляной".Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.

 Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу  на уроке, осмысливать цели  чтения. Читать стихотворение, отражая позицию автора и своё отношение к изображаемому.Сравнивать название произв-я и его содержание, высказывать своё мнение.  Находить в стихотворениях  средства худож. выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Сочинять стих-я. Участвовать в творческих группах. Заучивать стихи наизусть.Проверять чтение друг друга,работая в паресам-нооценивать свои достижения.

102

2

А.Л.Барто "Разлука", "В театре".Выразительное чтение.

103

3

С.В.Михалков "Если".Выразительное чтение.

104

4

Е.А.Благинина "Кукушка", "Котёнок".Выразительное чтение.

105-106

5-6

Проект: " Праздник поэзии".

107

7

Оценка достижений

108

8

Праздник поэзии (наизусть по выбору)

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (12 ч)

109

1

Знакомство с названием раздела "Собирай по ягодке - наберёшь кузовок". Прогнозирование его содержания. Б.В.Шергин"Собирай по ягодке - наберёшь кузовок". Особенность заголовка произв-я. Соотнесение пословицы и содержание произведения.

Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл, название темы; подбирать книги, соответствующие теме.

Планировать работу с произведением на уроке с использованием условных обозначений.Воспринимать на слух художественное произведение; читать вслyx и про себя, ocмысливая содержание.Объяснять смысл названия произведения. Соотносить пословицу с содержанием произведения.Отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять главную мысль текста.Придумывать свои вопросы к текстам. Наблюдать за особенностями речи героев.Понимать особенности юмористических произведений; выделять эпизоды, которые вызывают смех; определять отношение автора к событиям и героям.Придумывать самостоятельно юмористические рассказы о жизни детей. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Читать и воспринимать на слух худож-оепроизв-ие.

110

2

А.П.Платонов "Цветок на земле".Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

111

3

А.П.Платонов "Цветок на земле", "Ещё мама".Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

112

4

А.П.Платонов  "Ещё мама.Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

113-114

5-6

М.М.Зощенко "Золотые слова". Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль рассказа. Восстановление порядка событий.

115-116

7-8

М.М.Зощенко "Великие путешественники".Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Главная мысль рассказа. Восстановление порядка событий.

117 -118

9-10

Н.Н.Носов "Федина задача".Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.

119

11

Н.Н.Носов "Телефон".Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Сборник юмористических рассказов Н.Носова.

120

12

Оценка достижений

По  страницам детских журналов (8 ч)

121

1

Знакомство с названием раздела "По страницам детских журналов". Прогнозирование его содержания. "Мурзилка" и "Весёлые картинки" - самые старые детские журналы. Л.А.Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой".

Прогнозировать содержание раздела.  Планировать работу  на уроке (начало, конец, виды деятельности). Выбирать для себя необходимый и интересный журнал. Определять тему для чтения.Находить в библиотеке детские журналы по выбранной теме.Воспринимать на слух прочитанное и отвечать на вопросы по содержанию. Читать текст без ошибок, плавно соединяя слова в словосочетания.

Использовать приём увеличения темпа чтения «чтение в темпе разговорной речи». Придумывать самостоятельно вопросы по содержанию. Находить необходимую информацию в журнале.Готовить сообщение по теме, используя информацию журнала.Сочинять по материалам художественных текстов свои произведения (советы, легенды).Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.        

122

2

Л.А.Кассиль "Отметки Риммы Лебедевой".Вопросы и ответы по содержанию.

123

3

Ю.И.Ермолаев "Проговорился".Вопросы и ответы по содержанию.Пересказ.

124

4

Ю.И.Ермолаев "Воспитатели".Вопросы и ответы по содержанию.Пересказ.

125

5

Г.Остер "Вредные советы". Создание сборника добрых советов. Создание собственного сборника добрых советов.

126

6

Г.Остер "Как получаются легенды". Что такое легенда.Легенды своей семьи, своего дома, своего города.

127

7

Р.Сеф "Весёлые стихи". Выразительное чтение.

128

8

Оценка достижений

Зарубежная литература (8ч)

129

1

Знакомство с названием раздела "Зарубежная литература". Прогнозирование его содержания. Древнегреческий миф "Храбрый Персей".

Прогнозировать содержание раздела.  Планировать работу  на уроке.Читать и воспринимать на слух худож-обепровизией.Находить в мифологическом тексте эпизоды, рассказывающие о представлениях древних людей о мире.

Составлять рассказ о творчестве писателей (с помощью учителя).Пересказывать выборочно произведение.Сравнивать сказки разных народов. Сочинять свои сказки. Определять нравственный смысл сказки (с помощью учителя).Подбирать книги по рекомендованному списку и собственному выбору; записывать названия и авторов произведений, прочитанных летом.Рассказывать о прочитанных книгах зарубежных писателей, выражать своё мнение.Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

130-131

2-3

Древнегреческий миф "Храбрый Персей. Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические герои и их подвиги. Пересказ.

132-135

4-7

Г.-Андерсен "Гадкий утёнок".Нравственный смысл сказки. Создание рисунков к сказке. Подготовка сообщения о великом сказочнике. Оценка достижений.

136

8

Оценка достижений

Материально– техническое обеспечение образовательного процесса

Список литературы

1. Климанова Л.Ф. , Бойкина М.В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1 -4 классы.

2. Литературное чтение. Учебник. 3класс. В 2-х частях (сост. Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская)

3.Климанова Л.Ф., ГорецкийВ.Г.,  Голованова М.В. Уроки  литературного чтения. Поурочные разработки. 3 класс.

4. Ушакова О.Д. Великие писатели. Справочник школьника, - СПб.: Литера, 2004

5. Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. -М., «Баллас», «С-Инфо», 1995

7. Оморокова М. И., Рапопорт И. А., Постоловский И. З. Преодоление трудностей: из опыта обучения чтению:Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2004

8. Кудина Г. Н, Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла: Методические разработки.-М.: Центр альтернативной педагогики искусства, 1990.

9. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Книга для учителя. -М .: Просвещение.2009

10. Журнал «Начальная школа»

11. Газета «1 сентября

12. Словари

13. Репродукции картин и художественные фотографии

14. Детские книги разных типов из круга детского чтения.

15. Портреты поэтов и писателей.

Технические средства обучения

Настенная доска

Мультимедийный проектор

Электронная доска

Компьютер

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи художественного исполнения изучаемых произведений

Интернет-ресурсы:

http:www.Nachalka.com.

http:www.viku.rdf.ru

http:www.resedu.ru

http://school-collection.edu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...